Паломниками на Монблан

Пишет Provinsial, 29.07.2012 12:38

Каждый год мы по-любительски совершаем экспедицию на вершину очередной культовой горы. А мечтали мы давно побывать прямо в цитадели альпинизма – в Европейских Альпах. И, естественно, среди разнообразия европейских гор выбор пал на самую важную Гору, в историческом контексте. Монблан, с которого и начался сам альпинизм.
Паломниками на Монблан (Альпинизм)

Мы – это команда из города Белокурихи Алтайского края, в составе 4-х человек: Наталья, Слава, Андрей и Сергей (автор данного опуса). Эльбрус, Белуха… Нормальный любительский уровень, но со своими амбициями, которые заставляют обходить «классические» тропы. После семейного прохождения траверсом вершин Белухи, в августе 2011 года, уже и был решён вопрос о маршруте, описание которого здесь и представляю.
МОНБЛАН. Многие знают, что первовосхождение на эту вершину Жаком Бальма (Jacques Balmat) и доктором Мишелем Паккаром (Michel Paccard), является официальной датой рождения альпинизма. 8 августа 1786 года. Расположение Монблана на границе Франции и Италии наталкивало на мысль, что можно осуществить интересный маршрут. Со стороны Франции расположен знаменитый городок Шамони, а со стороны Италии – не менее знаменитый Курмайор. Так что, взойти на Монблан, побывать в Шамони и в Курмайоре - это, своего рода, паломничество, крестный ход или благочестивый хадж любого альпиниста. Слава Богу, мы совершенно непритязательны в выборе религиозных конфессий. И в горах верим только в себя, без всяких мистики и чудес. А если и молимся, то самой Горе, призывая Её «пустить и отпустить нас». Так нас научили более опытные коллеги.
Теперь о самой Горе и нашем плане восхождения. Все знают, что почти на любую гору существует маршрут, который называется «классикой». Они есть на Белуху, Эльбрус, Хан-Тенгри, пик Ленина и т.д. И на Монблан он тоже существует: Шамони - Лез Уш - Трамвай Монблан – Орлиное гнездо (Nid d’Aigle) – хижина Tete Rousse – хижина Aiguille du Gouter (Gouter hut, 3800 м.) – Дом дю Гутэ (Dome du Gouter) – гребень Босс (Arete des Bosses) – Монблан Mont-Blanc (4810 m.)
«Классика» является наиболее безопасным из всех существующих маршрутов. Но это делает маршрут ажиотажным, особенно в разгар сезона. Как и отметил сразу, мы изначально не настраивались идти, подобно инкубаторским пингвинам, по проторенной тропе и толпой. Поэтому стали изучать варианты, благо есть Его Величество Интернет со своими специализированными сайтами и форумами. Обращались за советами к отечественным и зарубежным восходителям. Низкий им поклон за информацию и помощь в подготовке нашей экспедиции! Известный «Комбриг» подсказал сайт http://www.wikiloc.com, на котором были взяты интересующие нас треки для GPS-навигатора. Анатолий Булычов, из г. Новосибирска «открыл» нам интересный вариант восхождения на Монблан без всяких фуникулёров, через ледник Мер де Гласс, в своём динамичном рассказе «Супружеская пара на вершинах Альп».
В итоге изучения кучи информации, связанной с Монбланом и нашли просто блестящий вариант для себя:

или схематично по 3-х мерному Google:

