"Что там было, как ты спасся? Каждый лез и приставал"...

"Да, правда - тот, кто хочет, тот и может,
Да, правда - сам виновен, бог со мной,
Да, правда, - но одно меня тревожит
Кому сказать спасибо, что - живой!"

В.Высоцкий

Дорогие друзья!
Огромное спасибо всем, кто беспокоился за нашу группу, пытался дозвониться, посылал СМС-ки и пытался всеми возможными способами поддержать нас и оказать помощь.

Этим рассказом постараюсь ответить на все ваши вопросы. Рассказ рассчитан на просветленную публику, я не буду расшифровывать, что такое трек, Непал, Лукла, Намче Базар, геликоптер, трехлодыжечный перелом и далбат.
Ищите ответы в Гугле.

Преамбула.
Хроника несостоявшегося трека. (Путешествия)

Американско-канадско-британская экспедиция на Эверест 1988 г. была самой маленькой командой, которая когда-либо восходила по новому экстремальному маршруту на высочайшую гору мира – всего четверо альпинистов, без высотных шерпов и кислорода. Эксперты говорили, что они сошли с ума, но они не обратили внимания на экспертов и пролезли ряд ужасающих стен, кулуаров и нависающих участков льда. В финальной попытке Стивен Венеблес достиг вершины в одиночку, без кислорода, в 15:40.

С.Венеблес, Р.Андерсон, Э.Уэбстер и П.Тир

Эверест. Восточная (Кангчунгская) стена. 1988 год. (Альпинизм, стив венеблес, кангчунская стена)

Пик Ленина, пик Корженевской, пик Коммунизма – 2012. …или «..парня в горы тяни, рискни…….там поймешь кто такой..» (Альпинизм)

Краткий очерк об экспедиции 2012 года двойки камчадалов, и о том какие «парни» встречаются в горах.
О «парне», который на 7300 бросил своего товарища написано в конце статьи, т.к. произошло это на пике Коммунизма, заключительной горе нашей экспедиции.

Сообщаю из Таджикистана. Группа Ермачека после недельного сидения в Джиргитале по причине отсутствия вертолета (все борты задействованы в операции в Хороге) приняла решение отменить восхождение на Коммунизма - Корженеву. Сроки уходят. На горе аномально много снега. Несколько групп ушли пешком, но ни один вертолет на Москвина еще не летал. Полетит не раньше 30-го скорее всего. Вчера Сергей Пензов после двух недель в Душанбе со товарищи уехал в Джиргиталь ловить свой шанс на вертолет. К нему присоединились трое из группы Ермачека. Остальные участники Ермачека частично улетели в Россию, частично поедут в Дугобу, несколько едут на Южный Иныльчек, включая меня. Участники коммерческих проектов прибывают в Душанбе, но с вертолетной заброской ясности нет. В Таджикистане как-то все очень мутно.

Хотел поделиться новостями из Хорога (да и в целом с Бадахшана). Возможно кто-то в курсе, что в прошлую пятницу, в пригороде Хорога был убит генерал КНБ Таджикистана.

Предлагаю Вашему вниманию видео с лекции о всяких неприятных штуках в горах

"Восемь бородатых мужиков стояли среди бескрайних ледовых полей, куда они пришли, оставив позади половину Ледовитого океана. Стояли молча, положив руки друг другу на плечи..."

18 лет назад 17 мая 1994 года, впервые в истории полярных экспедиций, команде лыжников нашего клуба «Янтарь» (Томской обл.), под руководством В. Чукова ( г. Москва) удалось достигнуть Северного полюса на лыжах, в абсолютно автономном режиме. Весь путь был пройден без пролетов авиации, без пополнения запасов продовольствия или горючего, без замены снаряжения, а так же без использования собачьих упряжек, мотосаней и прочих вспомогательных транспортных средств. все восемь участников экспедиции за 64 дня нечеловеческого труда достигли цели, став первой командой в мире, дошедшей до вершины планеты без посторонней помощи. Это опытнейшие лыжники Иван Федорович Ялин, Виктор Иванович Русский, Борис Дмитриевич Малышев, Валерий Андреевич Таякин, Виктор Владимирович Шарнин, Иван Иванович Кужеливский, Василий Васильевич Рыжков и Владимир Семенович Чуков.
Событие в мире туризма достойное, чтобы снова вспомнить и прочитать о днях экспедиции в дневнике руководителя Владимира Чукова, напечатанном в журнале «Вокруг Света» в 1995 году.

