Исследование различных подходов к технике самозадержания ледорубом

Пишет paniKa, 13.12.2009 20:05

Исследование различных подходов к технике самозадержания ледорубом (Альпинизм, самозадержание, срыв на льду, безопасность в горах, срыв на фирне)


Летом 2008 года Йостом Гуделисом и Питом Шубертом были проведены исследования двух различных подходов к технике самозадержания ледорубом. И хотя результаты этих тестов может быть и не были чем-то новым и революционным в альпинизме, но они дали возможность сформировать на этот вопрос взгляд, подтвержденный не только теоретическими рассуждениями, но и конкретными практическими данными.



Источник: журнал "Bergundsteigen" 1/09

Авторы

Йост Гуделиус – председатель группы «Немецких горных охотников». Сертифицированный горный гид и тренер по горным лыжам.

Пит Шуберт – более 30 лет являлся руководителем комиссии по безопасности немецкого альпийского Общества (DAV) . Автор многочисленных учебников по безопасности в горах, исследований снаряжения, различных техник и методик, применяемых в альпинизме и скалолазании.

Исходные данные

Касательно торможения на фирне, все специалисты, единодушны - зарубаться клювом. Таким образом, достигаются более глубоко лежащие жесткие фирновые слои, что усиливает эффект торможения. Но касательно срывов на льду мнения разделились. Многие специалисты склонны рекомендовать зарубаться «лопаткой», т.к. клюв на льду становится нестабилен. Но так же многие напротив практикуют использование клюва, аргументируя тем, что в этом случае тормозящий эффект выражен сильнее. Это разногласие в подходах и стало для авторов, которые сами до получения результатов находились по разную сторону баррикад, основным толчком для проведения этого исследования.

Процесс исследования

Попытки самозадержания производились только очень опытными и владеющими этой техникой альпинистами. Для зарубания применялись оба варианта - и клювом и лопаткой - одна рука сверху, одна на ручке ледоруба, как обычно. Как критерий, отражающий силу торможения, была выбрана длина «тормозного пути» или, иначе говоря, – глубина срыва.
Так же бралось в расчет, что как состояние фирна и льда, так и положение ледоруба – в особенности клюва или лопатки (угол и глубина их вхождения в фирн или лед) - во время пробных срывов могли отличаться друг от друга.
Таким образом, авторы исследования исходили из того, что в реальности, от срыва к срыву условия, в которых проводится самозадержание, существенно различаются между собой. Тем не менее, большое число попыток (около 50) позволило выявить во время исследований определенную закономерность.

Результаты

Во время попыток самозадержания на фирне тормозной путь при использовании клюва был существенно короче, чем при использовании лопатки. Таким образом было установлено, что на фирне, как и предполагалось, тормозящий эффект от клюва ледоруба сильнее, чем от лопатки, поскольку он гораздо глубже входит в фирн.
На льду тормозной путь при зарубании клювом в отдельных случаях был примерно равен тормозному пути лопатки, но в большем количестве случаев был все же более коротким. Таким образом, опытным путем было установлено, что тормозной эффект от использования клюва ледоруба все-таки сильнее, чем от лопатки.

Интерпретации результатов исследования

Во время исследования естественно всплыл вопрос, а почему собственно тормозной эффект от лопатки на льду все-таки оказался хуже, чем от клюва. При помощи квазистатического испытания действия лопатки на льду было выявлено следующее:
• из-за того, что ручка ледоруба держится 2-я руками - одна на рукоятке, другая на головке ледоруба - ледоруб находится преимущественно в диагональном положении относительно направления падения (и к продольной оси тела человека). Это же диагональное положение вынужденно принимает и лопатка, стоящая на льду. Такое положение приводит в большом количестве случаев к соскальзыванию лопатки на манер санных полозьев и таким образом снижает тормозной эффект. Если бы было возможно держать ледоруб строго параллельно линии падения (и продольной оси тела), это соскальзывание «на салазках» можно было бы предотвратить, однако же, подобное положение было бы совершенно противоестественным, и в практике трудно реализуемым, поскольку эта техника самозадержания требует чтобы рука, лежащая сверху ледоруба была вытянута. Это имеет и свою негативную сторону – верхняя часть корпуса не может усилить силу торможения посредством дополнительного давления на верхнюю часть ледоруба.
• Лопатка из-за ее эффекта «соскальзывающих полозьев» врезается в лед слабее, чем клюв, что автоматически приводит к меньшей силе торможения.

