Восхождение на Казбек в октябре 2012
"Ничего себе" или "вот это да!"
14 октября 2012 года в 17.15 я и Саша Дулов сели в автобус «Волгоград - Пятигорск», отходящий от привокзальной площади. Билеты куплены до Георгиевска. Настроение у нас боевое – предстоит интересное путешествие.
Нас пока только двое – Леша с Леной поедут только восьмичасовым автобусом. До самого Владикавказа.
А мы, как истые матрасники, решили ехать с пересадкой, чтобы понежиться на верхних полках поезда.
Короче, впереди у нас много часов скрюченности, два термоса с чаем, бутерброды, яблоки и мегабайты музыки.
Ура!
15.10.12
В Буденовске мы выяснили, что опаздываем на полчаса. То есть в Георгиевске мы должны сойти в 4.50 утра и сесть на поезд в 5.53. При нормальном стечении обстоятельств у нас час времени на путешествие от авто до ж/д вокзала. Однако, судя по темпу нашего автобуса – все может повернуться не лучшим образом.
Ан нет, успеваем еще и по чаю на лавочке железнодорожной станции.
Поезд мерным постукиванием «пи» уносит нас в далекий Владикавказ.
Приехав во Владикавказ, первым делом сдаем рюкзаки в камеру хранения. Это стоит нам с Сашкой по 120 рублей. Прямо как в Москве, замечает он.
Впереди у нас несколько задач: встретить отстающую часть группы, заехать на базу МЧС и посетить пограничников.
Хватаем такси и едем. Причем, мы же хитрые – отходим от вокзала на пару улиц и вызываем такси оттуда – это гораздо дешевле. Пока едем, любуемся городом – много очень старинных домов красного кирпича, что создает атмосферу изысканности и патриархальности.
Первым делом посещаем МЧС – здесь нас достаточно доброжелательно встречают, говорят, что если мы встанем на плато – палатки может посрывать ветром. Нда… Но мы же не собираемся вставать на плато на леднике на 4200 м. Сурового вида девушка предлагает заполнить документы с маршрутом, расписаться и желает нам удачи.
Выходим на улицу – погода настолько хороша, виден Казбек.
Второе дело – пограничники. Внутрь нас не пускают, пропуска нам выносят прямо на проходную. И тут выясняется – Лена в заявлении неправильно указала свою фамилию. Косяяяк… Но любезный сотрудник управления Юлия соглашается позвонить пограничникам в Кармадоне и все уладить.
Это стало первым звеном, приведшим к потере таких важных фотографий нашего маршрута восхождения. Но все по порядку.
А тут и наши товарищи высадились на автовокзале. Леха достаточно быстро нашел такси до Кармадона, пока мы с Сашкой возвращались пешком на вокзал за вещами. Хочется пить и по дороге покупаем швепс. Какое наслаждение!
В четвертом часу дня мы уже в районе поселка Кармадон. Самого поселка уже давно нет…
Здесь, уладив дела с пограничниками (слава богу, что нет никакой задержки с новым пропуском для Лены), выдвигаемся в поход.
К шести часам вечера, преодолев около 4 километров по достаточно хорошей дороге, подошли к нижним термальным источникам (высота 1514 м). Здесь даже организованы купальни, куда и планируем сходить после ужина. Короче, остаемся здесь.
А еще с нами из поселка пошел пес. Зовут его Альберт. Альберт Казбекович. Или Казбек Альбертович. Мы еще не определились.
О, как хорошо лежать в горячей ванне и смотреть на звезды…
16.10.12
Подъем в 7.00… Ну, короче, это я встал в семь. Группа продолжает делать вид, что спит. Погода отличная, температура плюс 7 по Цельсию. Да, я же взял с собой термометр, чтобы делать погодные наблюдения. Да, я очень серьезен… дешевый китайский пластиковый термометр.
В процессе приготовления завтрака мы выясняем, что наш пес вовсе не Альберт, а – Альба! Вот те раз… И как это мы сразу не заметили.
Сегодня нам предстоит подъем на верхние термальные источники на высоту 2300 м.
Вышли в 9.20. То есть почти 2.5 часа на сборы! Подобная тенденция сохранилась у нас на всем протяжении маршрута. Ну, раз так, значит так – в конце концов, у нас отпуск!
Первоначально сунулись идти низом вдоль Геналдона, но потом все же поднялись на общеупотребительную тропу, потому как по описаниям все ходят там. К тому же и будка пограничников находится как раз на тропе.
