Последнее время много провожу в горах. Это стало работой, смыслом жизни, неотъемлемой частью меня. Свой тридцать первый день рождения отметил, нетрудно догадаться, где! Чудесное солнечное утро, мы с Аней Орловой и Ваней Малаховым катнули в парке, затем с Ваней поднялись на 4165, — наверное, лучшего желать было невозможно! Интересные ощущения, когда ты, как турист, без альпинистского оборудования, с доской за плечами поднимаешься наверх, минуя группы, идущие в связках с гидами, а ты с голым торсом поднимаешься, наслаждаясь видами горных цепей. Теперь же нас ждал спуск и, если бы не фото по дороге, он бы был меньше минуты, вот такой вот день рождения!
Jones Snowboards, Halti, Julbo, Now, Ortovox

Пролетая сегодня около 7 утра над г. София заметили примерно на 3600м, группу вроде бы на спуске, но часть людей вылезало налегке наверх...Повисели, помахали...никто ответных знаков не подал...полетели дальше по своим делам....

Пролетая над г. Софией.. (Альпинизм, г. софия)

Сборы в горы по Интернету. Типовые таблички. (Альпинизм, снаряжение, планирование, питание)

На прошлой неделе я за пару дней обсчитал две экспедиции - двухнедельный поход 2 к.с. в горах Алая и 40-дневную экспедицию в высокие горы. Получилось быстро и непринужденно, благодаря старым наработкам - типовым табличкам продуктов питания и снаряжения.

Вот этими табличками, а также последовательностью своего расчета я и хочу поделиться с читателями. Итогом такого расчета являются три документа, которые я вывешиваю в Интернет и по которым собирается выезжающая в горы группа:

1. Сводная таблица закупок продуктов питания.
2. Таблица поручений по закупке продуктов питания.
3. Таблица распределения общественного снаряжения по рюкзакам.

А теперь опишу всю последовательность расчета.

"Пояс нужен для поддержки штанов..."
Брюс Ли

ФАР(1000 членов) - правила горовосхождений, классифицированные маршруты, разрядные требования, зачеты, руководства, жетон, выпускающий тренер, начальник сбора, ОБ, судьи, протоколы соревнований, подтверждения разрядов, отчеты о мероприятии, маршрутные листы, протоколы разборов, информационная карта, медкарта, книга распоряжений, книга выходов, журнал радиосвязи, книжка альпиниста, классификационный билет... Что еще забыл?

DAV(800000 членов) - полная свобода(10% членов слышали о Тирольской декларации).

Пик Ленина (7134). Высотный график для Наташи. (Альпинизм, акклиматизация)

Одна из рисковчанок (имя её я изменил) обратилась ко мне за консультацией. Дескать, на высоте никогда не была, планирую летом подняться на пик Ленина, помогите, поделитесь опытом...
Я, конечно, помог. В переписке с нею родились тексты, которые могут оказаться полезными и другим.
Сначала я попросил Наташу 3 раза прочитать статью "Организация эффективной и безопасной акклиматизации", а потом попросил прислать мне свой календарный план восхождения. Вот, что я получил:

Предисловие переводчика

Ниже представлен перевод статьи Шеннона Дэвиса и Джулии Эллисон, которую они назвали «Берегите себя! Инструкция по самоспасению». Особенность статьи: подробные пошаговые дествия с учётом мелочей, в которых, как известно, кроется дьявол.
Начинается инструкция с пошагового описания вязания узлов и заканчивается приёмом переноса верёвки из своего страховочного устройства в жёстко закреплённое состояние на станции. Инструкцию по вязанию любимых узлов читателей Риска можно было бы не публиковать, но из песни, то есть из статьи, слов не выкинешь.

Берегите себя! Инструкция по самоспасению

Вы страхуете напарника, лидирующего на шестой верёвке маршрута категории 5.8 в Каскадных горах, до конца которого осталось две простые верёвки. Это ваш удачный день, силы и психической энергии у вас выше крыши. Вас больше всего беспокоит, сохранится ли холодным напиток в рюкзаке до момента празднования на вершине, как вдруг вы слышите пронзительный крик. После мгновения неподвижности вас рвануло в направлении станции. «Ты в порядке», – что есть силы кричите вверх своему напарнику, но в ответ ничего не слышите кроме порывов ветра. Только сейчас вы заметили приближающийся грозовой фронт.

Итак, что теперь?

Базовые навыки самоспасения с пошаговой инструкцией (Альпинизм, самоспасение в двойке, подъём по верёвке, перенос страховки, пропускание узла)

Лофотенские острова, июнь 2012 (Горный туризм, lofoten, лофотены)

Лофоте́нские острова́ (норв. Lofoten) — архипелаг в Норвежском море у северо-западного побережья Норвегии, возрастом 3 миллиарда лет. Острова скалисты и разделены между собой в основном узкими проливами. Максимальная высота — 1161 м над уровнем моря. От континентальной Норвегии отделены проливом Вестфьорд. Архипелаг состоит из нескольких крупных островов и множества островков и скал.

Всем, кто собирается на Эльбрус: карты, треки, точки... (Альпинизм, косая, седловина, gps)

По многочисленным просьбам, повторно выкладываю карты с привязкой, треки и путевые точки..

