Экипировка на Эльбрус «под ключ» и новая модель пуховки Red Fox Down Shell

Пишет Irina Morozova, 22.05.2013 11:20

Об экипировке на Эльбрус я как-то уже писала два года назад. Но снаряжения разного выпускается много, поэтому вариантов выбора тоже много. И постоянно производится что-то новое, более технологичное.
Поэтому напишу, какую одежду я использовала на Эльбрусе в этом году. Вся моя одежда сейчас фирмы Red Fox и то, что я использую из их моделей, меня полностью устраивает.

Экипировка на Эльбрус «под ключ» и новая модель пуховки Red Fox Down Shell (Альпинизм, activ shell)

Фото: Кирилл Корабельников

Меня можно отнести к среднестатистическому горовосходителю, так как я не бегаю, поэтому не бегу на Эльбрус в трусах и термухе, но и в то же время не сильно медленно двигаюсь. Скажем я иду ровным темпом без единой остановки от самых скал Пастухова до седла и только на седле делаю 10-минутный перекур.

Выходили мы в этом году в три часа ночи, чтобы подняться на вершину до прибытия на нее лидеров забега. Если бы выход был классическим – часов в 5-6 утра, то возможно набор одежды был бы другим, по крайней мере пуховые штаны я бы точно не надела. Но поскольку, многие из тех, кто поднимается на Эльбрус, предпочитают выходить ночью (в час-два ночи), то думаю, что как раз такой расклад в одежде им может подойти.

Термобелье Wool Dry Light. Это тонкое шерстяное термобелье. Я предпочитаю шерсть, так как она лучше дышит, чем синтетика. И предпочитаю именно тонкое белье, потому что тонкое белье быстрее высыхает, когда намокает от пота, а в толстом белье из полара спина очень долго остается влажной.

Сверху на термобелье была надета куртка Activ Shell. Она из тонкого виндстоппера, не продувается, не промокает и хорошо дышит. Я ее использовала, как второй слой термобелья. При этом надетая сверху пуховка у меня всегда оставалась сухой.
Дополнительное преимущество использования Activ Shell – когда было жарко во время дневных акклиматизационных выходов, можно было снять верхнюю ветрозащитную одежду и остаться только в тонком термобелье и в Activ Shell и при этом иметь защиту от ветра и не простудиться.

Поверх Activ Shell была надета новая пуховка Down Shell. Это по сути тот же пуховый свитер, как и Everest Micro Light, возможно даже тоньше, но при этом верхний слой ткани у него не каландрированный капрон, а WINDSTOPPER®. А значит эту пуховку можно использовать без мембранной куртки. Все остальные пуховки продуваются сильным ветром. Каландр у пухового свитера вообще не держит ветер, а ткани типа пертекса, которые идут на остальных пуховках, чуть меньше продуваются, но при сильном ветре все равно требуют дополнительную защиту в виде мембранной куртки.

6 утра, выше скал Пастухова, выход на установку вешек (акклиматизационный), ветер сильный, движение рваное - быстрая ходьба сменялась остановками пока ставилась вешка. В пуховке было комфортно - не холодно рано утром и не жарко потом, когда вышло солнце. На спуске в 12 часов сняла и осталась в одной тонкой куртке Activ Shell. (Фото: Сергей Егорин).

