Оконченный траверс

Пишет koval, 13.01.2014 11:35

Оконченный траверс (Альпинизм, кузенков, кондрашкин, коваль, питер, тотмянин, безенгийская стена, безенги, зима)

Летом 1938 года команда ленинградских альпинистов под руководством заслуженного мастера спорта и заслуженного тренера СССР Евгения Андриановича Белецкого впервые совершила траверс Безенгийской стены – наиболее труднодоступной и суровой части Главного Кавказского хребта.
Зимой 2013-2014 года нашей команде выпала честь совершить первое зимнее прохождение этого замечательного маршрута.

Нас было четверо. Все имели достаточный опыт и технических и зимних и высотных восхождений, который позволил нам не только задуматься о таком проекте, но и реализовать его:
В двойке с Сергеем Кондрашкиным мы прошли северо-восточный контрфорс пика Победы на Тянь-Шане, вместе стояли на вершине Лхоцзе в Гималаях.
Петр Кузенков имел за плечами не только несколько альпинистских шестерок, но и богатый опыт лыжных походов.
Николай Тотмянин – человек-легенда. Заслуженный мастер спорта, шестикратный (!!!) снежный барс, по праву лидер современного отечественного альпинизма. Наверное нет более опытного, сильного и мудрого альпиниста, чем Николай. Надежность – вот слово, которое ярче всего характеризует этого человека.
Для меня это был седьмой зимний сезон в Безенги. Зимой пройдены и Гестола по северной стене, и Мижирги, и пик Пушкина, и Крумкол…
В разные годы ходили маршруты и на Джанги-тау, и на Шхару: что такое Безенгийская стена знали не по-наслышке.

Заехали в лагерь перед Новым Годом, для акклиматизации дважды поднялись в Теплый угол, переночевав на перемычке Думала – Укю.
Погода звенела, а душе у каждого из нас была абсолютная уверенность в том, что мы пройдем этот траверс.
27 декабря наша команда выдвинулась из лагеря в сторону Безенгийской стены. Первый раз ночевали на перевале Кель. К полудню второго дня достигаем перевала Цаннер, откуда собственно и начинается наш маршрут.

Начались трудовые будни. Короткий 9-ти часовой световой день диктовал свои правила игры: за это время нужно было не только стартовать и полноценно отработать на маршруте, но и найти и обустроить место для будущей ночевки. Первую, наиболее простую треть траверса (до Катына), это удавалось без особого труда. А далее все чаще приходилось заканчивать работу ночью, при свете фонариков.

Эта зима была малоснежной, что существенно отразилось на состоянии маршрута. С одной стороны мы были избавлены от изнурительной тропежки. С другой стороны, практически весь маршрут, за исключением Катынского плато, был крайне опасен для одновременного движения. Ветер оголил склоны и гребень до льда, и даже фирн по своей твердости скорее напоминал летний лед, чем снег. Оступишься – шансов на задержание нет. Шли только с попеременной страховкой, крутили буры и забивали снежные якоря и ледорубы. Даже пологий западный склон Гестолы был залит зимним льдом… Из 13-ти километров траверса где-то 9 с попеременной страховкой.

Ляльвер, Гестола, Катынское плато, наконец «пила» Катына. Узкий скальный гребень с многочисленными жандармами. Скалы залеплены вертикальным снегом, прежде чем лезть тщательно очищаешь зацепки и возможные места для установки точек страховки. В ход идут закладки, эксцентрики, якорные крючья.

Наступает вечер 31 декабря, становится темно, вся страна в едином порыве пьет шампанское и ест салат оливье. В это время мы, жадно оглядываясь на горящие огоньки грузинских сел, преодолеваем жандармы гребня Джангитау Западной, при свете фонариков перелезаем через карнизы, бьем крючья и крутим буры. Но Дед Мороз милостив к нам, и незадолго до полуночи мы уже сидим в палатке в мульде за первым пятитысячником, встретившимся на нашем пути.
Кстати, с собой у нас была можжевеловая веточка, символизирующая собой новогоднюю елку. Так что Новый год получился самый настоящий. За ненадобностью, а также в силу суровой брутальности нашего мероприятия елка была съедена вскоре после праздника.

Подобрались к «пиле» Шхары. Все те же жандармы, залепленные вертикальным снегом, острые как нож гребни и карнизы, свисающие на северную сторону. Короткий световой день и состояние маршрута не позволили преодолеть этот участок за световой день. Места для палатки решительно нет. Два часа работы и у нас чудесная сидячая ночевка на небольшом скальном выступе с видом на дружественную Сванетию. Надежная станция держит наши самостраховки, и мы дружно прижавшись друг к другу и болтая ногами в пропасти, встречаем очередной январский день.

Кстати, чтобы понапрасну не быть обвиненными бог знает в чем, официально заявляю, что наша группа из уважения к законам Российской Федерации тщательнейшим образом соблюдала установленную стометровую зону и ни разу не приближалась к государственной границе нашей Родины. Все вершинные туры были предварительно и по указанию Анаева Алия Хусеевича перенесены на расстояние не менее 100 метров от государственной границы России, что было подтверждено официальными замерами и оформлено соответствующими документами. Хотите верьте, хотите – нет!
На следующий день добрались до удобной мульды и из тактических соображений устроили полудневку: до следующего места ночевки при нынешнем состоянии маршрута нужно добираться не менее 8-9 часов, а повторять сидячую ночевку на гребне Шхары при всей ее романтичности не хотелось.

Гребень Шхары зимой представляет собой особенное творение природы и альпинистский объект одновременно: острый как нож гребень, вертикальные снег или склон, залитый зимним льдом, гигантские карнизы, свисающие на север. Где-то сбоку, где-то верхом, где-то задом-наперед, где-то балансируя как цирковой каскадер: есть где разгуляться фантазии. Везде тщательно страхуемся. Один неверный шаг и ты больше не у дел.

Наконец-то долгожданная вершина Шхары Главной. Весь Кавказ лежит у наших ног. Отсюда дорога лежит только вниз. Но расслабляться нельзя. Спуск через Восточную Шхару по маршруту 5А категории сложности – то еще приключение. Когда-то на вопрос как страховаться на этом снежном ноже наш добрый друг Адельбий многозначительно сказал: «Молиться надо…».

Идем на три такта: то с одной, то с другой стороны острого гребня, облезая карнизы. Потом дюльфера на подушку Безенгийского ледника. Выходим на ледопад. Огромные трещины шириной более 20 метров, пересекающие от края до края расстояние между северным ребром Шхары Главной и гребнем Шхары Восточной и висящие сераки напоминают ледопад Кхумбу. Нам предстоит преодолеть это последнее препятствие, которое про себя мы в шутку назвали «веселый лабиринт». Снега здесь выше колена, а кое-где и по-пояс, нужно быть предельно внимательными, чтобы не провалиться в закрытую трещину. Вправо, влево, на этот серак, на тот снежный мост, дельфер, снова вправо, снова влево… Николай безошибочно находит верный путь.

В темноте выбираемся из лабиринта. Поднимается сильный ветер, начинается метель. Некоторые порывы стремятся повалить с ног. Хорошо что мы уже не на гребне стены. Гора показывает нам свой нрав и дает понять, что легко могла расправиться с нами.

Но вот и спасительная хижина Джанги-Кош. Было 7 января, 11 день траверса, 12 день с момента выхода из лагеря. Тонкий расчет не подвел нас, ровно на такое количество дней мы и рассчитывали, выходя на маршрут. В запасе ровно пять бульонных кубиков и несколько кусочков сахара. На следующий день буквально за четыре с половиной часа спускаемся в лагерь, где нас ждут наши верные друзья - Адельбий и Алим. Все, теперь можно расслабиться. Траверс пройден.

Экспедиция проходила при поддержке Федерации альпинизма, скалолазания и ледолазания Санкт-Петербурга, и лично ее президента Тимошенко Татьяны Ивановны.

