Переправа,переправа…

Пишет alvd, 13.03.2011 11:23

Переправа,переправа… (Горный туризм, безопасность)

В теме «Обучение спасательным работам» были затронуты вопросы ТБ на переправах. Считаю , что эта тема заслуживает выделения в отдельную. Методика переправ разработана слабо, есть рекомендации устаревшие и ошибочные.



Сколько веревок вешать на навесной?
Есть рекомендация – две. Не вижу в этом необходимости. Прочность основной веревки рассчитана на существенно большие нагрузки, чем бывают на переправе, например, при срыве лидера на подъеме по крутому склону. Не известны случаи разрыва основной веревки на переправах. Так что такая рекомендация, говоря языком картежников, - «заклад на пятого валета».

Крепить иль не крепить пострадавшего к акье?
В теме про спасработы прозвучало странное мнение – в связи с возможными ошибками спасателей лучше не крепить. Я считаю – ровно наоборот. Во-первых, может вырвать точку опоры и акья падает в воду. Она -то привязана – а клиент? Во-вторых, может переклинить веревку и придется принудительно отпустить второй конец – то же, что и во-первых. В-третьих, акью просто может хорошо тряхнуть или наклонить – у нас на соревнованиях по ТПТ один раз носилки аж вертикально встали. Была бы девушка не привязана – вылетела бы в два счета.

Крепить иль не крепить страховочную веревку к опоре на берегу?
Тем более обязательно! До сих пор имеет место рекомендация «не крепить» без разумного обоснования. И вот что происходит, когда ей следуют( Восточный Саян, переправа через р.Китой):
«По требованиям к переправам концы веревок должны быть не закреплены, именно это чуть и не лишило нас товарища. Нашего "смертника" подхватило течение и понесло по реке. Страховало его в две руки пять человек, но страховочная веревка, из-за того, что намокла, проскальзывала. Первый из них самоотверженно намотал веревку на руку, в последствие рука в области кисти оказалась сломана, и потихоньку начал сползать в реку. Ситуацию надо было спасать. Я ухватился за конец веревки и намотал ее за какой-то куст, что дало эффект маятника и "смертника" прибило к берегу».».
А что мешало привязать заранее???
Даже если вдруг возникнет некий форс-мажор, требующий отпустить веревку, на этот случай у страхующего на берегу должен быть нож, позволяющий это сделать. В критической ситуации превратить закрепленную веревку в незакрепленную всяко легче, чем наоборот.
Кстати, можно и предусмотреть подобную ситуацию, привязав веревку узлом, легко развязывающимся под нагрузкой . Например, узел Обезьянья цепочка:

Но нож, конечно, все равно надо держать наготове, одно другому не мешает.

Как держать страховочную веревку при срыве(смыве)?
Самый серьезный риск в этом случае – притапливание при натяге веревки. Но с ним можно бороться, потихоньку стравливая веревку. Поэтому надо оставлять запас на протравливание, не допуская одномоментного резкого торможения., и выпускать веревку через карабин или спусковуху.
Вот так выглядит остановка с подтравливанием:

А вот так – с жестким торможением:

Как говорится, «почувствуйте разницу».
Кстати, наличие у группы спасжилета позволяет успешно бороться с притапливанием даже при жестком торможении, если скорость течения в пределах 3 – 3.5 м.сек. (а на бродах вряд ли будет больше):


Как натягивать перила?
Меня в свое время учили – перпендикулярно течению. Многие и сейчас так делают. Но это ошибка – ведь веревка неизбежно провисает, как ни натяни, и человек вынужден в конце идти (плыть) против течения Гораздо лучше тянуть по диагонали, причем чем сильнее течение, тем круче угол:

Хорошо видно, что девушка проходит довольно легко , хотя течение очень приличное. Оно ей скорее помогает, чем мешает.

А вот здесь – совсем малоизвестный прием, заплыв по перилам на рюкзаке:

Я так еще не пробовал, но при случае – непременно, очень понравился такой способ.
Думаю, его и для транспортировки пострадавшего вполне можно приспособить, если нет возможности натянуть веревку высоко, под навесную.

Кто захочет что-то еще добавить или возразить по технике переправ – welcome!
p.s. Видео снято на семинаре БашМКК «Аварийные ситуации на переправах», выкладывается с любезного разрешения руководителя семинара А. М. Ахметшина.

