Лето, покрытое снегом. Проект «restlessfrog», часть 0.
Краткий рассказ о попытке реализовать проект «restlessfrog» в этом году.
Рассказ о моей летней экспедиции в высокие горы. Да, я хотел подняться на 5 вершин СССР выше 7000м. Да, это мой первый опыт высотных восхождений. Да, мой проект предполагал сделать это за один выезд. Да, я планировал соло-поездку. Ну и вот что из этого всего получилось.
Я поднялся на пик Ленина, пик Хан-Тенгри, пик Е. Корженевской, вершину Западной Победы. Не получилось подняться на Победу Главную и пик Сомони. Подробности далее…
Рассказ о моей летней экспедиции в высокие горы. Да, я хотел подняться на 5 вершин СССР выше 7000м. Да, это мой первый опыт высотных восхождений. Да, мой проект предполагал сделать это за один выезд. Да, я планировал соло-поездку. Ну и вот что из этого всего получилось.
Я поднялся на пик Ленина, пик Хан-Тенгри, пик Е. Корженевской, вершину Западной Победы. Не получилось подняться на Победу Главную и пик Сомони. Подробности далее…
Соло не состоялось по объективным причинам, рядом оказались новые друзья. За июль – август 2013г моими напарниками по проекту были Аваз Матхаликов (на пике Ленина) и Carlalberto Cimenti (на пиках Хан-Тенгри, Победы, Е.Корженевской, Сомони).
В ходе экспедиции планировалось подняться на все 5 вершин выше 7000м, и, таким образом, выполнить программу «Покоритель высочайших гор СССР» или по-другому «Снежный барс» за один сезон. За всю историю существования данного звания подобный проект смогли реализовать лишь 6 человек. Я хотел проверить свои силы, смогу ли подняться на все эти вершины за одну экспедицию. Самым важным элементом в высоких горах – это удача. Погода меняется настолько быстро, что совершенно не предсказуемо, будет ли у тебя достаточно дней подходящей для восхождения. В итоге тебе предстоит борьба с высотой, с самим маршрутом, со своей усталостью и с погодными условиями. И если к первым ещё можно подготовиться на тренировках, то погода это всегда непредсказуемость.
Начало урагана на п. Победа.
Перед поездкой в высокие горы на майских праздниках я поднялся на Казбек (5033м) и на обе вершины Эльбруса (5642 м и 5621 м). Эта короткая поездка очень помогла для предварительной акклиматизации к первому семитысячнику. Весенний Кавказ давал представления о высоте, холоде и пронизывающем ветре. Это были мои первые ночевки выше 4000 м, да и в целом первый опыт высоких восхождений.
Подробнее о подготовке можно почитать здесь.
Пожалуй, наиболее доступной для восхождения вершиной этой программы является пик Ленина (7134 м), расположенный на Памире.
п. Ленина 7134 м.
Мы прилетели в базовый лагерь одними из первых, поэтому прокладывать путь через ледопады и снежные поля приходилось нам. Погода не очень радовала, почти каждый день на разных высотах шёл снег, заметая наши тропинки. Уже после установки штурмового лагеря на высоте 6200м пришлось 4 дня пережидать ураган в лагере 1. После этого большая группа альпинистов выдвинулась на штурм. Все по очереди тропили по глубокому снегу от С1 до С3. На третий день с начала восхождения только 8 человек поднялись на вершину.
я, Аваз, Cala на вершине п. Ленина.
Остальные остались на ночевках на С2 и на вершине Раздельной С3. С высшей точки Заалайского хребта мы увидели еще три семитысячника п. Е.Корженевской, п. Сомони и п. Музтаг-Ата (расположен в Китае). Долго на вершине оставаться не хотелось – дул сильный боковой ветер, даже в двух пуховых куртках было прохладно. В тот же день когда мы спустились в наш штурмовой лагерь снова началась непогода. На следующий день мы спустились в С1, а ещё через день мы уже были в жарком городе Ош. В итоге на эту часть экспедиции было потрачено 15 дней.
а так на Ленина доставляют грузы из БЛ в С1.
После п. Ленина мы перебрасываемся на Тянь-Шань на северные семитысячники – п. Хан-Тенгри (7010м) и п. Победы (7434м). Базовый лагерь Южный Иныльчек расположен между этими двумя вершинами на высоте около 4300 м.
Дима Греков "укрощает" вертолет.