Резюме

Пробные срывы показали, что использование техники самозадержания ледорубом с применением клюва, как на фирне, так и на льду действенней, чем использование лопатки. В соответствии с этим, рекомендуется использовать клюв в обоих случаях - и на льду и на фирне. У этого способа помимо основного, есть еще два дополнительных преимущества:
• Не нужно принимать решение о выборе метода, вне зависимости на льду или на фирне случился срыв – работа с ледорубом всегда одинаковая.
• Опасность повреждения ледорубом в случае, когда лопатка находится «сверху» значительно меньше, чем если бы «сверху» был клюв.

282


Комментарии:
3
Нормально у тебя выходные проходят :))
А вот мне очень интересно было бы узнать результаты аналогичных исследований при условии, что пацинет уже несется по льду со скоротью V, сильно не равной нулю...

-2
хорошо проходят :) я в последнее время так быстро живу, что как-то хорошо и дома посидеть. отдаться синематографу.

ну, ты говоришь уже о пограничной ситуации, но я рискну предположить, что скорость на положение ледоруба - диагонально к линии падения - не повлияет, а значит и лопатки все равно будет эффект полозьев. а собственно это и является решающим моментом.

ладно. я пошла в кино :)

4
Нее, на скорости все по-другому: сопротивление ветра, срыв потока, влияние целительной силы Кориолиса...
А если серьезно, то на скорости ледоруб отскакивает, падла - если клювиком. Может, лопаткой сподручнее? Не привелось опробовать... :(
На большой скорости на льду ничего не подействует, это понятно.

1
ИМХО в этом случае лучше придаться размышлениям: где ж моя веревочка.... Ну и не забывать пытаться зарубиться. Знаю товарища который сумел это сделать пролетев несколько веревок... Остался живой, но в горы долго не ходил:)

0
Да, идея подумать где веревочка мне определенно понравилась, и я решил ее развить. Если напарник проявил себя с лучшей стороны, то велик шанс что веревочка идет между тобой и льдом вертикально вверх. И возможно даже уже уменьшает скорость твоего скольжения. И именно в этот момент очень бы не хотелось ее ледорубом повредить. При зарубании клювиком вероятность нанести веревочке серьезные повреждения значительно ниже, чем при зарубании лопаткой.

А вообще при срыве именно тех долей секунд, которые ты потратишь на переворачивание ледоруба может в итоге и не хватить. Так что надо сразу учиться правильно носить ледоруб и зарубаться клювиком.

0
undefined

0
Подумать где веревочка - реально важно. Если твой напарник проявил себя с лучшей стороны, то весьма велика вероятность что веревочка тянется между тобой и льдом вертикально вверх. может быть даже уже замедляет скорость твоего падения. И именно в этот моменты было бы крайне неприятно ее вдруг перерубить. Это я к тому, что при зарубании клювиком ниже вероятность нанести веревочке непоправимые повреждения.

5
Лен, а эти тесты проводились на какой крутизне склона? На таком как вот этот парень лежит на фотке или на более крутом? И как происходил "срыв"? Ведь ты же понимаешь, что можно просто лечь на склон и аккуратно катнуть себя вниз, что как правило делается на учебных занятиях. Или же "сорваться" по-настоящему, то есть с хорошим ускорением.

0
я перевела статью полностью. т.е. больше чем там написано сказать не могу. но теоретически можно накидать список вопросов, который я могу скинуть Шуберту.

3
да, Лен, я думаю было бы интересно увидеть расшифровку тестов - крутизна склона, ускорение и т.д.

2
Спасибо

интересный материал
Есть у меня ощущение, что результаты такого теста еще довольно сильно могут зависеть от типа ледоруба - клювы и лопатки сильно разные бывают если брать базовый скитурный B класс и какой нибуть T grivel типа air tech, то результаты могут очень сильно измениться.

