Записки физкультурника или как мы не сходили. Часть 3

Пишет pavelb, 26.10.2015 10:39

Записки физкультурника или как мы не сходили. Часть 3 (Альпинизм)
Если вы думаете, что вот так вот –«скрипка, бубен и утюг» , взяли барахло и пошли, как на какой-нибудь Парандас, то вы ошибаетесь.

Комментарий седьмой – это сладкое слово «shit tube»

Масса различных нюансов, не встречающихся на просторах нашей Родины.
-Техника поднятия груза. Необходимо собрать пазл из баула, pro-trаxion , вертлюга , зажима и кусочка пластиковой бутылки , а затем опробовать на ближайшей скале.

-Необходимость ношения воды на стене.
А ведь эту воду надо во что-то налить. Обычно это что-то - совершенно у…(пардон, неудобные) 4-х и 2-х литровые канистры, в которых продается вода в Йосемити. Удобные канистры живут в магазинах далеко внизу и приезжают на машинах.
Поэтому периодически по Camp IV ходят парни и собирают удобные в транспортировке бутылки.
Процесс собирательства вдумчивый и небыстрый. Кто же отдаст вам сразу бутылок на 20 -25 литров! Видишь каких-нибудь устало-задумчивых перцев с неразобранными баулами, продранными штанами и стертыми в носках ботинками(это от жумаринга на Эль Капе) и устремляешься к ним в надежде взять тару.

- И наконец, фишка всех Bigwall –это shit bag , он же shit tube , он же «мешочек для дерьма» .Потому как стена отвесная , а народу много , wilderness опять же.
Мешочек не дешев, порядка 60 долларов. Если вы приехали на одно восхождение за пять лет, он вам нафиг не нужен такой дорогой. Многие покупают какие-то заменители, можно сделать из пластиковой бутылки.

Но в любом варианте – от самого дорогого до самого дешевого , эмоции вам обеспечены. Ведь ваш волшебный мешочек будет всегда с вами , он будет всегда напоминать о себе.
Чем бы вы не занимались на стене, этот сладковатый запах shit(из-за отдушки в санпакетах) преследует вас. На станции, на полке во время еды, ночью , он настойчиво лезет вам в нос , забивая напрочь все остальные запахи.

волшебный мешочек

В конце концов мешочек достает и вынуждает проявлять неприкрытую агрессию по отношению к себе. Периодически вы набрасываетесь на него , мнете и пакуете во все новые пакеты и слои скотча, и убираете его подальше от себя. Бесполезная трата времени! Просто смиритесь.
А еще он застревает в щелях и может отрываться от баула, приобретая свойства метательного снаряда. Представьте себе табличку на базе Эль Капа-«Такой-то Джон. Погиб от пролетавшего дерьма».

Но прежде чем развести всю эту суету, нам необходимо было прояснить для себя , хотим ли мы лезть выбранный маршрут.
Потому что…

К этому времени из центра пришла расшифровка «злобного» ИТО. Ее любезно согласился провести Игорь Вакула. Привожу его текст здесь полностью.

«С верха верёвки 11 новая лестница из болтов и заклёпок. Rivert -
заклёпка, болт-шлямбур имеет ухо для карабина, а она нет, или
накидываешь тросик от закладки на головку заклёпки, или покупаешь в
магазине за 2-4 доллара тросиковую rivert hanger - петля из тросика,
которая затягивается на головке заклёпки. Rivert - распостранённая
фигня в Йосемитах.

Угол 5.11 приводит к старому болту, точно не понял, как правильно
перевести, скорее всего, это старый спусковой болт для маятника, но, может
быть, болт c разорванным ухом, хотя, это вряд ли. Но от этого болта ты всё
ещё ниже на 1 м и левее на 6 м, чем ближайший крюк, который находится в
камине. Надо лезть выше.

Раньше здесь был маятник на полку, которая выводили к низу каминной
системы, сейчас эта полка обвалилась, поэтому сейчас каминная система
осталась без дна.

Saunders(некий крутой перец) на неприятном, неудобном ИТО (tricky aid, надо взять якоря,
фифы и 2-3 крюка) 5-6 м до следующего болта, который, как он
думает, принадлежит другому варианту маршрута. Но болт находится на
неправильной стороне угла, Saunders не может раскачаться маятником
достаточно, чтобы добраться до камина. Чтобы сделать tension traverse он
берёт 7-мм верёвку с узлом, подвешивает для увеличения массы на неё муфтованный
карабин и с 4-ого заброса заклинивает её на станции внизу каминов,
которая обозначена пунктом 12 на топо. Заклинить несложно,потому что
вокруг станции полно щелей, на станции висит куча верёвок, петель.

