Посты пользователя navostok.net

Книга о Морисе Уилсоне на русском (Альпинизм)На русском языке вышла книга о Морисе Уилсоне. Показана личность человека, объясняются причины его одержимости Эверестом, развеиваются некоторые мифы. Подробно освещены военные подвиги Уилсона, линая жизнь, полет из Англии в Индию - ничуть не меньший подвиг, чем попытки одиночного восхождения. И т.д. и т.п. Включена информация из архивов (в том числе документы), начиная от переписки британских чиновников, пытавшихся понять, по какой статье Уилсона можно посадить за несанкционированный полет, заканчивая перепиской министерства по делам Индии с матерью Мориса после обнаружения его тела... В книге много уникальных фотографий первых экспедиций на Эверест 1920-х - 1930-х годов.

Книга уже есть на "Озоне", в "Спортмарафоне", в конце недели появится в "Лабиринте". Буду рад отзывам.

Друзья. В издательстве "Бомбора" вышла новая книга Райнхольда Месснера "Письма из Гималаев".

"Письма из Гималаев" Месснера (Альпинизм)

Друзья, требуется помощь коллективного разума. Один заграничный товарищ попросил идентифицировать док. фильм о советском альпинизме.

Вводные: фильм длится около 20 минут, первая часть его черно-белая, вторая цветная. Название его неизвестно. Есть предположение, что фильм снят Михаилом Ануфриковым. Некоторые кадры из фильма прилагаются.

Друзья. Прошел год после выхода Дневников Букреева, и я закончил работу над новой книгой - "8 лет в Тибете" Петера Ауфшнайтера.
Петер Ауфшнайтер (1899–1973) – австрийский альпинист, путешественник, картограф и ученый. Широкой общественности он известен в основном лишь как спутник Генриха Харрера – автора книги "Семь лет в Тибете". После выхода одноименного фильма Жана-Жака Анно история Харрера стала всемирно известной. Историю Ауфшнайтера не знает почти никто. Теперь этот пробел восполнен. Подробнее см. по ссылке

"8 лет в Тибете. Дневники Петера Ауфшнайтера" (Путешествия, гималаи, непал, книги, харрер)

Друзья! Ищу контакты В.А. Матвеенко - МС СССР по альпинизму. По всей видимости, это Матвеенко Вера Алексеевна 1931 года рождения.

Друзья, а вы в курсе, что в открытый доступ выложили "Seasonal Stories" летописца гималайских восхождений Элизабет Хоули? Они охватывают все восхождения в непальских Гималаях с 1985 по 2014 год. Это 426 страниц текста. Кажется, неплохо было бы перевести на русский. Может, кто возьмется?

В конце года многие подводят итоги. Я тоже собирался это сделать, причем здесь, на Риске, но не успел, так планировал написать про два итога, но получилось только сейчас и примерно про полтора. В 2017 году издательство "Деком" выпустило переведенную мною книгу "Тайная война ЦРУ в Тибете". Так получилось, что в ходе работы над ней я познакомился с Линдой Уайли - американской подругой Букреева, у которой права на его литературное наследие и которая опубликовала дневники Анатолия на английском языке. Знакомство состоялось благодаря посту Асета Даньялова на Риске в январе прошлого года. Асет, как, собственно, и я ранее, задался вопросом, почему дневники Букреева, изначально написанные на русском, были впервые опубликованы на английском языке. И Асет дал мне контакты Линды.

Русское издание дневников Букреева (Альпинизм)

– На что книжка? Все равно забудешь. Да и не трудно забыть – слова мудреные, дикие. Озеро называется Манасаровар, а реки – Пенджаб, что значит пятиречье. Слова тебе эти трудны, а вот ты припомни: пиджак и мы на самоваре. Ну, не забудешь? (Вл. Гиляровский)

Есть на этом свете гора, почитаемая сразу в нескольких религиях – буддизме, боне, джайнизме и индуизме. Это Кайлас (Кайлаш), один из пиков Трансгималаев, находящийся в Тибете недалеко от стыка границ Непала и Индии. Говорят, на его вершину не ступала нога человека.

Если верить интернету, разрешение от китайцев на восхождение на Кайлас получили всего несколько человек в разное время, в том числе один из величайших альпинистов в истории – Райнхольд Месснер. В итоге все отказались идти на гору. Кто, как Месснер, по причине веры, кто – из-за протестов верующих.

Мне довелось видеть "живьем" другую такую гору (до Тибета вообще и до Кайлаcа в частности мечтаю добраться) – это Мачапучарре в Непале. На нее единожды совершили подъем – в 1957 году, но из уважения к религиозным чувствам местных жителей альпинисты не дошли до вершины пятидесяти метров, после чего восхождения запретили. Глядя на этот пик, я думал: а если представить, что появится альпинист, ничего не знающий об этом мире, не разбирающийся в религии, то есть просто чистый лист. И ему скажут, вот, мол, есть гора, на которую никто не поднимался. И он полезет на нее, не ведая, какое огромное значение она имеет для миллионов людей. Получится у него или нет?

Тогда я не знал, что такая ситуация, видимо, стала реальностью, и довольно давно. В ходе работы над переводом книги "Тайная война ЦРУ в Тибете" пришлось много искать в архивах ЦРУ, и всплыла интересная история…

Озеро Манасаровар и гора Кайлас. Фото найдено в сети
Оскверненная святыня (Вода, тибет, кайлас, манасаровар)

Друзья, в нижегородском издательстве "Деком" вышла книга в моем переводе "Тайная война ЦРУ в Тибете".

Тайная война ЦРУ в Тибете (книги)

Впервые бестселлер Грега Мортенсона "Три чашки чая" я увидел в Катманду в 2009 году в одной из книжных лавок. Разумеется, на английском. Полистав немного, отложил книгу в сторону – с собой уже было набрано около 14 кг литературы (из-за перевеса пришлось давать взятку в аэропорту), кроме того, речь в книге шла о Каракоруме, в котором к тому времени я еще побывать не успел, в-третьих, коль бестселлер, значит, не раз на глаза попадется, а может, и на русский переведут.

Действительно, книга скоро стала доступной для русскоязычного читателя, и последовало много восторженных отзывов. Однако нынешние переводы, тем более такой литературы, как правило, оставляют желать лучшего, и за чтение я взялся не без некоторого предубеждения.

Печаль наступила практически с первой страницы. Переводчик вряд ли имел представление о том, что переводил, редактор, если он и был, тоже тему знал не очень. На это наложилось ощущение некого неправдоподобия истории, по крайней мере, в самом ее начале. Плюс просто выводили из себя вставки посреди страниц, набранные крупным шрифтом, – известный прием привлечения внимания в желтой прессе.

Многие альпинисты и просто люди, интересующиеся горами и приключениями, знают об альпинисте Райнхольде Месснере. Этот человек впервые в истории поднялся на все 14 восьмитысячников планеты, совершил бескислородное восхождение на Эверест, совершил соло-восхождения на два восьмитысячника (Нанга Парбат и Эверест) и т.д. и т.п., затем, когда тема больших гор оказалась для него исчерпанной, Месснер пересек пешком пустыню Гоби и также пешком пересек Антарктиду.

Месснер – один из немногих альпинистов, который в состоянии еще и описать свои восхождения, причем не "шершавым языком плаката", а литературным языком, доступным простому обывателю. Месснер не перегружает читателя альпинистской терминологией, наоборот, он старается объяснить свои переживания, эмоции, дает весьма подробные и содержательные исторические справки о горах, рассказывая удивительные по накалу истории предыдущих восхождений. Словом, его книги не сухие скучные альпинистские отчеты, его книги из тех, что хочется иметь в домашней библиотеке и перечитывать время от времени.

Опрос "Какие книги Райнхольда Месснера вы бы хотели прочесть на русском?" (Альпинизм)

Фильм Кори Ричардса о зимнем восхождении на Гашербрум.

4 января 2010 года в долине реки Хунза, что на севере пакистанского Кашмира, обрушилась гора. Это случилось само по себе – ни землетрясений, ни каких-либо иных катаклизмов не происходило в этот момент. Сошедший оползень похоронил целую деревню, убив около двадцати человек, засыпал Каракорумское шоссе и перекрыл реку Хунза.

Прибывающая вода довольно быстро поглотила еще несколько деревень, перерезала Пакистану единственную дорогу в Китай. В конце концов вместо полей, домов, шоссе и прочих творений человека образовалось озеро длиной более 16 километров и глубиной около 100 метров. Если перемычку прорвет, множество поселений ниже по течению реки будет уничтожено.

На осыпи

Пакистан: Бирюзовая смерть (Путешествия, каракорум, хунза, горы, природа, фото)

Спасатели обнаружили тела двух российских альпинистов, пропавших в горах китайской провинции Сычуань в ноябре 2009 года.

Четверо россиян - президент Амурской областной федерации альпинизма Игорь Шерстнев, Анфиса Крашенинина, Андрей Михальченко и Сергей Лягин - отправились на горный участок Чанпингоу на горе Сыгунян в конце октября 2009 года для изучения новых маршрутов восхождения.

Как известно, каждая большая гора, являясь в прямом смысле слова пупом Земли, со временем обрастает большим количеством мифов и легенд и становится осью и основой фантастических и вместе с тем совершенно реальных историй. Возмущение пространства по вертикали причудливо переплетает эпохи и судьбы. За мифы и легенды отвечает местное население, герои былей – различного рода авантюристы, альпинисты и прочие неистовые "исты".

Было бы интересно составить что-то наподобие исторической хроники, например, по каждому восьмитысячнику, но для этого надо много по ним бродить :) Об Эвересте я уже пробовал писать, теперь очередь Нанга Парбат, тем более что эта гора даст хорошую фору тому же Эвересту, да и Кашмир – место очень не простое.

1. Нанга Парбат. Картина Николая Рериха. Изображение найдено в сети

Пакистан: Место, где Будда обрел лицо

Чем больше узнаешь о Непале, Тибете, Китае и Индии, тем интереснее становится. На свет божий, словно из сундука на чердаке, извлекаются старые вещи – одна за другой, и даже не знаешь, как относиться к ним: то ли это хлам прабабушек, который уже никому не нужен, то ли раритет, который лучше отряхнуть от пыли и поставить на видное место.

Историю трудно любить – слишком много у власть предержащих возможностей переписывать летописи. Вдобавок история мира – это почти всегда только войны. И самое главное – историю трудно воспринимать как нечто неколебимое, в голову лезет все время сослагательное наклонение – "если бы", да "кабы". Прошлое не изменить, его только трактуют по-новому. Еще можно поучаствовать в празднике выпивания крови яка, но уже не получится, к примеру, в составе тибетского войска захватить столицу Китая, свергнуть китайского императора и посадить на трон марионетку, как это было однажды.

Остается только отмахнуться от всего, затолкать старые вещи обратно в сундук и придавить тяжелой крышкой. Не получается. Потому как за полинялым старым платьем следует какой-нибудь костюм, за ним шкатулочки, пачка писем, и уже сидишь на чердаке, перебираешь эти реликвии и не можешь оторваться. Когда у истории появляется просто наблюдатель, она становится чьей-то.

Непал

Пишет navostok.net, 26.02.2010 20:53

Друзья, на той неделе было поднята тема трекинга в Непале. Писать можно много (и пишется хорошо :)), но иногда хочется посмотреть.