Down Shell за счет верхнего виндстоппера, как показала практика этого года, абсолютно не продувается. Я шла в ней ночью на пронизывающем ветре при выходе на седловину и не чувствовала ветер совсем. При этом в том сочетании одежды, которое было на мне надето, все это прекрасно дышало – те зоны, которые обычно намокают, если одежда плохо дышит, оставались сухими. И телу было комфортно, значит доступ воздушных масс к телу был нормальным.
У куртки удобная для работы на маршруте конструкция. Ее длина не мешает шагать, при этом чуть заниженная спина куртки закрывает поясницу, даже при наклонах, и только, когда надо было сильно наклоняться, чтобы надеть кошки, приходилось чуть одергивать сзади пуховку. Но это связано скорее с тем, что у меня штаны не полукомбенезоном и не закрывают надпоясничную часть спины. Я не очень люблю комбинезоны и полукомбинезоны, это личные предпочтения. Обычно на альпинистском маршруте все это компенсируется тем, что обвязка прижимает и штаны и куртку и поясница закрыта.
В целом думаю, хорошая рабочая куртка для зимних маршрутов, позволит минимизировать слои одежды и избежать лишней мембраны сверху, что отвечает современной философии фаст-энд-лайт.

Для сравнения. В прошлом году на мне было надето: тонкое термобелье + флиска из сотого полара (Red Fox Pinguin) + Жилет Techno Vest II WS W + мембранная куртка X4 GTX. Но тогда было теплее. Ссылку на Х4 дать не могу, потому что сейчас уже новая модель X5 GTX. С собой у меня был только пуховый свитер (Everest Micro Light), который я и поддела на вершине и провела на ней 6 часов, без толстой пуховки, в которых были судьи.

Но в этом году было значительно холоднее, поэтому я и надела сразу утром пуховку Down Shell. Хотя не уверена, что была теплее одета. В целом, наверно, если сравнивать, то оба варианта и прошлогодний и нынешний по толщине и теплоизоляции аналогичны.

1. Wool Dry Light + Pinguin (сотый полар) + Жилет Techno Vest II WS W + мембранная куртка X4 GTX
2. Wool Dry Light + Activ Shell (тонкий виндстопер, тоньше, чем Pinguin) + пуховка Down Shell.

Снизу на мне были в этот раз, как и в прошлом году, лосины от термобелья Wool Dry Light, затем пуховые штаны Ultra Light и сверху брюки Lhotse из Polartec® Windbloc® Soft Shell, которые я использую исключительно для зимнего альпинизма вместо мембранных. Еще раз уточню, что пуховые штаны были надеты исключительно из-за ночного подъема и из-за того, что потом несколько часов стоять на вершине. Все остальные выходы, когда мы ходили ставить вешки, на мне было только термобелье и штаны Lhotse.

Перчатки. Вот это уже отдельная тема. Руки – это единственное, что у меня замерзло. При чем они у меня начинают отмерзать второй год подряд в одном и том же месте - в верхней части косой полки, причем отмерзать так, что к моменту прихода на седловину, я их совсем не чувствую и приходится засовывать в «теплые» места, чтобы отогреть.
На мне были обычные перчатки из виндблока и мои любимые рукавицы THL. Эти рукавицы спасали мои руки зимой на альпинистских и ледолазных маршрутах и в Норвегии и на Кавказе и в Хибинах. Почему мерзнут руки на Эльбурсе, я пока так и не поняла.
Возможно потому, что на альпинистском маршруте пальцы постоянно в работе и движении – то снял рукавицы, чтобы проделать манипуляции с карабинами и веревкой, то надел, то опять же обхватил рукой тяпку и так далее. То есть кровообращение все время есть в конечностях. А тут как обхватил рукой палку, так дальше кисть в таком скрюченном состоянии без активного шевеления пальцами. Может быть единственное спасение для тех, у кого как у меня, подмороженные и чувствительные к холоду руки – это использовать на Эльбрусе пуховые рукавицы, но мне они не нравятся из-за их громоздкости.

Ботинки Zamberlan 6000 DENALI вне конкуренции. Ноги – это единственное место, которому мне было даже жарко, а не просто тепло. Никакие термогрелки не нужны в этих ботинках, достаточно шерстяных термоносок.

Еще была куртка X4 GTX, в которой я в прошлом году ходила на вершину, но в этом году я ее надела только на самой вершине, чтобы утеплиться.