Стартовали от станции Монтенвер (1913 м), на которую и прибыли за пол-часа из Шамони горным поездом. Далее, по ледникам Мер де Гласс, Такуль и Гиант (шли три дня) вышли на плато Кол дю Миди (3530 м). С плато уже по «северной классике» поднялись через плечи Такуль и Маудит к вершине Монблан (4808 м, так наш навигатор зафиксировал). Шли классическим «альпийским» стилем. Со ступенчатым набором высоты, в среднем – 500 метров за день. Этот стиль нынче вызывает у иностранцев удивление, но, как нам порой виделось – и уважение. Потому что вид наших мощных рюкзаков в 35-40 кг крепко контрастировал с их игрушечными в 10-15 кг. Сейчас, как правило, все западные, да и многие наши альпинисты, в Альпах поднимаются с помощью горных трамваев и фуникулеров до штурмовой высоты, скажем - на 3000, а то и на 3500 метров по высоте. До этого пару дней акклиматизируются на соседних горках. После подъёма на стартовую высоту, альпинисты ночуют в цивилизованных хижинах, а в ночь (обычно часа в 2 или 3) с легкими рюкзачками «выстреливают» на вершину. В рюкзачках термос с чаем, лёгкий перекус, немного вещей. Без спальников и палаток, разумеется. Задача - добраться к вершине до обеда, и, как правило, полуживые бредут обратно в хижину. Не все до вершины доходят. Не хватает акклиматизации, да и погода меняется непредсказуемо. Вот такой вариант нам и не нравился изначально. Мы в такую даль, из Сибири, припёрлись не за лотерейным билетом: «повезёт - не повезёт с восхождением». Гнать себя в полубреду на вершину не хотели, а настраивались «лениво» жить на Горе. Почувствовать её. Запас дней на непогоду был адекватный: 3-4 суток. Палатки, спальники, газ, еда - все с собой тащили, как улитки. При любой непогоде или усталости ставили в ближайшем безопасном месте лагерь (безопасном, в смысле - от лавин, разломов и камнепадов). И, так за 8 дней мы взобрались на главную вершину Монблана. Конечно, можно было бы пройти и динамичней, но не было мотиваций для форсирования.
Таким открылось для нас начало маршрута, ровный и безмятежный ледник Мер де Гласс:
Паломниками на Монблан (Альпинизм)

Да и сам спуск на ледник со станции Монтенвер предстал цивилизованным и оборудованным:

Но цивилизация была лишь вначале. По ходу продвижения людей на леднике становилось всё меньше. А когда свернули на ледник Такуль, коллег не стало вовсе. Популярными направлениями на леднике Мер де Гласс являются знаменитые Пти Дрю и Гранд Жорас. На сам Монблан обычно ходят по классике или через высокогорную станцию Эгюль дю Миди (3842 м), на которую поднимаются фуникулёром. Мы и держали курс на плато Кол дю Миди (3530 м), что расположено чуть ниже Эгюль дю Миди. Но шли как настоящие герои из комедии, в обход и ножками. Огромный плюс этого мазохического способа с добрыми рюкзаками - безупречная акклиматизация. Ну и внутреннее самодовольство, разумеется. Типа, вот мы, мол, какие сильные!
Знаменитая Пти Дрю (помните из фильма "Смерть проводника"?):

Будничные эпизоды на пути к плато Кол дю Миди:

Когда прибыли на плато Кол дю Миди, решили обязательно побывать на самой станции Эгюль дю Миди. Знаменитый "патрон", видимый со всех вершин массива Монблан в хорошую погоду. Поставили лагерь, устроили полноценную днёвку. Станция Эгюль дю Миди - потрясающая инженерно-техническая громадина! Лифты, ресторан, напичканный электронникой музей альпинизма и даже туалеты с автоматическими сантехприборами! Множество смотровых террас и панорамных витрин в скале. Мы знаем наши российские высокогорные хижины и базы, оказывается – у них неправильно всё! Накупили там кучу салатов и круассанов, ужин в палатке был волшебным.

Композиция, посвящённая коллеге из Краснодара - Лене Шавкуновой:
Паломниками на Монблан (Альпинизм)

Знаменитый гребень со станции на плато:

Интересный эпизод случился при встрече на этом гребне при подъёме в Эгюль дю Миди, с местным гидом. На станцию Эгюль дю Миди мы из своих палаток с плато вышли «налегке», без связки и кошек. В хорошую погоду нам тот гребень при подъёме к станции показался не столь трепетным. Наверное, сказалось и то, что за день до этого нам пришлось распутывать впечатляющий ледопад на леднике Гиант. Несколько часов ползали среди сераков с 5-9 этажные дома. Трек на навигаторе слегка устарел. И позапрошлогодний путь оказался с обрушившими мостами и новыми разломами. Вот, на фоне памяти того «ледоворазломного» дня путь с плато на «патрон» дю Миди и выглядел обычной трековой тропой. Но повстречавшийся нам проводник с клиентом темпераментно рассказал, что, не имея «роуп» (верёвки) и «крепонс» (кошек) мы обречены на неминуемую смерть. Нам была понятна его правота, косноязычно объяснили на слабом английском, что всё снаряжение у нас есть и на должном уровне, но в палатке. На самом деле, мы были легкомысленны в данном эпизоде. Наше тривиальное «We are from Russia» (мы из России) может чуть пояснило проводнику суть нашей безалаберности.
Всем, знакомым с Монбланом, известен "северный" путь на его вершину. Через вершины Такуль (4248 м) и Маудит (4465 м). Вернее, через плечи этих вершин. Путь не прост, можно даже прзнаться - труден.

