Впервые я осознал, что стал кем-то вроде эксперта по холодному альпинизму, когда Энди Кейв спросил меня об одежде для Чангабанг в 1997 году, чем немного меня удивил, как будто я магазин или легендарный Энди. Полагаю, хотя мой опыт был весьма ограничен (несколько зимних сезонов в Альпах), он мог заметить, что это по моей части, и, полагаю, так и было, поскольку я продолжил заниматься зимними восхождениями от Патагории до Аляски, от Норвегии до Нью-Гэмпшира.
В этом году мои восхождения в Антарктиде закончились получением мною репутации железного человека. Это было обусловлено тем, что я редко надевал пуховку, в то время как другие её вообще не снимали, и что я лазил в тонких перчатках, а не в толстых рукавицах, и действительно казалось, что я наслаждаюсь восхождением при минус 30.
Ну, подобно великому Боргу Осланду (который зимой на лыжах дошёл до Северного Полюса), я в действительности что-то вроде неженки – мне не нравится холод. Также во многих местах, где я совершал восхождения, холод не был желанным, так как короток путь от сильного замерзания к гипотермии и потом к смерти. Быть способным хорошо одеться для холода это одно, но быть способным двигаться, лезть, спать и повторять действия изо дня в день (в Антарктиде мы жили, совершали восхождения, скитурили в одном комплекте одежды) это другое.
На самом деле сохранять комфорт и работоспособность в таких условиях просто, и опыт может быть распространён для зимних восхождений на Бен Невис, Айгуиль Верт или Мак-Кинли.
И так, вот мои лучшие десять советов – от головы до пят – о том, как пережить мучения этой зимой.
10 советов как не замёрзнуть зимой от Энди Киркпатрика (Альпинизм)
Энди Киркпатрик демострирует свою антарктическую многослойную систему!
Фото из коллекции Энди Киркпатрика

В свете новогодних праздников и массовых выездов альпинистов/скалолазов в дальнее и ближнее зарубежье (украина, турция, египет, тайланд), назрел вопрос страховки от несчастного случая и медицинской страховки.
Альянс сдулся - могут предложить обычный шангенский полис на 30 000 Eвро от НС. Если именно скалолазание, то только страховка занятий в зале.

Уже достаточно давно (в 2007 году) в мире в продаже появились спутниковые трекеры, но многие в России до сих пор не знают, что это такое. В этом посте я хочу поделиться опытом использования устройства SPOT, которое приобрел полгода назад, и сделать небольшой обзор существующих моделей. Замечу, что не связан с производителями этих устройств, и могу в чем-то ошибаться, но постараюсь сделать пост максимально объективным.

Спутниковые трекеры в экспедицию: сравнение моделей (спутниковый, спот, связь)

Итак, спутниковый трекер – это устройство, которое можно взять с собой в автономный маршрут (где нет мобильной связи) и с него отправлять сигналы «ОК» и «SOS». Сигнал с координатами отправляется через спутник и ваше местоположение отображается на интерактивной карте в интернете. Перейдя по ссылке, ваши родственники и друзья увидят, где вы находитесь в данный момент, поймут, что у вас все хорошо и порадуются за вас. Если вы нажимаете кнопку «SOS», то ваш сигнал передается в службу спасения.

Перед спутниковыми телефоном у трекера есть несколько преимуществ:

Мысль как-то привязать свои научные дела к Эльбрусу зрела давно. И действительно, самая заметная возвышенность Европы, вулкан, про геокриологические условия и температурный режим информации нет, хотя сам район хорошо освоен и удобен для работы. Но все не складывалось…то одно, то другое. Появился уже в арсенале маленький легкий купол, что делало возможным стремительный спуск с вершины вниз (сноуборд я затаскивал под Восточную вершину еще в 2002, но с состоянием снега тогда не повезло). В прошлом году мы гуляли с северной стороны, и желание полетать в этих местах достигло максимума.