По пути продолжаем спорить, где же все-таки прошел сель, унесший жизни съемочной группы Бодрова и снесший поселок Кармадон. По моим предположениям, ледник должен оставить после себя срезанные склоны, груды острых камней, должен смыть весь слой плодородной почвы. Однако, пейзаж говорит об обратном – зализанные ветром и водой камни на дне ущелья, небольшой лесок. Я утверждаю, что если бы здесь прошел ледник, то ничего бы этого не было, что за 10 лет не успело бы образоваться столько плодородной почвы, чтобы образовался лес.
А Леха утверждает обратное. И приводит в качестве аргумента срезанный противоположный склон.
Короче, не понятно.
Посетив будку пограничников и отметив наши пропуска, узнаем, что Альбу зовут Жучкой, что она из поселка Тменикау, что расположен неподалеку. Сюрприз за сюрпризом!
Кстати, пограничники же разъяснили нам нашу загадку относительно селя. Те срезы на противоположном склоне – именно следы лавины.
И тут неожиданно на горизонте возникает проблема – возможно, Сашка забыл кошки. Чем это нам грозит, стараемся думать шепотом. В любом случае на обеде все выясниться.
В 13.10 встали на обед. И обедали аж до 15.20. Ничего себе! Или, как говорит Лена – вот это да! На сладкое у нас nuts и по кусочку nesquik.
А Альба обед проспала… Бедолага…
Кошки нашлись.
К 17.00 мы вышли к верхним термальным источникам. О, какие же здесь ванны! Это такие огромные бассейны, куда сразу может влезть несколько человек. И вода – от едва теплой до обжигающе горячей.
Короче, лепота.
Выкупавшись, идем готовить ужин.
По соседству с нами расположились охотники. На вопрос: «вы охотитесь?» нам ответили – мы считаем. И как они их считают с ружьями? Не понятно.
17.10.12
А на утро мы услышали выстрелы… Вот тебе и счетоводы…
Проснулись в семь, хотя планировали встать пол шестого. Позавтракали. К чаю у нас KitKat. Даже в городе такого разнообразия у меня нет! Похоже, мы ходим в горы, чтобы вкусно поесть.
Поднявшись немного выше, планируем спрятать среди камней еду, предназначенную на спуск.
Первым выходит Сашка. И Жучка бодро бежит следом. У нас в головах мысли: хорошо бы она пошла с нами на вершину! Идя вторым и глядя на Жучкин весело виляющий хвост, вспоминаю путешествие в Сванетию (Грузия) в августе этого же года, когда мы шедшего с нами пса Персика переправляли на веревке через реку. Ох, как не хочется мне повторения одного и того же.
Однако, собака оказалась не лишенной интеллекта и сообразительности. Когда к 11 часам мы подошли под ледник, Жучки и след простыл. Все поняла наша животина. И мы все поняли… Подъем-то на ледник предстоял с применением техники ледового лазания. Вкручивать буры полез Сашка, я на страховке.
Залезли на ледник, быстро пообедали, вышли в зону открытых трещин (2800 м над уровнем моря).
И перед нами открылась во всей красе полуторакилометровая по высоте каменная стена, ближе к верху обильно облитая льдом и посыпанная снегом. А там, наверху – то самое плато на 4200 м, базовый лагерь, откуда старт на вершину Казбека.
И тут выяснилось – фотографий с маршрутом у нас нет. По какому из кулуаров нам лезть вверх, не понятно. Когда заходили в Кармадонское пограничное управление, чтобы переделать пропуск Лене, то вместе со всеми документами в одном файле отдали и эти фотки, а пограничники оставили их себе… Сидят они, наверное, себе сейчас и гадают, зачем это мы им такие снимки красивые оставили с красными черточками маршрута…
Я лишь мельком видел те фотографии. Помню только, что они очень красивые… Сашка тоже слабо помнит, что, вроде, как по тому, что ближе к ледопаду…
Короче, в 18.25 вышли, вернее, вылезли к ночевкам на 3100 м. Я бы назвал этот подъем «полный п…ц», однако Сашка говорит, что это ключевой момент восхождения. В каком-то смысле, эти понятия схожи.
Поставили палатку и топим снег. Жизнь хороша! Сегодня лезть больше никуда не надо.
Термометр показывает 3 градуса по Цельсию.