Вылезли на плечо Маудит:

Маршрут опасен в лавинном отношении. В 2008 году лавина с Такуль прошла прямо по тропе восхождения и убила 8 человек. В этом году, 12 июля лавина со склона Маудит убила 9 человек. Нам повезло, в отличие от группы европейских альпинистов. Мы тот нестабильный участок проскочили за два дня до трагедии. Все мы умничаем, рассуждая о причинах срыва лавин. Спорим о неоднородности снежных слоёв, которые располагают к сходу так называемых «досок». Конечно, можно и их пытаться прогнозировать, но с лавинами иногда всё непредсказуемо, как и с землетрясениями. В погибшей группе были опытные люди, к примеру, экс-президент национальной ассоциации горных гидов Великобритании , 55-летний Роджер Пэйни. И сколько именитых мастеров погибло в лавинах! Букреев, Хрищатый, Черезов. Это к теме и о простом везении. Чтобы везение было прогнозируемым – нужно ходить по «классике». Там и с лавинами по минимуму. Но не так интересно. На нескольких участках своего маршрута мы пересекались с французской и итальянской классическими тропами восхождения. Было гораздо уверенней идти. Мы понимаем и то, что для того, чтобы избежать ЧП в горах – самое простое, это нужно избегать ходить в горы.

Когда мы уже вышли на последний, прямой и финишный участок к вершине, то погода стала портиться. Над вершиной Монблана концентрировались облака. Решили сделать последние фото- и видеосессию перед вершиной. Засомневались, что на вершине будет видимость.
Паломниками на Монблан (Альпинизм)

Вымпел нашей команды взят на основе известного мультяшного героя - бешенной белки. В чём-то, если мы и не похожи на него, но ход его мыслей и креатив нам импонирует

Сомнения в предстоящей непогоде были подтверждены. На саму вершину шли в полнейшем "молоке", полагаясь исключительно на GPS-навигатор. Отдельные слова о GPS: это невозможно переоценить! Наш добрый Garmin GPSmap 60CSx словно за уши вытягивал нашу команду из всевозможных бед.

Фирма из Барнаула "Квадро-интерьер", современная и креативная. Очень весомо помогла в осуществлении нашей экспедиции.
Наша признательность её сотрудникам безгранична!
Паломниками на Монблан (Альпинизм)

Впечатлил рассветный час в хижине Валло. Когда мы спустились с вершины, время было к вечеру. В хижине встретили 3-х польских альпинистов. Классные парни, угостили нас чаем с порога. Один из них хорошо говорил по-русски. Был крепкий шторм, они не решились идти вниз. Так и устроились на ночлег в семь душ. Трое их и четверо нас. А часа в 3-4 утра начался просто апокалипсис! По «классике» снизу пошли штурмующие! Погода была слишком ветреной, все забивались в эту хижину. За каких-то полчаса в ней стало народу не менее 50 человек. И народ всё прибывал! Размерами эта хижина не обижена, но что в ней может быть так многолюдно – для нас это было откровением! Мы утвердились про себя, что правильно делаем, отвиливая по возможности от «классических» троп. А сколько было интересных персонажей! Какой-то спасатель из славянской группы так по-киношному подгонял свою безупречную экипировку, что у многих могло появиться чувство неполноценности. Комплекс отпустил, когда их увидели позже, понуро шагающих вниз. На вершину они не пошли, да и вниз шли не слишком бодро. И опять же мы сделали вывод, что, оказывается, не только в экипировке дело. Подслушали интересный телефонный разговор украинского соседа. Звонила ему жена, а он ей истерично предъявил обвинение, что она ему сорвала восхождение. Выяснилось, что она не доложила ему пару тёплых носок. Вся его группа ушла наверх, а он вынужден был отказаться от восхождения по причине отсутствия запасных носок. Финальная фраза: «Дома поговорим, мне ещё отсюда как-то спускаться нужно двое суток!».
Один мужик ввёл с собой двух сыновей. Из Германии. Младший отпрыск, лет 14-15, был так оглушён морозом, ветром и высотой, что регулярно падал и, стоя, засыпал. Наш Андрей ему растирал руки и как-то комфортно пытался его усадить. Небольшая группа молодых парней удивила наличием на рюкзаках гидратационной системы подачи воды. В тех минусовых и ураганных условиях в их гидропакетах вода изначально не имела шансов на жизнь. Они долго пытались на горелке восстановить функциональность этой системы, теребя в руках ёмкости, полные льда. Как-то никто им не сказал, что при минусе вода превращается в лёд. Зато какой опыт и другим интересно было смотреть.
После занимательной хижины Валло мы двинули вниз. На вершине горы Дом дю Гутэ, опять же при отсутствии видимости, свернули в Италию, на гребень Бионассей. Иногда нам открывался вид на Италию.
Паломниками на Монблан (Альпинизм)