133


Комментарии:
0
Спасибо за тему.
сколько веревок - грузовую и страховочную, т.е. всетаки ДВЕ, если имелась в виду сдвоенная грузовая то это имеет смысл только если используется динамическая веревка с высокой растяжимостью, тогда использование сдвоенной веревки позволяет уменьшить провис. но страховку при этом никто не отменял.

в практике проведения спасательных работ в туризме ( водном) большое внимание уделено выбору места закрепления страховки и длины веревки. смотреть тут - место переправы и длина страховки должны быть выбраны так, чтобы он не завис на стрые, а маятником сдвинулся в улов. соответственно при страховке тяжелого груза прянято крепить веревку. Человека, который переходит реку можно считать грузом, который нельзя отпустить плыть вниз по реке - во прервых он без спасжилета, а во вторых опсность запутывания веревки и зависания человека в потоке очень высока.
бороться с зависанием и притапливанием можно несколькими способами
1. правильно выбирая место и длину веревки
2. протравливая веревку, если в п. 1 есть ошибки
3. если выбрать место согласно п1 и протравить веревку нельзя, то на натянутую веревку на конце которой висит пострадавший с помошью скользящего карабина крепится дополнительная веревка и пострадавший с ее помощью подтягивается к берегу - тянуть получается не против потора, а строго в бок

2
При горных переправах чаще приходится довольствоваться тем, что есть: невысокие камни, кстати, не обязательно расположенные по диагонали, и т.д. Во-всяком случае, провис одинарной веревки под весом человека (во-всяком случае, первого, к-рый, перебравшись, улучшит навеску), вполне возможен - у нас так было на Танымасе в прошлом году, пришлось переделывать... По методике даже "деревянные" веревки рекомендовалось на переправе использовать двойными. К тому же, если невозможна переправа первого вброд, веревка, переброшенная с грузом (типа закладки) на др.берег для расклинивания, вполне может повредиться при этом о те же камни, особенно при натяге палиспастом - двойная дает дополнительную гарантию.

0
++Во-всяком случае, провис одинарной веревки под весом человека (во-всяком случае, первого, к-рый, перебравшись, улучшит навеску), вполне возможен - у нас так было на Танымасе в прошлом году, пришлось переделывать.++
Мы примерно в том же районе тоже перетягивали после переправы первого - обычное дело. Я думаю, это и дает дополнительную гарантию. (А третьей веревки у нас и не было :) ).
А груз Вам какой приходилось забрасывать -кошки, ледоруб...?

++невысокие камни, кстати, не обязательно расположенные по диагонали++
Рекомендация тянуть по диагонали относится к перилам для брода или плавания. Чтобы не найти камни по диагонали под такой вариант - честно говоря, не представляю. Навесную тянуть по диагонали совершенно незачем - наоборот, тут чем короче, тем лучше.


0
++сколько веревок - грузовую и страховочную, т.е. всетаки ДВЕ++
Да, конечно, говоря две - я имел в виду Ваше фото с двумя грузовыми, т.е. всего три.
Переправляться вообще с одной веревкой я не предлагал ни в каком варианте - боже упаси! :)
++в практике проведения спасательных работ в туризме ( водном)++
Я считаю, в пешеходном (и горном) несколько иначе: вспомогательная веревка должна быть однозначно, нельзя рассчитывать на вывод маятником (точнее, рассчитывать можно, полагаться нельзя :)). На скользящем или прямо на участнике - зависит от того, можно ли удерживать веревку над водой. Если можно - тогда можно и прямо на человеке закрепить, даже удобнее. А вот если ложится на воду - однозначно скользящий, чтобы уменьшить давление воды.
++3. если выбрать место согласно п1 и протравить веревку нельзя++
Что значит "протравить нельзя"? Разве это не от Вас зависит?

0
иногда протравить может привести в более опасное место - - сильное течение, слив , прижим - я об этом


5
Не известны случаи разрыва основной веревки на переправах
очень даже известны. если навесная сильно натянута, при резком нагружении запросто может лопнуть, сам наблюдал

0
с можно подробнее какая вревка, чем тянули?

2
верёвка была какая-то статика российского производства, не сильно новая. Дело было, правда, не на спасах, а на соревнованиях, тянули просто толпой. Примерно под тридцатым участником и лопнула, резво слишком запрыгнул


4
шо за фанатизм - голыми руками веревки рвать..

1
Есть обоснование, почему не надо крепить страховочную веревку.

Когда человек болтается на конце в бурном течении, то его может придавить потоком ко дну. В этом случае веревку надо приспустить, чтобы его вынесло на поверхност

4
и упустить человека в поток с болтающимся концом веревки - крепить надо - но имеет смысл сохранить возможность протравливания

3
Совершенно верно. Но что Вам мешает приспустить закрепленную веревку? Возможность стравить веревку зависит от того, оставили ли Вы запас на протравливание, а не от того, закрепили Вы конец или нет.
Не привязывание может иметь смысл только в случае, если у Вас есть возможность бежать с веревкой вдоль реки со скоростью течения, продолжая стравливать сверх длины веревки - но. как правило. у Вас это не получится, рельеф не позволит.

2
Нашел сию замечательную тему.

Согласен с автором по поводу достаточности одинарной веревки на переправе. И действительно, по свидетельствам очевидцев :), в конце 80х-начале 90х на соревнованиях не всегда требовали. И в походах тем более.
Исходили из простых расчетов того, что нагрузка на переправу статична. Натяжка прогнозируема прикидочно 40кг сила прикладываемая одним участником помноженная на условных 6 чел и помноженная на одинарный полиспаст (то что сейчас называют 3:1). Это вполне соотносится с тем что описывал Федор Фарберов в своих статьях про полиспасты.
Страховочная дублирующая веревка появилась как страховка на соревнованиях на случай неквалифицированных команд и плохого снаряжения. Ну и постепенно превратилась в требование 100%. На детских соренованих раньше, на взрослых у нас в начале 2000х годов.
Понятное дело, что с двойной веревкой лучше. И если она естьв походе вообще, то лучше что бы была. Но вводить как 100% требование для походов ИМХО смысла нет. Но то такое.

Конечно сопровождение для переправляющегося по переправе обязано быть обязательно. И пренебрегать им ради двойной переправы не верно. Зависшего с середины то еще мероприятие достать.

Не согласен с автором по закрплению и страховке первого при переходе вброд.
Не понятно почему забыто то, что страховку на воде стоит делать двумя веревками. Одной непосредственно страховочной, которая может как быть закрепленной, так и выдаваться достаточно динамично, в зависимости от места и ситуации. Второй ниже по течению - вспомогательной. Именно ею происходит выуживание из воды первого, который "поплыл". Де факто страховочная является таким себе маятником, а вспомогательная вытяжкой. Работает такая страховка очень надежно и позволяет обходиться без таких проблем, которые описал автор.

Ну и спасибо автору и посуждающим за описание перекидывание веревки с помощью камней и прочих приспособ.

-1
"Не согласен с автором по закрплению и страховке первого при переходе вброд. ..
Работает такая страховка очень надежно и позволяет обходиться без таких проблем, которые описал автор. "
Стоп,стоп,стоп. Можно уточнить, с чем именно Вы не согласны. Пока не понял.
Цитату -в студию!

1
"Крепить иль не крепить страховочную веревку к опоре на берегу?
Тем более обязательно! До сих пор имеет место рекомендация «не крепить» без разумного обоснования."

-Конкретно с этим не согласен. Ситема со страховкой(не закрепленной) и подтяжкой в принципе позволяет маневрировать и на порядок быстрее в вытяжке человека на берег. Хотя желающие могут для себя решить что лучше крепить, но я пас в этом.


Кстати упущен важный момент, куда крепить страховочную веревку - перекрестье в системе на спине, что позволяет не притапливать первого, если он завис на страховке.
Извиняюсь, я сейчас не вижу видео, если этот вопрос там освещен, тогда мои извинения.

-1
Так Вы же вытягиваете вспомогательной веревкой. Чем Вам мешает закрепленная страховочная? Если Вы собираетесь бежать за клиентом с скоростью течения, тогда да, но это, как правило, не получится. А иначе - о каком маневре идет речь?

Не помню, был ли разговор о креплении, но понятно, что не спереди - сбоку или сзади.