Да по личным наблюдениям - на скорости (не сильно большой конечно) при зарубании клювом ледоруб иногда не соскальзывает :)))

14
Хочется отметить, что на фотографии человек проводит самозадержание неправильно. Это типичная ошибка, практически для всех. Тело, по отношению к ледорубу должно быть значительно выше, т.е. ледоруб должен находиться не выше головы, а на уровне груди. И нужно стараться не воткнуть его в лед, а подтянуться и навалиться на него. Тогда торможение станет эффективным. Но, возможно, фотография просто неудачная для иллюстрации. Хотя и в тексте я нашел косвенное подтверждение: поскольку техника самозадержания требует чтобы рука, лежащая сверху ледоруба была вытянута. - вытянутая рука это не есть гуд!
А насчет чем тормозить, клювом или лопаткой, так как-то и на поднимался такой вопрос. Тут и от лопатки, мелькающей у лица хочется увернуться, не то что от клюва!

-1
вот что имеется в виду. и такое положение - правильное.

3
Где ж правильное?
Вы же сами статью перевели, смысл которой, что правый рисунок отражает неверный прием.
Тренируйте самозадержание - и вы поймете на практике, а не из книжек, как оно есть на самом деле.
Возможно. это умение когда либо спасет вам жизнь.
Я лично знаю людей, которых спасло.
И к сожалению, лично знал, которых не спасло, потому что тормозили как на рисунках.


0
Я думаю, что тут путанница с переводом. В этом абазце
Если бы было возможно держать ледоруб строго параллельно линии падения (и продольной оси тела), это соскальзывание «на салазках» можно было бы предотвратить, однако же, подобное положение было бы совершенно противоестественным, и в практике трудно реализуемым, поскольку техника самозадержания требует чтобы рука, лежащая сверху ледоруба была вытянута. Это имеет и свою негативную сторону – верхняя часть корпуса не может усилить силу торможения посредством дополнительного давления на верхнюю часть ледоруба.

Думаю, что в оригинале смысл предложения "поскольку техника самозадержания требует чтобы рука....." говорит о том, что такое положение получится если пытаться держать ледоруб параллельно линии падения для предотвращения эффекта соскальзывания.

Что и подтверждается последним предложением.

Было бы интересно посмотреть на оригинал


6
неправильно - если исходить исключительно из нашей школы. возможно, немецкая техника имеет свою специфику - я как то до этого не обращал внимания, и не думал, что можно на вытянутой руке добиться какого то ощутимого эффекта.
У Хаттинга (одна из последних книг по альпинизму, переведенных на русский) прием зарубания на рисунке показан в том варианте, о котором пишете вы, и которой обучаем нашей школой. Зато прием, обозначенный как "самозадержание при скольжении ногами вперед" иллюстрирован у него как то совсем нелепо.

на жестком льду классический прием - навала плечом на руку под головкой - тоже не работает. только царапается лед.

вообще все эти разновидности приемов и вариантов можно дискутировать только по мягкому пористому льду.
интересно посмотреть на тех людей, кто пытался на более менее жестком льду зарубиться лопаткой.

3
немецкая техника имеет свою специфику судя по публикациям - таки имеет! А вот лед у всех одинаковый...
Похоже, для жесткого льда, как и для вертикального, эффективных приемов нет. Крутите буры и страхуйтесь веревкой.


2
На 100% согласен с shelan!
На льдине горизонтальной тренировались: связку из трёх человек, идущую по льду "дёргали" за середину (на месте ещё одного идущего участника - якобы он сорвался) 4 человека в кошках (назовём их чертями). Первая задача связки - зарубиться ледорубом и остановиться. При этом черти стараются тянуть со всей силы.
Так вот - практический опыт показывает, что на вытянутой руке (не навалившись как следует плечом) удержаться практически невозможно! Зарубались все клювами, потому что зарубаться лопаткой, при этом наваливаться плечом на клюв, ... Хм... Мягко говоря, опасно :)

-5
А наваливаться заточенной лопаткой на ключицу как оно? Спили мушку, ковбой, спили мушку... :)


2
Возможно показан процесс в динамике, когда на хорошей скорости ледоруб "уезжает" из под тела вверх и приходится перезарубаться.

3
Лен спасибо за статью. она подтвердила что я был в некотором заблуждении :)

0
Неоднократно видел в альпах товарищей держащих ледоруб клювом вперед, что предполагает зарубание лопаткой естественно. Что это? результат какой-то конкретной школы и теперь как-бы революция?