Видимо, для для увеличения вероятности цепляния карабином за петли,
можно открыть муфту карабина и зафиксировать её в этом положении
скотчем. А дольше подтягивать внатяг себя к каминам, а напарник внатяг
выдаёт потихоньку - вот и tension traverse. Получается просто маятник.

На прохождение этой верёвки Saunders потратил 6 часов, но он говорит,
что если знать, куда идти и что делать, то кто-то быстрый может пройти
весь этот участок за 1 час.»

Кто-то быстрый - это явно не мы. Стало быть еще полдня придется прибавить на эту фигню, а также запастись всякими rivert hanger.

Присутствовала и фотка «крутого перца». Оказалось , что он ходил с платформой и не парился с ночевками. Наш «Лазательный» маршрут стремительно превращался в нахлобучено-ИТОшный.

место обвала снизу

На supertopo я нарыл фотку того же перца с видом на начало 12-го участка. На мой взгляд, выглядело страшновато. Вся система каминов как будто висела в воздухе. Конечно, это был отчасти обман зрения, наверняка в фас было все не так плохо. Но в целом , доверия не внушало.
Тот же листок на стенде не рекомендовал соваться в камины, а продолжать tricky aid аж до конца системы каминов, т.е. еще три участка.

бездонные камины

Вероятность повторных обвалов , на мой взгляд, была очень велика. Зачастую, первые обвалы являются предвестниками более масштабных изменений.

Посему мы с Пашей собрали народный хурал . Получались одни минусы:

-отсутствие четкой линии на маршруте

-отсутствие необходимого ИТО-снаряжения .

-из этого вытекало , что время прохождения маршрута никак не прогнозируется

-соответственно, непонятно количество воды , которое надо тащить с собой. Осенью воды под стеной нет, ближайший источник – река в 7 км вниз по тропе. Переть с собой 20 или 30 литров – очень важно знать заранее.
-приступы у Паши почти прошли , но кто его знает…

-и главное, - опасность повторных обвалов. Это беспокоило больше всего.

В итоге постановили , что пойдем к спасателям в Rescue office и после этого окончательно решим , идти или нет.

На следующий день прямо с утра двинули к спасателям. Rescue office находится на задворках Yosemite Village . Там было полным-полно рейнджеров, и все что-то таскали, паковали и грузили. Двор был завален баулами Metolius и бухтами веревок.
Минут через десять вокруг нас собрался консилиум и нам наконец-то рассказали всю правду о Regular Route. То что мы услышали , окончательно похоронило наши надежды.
По словам рейнджеров, в сентябре случился еще один обвал. Где точно, никто не знает, потому как никто после этого не был на стене. Вся база завалена свежими булыжниками , ходить никуда не следует.

Занавес…

Внутренне мы были уже готовы к этому. Покинув гостеприимных спасателей , уселись неподалеку , дабы переварить услышанное.
Очевидно было , что мы туда не попремся , ибо таких приключений нам не надо. Вспомнились жены, дети, недвижимость на Багамах и большие планы на будущее.
Ну что же . Амбиции можно задвинуть подальше , товарищи все поймут , ну а девушки …, девушкам не обязательно знать всю правду.
Посидев еще немного , мы двинули в лагерь , охмурять польских скалолазок. Им мы тоже решили ничего не говорить.

Шутки шутками , а надо было вводить в действие план «Б». Так как второго такого объекта на примете у нас не было , мы решили просто полазить внизу и сходить парочку знаковых однодневных маршрутов .

Free Blast El Capitan 5.11b , 10 участков. 5Б-6А Что-то среднее между «Классикой» и «Центром» на Морчеке.
Как такового, отдельного маршрута Free Blast нет , он выводит не на вершину , а на здоровенную полку , оттуда 6-7 дюльферов вниз.
Записки физкультурника или как мы не сходили. Часть 3 (Альпинизм)

Но этот маршрут, на мой взгляд, с изюминкой. Точнее , это целая булочка с изюмом :

-протяженные и трудные щели 5.10-5.11

-«фирменная» эль каповская щель под один номер. 5.9-5.8. Как обычно, не сложно , но страшно.