Дежавю. То, что написано курсивом – это из прошлого, пять месяцев назад. Остальное, обычным шрифтом – то, что происходит сейчас.

У вас баталии, разъезды, мундиры, женщины...

Поздравляю, ты идешь в задницу. С самого начала была вероятность, что расчеты окажутся не верны. Но хотелось верить в хорошее, и… а может, получится, и… пока не попробуешь, не узнаешь.

Когда повернуть назад означало пройти столько же, сколько вперед, тебе стало понятно, что не успеть. Не хватит запасов, времени, сил. А потом наступил момент, когда идти назад было уже некуда.

И вот ты стоишь ночью, сжав зубы, на краю пропасти и понимаешь – это жопа. Нечем согреться, язык от жажды как наждачная бумага, снег не помогает… холод, метель, ураган. Перед глазами все плывет, как в тумане. Это переохлаждение. Одежда набита льдом. Хороший бодрящий компресс, заставляющий все тело дергаться в крупной дрожи. Бесполезно. Твоего тепла слишком мало, чтоб растопить этот панцирь.

Но ты ошибаешься, это еще не жопа.

Экспедиция на коньках по льду Байкала (Бэккантри/Фрирайд, коньки, зима)

Всё началось с мечты. Мечты увидеть чистейший лёд Байкала, прикоснуться к святыне Сибири, почувствовать мощь Озера и впитать его красоту. Хотя кроме таких высокоморальных мыслей не покидала идея просто погонять на коньках по здоровенному катку и поснимать Байкальские ледяные красоты. Путь длиною в 400 км на коньках был пройден нами меньше, чем за 2 недели и поместился в эти строчки. Сегодня я расскажу про большое зимнее путешествие: про чистейший лёд Байкала, про старых друзей и новых добрых знакомых, про закаты-рассветы и хмурое небо, добрых и злых духов Ольхона.

Патагония! У меня тоже нет слов, зато есть фотографии. Сфотографированы в марте этого года с троп для пенсионеров. Пока по другому не получается...

На днях совершенно неожиданно приобщился к спутниковой связи. В процессе приобщения были сделаны приятные открытия, которыми хочу поделиться.

Спутниковая связь до сих пор считается дорогим удовольствием, и мысли о ее использовании у большинства так и остаются мыслями. Но оказывается, теперь можно позволить себе иметь связь с миром в самых отдаленных местах, и не влезать для этого в долги. Нам это обошлось всего в 6000 рублей (на троих), включая покупку телефона и 10 (20-30) дней практически безлимитной спутниковой связи. Интересно?:)

Размышления о снаряжении, питании, etc. для восхождений в высоких горах. (Альпинизм, высотный альпинизм, снаряжение, продукты)
С наступающим вас, читатели Риска – альпинисты, туристы, путешественники…
Зима – такое время, когда в призрачных идеях, мечтах и проектах начинают проявляться черты будущих экспедиций, восхождений, походов. Имею достаточный стаж в таких мероприятиях и хочу поделиться мыслями, опытом и конкретными рекомендациями в подготовке к новому сезону. Все мои умозаключения – результат долгих, сорокалетних проб и ошибок – не претендуют на абсолютность, законченную истину, но что-то, наверное, вы сможете использовать для себя и своих друзей.

Скайраннинг - советы чайникам (Часть 2, иван григорьев, физиология, здоровье, бег)

Продолжаю серию статей посвящённых физиологии скайраннинга. Сегодня мы рассмотрим классификацию мышечных волокон и их изменение под воздействием различных видов нагрузки. К сожалению, из комментариев к предыдущему посту мне стало понятно, что многие люди не знакомы с этой информацией. Это очень грустно, потому что альпинисты должны быть сведущи в вопросах физиологии и подготовки.

Скайраннинг - советы чайникам (часть 1, физиология, бег, иван григорьев, здоровье)

Сегодня многие считают, что скайраннинг доступнен только избранным, сильным спортсменам или тем кто может тренироваться в условиях высокогорья. Отчасти они правы, чтобы хорошо бегать, нужно жить и тренироваться в горах. Спешу развеять эти мифы!

По просьбе P-Abramov , выкладываю архив-коллекцию чертежей.
Может кому и пригодиться, не так много осталось в России "железячников"

Переправа,переправа… (Горный туризм, безопасность)

В теме «Обучение спасательным работам» были затронуты вопросы ТБ на переправах. Считаю , что эта тема заслуживает выделения в отдельную. Методика переправ разработана слабо, есть рекомендации устаревшие и ошибочные.

Страховочные устройства: проблемы и решения. (Альпинизм, девятка, клик-ап, смарт, эдди, синч, гри-гри, страховка, безопасность, снаряжение)

Снова и снова, из-за ошибок страховки, в альпинизме и скалолазании происходят тяжелые аварии. Чтобы противодействовать ошибкам «человеческого фактора», были разработаны полуавтоматические страховочные устройства, часто называемые «автоблокирующими», но они, в свою очередь, вызвали новые проблемы. Немецкая комиссия по безопасности информирует о произошедших авариях и обсуждает достоинства и недостатки страховочных устройств разного типа.