21
[sm]Неоднократно видел в альпах товарищей держащих ледоруб клювом вперед, что предполагает зарубание лопаткой естественно. Что это? результат какой-то конкретной школы и теперь как-бы революция?[/sm]

Если исходить из того, что люди шли "по теории", то это означает, что они в данный момент двигались по мягкому снегу (предположение, конечно). То есть, зависит от условий - посмотрите инструкцию к ледорубу Рetzl (или к его другому лед.инстументу, инструкция вроде была универсальная), там точно был раздел как раз на тему "как держать ледоруб", были (если не ошибаюсь - точно не помню) также и иллюстрации 2 типов хвата ледоруба. Точно помню, что там было написано что-то типа "клюв вперёд, если по мягкому снегу; клюв назад, если на фирне или льду". Если, конечно, инструкцию не изменили, а то уже времени достаточно прошло. Во всяком случае, именно по такой схеме учили и раньше в европейских Альпклубах.

-3
ну революция вряд ли. но мнения действительно на этот счет разделялись. в том числе и у производителей снаряжения. а Шуберт с коллегой просто единственные, кто решил инвестировать свое время в то, чтобы проверить, как оно на самом деле.

30
"а Шуберт с коллегой просто единственные, кто решил инвестировать свое время в то, чтобы проверить, как оно на самом деле"

Тут есть и ещё одна подоплёка, затрагивающая определённые разногласия между Гуделиусом и Шубертом (об этом много говорили около года назад, когда было проведено описанное Вами исследование). Шуберт, несмотря на огромный опыт альпиниста, всё же "техник" - об этом свидетельствуют и его публикации, да и Президентом Комиссси по Безопасности UIAA он не просто так служит. Гуделиус больше практик - так называемый "военный альпийский гид", кажется, в чине полковника, правда, в отставке (тот самый "Эдельвейс"). Там у Вас ошибка - он не "немецкий горный охотник" (тут так наз. "ложный друг переводчика": слово "Jäger" только в 1-м своём значении означает "охотника", выражение "Gebirgsjäger" означает "горный стрелок"). Но это в данном контексте не суть.

Разногласия касались торможения ледорубом (какой частью?) - это, естественно, подразумевало также и технику "держания" (читай: "ношения") ледоруба. Среди европейских альпинистов были известны как-бы 2 подхода к этому вопросу: так. наз. "подход Петцля", который я описал выше, и подход Шуберта, который считал, что зарубаться лопаткой надо (= следует) только на голом льду - в упомянутой Вами "Безопасности на скалах и льду" он как раз и пишет об этом.

Позиция Гуделиуса, заключавшаяся в исключительном использовании клюва при торможении, основывалась на предположении, что вероятность поскальзывание (и как следствие срыва) на склоне, покрытом мягким снегом (ср. "метод Петцля"), практически нулевая, если слой снега не тонкий и под ним нет затвердевшего (читай: оледеневшего) слоя. А также на выкладках о "наклоне оси" ледоруба, упомянутом в Вашем переводе, что в случае торможения лопаткой давало практически противоположный ожидаемому эффект.

Как там развивались события, трудно судить, но эксперимент Шуберта/Гуделиуса на леднике Хинтертукс и "вылившаяся" из этого эксперимента статья, приведённая Вами, ИМХО есть не что иное как своеобразное примирение (ахтунг: вражды-то никакой не было, чистая деловая кооперация).

Есть и результат, к которому следует отнестись пока осторожно. От многих людей из австр. и нем. альпсоюза я слышал, что после этого эксперимента Шуберт решил в следующем издании "Безопасности на скалах и льду" изменить свою точку зрения и "чёрным по белому" опубликовать рекомендацию тормозить ВСЕГДА КЛЮВОМ. Таким образом также будет четко дефинирован только один способ ношения ледоруба - всегда клювом назад. Эти "слухи" подтверждаются и инфой, проскальзывающей на форумах альпийских стрелков. Остаётся ждать следующего издания "Sicherheit im Fels und Eis", а до этого момента всё останется по-старому. Проклятая неизвестность... :) Если говорить о революции, то, может быть она и состоялась, кто знает. Революция в головах корифеев.


1
И ещё один глупый вопрос... Чем надо зарубаться на снегу - клювом, штычком либо и тем и другим одновремнно??

