Вышла в свет монография профессора Ю.В. Байковского «Факторы, определяющие тренировку спортсмена в условиях высокогорья и среднегорья». Эту книгу давно ждали специалисты по горным видам спорта. Рекомендована Экспертно-методическим советом РГУФКСиТ в качестве учебного пособия для подготовки специалистов по горным видам спорта спортивных ВУЗов. Объем 280 стр.

«Факторы, определяющие тренировку спортсмена в условиях высокогорья и среднегорья» (Альпинизм, альпинизм, ргуфксит, байковский)

Открытые соревнования по поисково-спасательным работам в Москве (Мультигонки, туристское многоборье, спортивный туризм, пср)
С 22 по 23 мая 2010 года на территории Московской области пройдут очередные соревнования по поисково-спасательным работам.

Шикарное, красивое и юморное видео о микстовом лазании на Бен Невисе в Шотландии!
Если и есть на свете место, где альпинисты радуются приближению снежного шторма, так это точно в Шотландии. Не большая компания топ-альпинистов из Европы, а так же с Острова (Martial Dumas, Ueli Steck, Yann Mimet, Mathieu Maynadier, Aljaz Anderle, Erwan Lelann, Andy Turner и John Croxford) отжигают по жесткому на мерзлых мхах и разрушенных скалах Бен Невиса. Если есть кураж, то снежный ураган вполне даже в масть....
Как отдельный снос головы можно воспринять прохождение Ули Штеком сложнейшего маршрута The Secret (X,10) всего с тремя пунктами страховки...

Фотогалерея или репортаж. Памирский марафон 2009. Часть 1. Разминка. (Альпинизм, пик революции, пик коммунизма, пик ленина, маи)

Давненько не было больших фотоочерков про большие горы. А ведь фотки Памира так возбуждают в преддверии лета. И немножко сглаживают этот душевный раздрай от различных страшных известий и азартных споров про лавины и безопасность. К тому же на сайте Риск мы не показывали сколько-нибудь подробную коллекцию наших фоток.

"Есть реки, есть бешеная река Сауксай. Много ичигов изорвал я на скалах, всюду излазил, но в верховьях Сауксая не был. Туда никому нельзя ходить. Там живёт арвах и водятся драконы. Всякий, кто пойдёт туда, умрёт страшной смертью."

Из романа "Джура" ( Георгий Тушкан).

Ф.1. Озеро около ледника Большая Саукдара. Фото И. Жданова (2009)

Маршруты южных склонов пика Ленина (Альпинизм, пик ленина, маршрут хойера, маршрут устинова, маршрут борисенка)

Ежегодно из Алайской долины к подножию пика Ленина (7134) приходят сотни людей. Эта северная сторона вершины хорошо известна, и её фотографии украшают многие журналы и сайты. А вот с юга люди бывают крайне редко. Возможно, поэтому с южными маршрутами на пик Ленина постоянно происходит какая то путаница.

Географы или шпионы? Пандиты на службе у Монтгомери (Альпинизм, тибет, каракорум)

Вот так, с молитвенным колесом в руках ученики Монтгомери собирали первые географические сведения о Тибете и китайском Туркестане.

Томас Монтгомери известен как геодезист, открывший в 1856 г. Машербрум (K1) и Чогори (K2). В 1862 году для картографирования закрытых для иностранцев северных (по отношению к Индии) территорий Тибета и китайского Туркестана Монтгомери придумал засылать туда специально обученных индусов. То, что для этого приходилось делать, привело меня в восторг...

1. Оснастка.

Заточка ледобуров, 1 - Оснастка. (Альпинизм, sharpening device, ice screw)

Тем кто устал от процесса заточки и доводки до идеала ледобуров посвящается.
Однажды у меня возник вопрос, о том кто и как точит ледобуры, содержательных ответов в русскоязычном интернете я не нашел, поэтому пришлось искать. В результате нашлось много чего интересного и полезного. В ближайшее попробую поделиться найденной информацией.

В последнее время в инете активно обсуждаются покупки товаров за бугром, где можно почерпнуть много полезного. Но у туристическо-альпинистской снаряги есть свои нюансы. Поэтому решил поделиться собственным опытом. Лениво перечислять, сколько всего и почём накупил, но даже с учётом пересылки EMS-ом (государтственная экспресс-почта) вся снаряга обошлась ровно в 2 раза дешевле, чем покупать здесь, рыская по магазинам и выклянчивая скидки.

По просьбам трудящихся - красивая картинка :)

The best topic ever! (шоппинг за бугром, Бэккантри/Фрирайд, снаряжение, покупки)

Image © John Lund/CORBIS
pro.corbis.com

7 марта 2010 года на скалодроме Скалатория пройдет интереснейшее и познавательное событие для всех любителей скалолазания!

Мастер-класс Рустама Гельманова (Скалолазание, скалатория, рустам гельманов, болдеринг, скалолазание)

Часть II. Специальные системы и устройства для страховки двух человек.

I. Система страховки «Тандем Прусик». Рис. 1.

1. В конце 1980х – начале 90хгодов только один способ страховки успешно прошел многочисленные испытания и показал наиболее близкое соответствие параметрам, разработанным для СУ, предназначенных для страховки двух человек (см. п. 1.12., Часть I):

Этот способ называется страховка «Тандем Прусик» (Tandem Prusik Belay).
В начале 1990х в Канаде и США, а несколько позже и в Новой Зеландии, система «Тандем Прусик» была принята на вооружение спасателями в качестве основного рекомендованного способа страховки при спуске/подъеме двух и трех человек.