Северный полюс 18 лет назад (Путешествия, лыжи, полярная экспедиция)

Мой друг Виктор Афанасьев живет и здравствует в Самаре и до сих пор ходит в горах и по рекам Алтая. В 1977-м я молодым специалистом приехал в Якутию и там мы познакомились, а в 1982 году вместе побывали на нашей якутской Победе. И только тогда я узнал, что еще в 1970-м Виктор с командой впервые побывал там и что возможно (?) это было первовосхождение (!).

Итак, ретро-отчет. 1970 год. Великая эпоха "брезентового" туризма, когда ходить в зимние походы с рюкзаком менее 40 кг было просто неприлично. Эпоха пил, топоров, жестяных печек, елового лапника вместо кариматов, тушенка в банках, эпоха везунчиков, которые смогли достать парашют, чтобы сшить из него палатку или пуховку.
Якутия, система хребтов Черского, массив Буордах, высшая точка Восточной Сибири - гора Победа, 3147 м (недавно ее понизили на 100 м)).

Ниже дневник этого похода-восхождения и фото его участников (цветные слайды из следующего похода Виктора в том же районе уже в 1974).

Обратите внимание на веревку, которой связывались участники - это какая-то парашютная стропа. Виктор пишет - "надели кошки", но на фото я вижу кошки только у одного. А дрова под клапаном рюкзака))) - не слабо потаскать вместо газового примуса! Ну и наконец этот необыкновенный лаконизм, с которым "описана" холодная на вершине сидя на рюкзаках.

На днях совершенно неожиданно приобщился к спутниковой связи. В процессе приобщения были сделаны приятные открытия, которыми хочу поделиться.

Спутниковая связь до сих пор считается дорогим удовольствием, и мысли о ее использовании у большинства так и остаются мыслями. Но оказывается, теперь можно позволить себе иметь связь с миром в самых отдаленных местах, и не влезать для этого в долги. Нам это обошлось всего в 6000 рублей (на троих), включая покупку телефона и 10 (20-30) дней практически безлимитной спутниковой связи. Интересно?:)

«Перевал Дятлова» расскажет о советских лыжниках
Голливуд обращает взор на загадочное событие, имевшее место зимой 1959 года в СССР. Девять лыжников турклуба Уральского политеха ушли в горы и не вернулись. Причина их гибели до сих пор не известна. Алан К. Баркер написал книгу «Перевал Дятлова» об инциденте, а режиссер Саймон Феллоуз снимет по ней фильм.

В апреле прошлого года словацкая горноспасательная служба (Horská záchranná služba, HZS) провела большой тест лавинных маяков в условиях максимально приближённым к реальным случаям применения.

Целями теста были проверка практического радиуса действия, точности и функциональности лавинных маяков. Для оценки этих параметров были использованы методы и критерии разработанные Комиссией Безопасности DAV (Sicherheitsforschung DAV) и рекомендации IKAR-CISA для поиска с использованием лавинных маяков. Так же, целью теста была проверка влияния коротковолновых раций и мобильных телефонов на уровень и качество высылаемого лавинным маяком сигнала.

Эти размышления навеяны опытом участия и руководства рядом преимущественно азиатских походов (Кичик-Алай и Заалай 2006, Ферганский 2008, Памирский марафон 2009, Музкол 2011) 4-6 к.с. Их отличительной чертой были довольно длинные пешеходные «прогоны» по долинам наряду со сравнительно протяженным пребыванием на больших высотах.

Размышления о снаряжении, питании, etc. для восхождений в высоких горах. (Альпинизм, высотный альпинизм, снаряжение, продукты)
С наступающим вас, читатели Риска – альпинисты, туристы, путешественники…
Зима – такое время, когда в призрачных идеях, мечтах и проектах начинают проявляться черты будущих экспедиций, восхождений, походов. Имею достаточный стаж в таких мероприятиях и хочу поделиться мыслями, опытом и конкретными рекомендациями в подготовке к новому сезону. Все мои умозаключения – результат долгих, сорокалетних проб и ошибок – не претендуют на абсолютность, законченную истину, но что-то, наверное, вы сможете использовать для себя и своих друзей.