4
Клювом всегда.
При падении у вас не будет времени на рассуждения.
Поэтому спасет только рефлекс, подкрепленный отработанным приемом.

3
Неправда ваша.
И про "времени не будет", и про "клювом всегда".
Иногда штычком эффективнее.

0
Прочитал всё, вы тут соревнование устроили чья техника лучше!!!!!
Может есть какие нибудь источники как правильно делать.... Я лично считаю все дело в тренировках......
Вот раньше было бросали покрышку
с вышки в альплагере поймаешь, зачет!!!!
не поймаешь работай.... Вот и здесь все в купе с остальным.....
жив или не жив.... а уж если на то пошло страхующий есть, а если ты первый то ты и лучший зарубишься!!!!!

2
Когда-то на Методсборе в Эльбрусе мы проверяли утверждение, что при срыве на льду нельзя тормозить ногами в кошках. Якобы это приводит к развороту и, соответственно к неконтролируемому скольжению.
В результате, при начале зарубания на достаточно большой скорости никто не смог остановиться без помощи ног.
Совершенно согласен с shelan о положении ледоруба и рук. Лопатка ледоруба должна быть у плеча.

2
Ноги в кошках, все таки использовать нельзя.
Сам носил человека со сломанными лодыжками, после того, как тот воткнулся при падении кошками в лед.
И еще знаю два аналогичных случая.

0
А ехать вниз без шанса остановится можно?

6
я носил человек пять :(((
а после переломов ног зарубится точно не удастся


3
При скольжении по жесткому фирну, имел глупость опустить ноги в кошках вниз - многократные сальто назад добавили адреналина немерено! А что было бы на льду страшно представить

-1
есть же у людей время и силы подтверждать, что колесо - круглое...

13
Спасибо за статью. Было интересно почитать, что люди продолжают биться, пытаясь решить пробему безопасности на снегу. Эту проблему пытались в той или иной степени решить многие, но решения, видимо нет :(
В этой связи вспомнилась следующая история, рассказаная Виктором Васильевичем Жирновым, который на протяжении многих лет руководил всесоюзной школой инструкторов а до этого работал в Школе, когда ею руководил выдающийся тренер К. А. Баров.
Понимая, что при самозадержании на снегу очень важной является реакция и то как быстро человек сумеет принять правильную позицию до того как наберёт скорость, Баров решил ввести эффект внезапности при отработке самозадержания. Как это сделать? Да очень просто – Баров велел привязать каждому курсанту длинный репшнур к ноге и пустить траверсом по крутому снежнику. Человека внезапно дёргали за ногу, ну а дальше – как получиться. История умалчивает понравились ли курсантам эти занятия, но как рассказывал ВВ, на выпускном вечере, когда все уже немножко выпили, один из «выпускников» рассказал анекдот:
Приходит мужик на рынок и видит продаётся попугай. У попугая к ногам привязаны 2 верёвочки – красная и зелёная. Мужик спрашивает: «Что мол за верёвочки». А продавец объясняет: «Дёрнешь за красную – попугай по английски разговаривает, а за зелёную – на французском». - Ух ты, а если за обе верёвочки вместе дёрнуть? Тут попугай поворачивает голову и по русски с достоинством отвечает: «Ты что дурак? Я же жопой $бнусь». Жирнов говорил, что Баров смеялся больше всех, потом, правда дёрнулся и нахмурился.
В какой-то момент В.В. сам вдохновился идеей создать методику надёжной страховки на снегу. И что тут началось.... Мы таскали с собой на занятия и на восхождения лопаты, какие-то специально изготовленные снежные якоря в виде ракеты (которые по мысли создателя должны были плыть углубляясь под нагрузкой), вкапывали в снег алюминивые кастрюли с оттяжками, изготавливали «фирновые крючья» из трубок от пылесосов итд. Сколько курсантов успешно избежали риска встречи с летящей скобой динанометра, ледорубом и привязанным ко всему этому страхующим, после 50 метрового скольжения по снегу...
Однако, Виктор Василич умел во время остановиться и посмеяться не только над другими, но и в первую очередь над собой – такой уж это был человек.
А «колесо», так пусть каждый изобретает своё колесо.
Извините, что получилось длинно.