В качестве дополнительной акклиматизации для начала собираемся сходить п. Хан-Тенгри и ночевать на высоте 6400м. Тут такая же нестабильная погода, после обеда начинается снег, иногда он идёт до самого утра. Трещины на леднике закрыты снегом, тропу до 1 лагеря раз в два дня нужно тропить заново. Участок от первого (4400м) до третьего (5800м) лагеря пришлось проходить по очень глубокому снегу.
4 утра. Мы выходим из С1.
переход С1-С2. Бутылка
На этом выходе основная часть альпинистов осталась в лагере 2 (5300м), а мы втроем продолжили движение до С3. Ночевали в снежной пещере на высоте около 5800м. Пожалуй, это была самая тяжелая ночевка за всю экспедицию, мне постоянно не хватало воздуха из-за плохой вентиляции в пещере.
Пещера в С3.
Через день выходим из штурмового лагеря (6400м) на вершину. В этом сезоне мы первая двойка, которая поднимается на неё. На вершине почти нет ветра, светит солнце, прекрасно виден пик Победы. В тот же день спускаемся и около 9 вечера доходим до базового лагеря. На всё восхождение на пик Хан-Тенгри у нас ушло 4 дня.
Вершина Хан-Тенгри. На заднем плане п. Победы.
Начальник лагеря Южный Иныльчек - Дмитрий Греков (справа). Глеб Соколов (слева).
После нескольких дней отдыха наша связка выдвинулась на п. Победы(7434 м).
Массив п. Победы.
В запасе у нас было всего 7 дней, а после вертолет должен был перевезти нас к следующему этапу экспедиции. С начала сезона к основанию классического маршрута на Победу выходило несколько групп, но они не поднялись выше ледопада (4800м). За первый день мы пересекли ледник Звёздочка, а за два последующих прошли весь гребень до вершины Важа Пшавела (Западная Победа). Наш штурмовой лагерь был установлен на вершинном гребне на высоте около 6900 м.
С1 на леднике Звездочка
Попытка выкопать пещеру в С3 на гребне п. Победы (6900м).
В день штурма Главной вершины Победы начался ураган, и пришлось отказаться от восхождения, хотя, оставалось всего 500 м набора высоты и около 3 км гребня. Ночью на гребень село облако, и видимость рядом с палаткой упала до 10 м. Лишь около полудня ветер немного разогнал облака, и нам удалось спуститься за день до ледника Звездочка.
пер. Дикий, начало непогоды.
Средняя часть ледника Звездочка.
В следующие несколько дней циклон набирал силы, и поверхность горы покрылась глубоким снегом. Попытка нашей связки оказалась самой удачной в этом году, последующие группы не смогли подняться до высоты нашего штурмового лагеря. На вторую попытку времени у нас не хватило.
пики Чапаева и Хан-Тенгри.
В начале августа прилетаем в Таджикистан. На Памире находятся высшая точка бывшего Советского Союза – п. Коммунизма 7495 м (современное название п. Сомони) и четвертая по высоте вершина – пик Е. Корженевской 7105 м. Базовый лагерь на поляне Москвина расположен между этими двумя вершинами. Но здесь, в отличие от Южного Иныльчека, растут цветы, текут ручьи и даже есть целое озеро и здесь значительно теплее. На завершающем этапе экспедиции у нас были очень сжатые сроки – всего 13 дней на два восхождения.
п. Коммунизма (современное название п. Сомони) - высшая точка СССР.
На следующий после заброски в БЛ выходим на пик Е. Корженевской 7105 м. В первый день успеваем подняться до первого лагеря на 5300м. Ночью начался снегопад, который шёл, почти не прекращаясь, целые сутки. Наутро все следы предыдущих восхождений скрыло свежим снегом. Пришлось задержаться в этом лагере на сутки. На следующее утро выходим в сторону гребня по свежему снегу.
[sm]Наш С1 после ночного снегопада.
Делаем ночевку на самых высоких стоянках на 6300м. Рано утром выдвигаемся на штурм. За 4 часа поднимаемся по гребню на вершину. Гребень – это своеобразный верблюд – череда подъемов и спусков. 50 метров вверх, 20 метров вниз, потом снова вниз – весьма выматывающее продвижение к вершине.
Начало вершинного гребня. Большая группа чехов поднималась за 5 дней до нас.
Последние 50 м до вершины.
Вершина. На заднем плане п. Коммунизма.
С вершины пика Е.Корженевской открывается прекрасный вид на пик Коммунизма, видна вся нитка нашего маршрута. А если приглядеться, то на горизонте можно увидеть пик Ленина. С вершины спускаемся быстро, забираем палатку и доходим до БЛ. С учетом непогоды восхождение заняло у нас 4 дня.
