"Это не Невада и не Техас, хотя глядя на фотографии сразу приходят на ум боулдеринги Bishop и Hueco Tanks. Это Степи Казахстана – Сары-Арка, бесконечное пространство, заполненное запахами степных трав и ветром. И я, считая себя человеком сведущем в географии, по началу не поверил в наличие каких-то там гор и скал по среди степи. Но, увидев фотографии, уже не мог отделаться от желания быть там!"

Заточка инструментов (видео, Ледолазание/drytoolling, альпы, ледолазание, снаряжение, микст)

Небольшое учебное видео о заточке инструментов от Michi Waerthl - профессиoнального гида, экстремального (ледо-)скалолаза, в 1994 году ставшего самым юным покорителем К2 (24 года), много лет работающего в области подготовки и тренерства молодых экспедиционных команд DAV.

Калимнос - скалолазный рай! (Скалолазание, скалолазание, греция)

Однажды я и моя подруга и напарница Юля решили съездить в какой-нибудь скалолазный район мира. Думали мы, думали и вскоре, через год, придумали поехать в Грецию на остров Калимнос....

Дорогие друзья!
Представляю Вам на рассмотрение краткое описание нового маршрута, пройденного Александром Кириковым (г. Томск) и мной в августе этого года на п. Хан-Тенгри (6995м., а может 7010м.) и названный нами за свою приятную извилистось "Змейкой".
Удивительно, но красивый, логичный, относительно простой маршрут, между "классикой" и "серпами", на виду у всех, не был замечен ни кем.

"ЗМЕЙКА" - НОВАЯ ЛИНИЯ НА ХАН-ТЕНГРИ (Альпинизм, нпф баск, александр кириков, глеб соколов, bask-company)

Ещё в 2006 году мы (я и Виталий Горелик), изучая классификатор, с удивлением и радостью увидели ещё один возможный вариант подъёма на Великого Кан-Тоо. Но тогда наши стремления и помыслы были направлены в другую сторону. В сторону Победы.
И вот через четыре годика настал черёд "Змейки"...

После крайнего моего фоторепортажа с Синая регулярно получаю вопросы по почте, связанные с некоторыми техническими моментами альпинизма на Синае. Больше всего вопросов про характер скал, нюансы страховки, необходимого экипа и т.п. Поэтому решил сделать еще один фоторепорт, раскрывающий более подробно именно эту тему. Надеюсь будет интересно не только альпинистам-скалолазам. Все фото, как и обычно, с комментариями.

Синайские граниты: СОВЕТЫ (Альпинизм, египет, фото)

Организация эффективной и безопасной акклиматизации. (Альпинизм, высотная адаптация, горная болезнь, горная школа, акклиматизация)

Вчера я прочитал лекцию в Горной школе МАИ. Надеюсь, она будет полезна альпинистам и горным туристам, да и вообще всем любителям гор.

Описания маршрутов на большую, но малоизвестную крымскую гору Мердвень каясы (Альпинизм, альпинизм, маршруты)

г.Мердвень каясы (856 м)

Расположена в Южнобережной гряде восточнее перевала Шайтан Mердвень, над поселком «Олива». Почему-то безымянную гору западнее перевала некоторые тоже называют Мердвень каясы, что рождает путаницу. По этому, в классификаторе наша гора названа «Скала Хергиани». На самом деле, «Скалой Хергиани» называется нижний бастион западной стены, даже не весь, а его правая часть, на которой и проводились соревнования в год гибели Михаила Хергиани. Мердвень каясы – огромный массив, не типичный для Крымских стен, имеет 3 стены разной ориентации по сторонам света.

Номинанты «Хрустального пика-2009»: траверс Северного массива от Крумкола до пика Пушкина (Альпинизм, тихонов, риск.ру, саша абросимов, горы, северный массив, события, risk.ru, безенги, хрустальный пик)
Нитка маршрута. Фото © Михаила Голубева

Откладывать в долгий ящик нечего. Достану из кармана очередную карту – то есть выложу на Риск еще одну презентацию.

