Пишет robinsya, 23.11.2009 00:17

Номинанты «Хрустального пика-2009»: траверс Северного массива от Крумкола до пика Пушкина (Альпинизм, тихонов, риск.ру, саша абросимов, горы, северный массив, события, risk.ru, безенги, хрустальный пик)
Нитка маршрута. Фото © Михаила Голубева

Откладывать в долгий ящик нечего. Достану из кармана очередную карту – то есть выложу на Риск еще одну презентацию.

Вы помните, что в Безенги минувшим летом прошел чемпионат России в классе траверсов. Команда Краснодарского края – Александр Расторгуев, Иван Яровой, Андрей Монаенков и Александр Абросимов – пыталась пройти траверс Северного массива от Крумкола, с подъемом по маршруту Тимофеева, 6А до Дыхтау. Но погодки нынче шептали, так что с пика Пушкина парням пришлось линять вниз, отказавшись от дальнейшего боролова, так как в чемпионатские сроки они бы не уложились. В итоге предприятие заняло 11 дней.

Немного подробнее о пути, пройденном командой! По техническим причинам схему всего траверса Александр Абросимов воспроизвести не успел. Но приготовил схему маршрута Тимофеева и рассказ о ключевых местах траверса.

Маршрут Тимофеева на Крумкол. Фото © Михаила Голубева

Информация о маршруте команды

Крумкол (ущелье Безенги)
Маршрут Тимофеева, 6А
Средняя крутизна маршрута – 60°
Маршрут – комбинированный
Протяженность маршрута ≈ 2,5 км.
Нижняя часть 200 м камне- и лавиноопасна, рекомендуется походить рано утром по темноте.
Скалы на маршруте достаточно надежные, но есть осыпающиеся (их немного). 20% маршрута – залитые натечным льдом заглаженные скалы (бараньи лбы) и камины (зависит от погодных условий).
Места для ночевок хорошие, можно найти на 3-4 человека.
Время прохождения – 2-3 дня. Время прохождения маршрута командой – 4 дня в связи с большим весом рюкзаков (27 кг на выходе).

Ключевой участок маршрута на Крумкол

Так называемая «Сопля Тимофеева» – это камин шириной от двух до четырех метров, протяженностью 150 метров, крутизна от 80° до 90° . Весь камин залит натечным льдом, толщина которого варьируется от 3 до 20 см, причем, чем круче склон, тем тоньше лед. На маршруте есть несколько участков с ИТО, но они небольшие от 5 до 12 м.

Фото © Михаила Голубева

Крумкол – пик Пушкина

Траверс представляет из себя сильно разорванный комбинированный гребень. До перевала Памяти много небольших стенок по 15–20 м, но, преимущественно, на спуск.

Подъем от перевала Памяти до Восточной Мижирги достаточно интересен и разнообразен. Трудность от IV до VI, ориентирование не сложное (при хорошей видимости), но есть места для фантазии, и где запороться.

От Восточной до Западной Мижирги снежный гребень с карнизами, местами очень острый.

Далее на Западную Мижирги по классической пятерке на вершину, спуск на перемычку с Боровикова.

От Боровикова до Пушкина несколько жандармов (трудность V–V+), один из них обходится – 150 м по ледовому склону в 70°.

Подъем на п.Пушкина – 50 м VI к/тр. и 100 м V к/тр.

Спуск по крутому снежному кулуару. Простреливается камнями с отрогов Дыхтау. Спуск до «Австрийских» ночевок, занимает – 8ч.

Сложные участки на траверсе

Подъем от перевала Памяти.
До Восточной Мижирги очень разнообразный, довольно сложный скальный рельеф вперемешку с участками, залитыми натечным льдом и засыпанными снегом, иногда по пояс. Средняя крутизна склона 55–60°. Есть много небольших 15–20 метровых вертикальных участков. Скалы монолитные крепкие. Было несколько «дюльферов», один с 30-сантиметровой полки. Попали в грозу. На следующий день все было засыпано снегом и видимость от 50 до 100 м. На этом потеряли еще день.

