Приказом министерства спорта от 24 февраля Светлане Смайкиной присвоено звание Мастер спорта России по альпинизму.
Разобравшись с шеститысячниками Шахдаринского хребта, я было взялся за шеститысячники хребта Музкол, но наткнулся на такую проблему. Что за шеститысячники такие - пики Погребецкого и Райковой? Нет таких шеститысячников. Начал разбираться... Зачитался книжкой В.С. Яценко "В горах Памира", изданной сначала в 1945 г., а потом переизданной в 1950 г.
И получил интересный результат, который сначала решил оформить в Энциклопедии Риска под заголовком "Псевдошеститысячники хребта Музкол", а потом, думаю, спокойнее надо быть... :), и переименовал в "Вершины долины Акбайтал".
Плато Губайлык. Сюда планировал прийти Громбчевский, преодолев перевал Русский и ущелья 3-х притоков Юрункаша. Фото О. Чхетиани (2003).
Итак, мы знаем, что после отказа властей Индии принять экспедицию Громбчевского в Ладакхе, где он и его спутники могли бы переждать морозы зимы 1889-1890 г., Громбчевский попытался перевалить в бассейн реки Юрункаш и вдоль этой реки пробиться на север в населенные места близ Хотана. Мы знаем также, что этот гибельный путь ему подсказал Френсис Янгхазбенд [1 и 2].
"... В донесении к своему непосредственному начальнику полковнику Пэрри-Нисбету (Parry-Nisbet), британскому политическому резиденту в Кашмире, Янгхазбанд сообщал, что указал русскому "путь абсолютно лишенный всякого значения, из ниоткуда в никуда, проходящий по очень высокому плато и горам, без травы и топлива, и что движение по нему зимой будет сопряжено с большими трудностями и потерями в отряде". [1]
Лишь с нескольких попыток мне и Garmo удалось-таки полностью восстановить маршрут Громбчевского к реке Юрункаш.
Популярный британский публицист Питер Хопкирк в своей работе «Большая игра» приводит рассказ о нескольких днях совместного пребывания Громбчевского и Янгхазбанда в Каинды-Аузы. Основываясь на воспоминаниях Янгхазбанда, Хопкирк писал, что «подвыпивший» Громбчевский открыто высказывался о русских планах вторжения в Индию и что он передал Янгхазбанду чуть ли не секретную русскую карту Памиров и близлежащих территорий, основанную на данных последних русских рекогносцировок и съемок.
11 октября 1889 г. в урочище Каинды-Аузы на Тагдумбаш Памире произошла встреча капитана Б. Л. Громбчевского с британской экспедицией капитана Ф. Янгхазбанда. «Капитан Younghusband, - сообщал Громбчевский, шел из Индии в Канджут. Это молодой человек, составивший себе имя смелым путешествием из Пекина через весь Китай в Кашмир. Его сопровождал небольшой конвой бенгальских солдат, пундиты и многочисленная прислуга. Мы встретились вполне дружелюбно и так как экспедиция моя стала на ночлег раньше, чем подоспел капитан Younghusband, то он был нашим гостем в течение почти трех суток. Обе экспедиции представляли интересное смешение 20 народностей».[1] Прощаясь, Громбчевский сказал, что ему «будет приятно встретиться с Янгхазбандом вновь либо в мирной обстановке в Петербурге, либо в бою на индийской границе, и что в любом случае Янгхазбанду будет обеспечен теплый прием».
Идея похода русских войск на Индию восходит к эпохе правления Императора Павла I, когда в 1801 г. был разработан план совместного похода франко-русского экспедиционного корпуса за Инд. При этом следует обратить внимание на то, что все последующие русские идеи о возможной борьбе с Великобританией в Средней Азии подразумевали именно поход, т. е. военную операцию по демонтажу британского господства, но не завоевание Индии, как то настойчиво пыталась представить британская сторона.
Дорога вдоль Пянджа, проложенная русскими солдатами на месте оврингов. 1912 г.
В 1906 – 1908 гг по «Высочайшему» повелению полковник К. Г. Э. Маннергейм командировался в Китай с военно-научной целью. Маршрут экспедиции пролегал через Туркестанский край в Восточной Туркестан (Синьцзян) и далее через провинции Ганьсу, Шэньси и Шаньси в Пекин.
Полковник Маннергейм среди чиновников китайской администрации Аксу
Целью поездки был сбор военно-статистических сведений по пройденным территориям, особенно в пределах Западного Китая, ознакомление с реформами в китайской армии. По поручению Фино-Угорского научного общества Маннергейму предлагалось собрать этнографические и антропологические коллекции. Перед поездкой в Китай Маннергейм прошел в Петербурге ускоренные курсы фотографии и топографии. Во время путешествия ему удалось встретиться с Далай-ламой и узнать много интересного о политическом положении Тибета, который по англо-русскому соглашению 1907 г. был признан китайской территорией и объявлен вне сферы интересов двух великих держав. В пути Маннергейм вел подробный дневник, в котором записывал впечатления от поездки, вносил сведения о китайских войсках, их организации, вооружении, боевой подготовке и пр. Военные сведения, собранные в ходе поездки, представил в «Предварительном отчете о поездке» (1909).
