Так как некоторые товарищи неоднократно просили меня огласить планы по горным походам на Кавказ в 2015 году, чтобы подогнать заранее свои отпуска, делаю это.

Физическая подготовка в альпинизме (тренировка, общая выносливость)
После активного обсуждения и критики в предыдущей статье по спортивному питанию захотелось мне продолжить :) Наверняка об этом много говорилось и писалось и многие все знают, но думаю не все и в целом это информация и коментарии будут для кого-то полезными.
За ранее предупреждаю- постараюсь по меньше смотреть в учебник и поэтому определения могут отличаться от общепринятых и может будут более понятными.

Питание в альпинизме. Использование спортивного питания (спортивное питание)
Обращение к альпинистам которые ходят многодневные маршруты и хотят оптимизировать вес рюкзаков. Не совсем уверен что эта информация актуальна, но что бы кто то использовал на маршрутах спортивное питание не слышал.
Ходил как то раз на лекцию к Денису Урубко, и он упомянул что на завтрак на каком то очередном крутом восхождении ели кашу растворимую наподобие "быстров". И тут появилась идея: почему во время многодневных восхождений нельзя использовать спортивное питание для качков.

Описание прохождения горного туристского маршрута 6 к. с. в хребте Терскей Алатоо в августе 2013 г. по маршруту:
р. Джетыогуз - р. Арчалытор - пер. Арчалытор Сев. (2А,4200) - пер. Карбышева (3А*,4600,п/п) - р. Арчалытор - р. Айланыш - пер. Терскей (3Б,4950) - пер. Траверс Каракола (3Б,5281) - пер. Металлург (3А*,4600) - пер. Онтор (1Б,3900) - пер. Эпюра (2А,4300) - пер. Каракольский Вост. (2А,4300) - пер. Туристов Татарии (2А,4300) - р. Арашан.

СТО И ОДНА ВЕРЕВКА. Горный поход 6 к. с. по Терскею 6-31 августа 2013 г. (Горный туризм, турклуб нгу, терскей, каракол, киргизия, новосибирск, горный туризм)

Небольшой ролик об экспедиции

Этим летом Владимир Мурзаев и Андрей Лебедев поехали в Пакистан, взошли на Большую башню Транго и прыгнули оттуда бейс!
Сейчас они расскажут об этом вам!
Еще один номинант на "Outdoor-проект-2013."

Верхоянский хребет, "По полюсу недоступности", 8 лет спустя. Фильм и фотоотчет. (tkmai.ru, якутия, турклуб маи, созвездие)
Весной 2005 года команда "Созвездие" совершила беспрецедентный лыжный маршрут 6 кс по заполярной части Верхоянского хребта. Не используя промежуточных забросок в полностью автономном режиме за 39 ходовых дней группа прошла от прибрежной тундры, через Хараулахские горы, к центру современного заполярного оледенения - Верхоянье. Стартовый вес в начале маршрута составлял порядка 70 кг.
Протяженность похода около 900 км, большая часть которого была пройдена в режиме первопрохождения.
Всего мы прошли 34 перевала, 5 вершин и 3 каньона. Очень тяжело дался выход с маршрута. Слишком ранняя весна растопила снег и последние 150 км мы проехали не на лыжах со скоростью 6 км/ч, как хотели бы, а прошли пешком, форсируя реки и преодолевая раскисающую вечную мерзлоту.

Однако…

Хрустальный пик-2013. Зимняя Ушба (Альпинизм, фар, события, риск.ру, восхождения, описания, bask company, мы в обществе, outdoor-проект, фомин, полежайко, risk.ru)

Михаил Фомин и Вячеслав Полежайко в начале 2013 года сходили маршрут Коломыцева на Северную Ушбу.
И попали в число номинантов "Хрустального пика".

Хрустальный пик-2013. Хан-Тенгри (Альпинизм, янушевич, мы в обществе, риск.ру, outdoor-проект, калита, восхождения, пуговкин, жигалов, bask company, фар, risk.ru, события)

Самый высокий из номинантов этого года.
И команда Красноярска на варианте маршрута Свириденко.

Денис Урубко. "Я прихожу в горы за любовью..." (Альпинизм, адам белецкий, потери, мнение, симоне моро, броуд-пик, интервью, эверест)
Все фото в посте из блога Дениса

Денис Урубко в своем блоге опубликовал материал, подготовленный Katarzyna Piwońska для tvp.info.

Обсуждают горы, зимние восьмитысячники, трудность выбора, потери...
Публикую его здесь для вас.

Закончил написание статьи в 4 частях «Южная часть Полярного Урала. Обзор зимних возможностей района».