0
"Самая лучшая переправа - та, которой не было!" Так, по крайней мере у меня, начинались занятия по переправе.

1
:))
Может быть, Ваши преподаватели отсюда позаимствовали:
«При встрече с водной преградой первое, что надо сказать себе - лучше не надо».
Хилл П., Джонстон С. Навыки альпинизма – курс тренировок.

0
Видео, ставшее причиной закрытия ветки с аналогичным названием на Скитальце
(Мотивировка - пункт Правил форума "3.12. Сообщения, содержащие вызывающе неверную либо вызывающе неверно интерпретированную информацию, способную привести к развитию нездоровой дискуссии. Мы уважаем чужое мнение, но оставляем за собой право удалять сообщения, безаппеляционно сообщающие вызывающе неверные факты." )

0
А что конкретно им не понравилось?

Про закрепление веревок для первого полностью с Вами согласен. Оч простая оценка - сила, действующая на тело в потоке примерно rho*v*v*S, где rho плотность жидкости, v скорость потока, S сечение тела поперек потока. Если брать S тушки человека 0.5 м.кв, rho = 1000 кг/м.куб... при скорости 1м/c получаем 500Н (50кг), при скорости 4м/c 8000Н (800кг) - кто такое с рук удержит, и как можно бежать по берегу (камни, пересеченка) с такой скоростью? Это правда оценки, но ошибка макс в разы, да и скорость течения бывает наверное побольше чем 4 м/c...

-1
++А что конкретно им не понравилось?++
Алекс, Зеленоград:
"Alvd, ну сколько можно жевать мочалку, повторяя одно и то же?
Основа горной техники, работа с верёвкой: Нигде, никогда и не под каким предлогом два человека на одной верёвке, страховочной или перильной, не находятся. Исключение – спасработы, транспортировка пострадавшего.
Все, здесь присутствующие пешеходники и горники это подтвердили. Только Вы сделали вид, что ничего не заметили. А сейчас вообще предлагаете одновременно страховать аж троих! Это – совершенно недопустимо, и не морочьте людям голову!"


0
Вышла книга: Ахметшин А.М. "Переправа через горные реки вброд и вплавь по перилам" Уфа 2012
К бумажной версии прилагается диск с видео. В интернете книга тоже есть, но пока без видеоприложений. Автор обещает их добавить в течение пары месяцев.
Тем, кто интересуется техникой сложных переправ, советую почитать.

0
Новости из Уфы.
На уже традиционном семинаре по переправам продолжилась отработка мало известного способа "брод стенкой со страховкой".
Мнения некоторых "экспертов" (не имеющих опыта таких переправ :) ), что при срыве должно происходить нечто очень плохое, по-прежнему не подтверждаются.



0
Извините. Сам я неграмотный - а зачем эти двое к нему прицепились? Какова их роль?

0
Я думаю, второй существенно усиливает первого (не в момент перелезания через камень, а вообще). Насчет девушки уже, конечно, вопрос, насколько она помогает.
p.s. насчет предыдущего видео на ту же тему, надеюсь, нет такого же вопроса? Уж там одиночка точно бы не устоял.


0
На серьезной реке сколько человек удержит троих в реке?
Не коротковаты ли самы 2 и 3го? возможность "плыть" на таких коротких шнурках сомнительна. Надавать по башке нижнему не маленькая.


Ну и не по теме - самострах шеста жить не мешает в более серьезных условиях?
Стенка какая то нифига не стеночная. скорее первый перетягивает на себе двох на шнурке.

0
Да все вполне по теме.
1.Один легко удержит.
2.А зачем им плыть? Никуда плыть не надо.
3. По башке надавать можно, если начать махать руками и ногами, изображая из себя стильных пловцов. Если вести себя спокойно, не надаешь.
4. О каких более серьезных условиях речь? Глубина большая, течение сильное, струя турбулентная, еще и камни. Куда уж серьезнее? Вы ходите вброд реки более мощные, чем на видео?
5. ++скорее первый перетягивает на себе двох на шнурке.++
Совершенно неправильное впечатление. Задача второго в чем - подпирать первого снизу. Он это и делает, по-моему, вполне добросовестно. А Вы что от второго ждете? Как его работа должна быть видна?
Девушка участвует менее эффективно - ну а что Вы хотите от девушки? :)

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru