Не знаю, получится или не получится. Давайте попробуем.
Напишите в комментах слова, которые вы в первую очередь хотели бы сказать начинающему альпинисту. Напутствия, пожелания, предупреждения, поговорки, короткие и длинные речи - что угодно. Пришел к вам новичок (а пусть и ваш сын) перед восхождением, и спрашивает: - Мудрый человек, чего посоветуешь?

Сам эксперимент любопытен - всегда интересно услышать кусочек чужой истины; во-вторых ваши слова, не исключено, попадут в памятки начинающим восходителям. Для вескости, если хотите, укажите свои восходительские регалии :) Ну, и плюсуйте друг друга - чьи цитаты понравились.

Дополнение. Действительно хотелось бы сделать памятки и брошюры - будет здорово, если Вы раскроете свою мысль глубже, чем в 1-2 словах.

ЛЕГЕНДА о МАКАЙБАРЕ или В АНТАРКТИДУ 19 ЛЕТ СПУСТЯ. Часть1. (Альпинизм, гарри холл, роб холл, макаускас, байбара, шатаев, экс. миура, винсон, карлос булер)

Ветер разгулялся не на шутку. Шторм трепал палатки, температура ночью падала до -35.
Новый год встретили в «Патриот хиллз». Их маленькая группа – американец Роберт Штайн, англичанка Кэти Пули, Дин Степис из Новой Зеландии и Виктор Байбара из Петербурга – сидела в ожидании улучшения погоды, чтоб при первой возможности выйти на штурм высшей точки Антарктиды – пика Винсон. Побывать на Винсоне – недешевое удовольствие и выражается в пятизначной сумме – $30 000. Виктор думал о том, что в жизни никогда б ему не набрать столько денег, если б не счастливый случай. А таким случаем была вся его жизнь…
Шум пурги не мешал, а наоборот успокаивал, как горожанина – шум улицы за окном. Как-то после ужина Кэт спросила: «Виктор, у Вас на пуховке такие большие буквы – MAKAIBARA. Это спонсор? Или Ваша фирма?».
«Это мой друг, – ответил Байбара. – Я и мой друг Дайнюс». А про себя подумал: «19 лет прошло, как меня в первый раз пригласили в Антарктиду. Я хотел приехать сюда с Дайнюсом – мы 13 лет ходили в одной связке. Но он… не смог. А я все-таки тут».
Он задумался. И память унесла его далеко-далеко… В 1968 год… У него 2-й разряд по альпинизму. Он едет в «Шхельду» на 5-ю смену.

ЗАБЫТЫЙ ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ. 1. (Альпинизм, южная стена лхоцзе, каратаев, экспедиция всдсо профсоюзов, экс)

К 20-летию прохождения Южной стены Лхоцзе

Таким мог увидеть Косиненко пик Коммунизма (7495) в 1908 г. Фото И. Жданова из кармана правой морены ледника Бивачного в 2,2 км от его устья (2009).

Первая конная "шестерка" на Бадахшанском Памире. (Альпинизм, косиненко, ледник федченко, ледник бивачный)

Сегодня я побывал на Московском городском братском кладбище. Оно совсем недалеко от моего дома - 10 минут на велике. Здесь похоронен полковник Генерального штаба Николай Иванович Косиненко, который геройски погиб 31 января 1917 г. Вчера мне удалось сделать маленькое историческое открытие. Оказывается, что полковник генерального штаба и выдающийся исследователь Памира капитан Косиненко - один и тот же человек!

Изучая историю Памира, невольно обращаешь внимание на отсутствие каких-либо биографических сведений о капитане Косиненко. Этот офицер известен своим знаменитым конным походом 1908 г. по маршруту:

Ош - Гульча - перевал Талдык - Алайская долина - Дароут-Курган - перевал Терсагар - кишлак Алтын-Мазар - ледник Федченко - радиальный выход на ледник Бивачный до устья S-образного ледника с перевала Большой Фонтан - радиальный выход по леднику Федченко до перевала Кашалаяк - река Беляндкиик - перевал Тахтакорум (4555,1А) - река Танымас - радиальный выход на ледник Грумм-Гржимайло - селение Кудара - селение Савноб - селение Рошорв - река Язгулемдара - перевал Нижний Хурджин (4750,2А) - река Рокзоу - река Язгулем - перевал Гушхон (4407,1А) - река Ванч - перевал Сытарги (4488,1Б-2А) - река Обихингоу - перевал Гардани-Кафтар (3745,1А) - река Сурхоб - Алайская долина - Фергана.

Одно только перечисление этих названий ласкает слух фанатам Памира. А это всё было в 1908 году верхом на лошадях!

Несколько упорядочил свои посты по гималайской истории:

Два джедая и Верблюд... Виталий Горелик (Альпинизм, победа западная, глеб соколов, первопроход, победа, экспедиции, горы)
Верблюд. Фото предоставил Виталий Горелик

Этот потрясающий рассказ мы опубликовали в "РИСК онсайт" № 41. В нашем декабрьском предновогоднем номере.
Надеюсь вы получите удовольствие, перечитывая текст и следя за перипетиями восхождения Глеба и Виталия. Тем же, кто еще не читал этот материал, предстоят чудеснейшие минуты - рекомендую! :)))))

Описание маршрута можно почитать ЗДЕСЬ - в номинации Виталия Горелика и Глеба Соколова на "Хрустальный пик" от Риск.ру.

Два джедая и Верблюд

Виталий Горелик

Вместо введения

Пишу в журналы я нечасто, в основном по работе или по принуждению. Что по большому счету одно и то же. Поэтому почитал Интернет, прежде чем писать этот опус. Очень уж не хочется впадать в стиль «Ридер Дайджест» и вышибать слезу из добросердечных домохозяек. Перечитал Валеру Шамало, про Шабалинско-Тухватуллинские похождения на Северной стене Хана, про москвичей на Южной стене Коммунизма и прочих восходителей на большие холодные стены. Удивительно! Люди очень разные, а ощущения на стене крайне схожи. Ну и Володе Стеценко – отдельный респект! Мало кому удается так удачно постебаться над своими подвигами. Очень я это дело люблю и уважаю. И поэтому буду часто цитировать. Дневников мы с Глеб-соном не вели – сильно уставали за день. Поэтому это повествование, скорее всего, будет одной большой эмоцией.

Пик «ПОБЕДА» 1949 г - 60 лет

Отчаянный штурм!
Памяти первых Казахстанских ВЫСОТНИКОВ – АЛЬПИНИСТОВ, живых и ушедших.

Шестьдесят лет много это или мало. Для человека целая жизнь! Для истории мгновение. Это воспоминание о тех, кто закладывал фундамент и создавал высотный альпинизм. Они первыми шли в неведомое. Неизученный район, плохая погода и самое главное отсутствие знаний и опыта восхождений на больших высотах. Они были первыми. Это было третье в истории Казахстана и первое после тяжелой, изнурительной войны, пусть и неудачное, но высотное восхождение. Первые два восхождения были совершены в тридцатые годы. Это были пики Хан-Тенгри (рук. Е. Колокольников) и пик Кассиора (Чапаева), (рук И. Тютюнников).

Пик Победа, 1949 (Альпинизм, инылчек, звездочка, колокольников)

Рассказ об этих восхождения это отдельная глава. Некоторые участники первых восхождений прошли войну, кто-то остался на фронтах, а вернувшиеся, больные, израненные, тем не менее, не оставили альпинизм. Любовь к горам, как первая любовь на всю жизнь и она неистребима. Они пошли на суровую, дикую гору не зная ее коварного нрава. И эта гора не пустила альпинистов, она как бы предупредила – "Я неприступна". Извечно желание человека к покорению неизведанного. Все еще было впереди.

В журнале "РИСК" №37 этот рассказ был опубликован. Но, вставить отобранные иллюстрации из-за ограничения по объему, не удалось, а хочется показать все фотки. Ну, и не все имеют возможность приобрести "РИСК", я, например, не имею:-((

Самоспасение на Огре. Даг Скотт. (Альпинизм, каракорум, пакистан, крис бонингтон)

Пока я была в Москве на конференции и отчаянно пыталась решить проблемы женского альпинизма :) мне пришло письмо от одного из джайлыковских ветеранов, Геннадия Хитёва. Он прислал мне, переведенные им в электронный вид рассказы, "Из записных книжек альпиниста", написанные человеком, ставшим одной из легенд нашего альпинизма, Михаилом Овчинниковым, тоже выходцем лагеря "Джайлык".

Встреча на узком снежном гребне красивейшей горы с красивыми женщинами (Альпинизм, ушба, история альпинизма, джайлык, михаил овчинников)

Овчинников Михаил Фёдорович. Мастер спорта по альпинизму, чемпион СССР 1972 г. в высотно-техническом классе