Особая благодарность компании Red Fox, предоставившей отличное бивачное снаряжение: палатку Cave Fox 4 и модернизированные спальные мешки Big Wall Team.

Ну и конечно без традиционного кавказского гостеприимства команды лучшего российского альплагеря «Безенги», ее директора Анаева Алия Хусеевича, наших друзей Акхубекова Адельбия и Хапаева Алима эта экспедиция бы не состоялась. Спасибо Вам!

Виктор Коваль,
Санкт-Петербург

Здорово! Классное восхождение - тонкий расчет, мастерство, спортивная форма!
И фотографии отличные. Питерско-Безенгийская Школа Альпинизма - ура!

Спасибо, Виктор! И с Горой:)))

про съеденную ёлочку - улыбнуло )))
Молодцы ребята! Отличное восхождение!

честно не предпологал, что Белецкий уже в 1938 был ЗМС и заслуженный тренер.

В 1938 конечно еще не был

Его, если я правильно помню, как раз после траверса дисквалифицировали (м.б. временно).
Но в списке ЗМС, опубликованном в первом выпуске ПВ, он есть, год присвоения звания - 1946.

Поздравляю. Вписались в Историю)

Витя, какие Вы Молодцы! А читается-то как легко. С Траверсом Вас всех!
Эх, а мы тут без снега все праздники просидели.

Верим)))

Идет следующая группа летом, не может вершинный тур на Шхаре или Джанги найти. Оказывается, он на веревочке спущен через карниз на северную сторону :)

Ага , а веревочка ровно 100м...)

мы 2 января около часа смотрели из Ушгули (Сванетия) на Шхару. никого не видекли. значит, точно перенесли))))

Спасибо за прекрасный отчет, Ура Вам!
Ёлка порадовала)

Поздравляю! Нереально круто... :)

Это ЗАЧёТ!!!!!

Траверс сложный и красивый. Сразу видно опытные горные волки - никак не волчата.
Есть еще траверс 1990 года - подкова Победа-Хан. Ни кто еще не рискнул повторить. Может вам под силу будет?
Удачи и красивых восхождений в будущем.

P.S. Посоветуйте пожалуйста как выложить в Риске фото весом больше 1 Мгб.

Прекрасно проведенный траверс. Вы гиганты.

Монстры!!!!
Удачи и всего самого самого в 2014!

Траверсы это всегда красиво, а этот в особенности! Поздравляю!

отлично написано! Один из лучших отчетов на Риске за последний год!

Очень здорово!
Но как-то все гладко и без особых приключений (судя по описанию).
Можно сказать, что в целом с погодой вам повезло в этот раз?

И слава Богу, и в общем и целом, и это счастье, что свезло с погодой. И не надо лишних приключений к этому огромному приключению!

Спасибо, вы офигенны и фото ваши тоже.

Коля и команда, поздравляю! Хорошая работа! Отличный результат!

Супер, спасибо!!!

Супервосхождение и очень интересный отчет. Поздравляю!

Две фотографии понравились особо, с ночевки где все рекламируют желтую обувь, очень жизне утверждающая в чем надо ходить.
И сванская страховка на 3 фото, тоже жизнено.
Спасибо, все здорово, особено погода.
Везет сильнейшим

А почему сванская? Вижу две веревки и даже какую-то точку

Там 25-сантиметровый бур по самое ухо, а веревка-динамика одна.

Ах, господа, господа!
Великие вы люди! И скромные! А на самом деле - монстры!

корпорация монстров

Ребята, Молодцы!

От всей души Поздравляю! Отличное начало года!! ;))

Хороший отчет. Больше всего удивляет, как этот траверс прошли в 38-м году. Учитывая то допотопное снаряжение и экипировку - кажется, уму непостижимо.

Ничего такого непроходимого с тем снаряжением на траверсе судя по всему нет. А вот по здоровью и упертости с тем поколением тягаться трудно.

Ну, вес-то тоже имеет значение. Да и гидрофобность и теплопроводность.

А Вы попробуйте с ТЕМ снаряжением пройти хотя бы рядовую пятерку. Потом расскажете.

круто!

Молодцы,поздравляю!

Очень сильно! Поздравляю !

С Горой, мужики! До встречи на Южном...

Молодцы, что своим восхождением восстановили престиж траверсов. Когда-то это был отдельный класс соревнований. И то, что без"приключений" - это признак высокого мастерства и компетентности. Может неуместно, но предложу взглянуть на все 13 километров на одном фото . "Слепил" ещё в 70-х
Браво ,парни!!!

От некоторых фотографий дух захватывает.

Помню когда я, в конце 80-х, с Гестолы обозревал начало Вашего маршрута, мне грузинская сторона гребня показалась почти горизонтальной. Первая мысль: "А чего там идти? Просто какое-то футбольное поле".

Поздравляю.

П.С. В описании особенно понравилось, что неоднократно писали о том, что много и хорошо страховались.

Первая мысль: "А чего там идти? Просто какое-то футбольное поле".
Да, только, наверное, стоит полагать, что те же пилы Шхары или Катына по рельефу несколько отличаются от Катынского плато :)

Настоящий альпинизм. Горжусь Вами, мужики!
Про соблюдение каких-то там условностей 100 метровой зоны госграницы еа безенгийской стене -не серьезно, перебор.
Этот психоз в горах только для чиновников (в погонах и без ) , но не для альпинистов.

круто! даже читая дух захватывает!!! уважуха!

Не сразу понял, откуда на фото спуска маленькое светлое пятно. Завораживает.

Поздравляю!

Вовремя погуляли погода начинает портиться!

Парни, порадовали. Молодцы, очень переживал за вас в отсутствии информации. С горами!

МОЩНО!!!

Поздравляю, Коле привет!

Респект! поздравляю с маршрутом!

Ребята, вам надо сделать о прохождении Стены документальный фильм, с комментариями участников. И чем раньше, тем лучше. Оно того стоит. Молодцы.

Нам, наверное, не надо, плохо получится, не киношники мы.

Не заботитесь о человечестве... Опять придется смотреть "Танцы со звездами".

нет слов! фантастика! и молодцы, что живые!

Поздравляю !Круто ! Зимние две недели на горе-это не хухры-мухры ))))))

Вот напоследок, 1938 г. траверс В-З, от Шхары
Е.Белецкий (мса), А.Бердичевский, Д.Гущин (мса), И.Леонов – восхождение не засчитано, Белецкий и Гущин были лишены званий “мастер советского альп.”
Белецкому вторично присвоили МС в 1941, а ЗМС присвоили в 1946.
Вторая группа - С.Ходакевич, П.Глебов, В.Крючков, А.Лапин (Москва)
также прошла траверс В-З, от Шхары.
Однако, в книге “К вершинам советской земли” (1949), с.575 преднамеренно указано (чтобы никого не обижать ?) что группа Ходакевича прошла траверс с запада на восток, а - Белецкого с востока на запад (составитель первовосхождений - П.С.Рототаев).

а за что не засчитали и раздели?

Группа Ходакевича заранее планировала и готовилась на траверс, сообщала об этом.
Группа Белецкого фактически вышла "на перехват", захватив четвертым уч-ком с собой начспаса района Безенги, то есть ослабив р-н; из-за ухудшения погоды и отсутствия связи сильно просрочила контр. срок возвращения, вызвав поисковые работы многих групп (сорвав их планы).
Значительно позднее "почти простили" (см. статью А.Боровикова, С.Ходакевича).

Геннадий Анатольевич, к чему упомянуто о незащите восхождения - это ж чисто по формальным признакам было сделано - траверс то они прошли?
Уж укорили бы поднавравшего Рототаева - который, чтоб "никого не обижать" (т.е. Ходакевича не обижать), обидел группу Белецкого тем самым...

Не засчитано - значит не ходили. Отставить разговоры!

расстояние не менее 100 метров от государственной границы России? Можно только посочувствовать.