Недавно была опубликована статья с близким названием, в которой рассматривалось снаряжение для "теплых" относительно несложных походов, например, на Кавказе. Тема статьи меня зацепила, и мне захотелось опубликовать список личного снаряжения, которое я взял с собой в поход с траверсами вершин Кызылсель (6525) и Музтаг-Ата (7546).

Это вовсе не образец для подражания. Более того, публикуя эту статью, я имею чисто шкурнический интерес в получении конструктивной критики и другой информации, которую я использую для оптимизации своего снаряжения под летний сезон 2012 г.

Друзья!!
Мы сделали небольшой ролик о лавинном снаряжении и поиске пострадавшего в лавине:

Фингерборд: что, как и для чего. Артем Соломин (Скалолазание, скалолазание, техника тренировок, советы профессионала, доска)
Фото © Анны Галлямовой

Хочется продолжить тему, начатую в ЭТОМ посте:)))

Потому публикую статью Артема Соломина из журнала "РИСК онсайт" № 43.

Вместо эпиграфа:
Сила пальцев – это то, что отличает великих скалолазов от всех остальных.
(Бен Мун)

Алтай 1981-82

Пямяти Виктора Николаева (Альпинизм, маи, виктор николаев)

Вовремя не вспомнил, пропустил памятную дату...
Каюсь.

20 лет назад 10 февраля 1991 г. Виктора Николаева последний раз видели живым, уходящим вверх по леднику Звездочка в сторону массива Победы. Больше его никто не видел.

Это стало вторым ударом в трагической зимней экспедиции Игоря Разуваева на пик Победы. После гибели Игоря связка Алексей Братцев и Владимир Лихтенберг ушли вниз за помощью, а Виктор вниз не пошел. Что его толкнуло на это, о чем он думал - понять невозможно...

Виктор был из другой компании. Он ходил с туристами МАИ. В 1988 г. в команде Сергея Стрыгина он совершил зимний поход по Памиру с первым восхождением на пик Советиских Офицеров (6322). Мы об этом походе недавно вспоминали.

Потом были горные походы с восхождениями на пики Корженевской, Коммунизма, Хан-Тенгри, Победы. Маевцы Сергей Стрыгин, Никита Степанов, Борис Сорин, МГУ-шник Сергей Фомичев, Сергей Фирсов, Леонид Гольцблат, Евгений Кузьмин и Виктор Николаев составляли ядро той команды.

Осенью 1990 г. я наблюдал, как эта команда, объединившись с командой Игоря Разуваева, обсуждала в Турклубе МАИ план зимнего траверса пика Победы.

Пик Советских офицеров 6233 - высшая точка Восточного Памира.

Ретро. Зимний Памир - лыжный и горный. К истокам идеи. (Альпинизм, маи, лыжный туризм, музкол, пик советских офицеров, сарезское озеро)

В то время как команда Сергея Романенкова бороздит заснеженные просторы Памира, обратимся к истокам этого вопроса.

В январе-феврале 1988 г. Команда МАИ в составе: Сергей Стрыгин - руководитель, Сергей Вьюков, Михаил Градобоев, Виктор Николаев, Борис Сорин и Сергей Фомичёв прошла лыжный поход по Памиру по маршруту:

г. Мургаб - пер. Акташ - пер. Советских Офицеров Вост. (3Б) - р. Бозбайтал - пер. Сауксай Вост (2А) - лед. Каменный - пик Советских Офицеров (6233, п.в.) - р. Зап. Пшарт - р. Мургаб - Сарезское озеро - пер. Лянгаркуталь (1А) - р. Гунт - с. Шадзуд.

В списке первовосхождений на шеститысячники Памира, Compiled by prof. Josef Hбla, Prague, 2007, читаем:

146. QULLAI CHAGSRAY 6233 (Pik Sovietskikh Oficyerov) 02.1988. Sergey Strygin, Sergey Vyukov, Mikhail Gradoboyev, Viktor Nikolayev, Boris Sorin, Sergey Fomichov (RU).

Сообщение с сайта прокуратуры Краснодарского края: