Ретроспектива отечественных учебников по альпинизму или Какими были, есть и должны быть эти учебники
Глава 1. 1930 - 1960
ОТ СЕМЕНОВСКОГО ДО КОЛЛЕКТИВА АВТОРОВ… (Альпинизм, обучение альпинизму, история альпинизма)

Основные причины срывов на скалах и пути их недопущения. Группа причин четвертая (Скалолазание, скалолазание, трэд, трад, М.А.Ситник, Горная школа Категория трудности им.А.М.Ставницера)
Фото © Flagstaffclimbing.com
Предыстория
Четвертая группа причин срывов на скалах: Потеря опоры рукою или ногою.

В начале цикла я предупреждал, что классификация причин срывов - условная, некоторые причины будут «пограничными»: претендующими быть сразу в двух группах. Так потеря опоры рукою или ногою может произойти из-за забитых мышц рук (или ног), или из-за потери равновесия. Так же потерять опору можно и из-за внешнего воздействия – например: скалолаза сорвал камнепад или порыв ветра.

Основные причины срывов на скалах и пути их недопущения. Группа причин третья (Скалолазание, скалолазание, трэд, трад, безопасность в горах, технические советы, горная школа Категория трудности, михаил ситник, А.М.Ставницер)
фото (с) Dave Coleman

История
Следующая группа причин срывов на скалах - потеря равновесия во время лазания.

Под равновесием здесь мы будем понимать устойчивые, сбалансированные положения тела скалолаза на скале в статических положениях или в движении, при которых тело не падает.

Особенности альпинизма в Крыму и других Малых горах. (малые горы, скалолазание, трэд, М.Ситник)
Термин «Малые горы» ввел выдающийся альпинист СССР и России, змс, зт СССР В.М.Абалаков в статье «Большие возможности малых гор», напечатанной в сборнике «Побежденные вершины». К «Малым горам» можно отнести скалистые горы и вершины высотою до 3000 м: большую часть Западных и Восточных Саян, Крым, многочисленные горы Сибири и Дальнего Востока. В мире также есть много скалистых гор не большой абсолютной высоты с аналогичными условиями скалолазания: фьерды Норвегии, Татры, Карпаты (Румыния), большая часть Пиреней (Испания), горы Калифорнии (США) и др.

Основные причины срывов на скалах и пути их недопущения. Группа причин вторая. (Скалолазание, школа трэда, безопасность в трэде, горная школа Категория трудности, ставницер а.м., Ситник М.А., скалолазание, трэд, трад, альпинизм)
Фото © ramonmarin-uk.blogspot.ru http://ramonmarin-uk.blogspot.ru/2015/09/fixeroca-siurana-review.html
Предистория 1
Предистория 2
И так, мы пришли к выводу, что в трэде срыв опасен вырывом точек и, вследствие этого, глубоким падением (с увеличением вероятности получения травм), поэтому срывы лучше избегать. Чтобы избегать – необходимо знать причины срывов. Первую группу причин мы рассмотрели («Лезущий оказался на участке, по сложности превышающем его возможности»). Следующая причина:

Клаймер «забил» руки, а иногда – ноги (икроножные мышцы), и не может продолжить движение или удержаться на скале вообще.

Основные причины срывов на скалах и пути их недопущения. Группа причин первая. (Скалолазание, школа трэда, безопасность в трэде, скалолазание, Горная школа Категория трудности им.А.М.Ставницера, ситник)
Фото © Michael Pang https://www.facebook.com/michael.pang.1973
Предистория
Мы закончили наш двух-с-половиной-месячный осенний сбор, где в основном мы занимались практическим трэдом: корректировали технику лазания, учились правильно ставить точки и делать станции, ходили трэдом короткие маршруты и длинные. Теперь можно продолжить КУРС ТРЭДА теоретический.

Записки физкультурника или как мы не сходили. Часть 3 (Альпинизм)
Если вы думаете, что вот так вот –«скрипка, бубен и утюг» , взяли барахло и пошли, как на какой-нибудь Парандас, то вы ошибаетесь.