На вершине. Сверху прямо на Down Shell я на вершине надела тонкую пуховую жилетку 48 размера и X4 GTX. За 4 часа на том ветре, который там был в этом году, замерзла сильно, приходилось спускаться периодически под предвершинный взлет погреться. Завидовала судьям в их толстых пуховках :) Но и в таком комплекте вполне нормально выжила, больше мучал не холод, а горняшка и необходимость брать интервью с головной болью.
Фото: Виталий Дворецкий.

Будьте здоровы и ходите в горы в удовольствие.
Мой 25 летний опыт хождения позволяет сейчас сходить на тот же Эльбрус даже в ватнике и штормовке и выжить, но в той одежде в которой я хожу, я могу не просто выжить, но и получать удовольствие от процесса.
Ну когда при этом не едет крыша от горняшки :))) Но это уже другая тема.

На седловине. Фото: Антон Кашевник

При хорошей погоде можно в любой одежде идти на Эльбрус,а вот если дунет тогда и оценивать.А как отчество Антона Кашевника?

Ну, если вы считаете, что в этом году не дуло, то можете спросить у участников или послушать вот этот трэш. До сих пор не могу почистить запись, чтобы нормально разобрать слова.

Насчет Антона вы все правильно поняли, он сын того самого Кашевника, но к ветру это не имеет никакого отношения

Вы ночуете на скалах Пастухова или речь о старте с ратрака? На фотографиях не видно рюкзака, все типа попить перкусить по карманам?

Нет, ночевали на бочках, старт с ратрака. При ночевке на скалах Пастухова, думаю взяла бы еще из дома дополнительно еще одну пуховку для бивака, скорее всего Ultra Light. именно ее я использую зимой на маршрутах до 4000-5000м. Но тем, кто более мерзлив и любит потеплее одеться, думаю для ночевки можно было бы что-то и потеплее взять, типа тех пуховок, что на судьях. Например, парни у нас и на бочках вечером ходили в более толстых пуховках.

Рюкзак был все время. Просто эти фотки были сняты постановочные для статьи о куртке в журнале, поэтому снимались на привалах, когда рюкзак снят.
Рюкзак вот. Он же был с собой и на вершину, только без вешек :)

Здесь был первый выход днем в 12-15 часов на постановку вешек чуть выше скал Пастухова до начала косой, поэтому вместо пуховки Down Shell куртка X4 GTX

А вот нашла фото с рюкзаком. Но это не день восхождения. Это предыдущий выход для установки вешек. Время 6 утра. Комплект одежды тот же, только без пуховых штанов.
Фото Кирилла Корабельникова.

Мне кажется неполный у Вас список. Я понимаю что это основной список как бы костяк, но все же.(спальный мешок например, синтетика или пух:) ) нехватает мелочей что зажигалки лучше не брать потомучто выше бочек они тупо неработаю а спички форева.
термос, коврик или самонадувайка, очки или маска? крем от солнца или сметана :)
или (Red Fox) всего этого неделает а значит недостоин внимания :))

Спальник только пух Fantom D2, для ночевки на бочках его вполне достаточно, если ночевать в палатке, то надо брать теплее.
Коврик на бочки не беру, ночую на банере любимого Ред Фокса. Но зимой в палатке использую два коврика бутербродом (об этом я уже писала в своих статьях): Thermarest Z Lite + Thermarest Pro Lite
Насчет очков по мне ориентироватся нельзя, поэтому воздержусь от рекомендаций, так как мои глаза не чувствительны к солнцу и никогда не сгарают. Я могу спокойно смотреть прямо на солнце. Поэтому надеваю очки только на Эльбрусе и только в разгар дня в 12 часов, чтобы не щуриться.
То же самое по отношению к крему. Тоже я не могу советовать. Потому что хоть кожа у меня и сгорает, в отличие от глаз, но кремом стараюсь пользоваться в случае КРАЙНЕЙ необходимости, потому что у меня аллергия на запахи. Маски тоже не надеваю, потому что они мешают дышать. Поэтому предпочитаю естественный пилинг - кожа сгорает, затем отшелушивается. Но никому так советовать не буду. Поэтому насчет очков и крема - все советы пусть дают другие люди.
Термос у меня тоже очень старый Соleman еще наверно с 1990-го года, когда американцы его подарили. Смысла нет о нем писать, потому что его никто нигде не купит.