-Гладкие плиты в середине маршрута. Там же ключ – 5.11в , который надо пролезть лазанием.

-знаменитый камин Half dollar 5.8. Но олдскульное 5.8.

-плюс гордость от покорения кусочка легенды.

Очень разнообразно и довольно сложно. Надо даже напрягаться.

5.11в по плитам

Half Dollar

Накануне мы пошли полазать на базе Эль Капа и понаблюдать Free Blast.
Выяснилось, что несмотря на жару, существует масса желающих покорить эту линию. Насчитали 4 связки в пределах видимости.
Все они постепенно скапливались на 4-ой станции , как раз перед тем самым ключом 5.11в , который надо лезть. По всей видимости , впереди кто-то отчаянно тупил , т.к. за два часа очередь не продвинулась ни на человека. Спустя час нижние восходители стали дюльферять вниз, отчаявшись вылезти наверх.

"пробка" на маршруте

«Ого!»: подумали мы. Так же , наверное, подумали два перца из Вайоминга, которые тоже собирались назавтра сюда. Пообщавшись немного с ними , мы забились на то, кто придет с утра раньше.
Снова скрип-скрип, бамс, хрясть. Удалось прийти под маршрут первыми!. Перцы появились на 20 минут позже , когда Паша, позвякивая железом , уже начинал движение по маршруту. Как обычно , взяли 2 литра воды , но в этот раз обнаглели и оставили под скалой не только воду , но у парочку сникерсов. Медведей осенью не было вообще. Нигде.
Сначала мучила совесть, что будем тормозить парней из Вайоминга, но оказалось, что лезут они не быстрее нас.
Тем не менее , за ними подтягивались еще двойки. Пришли мальчик с девочкой , которые дюльферяли вчера и хотели пролезть снова. Оказались только пятыми, поэтому развернулись и отправились восвояси. Надо было спать ночью, а не заниматься неизвестно чем.
Лезем довольно бодро , без затыков. И вот наконец я на ключе. Сложная канавка переходит в плиты 5.11в. Наверное, 7в по нашему. Два сложных пролета метров по 5-6. страховка - шлямбура. Бросившись пару раз и слегка ободравшись ,понимаю , что это я не пролезу никогда. Смотрю вниз , там народ, уже оценивший мой уровень, с интересом ждет продолжения.

Ха –Ха-Ха . Легким движение руки достаю фифу , и 7в превращается, превращается… Нет, это не то, что вы подумали. До шлямбура было , как до Китая …, ну точно стало намного легче. Легко и непринужденно(хотелось бы) преодолеваю сложное место, очередь внизу облегченно вздыхает.

Комментарий восьмой-Внимание, Aliens!

Маршрут был напряженным. Приходилось нагружать закладухи и даже срываться. Поломали два Aliens . У одного вывернулись кулачки при срыве, второй развалился при попытке вытащить его экстрактором. Оба были из только что купленных нами. Всего купили 6 штук. 2 из 6-ти сломались. Два из шести, Карл!
Старые элементы, купленные еще шесть лет назад , не пострадали.
Знаю, что сменился производитель. Теперь Aliens делают в Испании.
Выводы делайте сами.

Добрались до большущей полки уже под вечер. Полка завалена баулами и тарой с водой потому что сюда снизу сходятся несколько маршрутов.
Записки физкультурника или как мы не сходили. Часть 3 (Альпинизм)

Одновременно вылезают снизу по перилам двое, они хотят встретить рассвет на полке. Тут так принято.
Не торопимся , ибо кто понял жизнь, тот не спешит. Пока сидели, незаметно стемнело. Становится прохладно и хорошо. Внизу кипит вечерняя жизнь. Запоздалые топтуны бродят с фонарями по базе, по шоссе непрерывным потоком едут машины. Их фары прочерчивают красивые ровные полосы света, растворяющиеся в ночи. Луна выползает из-за Half Dome. По-настоящему здорово. Нехотя поднимаемся и сваливаемся на дюльфера.

В лесу под маршрутом подкрепляемся сникерсами(медведь так и не пришел) и опять долго сидим, вслушиваясь в ночной осенний лес.
Собирались подождать парней из Вайоминга , которые обещали подкинуть нас до лагеря. Но они где-то потерялись , видимо тоже медитируют на полке.
Голосование на дороге и лагерь.