В 20.30 попили чай. Черный, как я и просил. А то с самого начала похода в моем стакане салат из каких-то цветов… Встал вопрос о варке каши. В смысле, кому ее варить. А тут Леха забрал мои парадные вечерние галоши, а раз у меня теперь их нет, то и вылезти из палатки я не могу и, как следствие, не могу и варить кашу. В общем, мы с Леной остались греться в палатке, а Саша с Лехой отправились вновь разжигать горелку.
Немного раньше, где-то пол-восьмого позвонили и узнали погоду. Все отлично! Только где-то с 22-ого числа начнутся ветра. А сейчас тишь и благодать. На небе млечный путь. Я позвонил домой с Сашкиного телефона (моя нокия отказывалась ловить) и рассказал о текущих делах.
Ближе к ночи пошел снег.
18.10.12
Будильник прозвенел в 6.30. Боже мой, как не хочется вставать. Я вылез из палатки и пошел набирать снег. Кстати, снега за ночь почти не выпало, наверное, вчера сдувало откуда-то.
Через полтора часа кан закипел. В 9.30 выход. На небе облака, где-то среди скал поют птицы.
Сегодня нам предстоит подъем на 3700 м.
В 12.40 вышли к Кресту на 3500 м.
Здесь тоже располагаются места под ночевки. Пока готовили обед, с неба стал срываться снег, и Лена предложила присмотреться к этим местам, как к сегодняшним потенциальным ночевкам. Но лишь присмотреться.
В 15.15 выдвинулись дальше вверх. Интересное выражение – «дальше вверх». А здесь больше некуда двигаться. Вперед – значит, вверх. Назад – вниз. Прямо не походишь. Пока обедали, во время очередного «звонка другу» выяснили координаты предстоящего подъема. Эх, нам бы те фотографии… Леха кому-то позвонил и, думаю, фотки будут. Была бы связь…
От Креста по тропе зиг-загами идем вверх. Уже отсюда виден огромный камень, обозначающий ночевки на 3700. Через некоторое время теряем тропу, забирая влево. Да и как не потерять? Все в снегу, а некоторые места, что довольно хожалы летом, сейчас обледелени и стали абсолютно непроходимыми. Вернее так – непролазными. Поднявшись до уровня камня, резко траверсом уходим вправо, минуя несколько снежников. Кстати, здесь снег достаточно хорошо держит. Идем без связок.
Темнеет. К шести вечера встаем лагерем. Очень эпическое место. Небольшая площадка, не более, чем под две палатки, прикрытая с одной стороны склоном, а с другой – камнем, с двух других открывает вид на величественный ледопад слева и на долину Геналдон справа. Видны огни Владикавказа. Поставив палатку, Сашка с Лехой начинают готовить ужин.
Как и вчера, ненужные вещи складываем в одну кучу и перед сном накрываем тентом от второй палатки.
Стремительно холодает. Я вылез из палатки подышать свежим морозным воздухом и… замер, пораженный моментом. Синеватый сумрак окутывает своим морозным покрывалом камни, снег, ледопад, алмазное небо втягивает в себя весь окружающий мир, а палатка светится изнутри желтоватым светом, представляя из себя приземистый купол тепла, волею судеб заброшенный сюда на 3700. А внутри – друзья… Те, кто смотрят в одну с тобой сторону…
19.10.12
Будильник, как обычно, звенит в 6.30. с потолка палатки, чувствую головой, свисает лед. Конденсат… А в спальнике тепло.
Вылезаю из палатки в едва светлеющее пространство холода, забираю у Сашки зажигалку, беру горелку в тамбуре и иду ставить снег…
Термометр показывает минус 3 по Цельсию. Но по ощущениям – все минус 10. Страшно холодно, и страшно от того, что так холодно. Виднеющаяся вверху над ледопадом вершина горы Майли-хох только-только обагрилась слабоватым розовым. Вдали огни Владикавказа. И от того, что город так близко, становится теплее.
Через полтора часа вода закипает, и мы завариваем картофельное пюре. А колбаса настолько мерзлая, что ее приходится грызть.
В 9.25 у нас выход. Сегодня планируем подняться на 4200 м. По вычислениям нам набрать 500 м по вертикали и преодолеть по горизонтали метров 600. По поверхности с углом наклона почти 45 градусов.
