Описание прохождения горного туристского маршрута 6 к. с. в хребте Терскей Алатоо в августе 2013 г. по маршруту:
р. Джетыогуз - р. Арчалытор - пер. Арчалытор Сев. (2А,4200) - пер. Карбышева (3А*,4600,п/п) - р. Арчалытор - р. Айланыш - пер. Терскей (3Б,4950) - пер. Траверс Каракола (3Б,5281) - пер. Металлург (3А*,4600) - пер. Онтор (1Б,3900) - пер. Эпюра (2А,4300) - пер. Каракольский Вост. (2А,4300) - пер. Туристов Татарии (2А,4300) - р. Арашан.

СТО И ОДНА ВЕРЕВКА. Горный поход 6 к. с. по Терскею 6-31 августа 2013 г. (Горный туризм, турклуб нгу, терскей, каракол, киргизия, новосибирск, горный туризм)

Сборы в горы по Интернету. Типовые таблички. (Альпинизм, снаряжение, планирование, питание)

На прошлой неделе я за пару дней обсчитал две экспедиции - двухнедельный поход 2 к.с. в горах Алая и 40-дневную экспедицию в высокие горы. Получилось быстро и непринужденно, благодаря старым наработкам - типовым табличкам продуктов питания и снаряжения.

Вот этими табличками, а также последовательностью своего расчета я и хочу поделиться с читателями. Итогом такого расчета являются три документа, которые я вывешиваю в Интернет и по которым собирается выезжающая в горы группа:

1. Сводная таблица закупок продуктов питания.
2. Таблица поручений по закупке продуктов питания.
3. Таблица распределения общественного снаряжения по рюкзакам.

А теперь опишу всю последовательность расчета.

Кто из нас не слышал историй о сенбернарах — бесстрашных собаках-спасателях, вызволяющих путников из снежного плена на альпийских перевалах! Знаменитому Барри четыре десятка человек были обязаны жизнью. Увы, кошки такими подвигами похвастать не могут. Однако и в племени пушистых мурлык есть свои герои. Удивительно, но именно в Швейцарии, на родине сенбернара Барри жил кот-альпинист Томба. Он много раз совершал восхождения на горные вершины, и однажды спас людей от сошедшей снежной лавины.

Швейцарский кот-альпинист (Альпинизм, томба)

Для тех, кто вяжет: Узлы Франца Бахмана. (Альпинизм, снаряжение, схваты, прусик.)

Человечеству известно несколько тысяч различных узлов, десятки из них применяются в альпинизме, но история их появления, как правило, остается в тени. Одним из изобретателей «альпинистских» узлов, причем, наверное, самым плодовитым в этой области является Франц Бахман (Franz Bachmann) инженер-машиностроитель, альпинист и горный спасатель. Об истории изобретения карабинного схватывающего узла, получившего его имя, и о других изобретенных Бахманом схватывающих узлах, практически неизвестных у нас в России, рассказывается в этой статье.

Саморазбор ЧП. Рефлексивная лингводиарея после аварии 2004 года. (Альпинизм, безопасность, лавины, лавины на льду)

Вот тут люди хотят рубрику о НС, разборы НС, говорят, что многие живут в глубинке, дескать, сильных клубов рядом нет. Поэтому хотят, чтобы сайт Риск заменил им отсутствующий клуб. Раз пошла такая движуха, то вот мой опус 9-летней давности, написанный сразу по приезду в Москву после неудачного похода 2004 года с запланированным восхождением на Конгур (7719) в финале мероприятия.

Это пример саморазбора. Когда эту статью прочитал зам (по горам) председателя ЦМКК Алексей Ярошевский, то он меня даже пожалел: "Ну зачем же такое самобичевание?"
Итак,

Моя авария четвертого года.

27.07.2004 в день моего рождения и на 13-й день похода Всевышний в мягкой и очень убедительной форме выразил недовольство моему разгильдяйству и тому разгильдяйству, которое я развёл в своей группе. Примерно в 13 часов по бадахшанскому времени (на 3 часа опережает московское) в 50-ти метрах от седловины перевала на высоте 5350 передовая связка из Юрия Максимовича и супругов - Татьяны Беляевой и Михаила Бабича была снесена мокрой лавиной и пролетела более 700 метров, остановившись на высоте 4850.

Вот тут люди хотят рубрику о НС, разборы НС, говорят, что многие живут в глубинке, дескать, сильных клубов рядом нет. Поэтому хотят, чтобы сайт Риск заменил им отсутствующий клуб. Раз пошла такая движуха, то вот мой опус 15-летней давности, написанный для молодых руководителей команд горников Турклуба МАИ перед их отъёздом в походы на майские праздники 1998 г. Копирую без правки, один в один. Итак,

Напутствие начинающим руководителям.