Время еще оставалось , и мы погрузились в раздумья , куда податься.
Сначала была идея попробовать сходить что-нибудь скалолазно-запредельное для нас, типа, DNB или Brail Book, но потом нам захотелось wilderness.

Мы решили посетить Snake Dike Half Dome.

Snake Dike 5.7 R 8 участков. Крепкая горная четверка . Ключевые участки в начале маршрута похожи на «Менуэт» Сокола, только шлямбура пореже, один на 10 метров. Потом они заканчиваются(только станции) и вы один на один с четверочным лазанием по стене без страховки , т.к. класть просто некуда. American spirit, прикольно.

Записки физкультурника или как мы не сходили. Часть 3 (Альпинизм)
Подход по тропе 6-7 км, потом час лазания по двоечным скалам, сам маршрут, 300 м троечных плит без веревки и 13 км спуска. То , что нужно двум утомленным йосемитскими гранитами путникам.
Путеводитель не скупился на похвалы . Было обещано adventure and explosure на фоне непрерывного wilderness.

Комментарий девятый – «пионеры».

Как вы знаете из фильмов про Чингачгука , американцы осваивали прерии , саваны и горы совсем еще недавно. Они - нация пионеров. Т.е.были таковой лет сто назад.. Но это всячески подчеркивается и культивируется. Отсюда и растут ноги American spirit.
По телеку , по радио , в рекламе можно встретить упоминание о славном «пионерском» прошлом. В национальных же парках это просто раздуто до вселенских масштабов. Слова American spirit , explore, adventure and discovery везде. Они на сувенирах , плакатах, на автобусах и на пакетах из магазинов. Толпы безобразно толстых хайкеров и женщин с невообразимым варикозом бродят по долине в футболках с этими слоганами.
Explore лезет вам в нос , adventure мешает спать , а от discovery мигрень.

Путеводитель знал свое дело. Природа там действительно замечательная. Было чем полюбоваться. Особенно красиво было после того , как мы свернули с набитой дороги и пошли по турам в направлении ребра Half Dome. Едва заметная тропка вилась по дну маленькой уютной долины со своеобразной растительностью, пересохшими руслами ручьев и впадинами озер и плавно переходила в склон самого Half Dome , откуда открывались совсем уж фантастические виды на Съерру.
Записки физкультурника или как мы не сходили. Часть 3 (Альпинизм)

Сам маршрут тоже не подкачал. Дружелюбный 5.7.Runout слегка бодрил, но в целом не отрывал от созерцания бесконечной дикой природы . Надо заметить , что ландшафты в этих местах эпические , но довольно однообразные. Не понимаю , как люди выдерживают 300 миль по John Muir Trail.

Спустившись с вершины по знаменитому «лифту» , побрели по тропе в сторону водопада Nevada Falls.
Было так же красиво и необычно , как и с другой стороны горы. Очень рекомендую посетить эти места просто так , можно с ночевкой. Если охота будет тащится 13 км вверх.

Для ночевки необходимо взять разрешение в Wilderness Center внизу. Разрешение могут дать не сразу , здесь тоже очередь. В нагрузку получите карманный «ящик от медведей» , этакий увесистый пластиковый цилиндр.

«Dirty climbers» на базе Half Dome , как вы понимаете, ночуют без разрешения. На это закрывают глаза. Но рядом с тропой – нельзя. В лесу есть стационарный пост рейнджеров , и они всегда начеку.

Темнота накрыла нас около Nevada Falls. Пошли , освещая себе путь фонариками. На тропе было довольно много народу , кто-то спускался , кто-то еще поднимался , чтобы заночевать наверху.
Позитив пер отовсюду, «бежать» не хотелось . Вспомнилось былое; альплагеря и сборы , спуски в темноте по крупноблочным моренам и открытым ледникам. Маркированная тропа-дорога со ступенями , конечно, не тянула на настоящий российский Wilderness , но все же…

С утра , нагруженные барахлом и слегка погрустневшие , мы загрузились в автобус YARTS и убыли в Мерсед.

Прощай YNP, гостеприимный Camp IV и Half Dome. За две с небольшим недели мы привыкли к этому размеренному ритму жизни , к этим замечательным скалам и шикарным водопадам , к постоянным нагрузкам и адреналину.

Сказать по правде , нам уже немного надоело. Хотелось поскорее покинуть этот замечательный , но чужой мир.
Хотелось на Родину - к нашей золотой осени , к московским заботам и кошке Фроське.