Первый этап Кубка Северо-Запада по Драйтулингу (NWDC). Порядок стартов. (Альпинизм, кубок, krukonogi.com, выборгский микст, альпинистский марафон, bouldermixt, миктовое лазание)

Менее одного дня остается до первого этапа, который пройдет на скалодроме Пожарно-спасательного комплекса в г. Санкт-Петербурге. В связи с этим после проведения жеребьевки публикуем порядок стартов: Sportfolio.cc

Подготовка к проекту «restlessfrog».

Лето, покрытое снегом. Проект «restlessfrog», часть -1, подготовка. (Альпинизм, juice-team, ленина, хан-тенгри, е.корженевской, победы, коммунизма, памир, тянь-шань)

Это мой первый опыт высотных восхождений. Целенаправленная подготовка к экспедиции началась за 6 месяцев до ее начала. Несколько моментов, которые, быть может, помогут ещё кому-нибудь в подготовке.

Краткий рассказ о попытке реализовать проект «restlessfrog» в этом году.

Лето, покрытое снегом. Проект «restlessfrog», часть 0. (Альпинизм, победа, хан-тенгри, ленина, juice-team, тянь-шань, коммунизма, е.корженевской, памир)

Рассказ о моей летней экспедиции в высокие горы. Да, я хотел подняться на 5 вершин СССР выше 7000м. Да, это мой первый опыт высотных восхождений. Да, мой проект предполагал сделать это за один выезд. Да, я планировал соло-поездку. Ну и вот что из этого всего получилось.
Я поднялся на пик Ленина, пик Хан-Тенгри, пик Е. Корженевской, вершину Западной Победы. Не получилось подняться на Победу Главную и пик Сомони. Подробности далее…

Ознакомиться с первой частью статьи

6. Ветровой перенос. Образование лавин из снежных «досок».

Ветер – это архитектор лавин. Он воздействует как на выпадающий, так и на уже выпавший снег, и является одним из важнейших лавинообразующих факторов. Ветровой перенос очень часто ведёт к увеличению лавинной опасности. Чем холоднее переносимый снег, тем более чувствительней он реагирует на нагрузку.

Признаки работы ветра легко распознать на местности, это – образование карнизов, застругов, дюн, выдутые углубления или иней.

10 характерных лавиноопасных ситуаций. Часть 2. (Альпинизм, лавинная безопасность, www.snowavalanche.ru, лавиноопасные ситуации, руди майр, патрик найрц)

Снежные карнизы и заструги

Так как на Камчатке из группы никто не был, хотелось если не все и сразу, то много и очень быстро.

Почему «Транскамчатский»? – примерно понятно.

Но почему же «Матрас»?

Поход планировался достаточно амбициозный, основные реплики сторонних и не очень сторонних лиц при подготовке сводились к:
- «ноги сотрутся»;
- «вы перессоритесь, попробуйте пожить в замкнутом коллективе 2 месяца»;
- «походы возненавидите» и в том же духе…
В ответ было решено сделать «ход конем».

Вооружились выдуманным лозунгом: «Если к серьезному делу еще и относиться серьезно, то вообще тоска зеленая». Тоски зеленой не хотелось, поэтому мы пошли ОТДЫХАТЬ, т.е. «матрасничать»...

«Транскамчатский Матрас 2013» или «Как Вы яхту назовете…» (Горный туризм, камчатка, ключевская сопка, камень, поход, моренко)

(по мотивам книги «Лавины. Практический учебник» Руди Майр и Патрик Найрц)

Эта статья – основные тезисы книги, в которой проведен анализ основных причин возникновения лавиноопасных ситуаций, на примере конкретных несчастных случаев произошедших в горах Тироля (Альпы) за последние 20 лет. Для более детального понимания процессов я добавил свои комментарии и разъяснения из дополнительной литературы и личного опыта. Думаю, будет интересно многим кто не знаком с этой книгой или еще не успел её прочитать!

10 характерных лавиноопасных ситуаций. Часть 1. (Альпинизм, лавиноопасные ситуации, патрик найрц, www.snowavalanche.ru, лавинная безопасность, руди майр)

Сам переход армии Суворова через Альпы был событием невероятным, уникальным в истории. Не менее уникальным является всё то, что происходило и происходит в Швейцарии с сохранением памяти этого исторического события. И третье, что вызывает изумление – малый интерес российских туристов к этой теме.

Через Альпы по пути Суворова, что там нового? (Горный туризм, швейцария, альпийский поход, андерматт, чертов мост, муотаталь, паникс, музей суворова)

Часть 1 -там
Часть 2 – здесь
Часть 3 - тут

Варианты организации станции страховки ©. Часть 4. (Окончание). (Альпинизм, безопасность, альпинизм, технические советы)

«И эти люди запрещают мне ковырять в носу…»
(из анекдота)

«Подводные камни» и «грабли» на станциях.