Спортивная цель похода - преодоление пространства в горах. Грандиозность похода, глубина, сила и незабываемость впечатлений прежде всего зависят от протяженности преодоленного пространства и в меньшей степени от сложности отдельных препятствий. Поэтому, планируя поход, стремитесь к линейному маршруту или маршруту в форме ключа (кольцо с линейным участком во второй половине похода), а на маршруте делайте все возможное, чтобы группа прошла его до конца.

Постоянно помните, что вашей реализацией в походе как руководителя и предметом гордости должно стать ваше искусство, благодаря которому группа в полном составе и в нормальном состоянии доходит в срок до конечной точки маршрута. Этим вы отличаетесь от участников, каждый из которых решает индивидуальные задачи.

НА ПИК ЛЕНИНА БЕЗ АККЛИМАТИЗАЦИИ (Альпинизм, турклуб маи, в.м.божуков)
В прошедшую пятницу на Риске был пост "Физподготовка без ограничений: советы и рекомендации для новичков". Там я обмолвился, что у Валентина Божукова была программа предварительной подготовки к восхождению, которая, по его словам позволяет взойти на пик Ленина без акклиматизации в альпийском стиле. Меня попросили запостить эту методику и сейчас я выполняю обещанное.

Хотим сходить этой зимой траверс Монблана. Через вершины Mont Blanc du Tacul, Mout Maudit и сам Mont Blanc. И есть несколько вопросов по этому маршруту.

Зимний траверс 3-х вершин Монблана (Альпинизм)

Полный отчет об экспедиции МАИ в Заалайский хребет в августе 2012 г. (Альпинизм, ледяной мыс, пик обручева, сауксай, пик ленина, малая саукдара, пик спартак, экспедиция маи на заалайский хребет)

Работу над отчетом я начал с "Овражинга на Сауксае", потом поделился большим куском, в котором описал вершины и перевалы хребта Ледяной Мыс. И вот теперь готов полный отчет, включая 4-ю главу, посвященную прохождению нового маршрута на пик Ленина по юго-западному ребру западного гребня. Теперь можно отдохнуть от этой работы и потихонечку начинать обдумывать новую экспедицию...

Каждый год мы по-любительски совершаем экспедицию на вершину очередной культовой горы. А мечтали мы давно побывать прямо в цитадели альпинизма – в Европейских Альпах. И, естественно, среди разнообразия европейских гор выбор пал на самую важную Гору, в историческом контексте. Монблан, с которого и начался сам альпинизм.

Паломниками на Монблан (Альпинизм)

ЭЛЬБРУС.

Пишет ostaptsov, 23.06.2012 23:22

В сентябре 2006 года делали облёт Эльбруса. Снимки с этого облёта - любителям Эльбруса. В комментариях они не нуждаются.
Эльбрус с севера.

ЭЛЬБРУС.

ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ НА ПАМИРЕ. (Горный туризм, маи)
В этом году мне случайно попал в руки дневник нашего штурмана, и я сразу вспомнил события 35-ти летней давности, как будто они происходили только вчера. А чтобы воспоминания не выветрились из моей головы, от случайно подхваченного на улице старческого маразма, написал небольшой рассказ в четырех частях с прологом и эпилогом.

Как и любой препод в системе высшего образования, один раз в пять лет я обязан "повысить свою квалификацию" на специальных курсах. У нас в МАИ для этого имеется даже специальный Факультет повышения квалификации преподавателей. И послали меня на очередную учебу, и пошел я на лекции по психологии образования, и велел мне лектор написать реферат. У нас все преподы должны прослушать курс лекций и написать реферат. "На 4-5 страниц, не надо больше", - ориентировал нас гиперпрепод (препод для преподов).

Вот я взял сегодня вечерком, и написал его. Написал о том, что люблю, и то, что знаю. Взял книжку, что-то изложил цитатами, что-то своими словами, кое-где добавил собственных измышлений.

Главное - эта штука работает, в этом я убеждался много раз.

Аксиома: "Умный учится на чужих ошибках, а дурак - на своих". Теорема: "Планета заселена ……..".

Лавины на льду (Альпинизм, восточный кызылсу, курумды, памир, маи)

Продолжаю выкладывать фотоснимки с нашей двухнедельной тренировки перед выходом на основной маршрут. Предлагаемая третья серия посвящена лавинам на льду.