Вы помните, что в Безенги минувшим летом прошел чемпионат России в классе траверсов. Команда Краснодарского края – Александр Расторгуев, Иван Яровой, Андрей Монаенков и Александр Абросимов – пыталась пройти траверс Северного массива от Крумкола, с подъемом по маршруту Тимофеева, 6А до Дыхтау. Но погодки нынче шептали, так что с пика Пушкина парням пришлось линять вниз, отказавшись от дальнейшего боролова, так как в чемпионатские сроки они бы не уложились. В итоге предприятие заняло 11 дней.

Немного подробнее о пути, пройденном командой! По техническим причинам схему всего траверса Александр Абросимов воспроизвести не успел. Но приготовил схему маршрута Тимофеева и рассказ о ключевых местах траверса.

Шхара по маршруту Томашека (Альпинизм, безенги, маршрут томашека)
Шхара...
Ещё в Киеве мы выбрали маршрут Томашека 5Б к.с. в качестве основной цели выезда. У нас не было конкретных планов насчёт Дых-Тау и Мижирги, поэтому ни одна из этих гор нас так и не пустила. Зато к Шхаре мы подкатили с самыми серьёзными намерениями. И всё получилось :).

Тютю Баши - лето 2009 (Альпинизм, пугачев, улутау, ревунов, загирняк)
25 августа группа украинских альпинистов в составе:
Сергей Пугачев – руководитель, Михаил Загирняк – тренер, Николай Ревунов в рамках Чемпионата Украины в техническом классе совершили восхождение на вершину Тютю-баши 2-я З. по С. стене (маршрут М. Хергиани, 56) 6А к.сл.

Команда Red Fox Asia – MT Sport в начале августа совершила восхождение на пик Хан Тенгри по самой красивой линии, которую создала на этой Горе природа – мраморному ребру – «золотой» маршрут, пройденный Б. Романовым в 1964 (!) году.

Команда Red Fox Asia – MT Sport на пике Хан Тенгри (Альпинизм, андрей пучинин)

Немного о Троллеях (троллей, технические советы, как тянуть, ледниковый период)

Звонок телефона
- Здравствуйте, мы собираемся тянуть троллей. Можете нам помочь теоретически?
- Расскажите поподробнее.
- У нас будет фестиваль молодежи, мы там натянем 300 метровый троллей.
- А какой угол наклона?
- Примерно 45 градусов.
- А как, же вы тормозить будете?
- Об воду.
- ААААА-ааааааа!

Во время проведения спасработ подручными средствами силами малой группы (2-4 человека) ресурсы спасателей ограничены.
В таких случаях далеко не всегда возможно организовать спуск пострадавшего по наиболее безопасной схеме, так как это описано в первой части
(см. http://www.risk.ru/users/fedor/6788/).

Одна из типичных ситуаций при работе малой группы с ограниченным набором снаряжения - это невозможность организовать две надежных независимых станции для страховки и спуска.

Что делать, если имеющееся снаряжение и рельеф позволяют организовать только одну станцию?

I. Последовательность действий при спуске пострадавшего с наращиванием
веревок с использованием двух тормозных устройств. Рис. 1-5.

● Способ, приведенный ниже, позволяет производить наращивание веревок силами одного спасателя.
● Данная схема работает при использовании любых тормозных устройств, а также при спуске на одинарной и двойной веревках.
● При наращивании двойной веревки, рекомендуется связывать каждую пару веревок отдельным узлом. В этом случае меньше вероятность заклинивания связочных узлов в трещине, чем при связывании веревок одним большим общим узлом.
Связывающие узлы необходимо разнести по длине веревки.

Наращивание спусковых веревок при транспортировке пострадавшего (Альпинизм, альпинизм, спасработы, подручные средства, спуск пострадавшего, наращивание веревок)

С самого начала, покупая любую мультитопливную горелку, нужно понимать, что она потребует некоторого ухода. С чем это связанно?

Жидкотопливная правда. (ремонт, обслуживание, газ, бензин, керосин, ледниковый период.)

Другу Лёхе с уважением...

"Патагония это сказочное место,
но любители этого места должны
располагать изрядной долей стоицизма!"

Эрик Шиптон

Уже несколько лет я использую в горных походах самодельные снегоступы с поперечным каркасом из металлических трубок. Последняя пара пережила два похода 6 к.с. и два майских несложных, но очень многоснежных похода, поэтому я могу сказать, что, похоже, научился делать надежную конструкцию.