Эльбрусский экспресс, или экспедиция мечты
Мысль как-то привязать свои научные дела к Эльбрусу зрела давно. И действительно, самая заметная возвышенность Европы, вулкан, про геокриологические условия и температурный режим информации нет, хотя сам район хорошо освоен и удобен для работы. Но все не складывалось…то одно, то другое. Появился уже в арсенале маленький легкий купол, что делало возможным стремительный спуск с вершины вниз (сноуборд я затаскивал под Восточную вершину еще в 2002, но с состоянием снега тогда не повезло). В прошлом году мы гуляли с северной стороны, и желание полетать в этих местах достигло максимума.
И тут, как обычно, неожиданно, идея об установке термометрического оборудования на вершине Эльбруса получила мощный импульс – тем же самым заинтересовались наши коллеги японцы, медлить не стоило, и я присоединился к экспедиции гляциологов из Института Географии, традиционно собиравшимся навестить западное ледниковое плато. Купол решил взять с собой на всякий случай, и случай не преминул подвернуться.
Но сначала нужно было попасть наверх. Акклиматизация проходила в сложных погодных условиях, и в итоге получилось по три ночи на 2300, 3800, 4800 и 5100-5300. Больше недели ветер не давал нам передышки, хотя мы успешно лавировали между порывами, перетаскивая научное оборудование ближе к плато.
На конец июля были запланированы полеты на вертолете с радаром, для чего кто-то из команды должен был присутствовать внизу, поэтому логистика выстроилась следующим образом – мы с Иваном уходим с плато через Западную вершину (чтобы не тащить веревку, на гребне трещин нет), затем ночуем на седле в хижине, утречком идем на Восточную – установка приборов, отбор образцов, и если погода позволяет – полет вниз. Как ни странно, так все и получилось.
Протупили мы в лагере больше запланированного, но зато к выходу на Западную вершину все грозы толпились в отдалении, ветер стих совсем. В свете приближающегося заката, мы подумали, что ужин на вершине украсит наш путь, и часик наслаждались видами и деликатесами. Я мечтал проводить или встретить солнце на вершине еще с первого посещения этих мест, в далеком уже 1999 году, и вот мечта становилась явью. А ведь впереди еще восход…
Хижина на седле установлена в красивом месте, но не лишена особенностей – так, мы не смогли обнаружить вентиляции. Сталагмиты из конденсата на стенах тоже свидетельствовали в пользу ее отсутствия. Это удобно в плане того, что не нужно напоминать посетителям о необходимости закрывать дверь перед уходом, но комфорт сильно страдает – как здесь пережидать длительную непогоду, непонятно. Зато нет проблем с ранним подъемом - бороться с конденсатом надоедает как раз ближе к середине ночи :)
Рассвет оправдал ожидания: на небе ни облачка, тишина и морозный воздух вокруг.
Прошедшие снегопады укрыли все термальные площадки снегом, но Ванино чутье не подвело – и вот уже термометр показывает 25 градусов Цельсия, видны куртинки мха, стебельковый лед - первая цель достигнута!
Установив термометрическое оборудование, пошли к кромке кратера, посмотреть места для старта.
Условия были идеальными, раннеутренняя кучевка только-только начала обволакивать гребни гор, штиль. Волнительный момент, преград для старта нет, нужно раскладываться.
По карте получается, что надо лететь в Терскол, хотя ущелье Ирик выглядит живописнее – но на 20 километров на крыле площадью 15 м сложно спланировать. Иван помогает расправить купол, филигранно не наступая на него кошками, «Готов?» - «Готов!», короткий разбег, склон уходит из под ног, летят комочки снега – я в воздухе! GPS подсказывает, что скорее всего я долетаю до Терскола, скорость 60-80 км/ч, вокруг синеватые громады хребтов и гигантские морщинистые складки ледников.
Через день выяснилось, что прилет вертолета для проведения радарной съемки ледников откладывается – появилась возможность еще раз сходить вверх. На этот раз взял из домика Института географии ски-тур комплект и достаточно бодро дотопал до скал Пастухова. Ветер дует сбоку вниз, но при старте на лыжах это не так мешает. Но нужно помнить о турбуленции за хребтами, да и термическая активность уже в разгаре. В итоге удалось немного набрать высоты над моренами ледника Терскол, но в верховьях ущелья пришлось достаточно активно пилотировать. Сильный встречный ветер упрощает посадку – аккуратно касаюсь лыжами травы, проходящие мимо туристы несколько удивлены. До Терскола долететь не удалось, но погода отличная, и 20 минутная прогулка только в радость.
На десерт Ваня запустил меня на тестовый полет с георадаром. Вертолетик Лама, да еще с Арсением Болдыревым за штурвалом - это песня. Летали со снятой дверью, так что ощущения близки к свободному полету, но можно лететь куда хочется. Эх, понятно почему он поменял кокпит каяка на эту стрекозу.
Спасибо команде Института географии:
Мармотское снаряжение, как всегда, радовало и грело. Новый спальник Plasma 0 оказался даже жарковат :)
Фото: Андрей Абрамов, Иван Лаврентьев.
196
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Классная история и фильм и фотографии
Отличный полёт !
Отличные оригинальные фотографии !
http://www.stihi.ru/2011/04/10/6307 = ГОЛУБОЮ ТОСКОЙ ОЖЕРЕЛИЙ…=
http://www.stihi.ru/2011/05/05/9152 = ТВОЙ ЭЛЬБРУС…=
http://www.stihi.ru/2011/06/14/709 = ГОРЫ…=
http://www.stihi.ru/2011/07/14/8501 = ЧЕГЕМСКИХ ГОР НЕПОСТОЯНСТВО…=
http://www.stihi.ru/2011/05/05/9225 = ГЕОЛОГИ ТЫРНЫАУЗА…=
Аж настроение поднялось!
И очень хорошо подобрана музыка. Кстати кто исполнитель?
сайт отдела гляциологии ИГ РАН. На Эльбрусе мощности ледников меняются от 20-30 до примерно 200-250 метров, в этом году была произведена радиолокационная съемка южных склонов, так что скоро будут доступны результаты измерений.