Система «Тандем Прусик» состоит из двух компонентов:
● Двух схватывающих узлов, сделанных из петель 8мм репшнура разной длины, через которые выдается или выбирается страховочная веревка.
● «Плавающего» узла «Радиум» (см. рис. 4), который служит для крепления петель к станции.
● В качестве схватывающих узлов применяются только классические узлы прусика в три оборота (см. рис. 1,2).

Способы и средства страховки при спуске и подъеме двух человек. Часть II. (Альпинизм, техника страховки, спуск пострадавшего, спасательные работы, альпинизм)

Рис. 1

Или как мы залезали на Корону по м-ту "Мобильных" (А. Ручкин)

Туда, где синие горы (Альпинизм, алла-арча, корона, ручкин)

Anderl Heckmair - Северная стена Эйгера, Гран Жорасс и другие приключения. Глава 2 "Безработица" (Альпинизм, хекмаер, германия, альпы)
Если я не боролся на стене, то мог часами валяться в палатке или около нее и никакие силы на свете не были в силах сдвинуть меня с места

Грядущей зимой я твердо решил научиться кататься на лыжах. Прыгать с трамплина мне надоело, и я хотел ходить только на скитуры поскольку тропежка в гору и спуск вниз по пудре, правда без виражей и на прямых лыжах, доставляли мне дичайшее удовольствие.

Делаем регулируемую систему крепления строительной каски (каска, снаряжение)
Много уже чего отрицательного сказано по поводу использования строительных касок вместо сертифицированных. Но все же большинство начинающих туристов, альпинистов, спелеологов, скалолазов из-за дороговизны брэндовых касок и шлемов начинают со строительных.
В данной статье хочу изложить свою идею формирования РЕГУЛИРУЕМОЙ СИСТЕМЫ КРЕПЛЕНИЯ КАСКИ за подбородок человека.

Полный текст статьи с картинками

Эрик Шиптон - хорошо известный шпион! (Альпинизм, энциклопедия, альпинизм)
В таком качестве Эрик Шиптон был представлен в советской прессе,
ну а нам он известен в совсем другой ипостаси - огоромных заслуг альпиниста и исследователя.

Эрик Эрл Шиптон (Eric Earle Shipton) [01.08.1907 - 28.03.1977]
Статья Андрея Лебедева в Энциклопедии.

Молодые годы

Эрик Шиптон родился на острове Цейлон 1 августа 1907 в семье чайного плантатора. Эрику еще не было 3-х лет, когда умер его отец. Его мать похоронила свое горе в постоянных путешествиях. Вместе с Эриком и его сестрой Мардж (Marge) она в течение 5 лет постоянно переезжала между Европой, Индией и странами Восточной Азии.

В английской школе Шиптон учился плохо, он страдал дислексией - так называется избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения при сохранении общей способности к обучению. Однако окружающие этого не понимали. Учителя ставили плохие отметки, а сверстники часто били.

Эрик так и не закончил школу, провалил все экзамены в университет и к 21-му году жизни ему светило только одно - стать плантатором в колониях, как и его отец. В 1928 г., закончив двухмесячные курсы по землеустройству, он отправляется в Кению.

Вариант блокировки станции (Альпинизм, станции страховки)

Опечаленный недавними проверенными минами, задумал подставить свою голову под удары экспертов const, vgr, fedor и др.

Теме оценки лавинной ситуации сейчас уделяется достаточно много внимания. Тем более сейчас разгар зимнего сезона, все парафинят доски и лыжи, точат кошки и клювы инструментов, вострят снегоступы в сторону бескрайних белых просторов. Будем считать что все они хорошо знакомы с основами оценки лавинной обстановки, но нет-нет, да и не увидят порой явных признаков опастности. Как раз для того, чтобы люди лишний спросили прогноз в лавинной службе, да и просто для привлечения внимания к лавинной тематике, существуют изящные решения. О них и речь

Лавиномер (Горные лыжи/Сноуборд, лавины)

На нояборьские праздники ездили в Школу ИТО к Жене Дмитриенко. Он много рассказывал о пользовании якорными крючьями как для ИТО, так и для страховки, а после прислал мне копии протоколов испытаний красноярских крючьев. Ниже я приведу выдержки из них, не повторяя каждый раз всякие разные слова про методику испытаний.

Якорные крючья, и что они держат (Альпинизм, испытания, снаряжения, дмитриенко, якоря)

Исследование различных подходов к технике самозадержания ледорубом (Альпинизм, самозадержание, срыв на льду, безопасность в горах, срыв на фирне)

Летом 2008 года Йостом Гуделисом и Питом Шубертом были проведены исследования двух различных подходов к технике самозадержания ледорубом. И хотя результаты этих тестов может быть и не были чем-то новым и революционным в альпинизме, но они дали возможность сформировать на этот вопрос взгляд, подтвержденный не только теоретическими рассуждениями, но и конкретными практическими данными.

Организация эффективной и безопасной акклиматизации. (Альпинизм, высотная адаптация, горная болезнь, горная школа, акклиматизация)

Вчера я прочитал лекцию в Горной школе МАИ. Надеюсь, она будет полезна альпинистам и горным туристам, да и вообще всем любителям гор.

Номинанты "Хрустального пика-2009": соло на пик Победы по Северному ребру (Альпинизм, маршрут абалакова, калуга, алексей косяков, хрустальный пик, победа, риск.ру, события, risk.ru)
Маршрут Абалакова на пик Победы. Все фото предоставил Алексей Косяков.

И у нас еще один номинант. И снова пик Победы. В этом году гигант-семитысячник аж трижды номинируется на "Хрустальный пик". Видимо, гора пускала и отпускала, что немаловажно! Алексей Косяков в этом сезоне первый взошел на Победу по маршруту Абалакова. Соло.