Подъем на Западную Мижирги. С гребня, подходящего к Западной Мижирги, спуск на юг – 50 м. Затем через Южное ребро попадаем в кулуар, ведущий под вершинную башню. К кулуару подходим по нагромождению огромных камней и отколов, лазанье достаточно сложное. Кулуар напоминает ключевой участок на Крумкол («соплю Тимофеева»).

Обход жандарма после Боровикова. Представляет собой 70° снежно-ледовую стену с очень плотным почти бутылочным льдом, мечтами присыпанным снегом, который на льду практически не держится. Кошки на льду почти не держат. Протяженности обхода – 150 м.

Подъем на пик Пушкина. Первая 50-метровая часть – это гладкие, мокрые скалы с небольшим количеством зацепок и трещин. В одном месте вешали 10 метровый маятник.

Саня Абросимов

От Крумкола до Пушкина 11 дней

Интервью с Александром Абросимовым опубликовано в "РИСК онсайт" № 39

Александр Абросимов (Великий Новгород, турист с 1987 г., альпинист с 2001 г., 1разряд инструктор 2-й кат., серебряный призер Чемпионата России по альпинизму 2009 в классе траверсов).

Расскажи о команде. Вы все из разных городов. Как вы собрались вместе?

Команда у нас собралась по большому счету случайно. С Александром Расторгуевым мы познакомились в 2003 году в школе инструкторов в Дигории. После очень много вместе ходили. И когда узнали о проведении чемпионата в классе траверсов, решили подать заявку. Сначала хотели идти вдвоем, но в последствие на сборах случайно встретились с Андреем Монаенковым – с ним мы учились в школе инструкторов. Андрей предложил объединиться, они тоже собирались идти в двойке. С четвертым членом нашей команды, Иваном Яровым, я не был знаком до приезда в Безенги. Вот таким образом собралась наша команда.

Группа перед выходом. В середине Андрей Владимирович Тимофеев

Почему вы выбрали этот маршрут? На Крумкол по Тимофееву и затем до Дыхтау.

Выбор маршрута сделали не сразу. Вариантов было много. И на Стену думали идти, и на Северный массив. Немаловажную роль сыграл, конечно, рейтинг маршрута. Но окончательный выбор сделали в день регистрации.

Расскажи коротко хронологию восхождения.

Вышли на маршрут в день старта 26.07 в 4.00. Первый день прошел при достаточно хорошей погоде, и мы прошли запланированный участок. Утро следующего дня тоже не принесло никаких сюрпризов, но к 14 часам погода начала портиться и понемногу стала сбивать наши планы. На в. Крумкол мы вышли только к середине четвертого дня. Этому способствовала погода и груженые рюкзаки (примерно по 25кг), приходилось возвращаться за рюкзаком первого. Потом началась работа на траверсе. Дошли до перевала Памяти. Оттуда по Западному гребню Восточной Мижирги прошли около 10 веревок, когда пошел сильный мокрый снег, началась гроза. Пришлось встать на ночевку. Седьмой день прошел полностью в тумане, скалы залепил снег.

Ключ 6А на Крумкол ("сопля Тимофеева"). На фото А. Расторгуев

Погода, описание и кроки 30-тилетней давности помогли пройти всего три веревки. С утра увидели вершину Восточной Мижирги. Восхождение пошло более-менее по плану, но три дня уже были потеряны. К 12 часам 5.08 мы дошли до точки возврата – перемычка между пиком Пушкина и Восточной Дыхтау. Начали спуск и к 23.00 были на Австрийских ночевках.

Почему вы приняли решение спускаться, не завершив маршрут?

На десятый день пути мы поняли, что можем не успеть пройти его полностью. Хотели даже, не смотря на контрольный срок, идти до конца. Но за это нас бы сняли с чемпионата. А на сеансе связи судьи сказали, что пересмотрят рейтинг с того места, откуда спустимся. Спустились.

Что было самым трудным во время восхождения?

Ранние подъемы. Постоянно мокрая обувь. Психологические моменты, все-таки достаточно длинный и сложный маршрут, а схоженность не очень хорошая. Ну и вес рюкзака до середины пути немного напрягал.

Ты никогда не участвовал раньше в чемпионатах? Впечатления от атмосферы, судейства. Будете ли еще участвовать в подобных «играх»?

Все было просто замечательно. Участники почти все знакомые. На сеансах связи во время маршрута консультировали другие команды, оставляли заброски, хоть и соперники. Судьям хочу сказать отдельное спасибо за их понимание и помощь. Очень хочется, чтобы класс траверсов проводили и дальше. Выступал бы с удовольствием.

Красавица Шхара

Вид на пройденный путь из-под Восточной Мижирги

Гребень между Восточной и Западной Мижирги

На стене Западной Мижирги. На фото А. Монаенков

Восхождение и команда- чемпионские! Особенно при сложившихся погодных условиях.
К сожалению, "золото" дали другим за простой траверс Безенгийской стены, причем половину того траверса "чемпионы" прошли по следам встречных траверсантов.
Если за столько лет проведения соревнований по альпинизму команда, совершившая не просто более сложное, а восхождение на порядок сложнее и труднее, чем соперники, не получает "золота", возникает большой вопрос: а на фига нужны такие соревнования?
Игры в баллы и рейтинги...
Ивану Яровому привет!

Молодцы мужички! очень достойный маршрут!!!

Привет, Андрей! Я думаю, что не стоит сейчас обсуждать судейские решения.

Согласна, мы здесь несколько по другому поводу:)))

Да, уже проехали.
Но мне было стыдно, когда "золото" вручали другим.
За то, что я просто присутствую на таком мероприятии.
Теперь по теме поста.
Так сложилось, что я инструкторил все время, пока шел чемпионат в Безенги.
13 июля небо захлопнулось и вплоть до середины августа погода вела себя как... просто не с чем сравнить. Осадки, грозы и никакой закономерности. Барометр в лагере показывал "ясно", а наверху валил снег. Потом дождь все это смывал, и тут же все засыпало по новой. Днем скалы становились мокрыми, а в тени сразу покрывались ледяной коркой. Состояние маршрутов, особенно тех, где надо было лезть выше 4500, усложнилось многократно. Время, необходимое для прохождения скальных участков, увеличивалось минимум в 2 раза.
Одна команда сошла с маршрута, даже не дойдя до первой вершины траверса. Другая, перевалив Коштан с третьей (!!!) попытки, сразу же сошла. Еще две других прошли навстречу друг другу по сути снежные маршруты, где лазание сведено до минимума (траверсы Безенгийской стены). И только Краснодар-Новосибирск боролся. И как боролся!
Будь погода чуть более устойчивой, кто бы сомневался, что маршрут до Дыхтау был бы пройден в отведенные чемпионатом сроки!
Считаю, что Команда безусловно заслуживает приз, даже не за сложность маршрута, а за те погодные условия, в которых совершался этот траверс. За мужество, за волю к победе!

Показать комментарий

Вы видели пост, в котором я предлагала высказаться за и против номинантов? Если видели, то почему в нем промолчали?
Теперь, пожалуйста, дождитесь поста с голосованием и проголосуйте за то восхождение, которое считаете достойным.
И не нужно разводить здесь дискуссии на тему, "что здесь такого выдающего выдающегося"...
С уважением.

А вы для начала повторите, а потом уж будете говорить «что здесь такого выдающегося».
А то, знаете ли, есть замечательное выражение — ... не мешки ворочать.

Показать комментарий

Вообще-то жидковат получился чемпионат в плане количества участников. А по поводу баллов. Помню очный чемпионат СССР в тех. классе в Приэльбрусье. Школу (восхождения) прошли все. Второй этап на Чатыне оказался укороченный по причине той же непогоды. Чемпиона объявили (Донбасс), но мастерских баллов не дали никому.

Что ж, разумно.
Если судейская коллегия не сочла команду Краснодара-Новосибирска достойной "золота", то его не надо было вручать вообще никому! А то "золото" за классический траверс Безенгийской стены- это что-то из 30-х годов 20-го века...

Ивану Яровому Огромный привет из Омска!!!