Перевод статьи о высотных заболеваниях. Клиника, диагностика и лечение в достаточно кратком и в целом ясном изложении. Иногда встречаются слишком ненужные подробности (например, про генетику болезни), но из песни слов не выкинешь. Иногда сложность формулировок вынуждала оставлять текст, далёкий от "стильного" русского. Для спорных терминов в скобках приведён оригинал. Много букв, и не всегда сливаются в понятные слова! Возможны опечатки. Но в целом, вроде читабельно. Будьте здоровы в горах!

Острая высотная болезнь: обзор по "горняшке" (Альпинизм, высотный отёк лёгких, высотный отёк мозга, острая горная болезнь, акклиматизация, медицина)

Ещё раз о сборах в поход. (Горный туризм)

Понимаю, что здесь уже много написано про сборы в горные походы и про раскладку, но лишний раз напомнить кое-что не помешает. Так вот, написала мне на днях знакомая, собирающаяся в сложный горный поход. Жаловалась, что никак не может собрать минимальное количество вещей на маршрут, всё кажется ей, что чего-то обязательно не хватит, что лучше взять каждых вещей по 2-3 штуки, что не понимает, как у многих в отчётах выходят очень лёгкие раскладки. Я ей объяснил некоторые принципы, убедив отложить некоторые вещи, ощутимо облегчив её рюкзак. Так как знакомая является далеко не новичком в туризме и альпинизме, то у новичков данный вопрос вызывает гораздо больше вопросов. В связи с этим решил написать тут несколько строк.

Лекции по медицине - дело привычное. Я периодически хожу на лекции дипломированных специалистов, которых ежегодно приглашают в Турклуб и Альпклуб МАИ просветить молодежь. Но вот до списка аптечки дело никогда не доходило. Про реанимацию - пожалуйста. Как шины накладывать - пожалуйста. Но чтоб до конкретного списка дошли - такого пока не было.

Я не врач, и курсов не кончал, но неоднократно успешно лечил в горах. Просто так, по жизненному опыту, применяя интуицию и эрудицию. Сейчас на 20 дней в поход по Алаю собираюсь. Потом будет большая экспедиция в большие горы. Вот такую аптечку я сегодня собрал.

Исправить в ней что-либо будет уже трудно, но если коллективный интернетный разум даст интересные рекомендации, то в будущем я смогу эту аптечку улучшить. :)

Сборы в горы по Интернету. Типовые таблички. (Альпинизм, снаряжение, планирование, питание)

На прошлой неделе я за пару дней обсчитал две экспедиции - двухнедельный поход 2 к.с. в горах Алая и 40-дневную экспедицию в высокие горы. Получилось быстро и непринужденно, благодаря старым наработкам - типовым табличкам продуктов питания и снаряжения.

Вот этими табличками, а также последовательностью своего расчета я и хочу поделиться с читателями. Итогом такого расчета являются три документа, которые я вывешиваю в Интернет и по которым собирается выезжающая в горы группа:

1. Сводная таблица закупок продуктов питания.
2. Таблица поручений по закупке продуктов питания.
3. Таблица распределения общественного снаряжения по рюкзакам.

А теперь опишу всю последовательность расчета.

Диакарб и горы (Альпинизм, профилактика, острая горная болезнь, акклиматизация, diamox, даймокс, ацетазоламид)

Данная статья - попытка дать объективную информацию о диакарбе применительно к острой горной болезни. Рассмотрены побочные эффекты, возможные режимы применения, показания, противопоказания.

Давно хотела написать статью с личными рекомендациями тем, кто хочет подняться на Эльбрус, но все откладывала. И вот сподвиглась.

Эльбрус для «чайников» (Альпинизм, акклиматизация, red fox elbrus race, высотный порог)

Об экипировке на Эльбрус я как-то уже писала два года назад. Но снаряжения разного выпускается много, поэтому вариантов выбора тоже много. И постоянно производится что-то новое, более технологичное.
Поэтому напишу, какую одежду я использовала на Эльбрусе в этом году. Вся моя одежда сейчас фирмы Red Fox и то, что я использую из их моделей, меня полностью устраивает.