Ну, и в общем, мелкими перебежками, отдыхая и приваливаясь, залезли на 4200. В одном месте почти уже под местами ночевок, кинули веревку. Все время шли по тропе, едва заметной среди снега и камней, некоторые туры казались нам вообще нелепыми. Быть может, по лету здесь и хорошо ходить. А сейчас идти очень опасно – всюду мелкая и не очень сыпуха присыпана снегом и проморожена льдом так, что ботинки почти ничего не цепляют и часто скользят вниз. Крайне неудобно идти. Иногда камни выворачиваются из-под ног, создавая рискованные моменты. А это скалолазание с рюкзаком… ммм… по почти отвесным участкам.
Но, тем не менее, корячась и матерясь, иногда даже и вслух, забрались на 4100. А здесь, как я уже и говорил, бросили веревочку. Короче, возникла проблема, как лучше идти – либо налево, где снежно-ледовые склоны, либо направо – где нависают своими обледенелыми выступами скалы.
Сашка пошел на разведку, присматриваясь больше к снежному склону. Мне немного приплохело здесь, и поэтому некоторое время я не принимал участия во всем этом безобразии – Леха рвался с веревкой лезть на скалы, а Санек хотел бросать веревку по снежному склону, где в принципе, я видел, веревку не закрепишь. И буры, тем более, не вкрутишь.
Я в пуховике лежал на своем рюкзаке, ловя раскайфушки, Лена спокойно за всем этим наблюдала.
А потом Сашке надоело перекрикиваться и спорить с Лехой.
Короче, закончилось все тем, что мы с Лехой полезли на скалы провешивать перила. А потом к нам присоединился и Сашка. Мы закрепили веревку, протянув ее между камней, выработали четкий план движения и, следуя ему, преодолели опасный участок.
На 4200, откуда открывается вид на величественный двуглавый Казбек и снежно-ледовое плато, мы занялись копательными работами. Здесь уже были организованы места под ночевки, многие из них обложены стенками, но все было завалено снегом. Очень долго примеряли мою шестиугольную палатку, пока яма в снегу не приобрела соответствующие размеры. Ох, нелегкая эта работа… «из болота тащить бегемота» как в детской песенке.
Затем поужинали. Никто из нас, кроме Лены, не отличался особым аппетитом. А вот чаю хотели все. Ибо пить здесь нечего.
Вот так и прошел день. Без обеда, но очень плодотворно.
Нелегко нам дались эти 500 метров вертикали…
20.10.12
Матрасничаем! Суббота же на дворе. Проснулись около восьми. Потому что спать просто больше не хотелось. Где-то после двух часов дня сходили на пик ОЖД (4300 м). С нашего базового лагеря до него всего 10-15 минут ходьбы.
Короче, отдыхаем. Слушаем музыку, читаем Экзюпери, набираемся сил. Любуемся видами.
Внизу, в долине реки Геналдон разлились облака, и отдельные горы кажутся нам островами, а дальше, где должен быть Владикавказ, за горизонт простирается белое марево, тихонечко колышущееся на ветру. Я никогда не видел моря, но, думаю, это то, что надо…
21.10.12
Воскресенье… Подъем в 4.30. пока кипятилась вода, пока собирались и экипировались, прошло часа два или больше. Короче, вышли где-то в семь.
У нас с собой два рюкзака с теплыми вещами, термосами и перекусом. Какие-то очень вкусные шоколадки – Ritter Sport. Чуть выше базового лагеря выходим в связках на ледник. По описаниям он должен быть открытым, однако недавний снег забил все трещины. Идем, кое-где проваливаясь выше колена.
Минуем гребень хребта Баркорд и где-то к полудню подходим под западную вершину, откуда начинаем траверсировать вверх. Леха вовремя заметил практически заметенную цепочку следов, огибающую склон. Нам, да без описания, как раз кстати. Идем довольно медленно. Пятьдесят шагов, пауза, пятьдесят шагов, большая пауза… тридцать шагов, пауза… тридцать шагов, пауза…
К двум часам дня подходим под седловину на высоте 4800 м. Слева высится восточная вершина, справа западная, а сверху нависает угрозой снежный карниз. Здесь и происходит разделение группы. Леха с Леной остаются ждать нас. Здесь же пристраховываем палками наши рюкзаки. А мы с Сашкой рвем вверх.
В каком-то отчете мы прочитали, что одна группа уже к трем дня была в базовом лагере… Спортсмены. А нам на спуск надо не меньше трех часов. И в октябре уже темнеет рано.
Ровно в 14.45 мы на вершине. Нам очень повезло – недавно прошедший снег позволяет нам подняться, не бросив ни одной веревки, используя только попеременную страховку. Кое-где даже лезем вверх на три такта. В скалах, между которыми лежат эти последние 200 метров вертикали, кое-где видим локальные петли, оставленные здесь когда-то другими группами.
А на вершине… а на вершине ветер и радость… и Сашка надувает синий шарик. И мы. На вершине. А внизу… а внизу все. Мир внизу. Облака внизу. Горы, люди, проблемы. Там… а мы здесь, наверху. И выше-то уже идти некуда… Эх, Жучка, зря с нами не пошла!
И я надуваю синий шарик…
Минут 10 мы на вершине, затем начинаем спуск. Таким же образом, с попеременной страховкой через ледоруб. Далеко внизу видим Леху с Леной, они лезут вверх. Понимая, что они не успеют по времени, вернее как, они-то успеют, вот только обратный путь по заснеженным крутым склонам Казбека в темноте очень опасен, закричали им, чтобы они спускались.
Но они продолжают упорно двигаться вверх.
Через некоторое время замечаем внизу еще одну фигуру, поднимающуюся вверх. Он быстро обогнал связку Лехи с Леной и поравнялся с нами. Это поляк. Мы в недоумении, как он не побоялся лезть соло по склону такой крутизны. Не понятно. Ничего себе! или нет, вот это да! У нас две версии – либо он больной, либо суперкрутой альпинист.
Долезаем до связки товарищей. Они говорят, что дойдут вон до тех скалок и тоже будут спускаться. Отлично!
В четвертом часу мы возвращаемся к рюкзакам, пьем чай. Встречаем еще одного поляка, менее дружелюбного. Оно и понятно.
Лишь к четырем часам пополудни, когда оба поляка уже давно свалили вниз, к нам подходит связка Леши с Леной.
В районе восьми вечера, возвращаемся в лагерь.
Неумолимо тянет домой…
22.10.12 – 24.10.12
Спуск! Что тут можно сказать? Быстрее, но опаснее, чем подъем. Склоны еще больше обледенели. Максимум сосредоточенности, которая изматывает хуже, чем физическая нагрузка.
Ночуем на 3500, затем на 2300…. Ванны… Неужели бывает так хорошо?
Во второй половине 24 октября доходим до поселка Тменикау. И нас встречает Жучка. О, а у нас для тебя есть колбаса и тушенка! Жучка, Жучка, умная псина. Но столько всего пропустила.
Неподалеку от пограничного управления нас забирает такси. Снежные пики, то скрываясь, то мелькая вновь на горизонте, притягивают наши взгляды. Казалось бы, ну что еще надо? Ну, там, к примеру, осетинский пирог, так нет же, сила притяжения сильнее…
194
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
И просьба сделать отчет и по путешествию по Сванетии :)
Посетить стоит.
Один музей М. Хергиани в Местии чего стоит)
она была без каменной стенки от ветра
хороших стоянок с защитной стеной 4-5
А это разве лучше, чем по контрфорсу слева? Кулуар, наверно, еще и камнеопасен.
На классике, я думаю, прилететь может только от идущих недалеко впереди. Я два раза поднимался - непосредственно по маршруту ничего не летело.
++О наличии групп на маршруте всё известно заранее.++
Это откуда? Я не знал.
И из этого следует, что группа, переходящая через него, не может спустить камни? Странное мнение.
++А о группах Вам скажут, как в МЧС, так и у пограничников.++
Ничего подобного, не скажут. Они не знают, кто на Казбек идет, а кто просто на ваннах отдохнуть.
Это вы, значит, хотели приготовить завтрак из какой-то части организма собаки??? :)
А вообще, молодцы, хорошо сходили! И с погодой вам сильно повезло!
А зачем вы у камня ночевали? я так понял, что вы на 3500 ночевали, потом у камня, а потом на 4200-не много ли ночевок?
Мы в этом году на Шау-Хох ходили (не без приключения конечно http://www.alaniatv.ru/home/6-accidents/14104-2012-09-14-18-55-51) , с ванн направо, как охотники ходят-которых вы видели, там поднимаешься почти под Геодезиста и стоит огромный камень, так вот там у охотников прям апартаменты... матрацы, пенки, все огорожено камнями, воды много в бутылках, а в этом месте как раз воды вообще нет-ни ручейка, но что поразило, так это миграция туров, они там толпами ходят... я сразу представил охотников, лежишь на пенке, бежит....-раз и "посчитал их"... вот так у нас в заповедных местах "считают" животных...