Goodbye , America…

P.S. Этот очерк является ответом на многочисленные просьбы знакомых рассказать о нашей поездке. Он не является отчетом и может содержать разного рода неточности и хронологические погрешности.

Паша!
Отличный рассказ!
Долгожданная шишка, надеюсь, теперь у тебя есть?

К слову, шишки и прочий биоматериал (лавровый лист, например, ну очень пахучий, в магазине такого не купить) из Yosemite вывозить нелегально. Никто, конечно, ничего и не вывозит :)

Класс! Читается с удовольствием!

Паша, спасибо за рассказ! Даже как-то опять на скалы захотелось... (почти так же как в Париж:) Уже дербаним на цитаты: насморк от explore, а прочие проявления горной болезни (бессоница, головная боль) от adventure и discovery!

Здорово съездили!

Мысль вслух. Два жёлтых Link Cam на третьей верёвке Freeblast всё так же людей радуют? Помню, когда их там первый раз увидел, просто встал и завис на несколько минут в лицах представляя, как первый сандалит без малого стодолларовую железку в щель, понимает, что перестарался, пытается достать, не удаётся, ставит рядом другую, подвешивается на кэм, вынимает первый, в процессе загоняет его так глубоко, что пальцами уже не дотянуться, с ужасом осознаёт, что второй загнан примерно как первый и т.д. и т.п. Комическое зрелище.

Что-то одно было дежурное после карниза , точно не помню, все слилось

По Кодексу чести нагружать оттяжки считалось позорным.Сохраняется ли такое правило?

я не эксперт, но мое мнение такое...

все зависит от ваших дальнейших планов. если вы хотели пролезть свободным лазанием Freerider, то да -- надо лезть снова.

а если у вас в планах пролезть на ИТО Салате или какой-нибудь другой ИТО маршрут который начинается с Heart Ledges (например Shield), то все ок.

да и вообще кого интересует как вы пролезли. лазание это соревнование с самим собой, а не с другими лазунами. просто надо быть честным -- нагрузили оттяжку значит уже не свободное лазание, а A0 (или french free).

P.S. главное не нагружать желтый тотем кэм -- это моветон :)

Позорно - схватиться за оттяжку и сделать вид, что этого не было.

Лучше быть живым и здоровым ИТОшником, чем дохлым экс-фанатиком чистого стиля.

Абсолютно согласен! Кодекс - понятие внутреннее, а главное внешнее - Leave No Traces.

Но если вопрос стоит о жизни и здоровье, то даже этот принцип становится очень сомнительным. Вопрос в том, чтобы не доводить себя до такой ситуации.

Вот что пишет рavelb во второй части статьи по поводу портрета американского скалолаза: "Считается хорошим тоном лазить free climbing . Не можешь пролезть - тренируйся. Понятно, это в разумных пределах. Если вы хотите сообщить соседям о лагерю, что пролезли Frenzy, используя ИТО, то лучше вам просто промолчать".

Ну а если не можешь пролезть участки 5.11b на второй и пятой верёвке Free Blast чисто, без хватания за оттяжки, что же, совсем туда не ходить? Ведь там не только эти участки, до Mammoth Terrases 10 разнообразных верёвок.

Поэтому рavelb и не пишет, что пролез чисто, хотелось, но не получилось, что же, спускаться?

Довольно самоуверенное замечание )) Не покидая по сути Долины, вы видели 0.01% от всего разнообразия Сьерр. Хотя, с другой стороны, с точки зрения кошки, все цветы - одинаковые))

Дифракцию тоже никто не видел

А слон - это такая толстая колонна ))

Да, такие. Красиво, но однообразно. Это мое субъективное мнение, как и вся статья впрочем

Да горы они вообще довольно однообразны. Форма земной поверхности, поставленная напопа, как известно.

Даже понимая что всё видео по скалолазным Иосимитам это "Голливудские штучки" создаётся впечатление что средний уровень самых ленивых местных клаймберов 7с ну 7б+, и если запастись мощной оптикой можно понаблюдать за красиво лазающими дядями или всё не так? все ИТОшат до какого нить "радостного места" там завешиваются в пробку а к вечеру линяют вниз...и так много раз подряд ????

Очень по-разному лазят. И на 5.easy за железо хватаются, и 5.13 free solo. Вместе с тем тот же North Face of The Rostrum free никого не удивляет, это современный стандарт weekend warrior'а (того, кто работает и на скалы может ездить только на выходных).

7c trad - так редко кто лазит. Особенно длинные маршруты. Скорее где-то в районе 7a+/7b лежит "водораздел" между weekend warriors и теми, кто скалами живёт. И то, даже сложные 5.11 (6c+/7a) лезутся не просто так и очень не каждые выходные.

Дело привычки же. У меня есть знакомые которые болты попробовали сильно позже трэда и соответственно с больщой опаской на эти болты смотрели - страховаться-то можно не где хочешь, а где болт забили ))

Когда лазишь на скалах каждый викенд - нарабатывается хороший навык на страховку.

Это волшебное слово ТРЕД ... ;) вот тока вопрос как они это делают?... у нас перед тем как геройски пролезть трэд (настоящий боевой маршрут с рисковыми перехватами на 7а) его втихоря, заранее, чтоб никто не видел насасут с верхней поизучают все места куда чего засунуть. потом уже пролезть ...при этом засовываются точки через 50 см подвешивая каждый раз себя на верхней страховке...На замечание пацаны вы чёто не тем занимаетесь отвечается..дедушка поди там подрочи в кустах. это наши соревнования как хотим так и трэдим
Вопрос ... есть ли у американцев понимание между ИТОшным фуфлом и настоящим спортивным Трэд-стилем...Извиняюсь очень за вульгарный стиль написания...

Это тонкий вопрос стиля.

Да, часто насасывают. Например, Lynn Hill насасывала The Nose. И Tommy Caldwell с Kevin Jorgeson семь лет насасывали Dawn Wall.

При том есть и сторонники "чистого ground up стиля" (сорвался? На землю, начинай по-новой).

ЕМНИП, первое "серьёзное" не ground up восхождение, до сих вызывающее много споров, - Grand Illusion 5.13b, Sugarloaf, Tony Yaniro).

Вона чё.. Вот так позорно умирают легенды.
в 09году к нам в Ергаки каким то ветром задуло Хональда с приятелем. его заманили для массовки на ЧР. а он увильнул от мероприятия...зато лазил спорттрассы на фестивале. лез но запаса в движениях и напора как у наших пацанят МСов у него небыло залез кое чего 7б7с но не онсайт..наши делали сильно и красиво..А от ИТОшного трэда отказался ..потом про нас Хонольд статейкой отчитался перед кумирами... кажется неочень приятной
А какой насос? насос -рэд пойнт, или вывешивали метров сто верхней страховки?

Год назад Jorg Verhoveen сравнял на The Nose Free счёт девочки:мальчики (сейчас 2:2, исторически был 1:0 в пользу Lynn Hill, 2:1 в пользу Lynn Hill и Beth Rodden). Видео на 25 минут о том, как насасываются big wall free маршруты:

Вкратце: solo top rope.

> наши делали сильно и красиво

В штатах в частности и на западе в целом умеют сделать шоу и заработать денег. Подать себя умеют. "Лучшая реклама" не означает "лучший товар".

Как и принцип "родные стены помогают" никто не отменял.

> Хонольд статейкой отчитался перед кумирами... кажется неочень приятной

Элемент шоу. В этой статье от Хоннольда очень может быть только фамилия и пара интервью "писатель - Хоннольд", перед которыми медиа-директор Хоннольда рассказал, что нужно говорить, что можно и что не можно.

Ну... впечатляет. Спасибо хорошее кино...На насос мало похоже чистка подготовка разведка.

Итошный трэд?? Что это такое? И где вообще в соревнованиях 2009 года хоть одно слово про трэд есть?)) Зачем мешать то божий дар с яичницей?!
Единственный фестиваль трэда проводится в июне в Красноярске на Столбах, и все кто в нем хоть раз участвовал (а это спортсмены из Новосибирска, Москвы, Красноярска, Иркутска и других мест) оставили самые превосходные отзывы.

Статья была не Хоннольда, а Криса Вейднера его напарника из Американ Алпайн Жорнал.
Им не понравились не только сами соревнования и стиль местных альпинистов но и весь район, по их словам "тот кто назвал это "сибирскими Йосемитами", видимо Йосемиты никогда не видел"))
По ссылке видео их выступления на Школе, с фифами, шлямбурами и всем остальным, так что никуда они не увильнули) более того показали лучшее время, и спустились противовесом, за что им не засчитали результат))