Дух правит телом. Воля, осознание и понимание – все эти качества становятся лучше посредством последовательных и надлежащих психологических тренировок. И хотя альпинизм – это скорее психологический, чем физический вызов, в нем нет четкого разделения: весь альпинизм - занятие и для головы и для тела.
Недавний опрос, проведенный на Риске, показал большой интерес к этой теме. Поэтому мы заказали первую небольшую партию. В основном это сережки и кулоны (сережки-шлямбура, сережки-оттяжки, кулоны-эдельвейсы и еще много чего интересного).
Денали (Высокая) – название из языка американских индейцев, данное самому высокому пику в Северной Америке, горе Мак-Кинли, поднимающейся на высоту 6194м в горной цепи, называемой Аляскинская Гряда. Первые русские поселенцы времён Екатерины Великой и Витуса Беринга называли её просто – Большая Гора. Денали была переименована в гору Мак-Кинли в честь президента США Вильяма Мак-Кинли золотоискателем Вильямом Дикки в 1896-м году. В 1980-м горе и Национальному парку было возвращено исконное индейское название. Но до сих пор используется оба названия – Денали и Мак-Кинли.
К следующей части.
На главную страницу отчета.
Это рассказ о заезде - о самом начале нашей экспедиции 2010 г. в Китайский Каракорум. Надеюсь, что добавленные в этот текст незначительные детали окажутся полезными для путешественников и восходителей, которые решились посетить район великих вершин (К2, Броуд пик, Гашербрум, Хидден пик) с китайской стороны.
Продолжаем фоторепортажи о путешествии на Аляску. Начало - прогулки по Анкориджу, сравнительная характеристика украинских и америнканских красавиц, визит в офис рейнджеров.
Вперед, к вершине!
Восхождение за Полярным кругом – это прикольно, это интересно. Солнце там не садится, там всегда светло. Поэтому абсолютно бесполезной вещью оказался фонарик налобный, который мы купили в Анкоридже. По стереотипу взяли – обнаружили, что забыли, а как же без него, срочно надо купить. Ни разу не пытались включить, поскольку солнце светит 24 часа в сутки.
Аляска - это классно, это весело. Народ не парится, живет хорошо. Не богато, но хорошо, не сильно утруждая себя при этом работой. Гоняют на больших машинах, летают на самолетах, многие — на собственных. Они похожи на нас. И там стоит побывать.
Находим на карте Аляску, и вперед!
Чем больше узнаешь о Непале, Тибете, Китае и Индии, тем интереснее становится. На свет божий, словно из сундука на чердаке, извлекаются старые вещи – одна за другой, и даже не знаешь, как относиться к ним: то ли это хлам прабабушек, который уже никому не нужен, то ли раритет, который лучше отряхнуть от пыли и поставить на видное место.
Историю трудно любить – слишком много у власть предержащих возможностей переписывать летописи. Вдобавок история мира – это почти всегда только войны. И самое главное – историю трудно воспринимать как нечто неколебимое, в голову лезет все время сослагательное наклонение – "если бы", да "кабы". Прошлое не изменить, его только трактуют по-новому. Еще можно поучаствовать в празднике выпивания крови яка, но уже не получится, к примеру, в составе тибетского войска захватить столицу Китая, свергнуть китайского императора и посадить на трон марионетку, как это было однажды.
Остается только отмахнуться от всего, затолкать старые вещи обратно в сундук и придавить тяжелой крышкой. Не получается. Потому как за полинялым старым платьем следует какой-нибудь костюм, за ним шкатулочки, пачка писем, и уже сидишь на чердаке, перебираешь эти реликвии и не можешь оторваться. Когда у истории появляется просто наблюдатель, она становится чьей-то.
В последнее время в инете активно обсуждаются покупки товаров за бугром, где можно почерпнуть много полезного. Но у туристическо-альпинистской снаряги есть свои нюансы. Поэтому решил поделиться собственным опытом. Лениво перечислять, сколько всего и почём накупил, но даже с учётом пересылки EMS-ом (государтственная экспресс-почта) вся снаряга обошлась ровно в 2 раза дешевле, чем покупать здесь, рыская по магазинам и выклянчивая скидки.
По просьбам трудящихся - красивая картинка :)
Image © John Lund/CORBIS
pro.corbis.com
Экспедиция дорогой паломников наверное самый правильный с точки зрения акклиматизации, набора физической формы и с точки зрения буддистских практик путь в Тибет и подход к коре вокруг Кайлаша