Посты пользователя Leb
Пока фотки меня не достигли. Но я, всё-таки, поделюсь некоторыми подробностями в этом рассказе. Прошу простить за обилие слов, но это именно рассказ, а не пост. И еще прошу простить за выбор первой темы, в которой участники оказались невольно чуть-чуть "опущенными". Это не должно умалять их достоинств, еще будут рассказы об их мужестве и героизме. Просто эта тема выбрана первой, потому что описывает самые драматические и напряженные лично для меня дни, когда решалась судьба идеи похода. Когда мне было очень-очень трудно и физически и морально. Итак...
После траверса пика Революции и восхождения на пик Коммунизма наша команда подошла с юга к леднику Малая Саукдара и, преодолев очень сложные (самые сложные в походе) ледопады этого ледника, 27.08.2009 всем составом поднялась на пик Ленина.
Тем самым завершился 620-километровый поход, в успех которого не особо верил даже руководитель.
Вечером 1 июля из аэропорта Домодедово в город Ош вылетает наша команда в составе: Алексей Воробьев, Андрей Жаров, Иван Жданов, Андрей Лебедев (рук.), Богдан Савчинский, Алексей Тимошенков, Дмитрий Шабалин, Олег Янчевский.
Сообщение команды МАИ (рук. Лебедев А.А.) из похода по Памиру.
Формат сообщаемых координат: градусы и минуты с сотыми долями.
20 лет назад 14.07.1989 на 13-й день похода участник нашей команды рухнул вместе с расколовшимся на сегменты арочным мостом на дно ледового разлома. Как следствие - перелом коленной чашечки. Она разбилась на 3 части. Затем три дня спасательных работ в сложнейшем ледопаде СССР, наконец, выход к людям...
В субботу 6 июня обширные области на Памире были покрыты в Google Earth высокоточными космическими снимками. Это район ледника Федченко, Язгулемский хребет, Зулумарт, Музкол, Сарез и другие районы Памира. До этого мы могли изучать Памир лишь по грубым снимкам со спутника Landsat (1 пикс. ~ 28 метров).
Лекция, которая будет прочитана в школе Горного клуба МГУ во вторник 26.05.2009,
посвящена, в основном, стратегическому планированию и состоит из разделов:
1. Топологические типы маршрутов и ограничения на вес рюкзаков.
2. Верификация продолжительности участков маршрута.
3. Распределение сложностей по нитке маршрута.
4. Распределение высоты по нитке маршрута.
5. Стратегия и тактика, адаптивное планирование.
6. Подневный и календарный планы.
7. Планирование запасных дней.
8. Планирование ресурсов.
9. Результаты планирования маршрута.
С 28 апреля по 12 мая нам удалось совершить два походика в Турции по горной системе Тавр. Первый поход проходил в Центральном Тавре в районе Аладаглар. Мы подъехали к району с запада и вошли в ущелье реки Эджимиш...
Просто чума, какая то! Вот что надо на подходы брать. Пишут, что несет он до 150 кг!
7 февраля в окрестностях подмосковного города Сходня состоялась уже 4-я зимняя приключенческая гонка Winter Racing.
84 команды рубились в пяти зачетах - трех классах приключенческой гонки (Элита, Спортивный и Народный) и в рогейне (3 часа и 5 часов).
ПОЗДРАВЛЯЕМ ПРИЗЕРОВ СОРЕВНОВАНИЙ И ВСЕХ УЧАСТНИКОВ!
В период с 15.12.2008 по 26.01.2009 была изменена модель высоты рельефа, к которой обращается программа Google Earth для построения проекций трехмерного изображения местности. Например, в Центральной Азии (включая Кичик-Алай и Каракорум) поле высот рельефа в новой модели сдвинуто приблизительно на 100 метров на юго-восток от своего прежнего положения.
В конце августа 2006 после возвращения из Каракорума я отправился с семьей в Крым. Прогулка по побережью к востоку от Алушты произвела неизгладимое впечатление, о чем свидетельствуют 4 минуты непрерывной видеосъемки (без монтажа). Эту съемку я еще никому не показывал. К сожалению, она не сохранилась без титров фильма про Каракорум, куда она в одном из промежуточных вариантов фильма была подмонтирована.
В несостоявшемся финале крымскую сцену предваряет переправа через полноводный Шаксгам. Эта переправа проводилась в начале августа, когда верблюды через реку пройти не могут. Этот ролик я тоже выложил на Youtube, поскольку многие теперь интересуются этой переправой.
Вообще то не фуга, скорее - жига, поскольку именно жигу танцевали мои участники на фирновых блоках, перескакивая с одного на другой в отчаянной попытке выбежать из лавины. Жуткая картина, так и стоит перед глазами. Теперь уже обидно, что это не было снято на камеру. Не до того было. О камере никто и не вспомнил. Помню, как я крикнул: "Запомните место, где кто-то исчезнет!". И все впились глазами, пытаясь хотя бы глазами "сфотографировать" детали развивающейся трагедии.
К счастью всё обошлось. Кому-то удалось выбежать по блокам из лавины вбок, а кто-то так и остался на блоках - лавина весьма быстро остановилась. Хорошо, что никто не попал в трещину между блоками, её хватило бы с головой, и, по-моему, бедолагу сразу бы раздавило. Казалось, что блоки были твердыми - танцующие жигу вроде бы и не проваливались на них глубже, чем по щиколотку…
Продолжая тему про глубинную изморозь, я хочу рассказать про один удивительный случай. В то время он сильно повлиял на моё сознание. Невозможность как-либо противодействовать против особо каверзных ловушек с глубинной изморозью меня тогда очень угнетала.
Вот и Георгий Сальников в своей статье про трагедию на леднике Нагела признался, что конструктивной рекомендации на будущее из их аварии не получается, и это его угнетает.
А еще уместно напомнить такие его слова: "А проблема теперь в том, что задним-то умом все сильны, а вот в будущем, передним-то умом, как такие ловушки разгадывать?"
Сравнительно недавно здесь на Риске я написал про лавины на льду, где, в частности, отметил, что глубинная изморозь весьма часто встречается между слоями снега на ледовых склонах. Вот она на заглавной фоточке: на переднем плане - этакие скользкие шарики-подшипники диаметром 4 - 5 мм.
С этими шариками связаны чудовищные и абсолютно неправдоподобные истории. Одну из них я расскажу в следующей заметке, а пока републикую рассказ Георгия Сальникова о трагедии на леднике Нагела. Очень горький случай... В чем то несуразный, возможно редкий, но знать, что такое бывает - обязаны все !
Этот текст я взял из глубин сервера ngs, в нем есть ссылка на статью в Mountain.ru , но она уже не работает. 404-я ошибка! А раз так, то републиковать этот бесценный текст - значит снова сделать его доступным читателям.
Сейчас появилось много новой информации по вопросам лавинной безопасности, качественно изменилось снаряжение, читаются лекции, просматриваются фильмы, проводятся практические занятия...
Тем интереснее обратиться к классике, чтобы посмотреть, а как она теперь выглядит с современных то позиций? Обратимся к следующему документу.
ПАМЯТКА О ДЕЙСТВИЯХ ГРУПП ТУРИСТОВ-ЛЫЖНИКОВ В ЛАВИНООПАСНОМ РАЙОНЕ
Прошел фотоконкурс Риска. Было очень приятно увидеть в числе победителей двух фотографов из нашей команды. Поделюсь их работами с моего компа. В предлагаемой серии из 24-х фото зимние Крым и Урал, Кавказ, Тянь-Шань, Памир и Каракорум.