Экипировка на Эльбрус «под ключ» и новая модель пуховки Red Fox Down Shell (Альпинизм, activ shell)

Фото: Кирилл Корабельников

ЭЛЬБРУС … НЕ «ПО БЫСТРЕНЬКОМУ» ! (Альпинизм, хитриков, ред поинт, red point)

Изначально этот сбор задумывался для подготовки участия в забеге REDFOX, потом выпал основной участник, для которого это было задумано, и наступил определенный кризис. Но, присмотревшись к тому, что было задумано, я понял, что даже мне это все, просто интересно. Посудите сами. Всего 10 дней, два выхода по четыре дня, между ними два дня отдыха. Первый выход ночевки от 3500м до 4200м, второй выход ночевки: «Скалы Пастухова» 4700м, два раза «Перемычка» 5300м, Восточная вершина 5621м. И возможность успеть на забег REDFOX. Потом, правда, выяснилось, что «Вертикальный километр» является обязательным видом программы, и мы не успеваем, и нужно выбирать. В общем, выбрали мы Восточную вершину. Всего нас собралась группа девять человек.

Отчет написал в ноябре 2012г., но сомневался, стоит ли публиковать. Маршрут не прошел, хвастаться нечем(( Однако решил опубликовать, пусть мой опыт послужит для кого-то предостережением (а кому-то, возможно, поможет лучше подготовиться, убережет от ошибок). Тем более, в рамках ведущейся дискуссии об уместности разборов НС на Риске, есть возможность проверить на практике что из этого получится.

Пожалуй, многие рисковчане уже устали от Эльбруса, но не могу не поделиться. В конце июля - начале августа прошлого года мы с моим другом побывали в удивительном месте - Северном Приэльбрусье. Задача была достаточно амбициозная для нашего с другом опыта - выход на седловину с севера, восхождение на обе вершины Эльбруса и последующий спуск на юг.

Эльбрус с севера на юг с ночевкой на седловине. Фоторассказ и полезная информация. (Альпинизм, приют на седловине, траверс эльбруса, седловина эльбруса)

К сожалению, из-за каверзов погоды и недостатка физухи на саму вершину мы не взошли. Сразу после похода я даже посчитал, что экспедиция не удалась. Но уже позже пришло осознание, что все-таки мы прошли основную часть маршрута (более 95%), сделали траверс с подъемом с поляны Эммануэля и спуском в Азау. Также нам повезло быть первыми, кто переночевал в новом приюте RedFox 5300 на северной оконечности седловины Эльбруса. А вершина? Что же, значит в другой раз!

В этом посте небольшой фоторассказ и ссылка на мини-путеводитель, написанный собственными руками.

Дети на высоте. Брошюра UIAA c рекомендациями родителям и врачам. (Альпинизм, высота, горная болезнь)

Недавно я обнаружила на просторах интернета брошюру UIAA, в которой специальная комиссия дает рекомендации тем, кто намерен подниматься на высоту с детьми. В свете недавней жаркой дискуссии о поступке родителей, отправившихся в трекинг вокруг Аннапурны с грудным младенцем, мне кажется, полезно будет ознакомиться с этим документом.

Классика с Юга.
Хорошо видны группы, на Кхумбу и по всему маршруту до 3 лагеря

В первой части - обзор личного снаряжения (по возможности Лайт энд фаст) применительно к летнему Кавказу, Алтаю и т.п. 3-4 категории сложности. Понятно, что если район выше (Памир) или поход сложнее , или время года другое - то и список будет другим.

Экономный вариант  Light and fast для горного туризма. Часть 1 (Горный туризм, альпинизм, горный туризм, снаряжение)

В конце августа слушатели курса "Горный треккинг" школы outdoor фотографии OnSight и Nikon School собрались в итальянском регионе Валле д'Аоста, чтобы под руководством фотографа и альпиниста Константина Диковского пройти часть пути вокруг Монблана (Tour du Mont Blanc) - долины Val Ferret и Val Veny. В первом случае участники вышли на границу со Швейцарией, во втором - на границу с Францией.

Валле д'Аоста: под прицелом фотокамер (Альпинизм, никон скул, школа фотографии onsight, курмайор, венто, vento, red fox, ред фокс)