PS. Кстати Ред Фокс делает и коврики, и является дистрибьютером крема. Так же как и палок Fizan, и носок Fox River , которые кстати я и использую. Просто не все в одной статье бывает получается охватить. Тем более когда я уже о чем-то писала раньше.

++все зависит исключительно от индивидуальной адаптации и переносимости организма высоты.++
Вы хотите сказать, что в группе, идущей наверх за 5 дней с момента приезда, сможет подняться столько же, сколько в идущей за 10, при прочих равных?
"Не верю!" :)
Я за 5 вряд ли поднимусь, а вот за 10, думаю, без особых проблем.

так как мои глаза не чувствительны к солнцу и никогда не сгарают.

Пропустил этот шедевр) Берегите ретину, мать глазов ваших:) В старости всем пригождается.

И еше что чувакам кто бегает меньше 10 км или незанимется 2-3 раза в неделю в спортзале делать там нечего :) по себе знаю 2 раза был зимой и два раза мимо. Физуха вот что главнее всех супер пупер гортекса или пуха и даже аклиматизации о которой все так много говорят. И джипиэс или накрайняк уметь пользоватся компасом спасет комуто жизнь!

Первое замечание про отсутсвие вспомогательной (бивуачной и дополнительной экипировки в виде очков, крема, термоса и пр.) принимается. Я сосредоточилась на комплекте одежды, а надо было действительно дописать и все остальное.

А вот второе замечание спорно. Сможет чувак подняться на Эльбрус зависит не от того бегает ли он 10 км еженедельно, а от индивидуальной адаптации организма к высоте. Я в первый раз поднялась на Эльбрус в 1988 году, потом 7 лет прожила в Тресколе, пока я там жила, каких-только чуваков не видала на Эльбрусе, даже таких которые в городских туфлях пытались "забежать", мой муж работал в спасслужбе в эльбрусском ПСО, мы вместе с ним поднимались с клиентами, последние три года я наблюдаю за сотнями людей на фестивале Red Fox Elbrus Race. И все эти годы наблюдений позволяют мне сделать вывод, что все зависит исключительно от индивидуальной адаптации и переносимости организма высоты. Куча здоровых, бегающих по 10 км, тренирующихся в спортзале людей не доходила до вершины и "сдыхала", а при этом тщедушные и даже бывало совсем гламурные девочки, толстые дядечки или японские 70-летние бабушки (явно не бегающие десятку) спокойно не напрягаясь заходили на вершину.

Кстати, в этом году спасатели спускали с вершины явно очень спортивного парня, по крайней мере по его виду было видно, что он молодой здоровый, и регулярно посещающий спортзал. А срубила горняшка, причем конкретно срубила. А при этом в прошлом году дизайнер РедФокса Зоя Спирина, которая никакими видами спорта не занималась, зашла на вершину и еще была кажется третьей из девушек бежавших с "бочек".

Я поднялся на Эльбрус летом при весе 107 кг и росте 182. Из офиса, как говорится. Было б желание.
С другой стороны, так делать не советую, тяжело нести 20 кг лишнего веса.
А двух женщин спортивного вида с бочек спускали, страдали от горняшки.

Вот везет а я тольк омечтаю о том чтобы войти!

кто знает как правильно работает система шнуровки на zamberlan Everest 8000 (на Denali такая же) 2014-2015? По-разному пробовал, но они расслабляются(развязываются). Может я туплю)?? Но не верю что zamberlan в высотной модели сделали хрень которая не работает.