С гребня Бионассей мы ушли на ледник de Dome, который представляет собой сплошной огромный ледопад до самого впадения с ледником Miage.
Интересная встреча произошла в итальянской хижине Гонелла. Она расположена на труднодоступном скальном выступе у ледника де Дом. Когда мы туда пришли, то натолкнулись на многочисленную группу земляков. Ребята с московского клуба ЦСКА им Демченко. И человек их было по горным меркам, - тьма! Около 40. Они шли на интересный маршрут, тут их описание: http://www.risk.ru/users/aleks/194653/
Было интересно в глубокой итальянской «глуши» встретить так много русскоговорящих. В этой хижине мы как-то расслабились, уже виделась зелёная долина Val Veny. Оставили верёвку, сэкономленные баллоны с газом и…промазали спуск со скалы. Вместо промаркированной и с укреплёнными периллами тропы ушли по «скальному бездорожью» вниз. Наличие солидных рюкзаков сделало спуск запоминающим. Опять же вспомнили, что расслабиться можно будет только по достижении ближайшей лужайки в цивилизованном кемпинге. Коим и стал для нас сказочный кемпинг Dzerotta. Нижайший поклон ему и всему персоналу! Не забыть нам ресторан La Zerotta и вальдостановское стадо коров, которое мелодией своих боталов посрамит любой оркестр!
А это мы в полном составе и в "мирной" обстановке. Удачно вписались в рисованный фасад Бюро горных проводников в Шамони:
Паломниками на Монблан (Альпинизм)

Добрая стюардесса сфотографировала нас в "Ледниковом экспрессе", когда мы любопытствовали в Швейцарии:

Маленькая загадка к рассказу: очень часто на фотографиях вы видите лишь трёх участников, хотя вначале было заявлено, что нас было четверо. Попробуйте догадаться, где в данный момент четвёртый! Вроде с улыбкой, но встречались пытливые люди, которым в самом деле нужно было рассказывать, что четвёртый из нас в данный момент был с другой стороны фотоаппарата. А делать фотки, где всё умещалось в простых очках - не всегда удавалось:

Помимо альпинистских задач нашей командой предусматривались и более вальяжные свершения. Коротко, планировалось: путешествие на знаменитом панорамном Ледниковом Экспрессе (Glacier Express) по Швейцарии. Посещение известных швейцарских городков Церматт, Санкт-Мориц и Интерлакен. Взирание на популярные горы Маттерхорн, Эйгер, Юнгфрау. Знакомство в Италии со знаменитой долиной Валле-д'Аоста, посещение Турина. И, конечно, на десерт – Париж.
Забегая вперёд, скажу – всё это мы увидели, потрогали, оценили. Маленькая деталь, есть известная поговорка «Увидеть Париж и умереть». Так вот, по нашему (уже вполне обоснованному) мнению: Париж вряд ли может претендовать на вескую причину для смерти. Особенно в свете тех сказочных мест, которые мы узнали за наше путешествие.
Для тех, кому интересно и кто собирается на Монблан, тем, наверное, будет полезным видеоверсия описанных событий:

Были в путешествии и особого рода запоминающие встречи. Как, например, в Курмайоре встретили чету россиян с Камчатки. И не простых праздных, а настоящего Снежного Барса Василенко Анатолия с боевой соратницей. Есть люди, к которым с первых минут проникаешься симпатией и, словно знакомы давным давно. Вот они - из этих самых, редких.
Была встреча из разряда анекдотичных. В одном из магазинов-кафе Курмайора. Зашли туда, сооблазнившись роскошным видом выставленных на витрине пирогов. Ну и на своём нездоровом английском пытаемся что-то спросить. Типа того: "Excuse, have you pie with meat or a ham?" (Простите, у вас есть пирог с мясом или ветчиной?). И как нас удивило, когда итальянка-продавец на чистом украинском ответила: "Да вы уж не напрягайтесь, говорите как думаете!". Выяснилось, что она из Киева, но в Курмайоре уже живёт лет 8.

