Эльбрус зимой для чайников-2 (Альпинизм, зима, гид, безопасность)
Краткое содержание предыдущей серии: год назад мастер спорта по альпинизму Ковалев повел 4-х новичков зимой на Эльбрус. Довел до седловины и повернул назад. По этому поводу на форуме развернулись бурные дебаты.

Оконченный траверс (Альпинизм, кузенков, кондрашкин, коваль, питер, тотмянин, безенгийская стена, безенги, зима)

Летом 1938 года команда ленинградских альпинистов под руководством заслуженного мастера спорта и заслуженного тренера СССР Евгения Андриановича Белецкого впервые совершила траверс Безенгийской стены – наиболее труднодоступной и суровой части Главного Кавказского хребта.
Зимой 2013-2014 года нашей команде выпала честь совершить первое зимнее прохождение этого замечательного маршрута.

Сергей Веденин: о международной аккредитации ЦШИ ФАР и предложениях по новой системе подготовки инструкторов альпинизма (школа инструкторов, red fox, vento, безенги)

В ноябре этого года на заседании Training Standards Panel UIAA (Комиссии UIAA по стандартам обучения в альпинизме) принято решение о международной аккредитации двухуровневой системы подготовки инструкторов в Центральной школе инструкторов альпинизма ФАР.

С одной стороны, это важное и даже историческое событие, свидетельствующее о признании заслуг и высокого уровня системы подготовки в советском и российском альпинизме.

С другой стороны, международная аккредитация - это хороший повод для того, чтобы задуматься о выводе нашей системы подготовки и обучения в альпинизме на новый, более высокий уровень.

Друзья, те, кто за нас переживал (что мы, разумеется, чувствовали), писал смски (на которые мы не могли ответить), звонил (а мы были вне зны доступа) - всем вам огромное спасибо, все завершилось удачно. Связка Кузенков Петр + Гуков Саня + Молодожен Вова успешно сходили (и, главное, спустились) на Чатын по ромбу (северной стене), хотя мероприяти оказалось жестче, чем мы думали. Из Четырех ночевок на стене одна была висячая, и три - сидячие, а на последние два дня из еды у нас остался только чай и шесть леденцов. Сняли записку группы Нилова за 2007 год. За последние 10 лет, по нашей информации, наша компания была там вторая.

Сказ о том как у Федот-стрельца ууиЙааа встал / он инструктором UIAA стал. Фоторепорт - ниже.

О судьбе отечественного учебного альпинизма,ЦШИ и сертификации UIAA (фоторепорт, жетон, обучение, инструктор uiaa, рональд уайтхед, фар)

Высота вершин - бренд или реальность? (Альпинизм, wgs-84, ск-42, эллипсоид красовского)

Всем известны программы "14 восьмитысячников", "7 вершин", "N вулканов" и т.п.
И сленг "восьмитысячник", "семитысячник", "пятитысячник" - распространен повсеместно.
И в результате "восьмитысячник" стоит, скажем, 15 000 $ а дешевка "семитысячник" - только 5000 $.
Хотя многие при этом подозревают, что это нисколько не влияет на сложность горы и на достоинство восхождения.
Но почти никто не знает, что высота вершин - понятие относительное, что это скорее бренд, чем достоверно известная физическая величина.

27 вариантов применения корделета* в горах, и не только… (Альпинизм, технические приемы, учимся, риск 60, периодика, горы, риск онсайт, альпинизм)
Организация переноски корделетов

К сезону :) Материал из журнала "РИСК онсайт" № 60 подготовил Сергей Веденин. Фото Елены Дмитренко

От редакции:

Аутдор на острие технического прогресса. Производители «железа» придумали девайсы практически под каждую конкретную потребность: подъем, спуск, страховку, полиспаст. Одна беда – унести с собой все это многообразие невозможно, да часто и незачем.
Курсантов российской Школы гидов учат обходиться во время работы с клиентами минимумом технических средств. Мы уверены, что многим этот опыт окажется полезен.

Переход с ИТО на свободное лазанье (Альпинизм, денис прокофьев, статьи, горы, ито и свободное лазанье, техника альпинизма)
Фото предоставил Денис Прокофьев

Красноярский альпинист и просто очень хороший человек Денис Прокофьев написал статью для тех, кто хочет более уверенно чувствовать себя на скальном рельефе. А я выпросила разрешение опубликовать ее здесь - для более широкого круга читателей.
Надеюсь, статья будет вам полезна!

Как держать ледовый инструмент: три хвата. Уилл Гадд (Ледолазание/drytoolling, хваты, will gadd, ледолазание)
Фото © redbull.com

Уилл Гадд в блоге делится своими находками в области ледолазания, поскольку радуется, видя, как люди перестают пробивать себе путь на льду, и начинают лезть успешно, безопасно, стильно и с удовольствием. И вот теперь Уилл определил для себя, как лучше учить людей держать ледовый инструмент так, чтобы им легче было бить в лед и лазать.

Уважаемые читатели “Риска”!
Я, Тимошенко Т.И. – старший тренер альпинистского сбора ФАСиЛ в Безенги (декабрь-январь 2013г.), хочу уточнить некоторые детали в организации и проведении альпмероприятия. Для того, чтобы не было различных домыслов типа - "питерцы, которые наверх поперлись", “питерцы подали сигнал бедствия”, ” МЧС провела спасательную операцию по спасению Питерцев” и т.д., и т.п.

А в это время в Безенги... (Альпинизм, крумкол, зима)

В то время как мы с жаром обсуждаем зорб, вопросы горного бега на Эльбрусе и другие, важные с точки зрения альпинизма вопросы, сводки с Крумкола (спасибо огромное Сереже Шибаеву и Али Хусеевичу) напоминают вести с фронта...

Хрустальный пик-2012. Северная стена Хан-Тенгри (Альпинизм, risk.ru, события, риск.ру, восхождения, мы в обществе, награждаем, outdoor проекты)
Линия маршрута. Фото из архива команды предоставил Александр Софрыгин

Представлять номинантов "Хрустального пика" начинаю неожиданно с конца списка. Что, в общем, совершенно случайно. Так захотелось.

На Риск.ру уже был фото-пост, посвященный этому восхождению казахской команды. И только. Пора узнать подробности!

Подборка фотографий из походов и восхождений в Архызе минувшим летом.

Способы и средства страховки при спуске и подъеме двух человек на сложном горном рельефе. Опыт зарубежных спасателей.
Ф. Фарберов 2010г.

Часть III. Вопросы тактики и техники страховки в различных случаях.

Часть II. Специальные системы и устройства для страховки двух человек.

I. Система страховки «Тандем Прусик». Рис. 1.

1. В конце 1980х – начале 90хгодов только один способ страховки успешно прошел многочисленные испытания и показал наиболее близкое соответствие параметрам, разработанным для СУ, предназначенных для страховки двух человек (см. п. 1.12., Часть I):

Этот способ называется страховка «Тандем Прусик» (Tandem Prusik Belay).
В начале 1990х в Канаде и США, а несколько позже и в Новой Зеландии, система «Тандем Прусик» была принята на вооружение спасателями в качестве основного рекомендованного способа страховки при спуске/подъеме двух и трех человек.

Система «Тандем Прусик» состоит из двух компонентов:
● Двух схватывающих узлов, сделанных из петель 8мм репшнура разной длины, через которые выдается или выбирается страховочная веревка.
● «Плавающего» узла «Радиум» (см. рис. 4), который служит для крепления петель к станции.
● В качестве схватывающих узлов применяются только классические узлы прусика в три оборота (см. рис. 1,2).

Способы и средства страховки при спуске и подъеме двух человек. Часть II. (Альпинизм, техника страховки, спуск пострадавшего, спасательные работы, альпинизм)

Рис. 1

Спуск пострадавшего с сопровождающим по сложному горному рельефу подручными средствами. Ф. Фарберов. 2009г.

Часть III. Спуск спасателя с пострадавшим по закрепленной веревке.

Во время спасательных работ силами малой группы (1-2 спасателя) не всегда возможно организовать спуск пострадавшего с сопровождающим по наиболее безопасной схеме, так как это описано в I и II части (см. http://www.risk.ru/users/fedor/6788/ и http://www.risk.ru/users/fedor/6883/).
В первую очередь это относится к ситуациям самоспасения в двойке, когда состояние травмированного альпиниста требует спуска с сопровождением. В этом случае необходима организация одновременного спуска спасателя с пострадавшим по закрепленной веревке.
Основной способ организации такого спуска показан в этой главе.

Рис.1

Спуск спасателя с пострадавшим по закрепленной веревке. (Альпинизм, спуск пострадавшего, подручные средства, спасательные работы, альпинизм)

Во время проведения спасработ подручными средствами силами малой группы (2-4 человека) ресурсы спасателей ограничены.
В таких случаях далеко не всегда возможно организовать спуск пострадавшего по наиболее безопасной схеме, так как это описано в первой части
(см. http://www.risk.ru/users/fedor/6788/).

Одна из типичных ситуаций при работе малой группы с ограниченным набором снаряжения - это невозможность организовать две надежных независимых станции для страховки и спуска.

Что делать, если имеющееся снаряжение и рельеф позволяют организовать только одну станцию?

Групповая аптечка в горах и не только! (Альпинизм, пмп, медикаменты, медицина в горах, первая помощь)

Сегодня один человек попросил дать рекомендацию по аптечке для путешествия в горы, чтобы информация не пропадала, решил выложить её сюда. Пусть вопрос достаточно изученный, но все же!

I. Последовательность действий при спуске пострадавшего с наращиванием
веревок с использованием двух тормозных устройств. Рис. 1-5.

● Способ, приведенный ниже, позволяет производить наращивание веревок силами одного спасателя.
● Данная схема работает при использовании любых тормозных устройств, а также при спуске на одинарной и двойной веревках.
● При наращивании двойной веревки, рекомендуется связывать каждую пару веревок отдельным узлом. В этом случае меньше вероятность заклинивания связочных узлов в трещине, чем при связывании веревок одним большим общим узлом.
Связывающие узлы необходимо разнести по длине веревки.

Наращивание спусковых веревок при транспортировке пострадавшего (Альпинизм, альпинизм, спасработы, подручные средства, спуск пострадавшего, наращивание веревок)