Через полтора дня отдыха в БЛ выходим к началу маршрута на пик Коммунизма. Мы пытаемся догнать большую группу альпинистов, которые уже несколько дней назад вышли на восхождение.
Спуск "большой группы" на фирновое плато.
Нам идется довольно легко, т.к. видна тропа и у нас отличная акклиматизация. За день поднимаемся по ребру Бородкина на 6300м, спускаемся на Большое фирновое плато и пересекаем его. Лагерь 1 устанавливаем у основания пика Душанбе. Вечером начинается снегопад, к утру все тропинки завалило снегом, видимость около 50 м – все пространство покрыто одним большим облаком. По определенным признакам находим нужный нам гребень и за этот день догоняем передовую группу. Ночуем на максимальной высоте, которую смогли набрать, рядом стоят еще две палатки. У всех групп разные прогнозы погоды, но к утру становится понятно, что за два дня снегопада на склоне накопилось слишком много снега.
Наш лагерь С3 наутро. Палатки несколько раз за ночь откапывали.
Уже в предыдущий день начали сходить первые лавины и осыпи. Последний прогноз погоды по спутниковому телефону обещает еще 2 дня непогоды. Грустно. 50 человек собирают свои палатки, и начинается спуск в БЛ. Спуск – это поиск пути по белому снегу, практически раздвигая белые облака руками. Большая часть команд остается ночевать в лагерях 2 и 3 на гребне Бородкина, а наша двойка и еще 3 ребят из Москвы собирается ночевать в БЛ. В нижней части гребня на нас опускается туман – продолжаем спуск по приборам, очень выручил записанный на GPS трек. К 9 вечера благополучно добираемся до БЛ. Последующие дни мы провели в лагере, наблюдая как над п. Коммунизма проносятся облака, а со склонов сходят лавины.
п. Е.Корженевской со склона п. Коммунизма.
Спуск из С3 и далее по ребру до БЛ.
Костер в БЛ большая роскошь, но это окончание сезона Больших гор.
Итогом нашей экспедиции стали успешные восхождения на 3 семитысячника: п. Ленина, п. Хан-Тенгри, п.Е.Корженевской и не менее успешные спуски со склонов п. Коммунизма и п. Победы. В целом для летнего сезона этого года была характерна нестабильная погода, обилие осадков и очень короткие периоды затишья между циклонами. Нам не удалось взойти на высшую точку бывшего Советского Союза – пик Коммунизма 7495 м и вторую по высоте вершину – пик Победы 7434м. На эти вершины в этом году не ступала нога альпиниста. Но это означает, что мы снова вернемся, чтобы поставить свои палатки и достичь свои цели..
p.s. Хочу сказать спасибо Ак-Сай Travel за помощь в организации экспедиции и лично Дмитрию Грекову, моим родным и друзьям, без чьей поддержки было бы совсем грустно.
p.s.s. у каждой мечты есть оборотная сторона. этот проект - это именно такая сторона. собачке Соне посвящается.
208
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
А теперь вопросы:
- поскольку здоровье (в объеме, необходимом для такого проекта) штука не врожденная, а благоприобретенная, могли бы поделиться схемой тренировок?
UPD пока писал комент - появился следующий пост (который "часть 1я"), так что вопрос снимается :)
- где и в чем, с точки зрения "человека без опыта высотных восхождений", но уже эти восхождения совершившего, лежат основные опасности?
Ну и ремарка из разряда ИМХО: вряд ли любой из 7К бСССР может быть объектом настоящего соло-восхождения. Но это уже терминологический спор на тему: что называть соло-альпинизмом? Просто хождение без партнера по связке или восхождение вообще безо всякой помощи извне (тропежка, установка лагерей и тп).
Удачи!
- поскольку если описывать всё - то очень длинный пост получится, то про подготовку вынес отдельную заметку.
- основная опасность смена погоды и отсутствие нормальной радиосвязи с БЛ.
- соло предполагала автономность в случае если напарника не будет. подбор снаряги и питания расчитывался из этих соображений.
да и важна ли цена =)
немного логистики от аксай-Тревел, плиз
еще раз повторюсь, что мы ходили в двойке с итальянцем Cala
С красивыми горами!!!
Только порядок немного должен был быть другой Корженева, Коммунизма, Ленина, Хан, Победа....
Так логичнее и чуть-чуть легче.
Только бы погода была и напарник....
П.С. А Победа - 7439м.)