Не примину добавить адрес в интернете, который просто неоценимо помог нам в планировании маршрута.
Вот адрес сайта: http://map.wanderland.ch/
Это потрясающая карта Швейцарии, но захватывает все приграничные районы Италии и Франции. Включая подробнейшую раскладку самих популярных гор и прилегающих к ним районов. Монблан, Маттерхорн, Монте-Розы и т.д. При увеличении масштаба проявятся все мелкие станции фуникулёров и тропы. Сам наткнулся на этот адрес тут же, на Риске. Вот отсюда: http://www.risk.ru/users/israserg/7461/. Спасибо пользователю israserg

С уважением и пожеланием европейских потрясений для каждого, Сергей К.
(уполномоченный от команды сообщать миру о наших локальных свершениях)

Спасибо, интересное путешествие.
О восхождениях по классике читать уже надоело:-)
Порадовала фраза - "регулярно падал и, стоя, засыпал":-)
Успехов на следующих культовых горах.

Прикольно аж саму туда захотелось :)

Там и впрямь необычно всё. По сравнению с нашими горами. Взять Горный Алтай - это дикие края. Может в этом их особая прелесть. Когда мы направлялись в европейские цивилизованные горы, то подспудно были настроены критически. Как-то не увязывалось в просоветских мозгах, что в суровых горах могут быть хижины с выходом в интернет и обязательной второй обувью при входе. Мы и маршрут старались отдалить по возможности от благ цивилизации. Но когда побывали на Эйгюль дю Миди, просто офанарели... И как-то подумалось, что когда высоко в горах есть аккуратные оазисы цивилизации - это очень даже здорово! Хотя представить трудно, что где-то на нашей Белухе, в районе Берельского седла, на высоте 3500 м (на границе России и Казахстана) могут работать фуникулёры с обеих стран, функционировать кафе, вертолёты спасслужб будут постоянно висеть в воздухе.

Было бы здорово увидеть подобные оазисы в Горном Алтае. Но пожалуй очень даже правы алтайцы и остальные местные: приезжие в большинстве своем не просто посещают, они еще гадят, не убирая за собой. Очень просто понять их ненависть, но при этом я видел огромную свалку за Акташем сразу (неужели приезжие так намусорили метров на 300 в высоту от трассы на склон горы?). Я против уничтожения дикой природы Горного Алтая, но и за подобные оазисы, но нужно менять менталитет, без этого ничего не выйдет.

Видимо, парадокс в действии: "Наша убогость от нашего богатства!". В смысле того, что наши регионы располагают огромными пространствами, лесами, горами. А это в свою очередь обесценивает их.
В итальянской долине Валле д`Аоста (примыкающей непосредственно к Монблану) и почти всюду в Швейцарии (а мы проехали хороший клок этой страны) наблюдали простую картину: все луга лужайки имеют поливочные системы. Коровы пасутся в специально огороженных участках этих лугов. Выедают предоставленную площадь, им предоставляют очередной участок. И эти дикие опушки и поля поливают! У нас в России нет такой практики. Лугов-полей у нас тьма. Никто и не заботится о сочности травы или о том, чтобы теже коровы бесхозно не вытаптывали свои выпаса. Я однажды, из кемпинга попёрся снять на видео стадо вальдостановских коров (перезвон их боталов представляет необычную мелодию). Так вот, когда подошёл к горному лугу, то не смог пойти прямо по нему напрямик, а отыскал с краю тропу и пошёл по ней к стаду. Мне было неудобно топтать траву, которая так бережно культивируется. Подумать даже нереально, чтобы в России я постеснялся протоптаться по лугам-полям.
Вот видимо так европейские люди приучены уважать и свои горы. У них нет таких бескрайних богатств, какими располагает Россия. Это наверное сродни тому, что если у мажора нет ограничения в финансах, то он будет всегда тусить в мишленовских ресторанах и 5-ти звёздных аппартаментах. Зачем ему трепетно относиться к финансам, которых у него нет края? А простому работяге, например, будет неловко пить кофе за 500 рублей чашечка в "элитном" кафе. Он пойдёт в кафе попроще и выпьет точно такой же кофе, но за 100 рублей. Бережное отношение к тому, чего не так много.