-1
Саша! А всех на фото подписать можешь?

1
Попробую. Слева направо - Валентин Якубович (очень надеюсь, что не путаю), ваш слуга покорный, Галина Александровна Жирнова, Салтан - бессменный дизелист Безенги (жив ли?), кто-то из Безенгийских шоферов (имени, к сожалению, не помю), дядя Витя, Ф.А.Кропф, приехавший на инвентаризацию (начало сентября 83 или 84 го, смена кончилась)
Первая фотка не моя, а честно украденая тут
Вообще очень жаль, что так мало написано о ВВ. Я уверен, что ещё очень много действующих инструкторов, которые вспоминают с теплотой его и то уважительное отношение к людям, которое он старался привить. Может кто-то из умеящих писать, напишет? Это тема для совсем отдельной статьи и я извиняюсь, что написал это тут просто в связи со снегом.


1
+10 к последнему посту. Фотки вобще супер. Создать где либо в инете музей где положить все старые фотографии...

5
Ещё раз хочется здесь сказать, ибо в обсуждении посты на эту тему как-то неактивно обсуждаются. Хотя, по-моему, жизненно важна.
Практический опыт показывает, что для эффективного зарубания необходимо наваливаться на ледоруб всем телом.
1) Очень сильно сокращается тормозной путь.
Если же причина, сорвавшая тебя (ещё один участник в связке с тобой), всё ещё тянет, то на вытянутой руке практически невозможно остановиться, только лёд царапается.
При наваливании же на ледоруб плечом вектор усилия направлен и вниз, что сильно увеличивает эффективность зарубания.
2) После остановки можно работать второй рукой с инструментами, к примеру, закручивать ледобур, не отпуская ледоруба.

3
Был у меня срыв на льду в 1997 г. Навалился всем телом, как мог - безнадега - лечу, ускоряюсь под рюкзаком... Вдруг бац - и лежу неподвижно. Клюв за какую-то трещинку зацепился. Рывок сильнейший, как остановился - сам не знаю. Если бы ледоруб был бы повыше - оторвало бы его с руками (это так, образно... ледоруб на самостраховке был. Но ясно одно, остановился лишь благодаря тому, что ледоруб низко был). А сколько летел понять трудно - может две секунды, может три - метров 5-7 проскользить успел.

А в 2004 лодыжку сломал. Всего 2 метра до остановки пролетел в снежном кулуаре. Сломал и в этот же момент остановился. Камни подвели. В кулуаре снега мало было и какие-то камни вмороженные выступали.

2
Практический опыт показывает

примерно это я имел ввиду, написав выше про желание подтверждать, что колесо - круглое... странно, что эксперт уровня Шуберта занимается такими подтверждениями в то время,, как в альпинизме достаточно много более непонятных и важных для исследования тем по безопасности и т.п.

12
Виталий Абалаков. 1941 год.

Не забывайте, что тогда на кошках не было передних зубьев и, поэтому, ноги не требовалось слишком сильно сгибать в коленях.

1
На подтаявшем снежном, правда не очень крутом склоне градусов 60, пробывал зарубаться клювом - не получилось, а вот лопаткой зарубиться получилось - лопатка более широкая чем клюв и загребала под себя снег. За счет трения о снег происходит торможение.

2
Очень интересная и познавательная статья. Доступно и понятно. Можно еще что-нибудь в таком же духе?

0
спасибо! но честно говоря, впечатление такое, что вреда от нее больше чем пользы. :)

4
люди-человеки! теперь я поняла из-за чего возник сыр-бор. в голове одно - а в тексте другое. не заметила, как одно слово потерялось, но я уже исправила. теперь понятно откуда возник спор о положении корпуса, мы говорили о разных вещах - точнее о разных фазах самозадержания.
приношу извинения и постораюсь впредь вычитывать себя внимательнее! (или со стыда вообще перестану переводить)
краснею и хлопаю себя ушами по щекам! честно.