Для туризма эти оазисы совсем-совсем не ахти... ИМХО, не за комфортом в горы-то идём) Разве что - за вертолёты.

Спасибо!

Рад услышать земляка, Сергей! Мы теперь немного завидуем умению альпийских стран максимально использовать свои горы. Они свои горы так крепко "эксплуатируют", но, на удивление - не поганят!

Не поганят не страны-люди. Мы после акклиматизации на Монте Розе спустились в селение
Stafal. Палатки негде было поставить и мы присмотрели на горке полуразобранную гостиницу и начали перетаскивать в нее рюкзаки.Но одна наша девушка ( эстонка) сказала,
со слезами- Нельзя,это чужое,частное. Пришлось искать другое место

Спасибо за рассказ!

ХМ если мне не изменяет память, традиционный ежегодный забег на Монблан как раз через Мер Де Гласс и проводят, просто в летний сезон ледник рваный и там мало народа ходят

Наверное так и есть. Нам и нужен был маршрут для неспешной и хорошей акклиматизации. И без ажиотажа. За три дня не встретили ни одного альпиниста на маршруте от поворота с ледника Мер де Гласс до пересечения с тропой, которая соединяет французскую Кол дю Миди и итальянскую p. Helbronner. Это когда уже сами вышли на подём на плато Кол дю Миди. Сам отрезок от Мер де Гласс до плато Кол дю Миди по набору высоты совсем не труден, но недетские трещины и ледопады несовместимы с массовыми забегами. Во всяком случае, в июле. Вообще, из всего маршрута показались наиболее трудными участки при подъёме на плечо Маудит и участок при спуске с хребта Бионассей по леднику Дом. Ледник Дом (Dome) оказался вовсе без тропы, что крепко притормозило нашу встречу с Италией.

Забеги вроде в мае проводятся. Зы причем обратно даже на лыжах народ съезжает

Спасибо за интересный рассказ! Маршрут на GPS случайно не писали?

Писал, но отдельными треками, каждый день сохранял. Была мысль сделать видеоролик 3D-прохождения в программе Google Earth Pro. Воде как заставку к видеофильму. Но последний год эта коварная Google так зачеканила свои программы, что никакие кряки не могут её обойти. Можно или купить лицензию за 40000 рублей, именно версию Pro (в которой можно делать видеоролики по своим точкам GPS, причём и в разрешении HD). Или довольствоваться временным недельным ознакомительным вариантом, но с водянным логотипом на пол-экрана.
Так вот, наши треки разорваны, но при необходимости я выложу. Но есть ещё хороший вариант - скачать их с сайта http://ru.wikiloc.com/
Я оттуда скачал в свой прибор треки и через Италию, и через Мер де Гласс, и классику. И они здорово нам помогли. При выходе на вершину вообще не было тропы, она с Маудит не такая "пробитая", как гребень со стороны Гуте. И видимость - совершенно нулевая. Также, когда уходили в Италию по гребню Бионассей - тоже шли только по прибору.

Трек очень полезная весчь там, я попал там в непогоду даже по классике без трека спуститься шансов немного, упали гидам французским на хвоста, они даже с GPS'ом там чуток по-блудили

спасибо за разказ, оч. интересно! я и свое вспомнил... первое в 2008 и второе в 2009... всегда в одиночку : Курмайер - риф. Торино - ледник Гигант - риф. Космик - плечё М.Б.Такуль - Мон Мауди - Монблан 4810 - риф.Валло - Дом д Гютэ - "куллуар смерти" - ...и дальше вниз, в Шамони. там на канатке вверх, на Эгюль д Миди, и снова пешком через весь ледник к риф. Торино и вниз, домой в Италию... из четырех попыток только эти 2 раза смог подняться. в 2007 "горнушка" меня даже на плечё М.Б.д Такюль не пустила, а в прошлом году с погодой не повезло... там есть где походить. много интересных маршрутов! желаю всем легких восхождений и удачных спусков!!!