6
Спасибо за перевод! Хорошая статья, нормальное обсуждение.
Метну пару лир: "самозадержание по-итальянски"

из итальянского руководства "Альпинизм: лед и микст".
Вольный перевод сопутствующего текста:
Рис. C05-134 - первая фаза самозадержания, на кайло налегают всем телом, держа головку ледоруба на высоте плеча и налегая на нее всем весом тела. Рукой, удерживающей древко, надо развернуть ледруб, наискось, чтобы не пропороть брюхо штычком.
Рис. C05-134 - и такое бывает: набрав скорость, хотя бы не потеряй ледоруб. Хоть так, но тормози!
Если на ногах нет кошек, (читай - поверхность снег или мягкий фирн), можно подтормаживать носками ботинок. Если кошки одеты - ноги вверх!

0
Парень на двух первых серия левша, что ли?

22
Схемы, скорее всего, отражают различные варианты реальности. Перед срывом склон мог быть по левому борту.

-2
А что, правша перевешивает ледоруб на левую руку. если склон слева?


5
Это левши, что ли минуса мне ставят?:-))
Так левша, не оскорбление, а физиологическая особенность организма, не принимайте близко к сердцу:-))

1
Это "минурасты" тебе минусы ставят. старые, умудренные опытом минурасты.

-2
десяток метров падения и никакой ледоруб не задержит. так что лучшая страховка не срываться. вот и вся школа. этому надо учится. все остальное обывательские разговоры.

8
Можно и глубже помыслить - чтобы не погибнуть на льду, самое разумное сидеть дома.
Тот, кто считает, что самый ловкий и никогда не споткнется на льду, и ему самозадержание знать и уметь ни к чему - допускает глобальную ошибку.
Надо совершенно четко знать, что ты будешь делать в первые доли секунды падения на лед. И независимо от крутизны льда мгновенно проводить самозадержание.
После десятка метров конечно очень мало шансов остановиться, тем не менее это могут быть последние шансы за которые стоит цепляться всегда.
К сожалению, пару раз видел, как люди при падении впадают в ступор и не делают ничего, чтобы остановиться. То есть, вытянутыми руками с ледорубом царапают лед и уезжают в даль.
Два раза повезло, и результатом были исцарапанные в кровь руки.
И видел людей, у которых при падении реакция такая, что сначала втыкается клювом ледоруб, а потом сверху падает тело. Проскальзывания ноль.

3
полностью согласен....

самое разумное после прочтения всех постов...

нужно четко знать что делать в первые секунды проскальзывания...потом это рулетка повезет-неповезет...

один из запоминающихся моментов- проскользнул из-за подлипа на кошках, при спуке с Корженевы на высоте 6700-6800...
мгновенно перевернулся и зарубился ...это и спасло...так как в тот день на восхождении был один...веревки не было...
и самое главное не терять этот навык при любой усталости и высоте...

0

2
На тренировке, перед "срывом" я мысленно прокручивал последовательность действий. Сбоев не было, включая "срыв" с кувырка назад и вперед, руки, ноги делали все правильно. Реальный срыв был на спуске, в состоянии "жить не хочется", ни каких команд себе не давал. Мгновенно зарубился. Наверное все правильно сделал.

4
А вот как-то, некоторое количество лет назад, инструктор из Ростова н/Д Анатолий Кремень учил нас зарубаться на крутом снегу штычком ледоруба, держа ледоруб на вытянутых руках. Мы были в тот момент "важными " разрядниками, конечно начали отрицать его науку. Он поступил проще: нашёл крутейший снежный склон и предложил каждому отработать самозадержание. Инструктор как всегда оказался прав.
Способ эффективный, но ледоруб из рук рвёт очень жёстко.

-2
Зарубился сам,заруби товарища.(старая шутка)

-2
Прочитав статью испытал странное чувство. Вроде бы я это где-то видел. Пару дней напрягал свою память, и...
Точно! Мне однажды ночью приснился кАшмарный!!! сон. Я срываюсь по льду и пытаюсь зарубиться лопаткой!? Не помню чем закончился сон, но проснулся в холодном поту. Никак не мог понять с какого бодуна в моей голове возникла подобная фантазия. Ведь лопатка на ледорубе делается не для зарубания!
Почитав комментарии понял, что тема интересует многих. Думаю, что когда Вам приходит мысль зарубаться на льду лопаткой стоит быть честным перед самим собой и для восхождения по ледовому маршруту нанять ГИДА!

-3
Статья о том, как в результате продолжительных экспериментов было установлено, что дважды два четыре, а не пять.

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru