Еще один путь для восхождения на Эльбрус проходит по следующему маршруту: от селения Эльбрус, расположенного на обоих берегах реки Баксан («затопляющая», кабардино-балкарское), поднимаются вправо вверх вдоль течения реки Ирик («пастбище баранов», балкарское) к перевалу Ирикчат, 3867 м. Далее через ледник Ирикчат, к базовому лагерю на нижней границе Ачкерьякольского лавового потока на восточном склоне.
Из лагеря идут по лавовому потоку на восхождение к Восточной вершине. А теперь подробнее.....

Восхождение на Эльбрус с Востока (Альпинизм)

ПИК ФИККЕРА (6725 м.) - 1978 г. ПРИТЯЖЕНИЕ ВЫСОТЫ. (Горный туризм, маи, памир)Принятая нашей группой в мае 76-го в походе по Памиро-Алаю программа подготовки к семитысячникам продолжала выполняться. Этот маршрут стал её очередным этапом с преодолением 6000-го рубежа.

Спасы на стене Опального Барда глазами Бойца.

2014 год
Пик Победы, м-т В. Абалакова. Памяти Аграновского Г.Л.
Пик Победы-2014. Маршрут В. Абалакова. Команда "Камчатка". (Альпинизм)
Группа "Камчатка":
Бакленев Владимир, Петропавловск-Камчатский.
Лазо Виталий, Петропавловск-Камчатский, р-ль.
Achim Rinortner, Германия.
Tiberiu-Nicolae Pintilie, Румыния.
05.08.-16.08.2014г.

Два года вынашивал идею пройти Абалакова на Победе, но так случилось, что в 2013 мой друг и напарник Владимир не смог выбраться в горы и мне пришлось в одиночку ехать на Южный Иныльчек. Год назад сходил Хан Тенгри соло, а вот на пике Победы, оценив риски, пришлось отказаться от Абалакова и идти классику, взаимодействуя с другими группами. Уж очень хотелось вернуться домой!
В прошлом году гору никто не сходил и я, совершив две попытки, дошел максимум до 6800м, не хотела Победа никого принимать.

Почести, преследования, смерть. Легенды русского альпинизма – Евгений и Виталий Абалаковы (риск 48, риск онсайт, публицистика, журнал, роберт штайнер, братья абалаковы, красноярск, горы)
Фото из книги «Лоренц Саладин – смерть на Хан-Тенгри»

Продолжаю выкладывать материалы нашего журнала. Эта статья Роберта Штайнера из журнала Berg опубликована в "РИСК онсайт" № 48 в 2010 году. Она будет интересна тем из вас, кто в то время еще не читал наш журнал!

К 60-летию первовосхождения на Эверест. 1. Рассказ Джона Ханта. (Альпинизм, альпинизм)
Одна из первых публикаций самих участников британской экспедиции 1953 г. на Эверест появилась в июльском номере журнала “The National Geographic Magazine” за 1954 г. (ныне – всемирно известный “National Geographic”). Являясь счастливым обладателем этой раритетной книжки журнала, я перевел статью Дж. Ханта и Э. Хиллари в надежде, что этот материал будет интересен читателям «Риска».

Стариков Г.А., Москва. Пик Коммунизма с плато 6000м (фото автора, 1978).

Нашлась записка от 1936 года ! (Альпинизм, записки с вершин)

Нашел в своем архиве копию записки, снятой с пика НКВД кем-то и когда-то…

Журнал Alpinist весной опубликовал масштабную хронику восхождений на К2 от начала и до наших дней: The Mountaineers Mountain. Автор статьи - Стив Свенсон.
Две главы, посвященные самым трагическим страницам истории К2 в сезонах 1986, коим Стив был свидетелем, и 2008 годов, мы перевели и публикуем (в двух частях).
Также в материал включен рассказ Пшемо Пясецкого о прохождении маршрута Magic Line.
Перевод: Александр Калашников. Редактор: Елена Дмитренко.

Часть 1.

Что такое разумное стремление? Есть вершина, на которой жажда удовлетворения амбиций может настолько выйти за рамки разумного, что скатится к навязчивой идее; когда зацикленность на результате гонит человека за черту, после которой разумная осторожность должна была бы повернуть его назад, - если предположить, что в данной ситуации выживание становится столь же важным, как и достижение конечной цели.
Том Холзель и Одри Солкелд, «Тайна Мэллори и Ирвина», 2000

Опаленные солнцем. (Альпинизм, трагедии 1986 года, magic line, к2)

Американско-канадско-британская экспедиция на Эверест 1988 г. была самой маленькой командой, которая когда-либо восходила по новому экстремальному маршруту на высочайшую гору мира – всего четверо альпинистов, без высотных шерпов и кислорода. Эксперты говорили, что они сошли с ума, но они не обратили внимания на экспертов и пролезли ряд ужасающих стен, кулуаров и нависающих участков льда. В финальной попытке Стивен Венеблес достиг вершины в одиночку, без кислорода, в 15:40.

С.Венеблес, Р.Андерсон, Э.Уэбстер и П.Тир

Эверест. Восточная (Кангчунгская) стена. 1988 год. (Альпинизм, стив венеблес, кангчунская стена)

ЭВЕРЕСТ: РОССИЙСКАЯ СТАТИСТИКА. КТО. КОГДА, КАК, ГДЕ, с КЕМ. 1982-2012 (Альпинизм, everest, история)

Коль скоро готовится торжественный вечер, где будут чествовать всех россиян, поднявшихся на вершину Эвереста, интересно посмотреть официальную статистику.

В первую очередь хочется особо отметить первопроходы наших альпинистов на Эвересте.
Русские альпинисты проложили три (3) маршрута на Эвересте: по ЮЗ стене (1982, рук экспедиции Е. Тамм), по ССВ гребню (1996, рук. экспедиции С. Баякин) и по центру Северной стены (2004, рук. экспедиции Виктор Козлов).

Новый маршрут на пик Ленина. Экспедиция МАИ в Заалайский хребет завершилась! (Альпинизм, пик спартак, малая саукдара, сауксай, ледяной мыс, пик обручева)

Вчера 06.09.2012 последние 5 участников ( Михаил Бабич, Иван Жданов, Юрий Максимович, Владимир Лавриненко, Андрей Лебедев - рук.) прилетели из Оша в Москву. Ранее домой в Ригу вернулись Олег Силин и Валдис Пуриньш, а еще раньше, по окончании первой части похода, к себе в Берлин вернулся ветеран ТК МАИ Семен Губергриц.

В финале похода рижане поднялись на пик Ленина по "классике" (точнее по маршруту Бритарова 1970 г., т.к. на западный гребень вершины они вышли с юга с ледника Дзержинского), а остальные 5 участников спустились на ледник Малая Саукдара и прошли новый маршрут на пик Ленина по юго-западному ребру западного гребня, которое выводит с плато 5900 на леднике Малая Саукдара на плато Парашютистов (6900).

Мне попалось несколько интересных заметок о кислородном оборудовании.
Возможно, кому-то пригодиться:-))
Прошу об одном - не начинать дискуссию об этичности и спортивности применения кислорода на восхождениях.
Об этом уже все сказано:-))

Высотные кислородные системы: новое – хорошо забытое старое. (Альпинизм, хант, бурдиллон, эверест, божуков, кислородное оборудование, эванс)

В посте Хождение в горах в одиночку. Взгляд из 1936 года. В.Семеновский были слова:
Чувствуется, что автору импонируют рискующие ходить в одиночку альпинисты, но он вынужден печатно поддерживать идею коллективизма...
Впрочем, к сожалению, это В.Семеновскому не помогло...

Прочтя это я было решил, что Семеновский пропал в горах во время не законного соло восхождения. Я задал в комментариях Tom'у вопрос, а сам тем временем искал ответ сам. Сперва я нашел статью Германа Андреева, которая заканчивалась:
В 1937 году Всесоюзный комитет по физкультуре и спорту организует экспедицию на Памир для восхождений на высочайшие вершины, пики Ленина, Коммунизма, Корженевской (пик Победы еще не был известен). Был приглашен в эту экспедицию и В. Л. Семеновский. С множеством новых планов и больших замыслов возвращался он с Памира. На письменном столе ждет последних исправлений подготовленная к печати рукопись об опасностях гор, в которую он вложил весь свой колоссальный опыт. Из ВЦСПС торопят с отчетом о результатах летнего спортивного сезона и наметками на будущее. Однако деятельность В. Л. Семеновского трагически оборвалась.

Это меня насторожило, но в принципе не противоречило версии о гибели в одиночку на горе, и я продолжил поиски. В итоге я сам не обрадовался тому, что нашел, но мне кажется это стоит один раз прочесть. Просто, чтобы знать.

Шпионаж на вершинах (Альпинизм, альпинизм, семеновский, ссср, репрессии)

Эльбрус. Фотография со склонов горы Донгузорун.
У подножия гор — пос. Терскол

Эверест (Джомолунгма). Зап. гребень - Юго-Западная стена - Южное седло - Лходзе.

Неприступная Джомолунгма. Меррей Сейл. Серия "Листая пожелтевшие страницы" (Альпинизм, эверест, непал, гималаи, диренфурт, юго-западная стена эвереста)

Цель альпинистской экспедиции, организованной весной 1971- го года Норманом Диренфуртом, была грандиозной: покорить Джомолунгму (Эверест), поднявшись на вершину самым сложным путем — по Юго-Западной стене. Однако экспедиция, которую использовали для рекламы своих изделий крупные западные фирмы, изготовляющие альпинистское снаряжение, консервы, часы, шоколад, окончилась неудачей. Немаловажную роль в этом, как подчеркивают многие видные альпинисты международного класса, сыграл тот факт, что вместо чувства локтя, взаимовыручки, строжайшей внутренней дисциплины, без которых немыслим альпинизм, в группе царили конкуренция и недоверие, приведшие к гибели индийского альпиниста и фактическому распаду экспедиции. Австралийский журналист — участник неудавшегося восхождения рассказывает о событиях, разыгравшихся в Гималаях.

Снежные барсы (Альпинизм, снежный барс, люди, фар, история альпинизма)

Геннадий Стариков прислал список всех Снежных Барсов в том порядке, в котором они выполнили нормы на получение этого звания!
Сведения с 1970 г. собирает Владимир Николаевич Шатаев, также выдает дипломы и значки. (В алфавитном порядке список представлен на сайте ФАР).

В списке на данный момент 533 альпиниста, в том числе 21 женщина. Есть несколько иностранных восходителей.

В первой части было высказано предположение, что решающее восхождение в 1960 году китайскими альпинистами было осуществлено в лучшем случае лишь до гребня, и закончилось определенно ниже Первой ступени. Там же, вероятно в верхней достигнутой точке, и был оставлен бюст Мао, и скорее всего его хорошо припрятали. Вариант – тихо спихнули в сторону Канчунга. Еще вариант — никакого бюста не было.

Где стоит бюст Мао. О  восхождении 1960 года. Часть 2 (Альпинизм, эверест, 7 вершин, тибет)

Далее, попытаемся найти в имеющихся в распоряжении материалах хотя бы какие-то детали восхождения, которые могли бы разуверить меня, как сомневающегося.

Китай нанес в Непале чувствительный контрудар. Маоисты у власти, о какой стабильности теперь можно говорить ! Очень жаль, что две чудесные страны Тибет и Непал оказались на передовой противостояния двух сверхдержав XXI века. Данный материал не свидетельствует о том, что я нахожусь на стороне одной из них. Просто он создан достаточно давно, и пока мы в войну не включились, надо успеть с ним поделиться.

Где стоит бюст Мао ? О восхождении 1960 года. Часть 1. (Альпинизм, тибет, эверест, непал)

В прошлом году журнал Экс (№№ 47-48) порадовал любителей и полупрофессионалов Эвереста интересным материалом.

Вторая Ступень Эвереста. Скандал в благородном семействе. (Альпинизм, тотмянин, кадьяк, анкер, фритше, хоули)

«Китайская лестница (на Второй Ступени Эвереста) и перила возле нее, действительно использовались Кадьяком и членами его команды в 1985 году – я говорила с одним из них, Шамбу Тамангом, и он подтвердил это»,- заявила Элизабет Хоули, легендарная статист-хроникер гималайских восхождений («если Хоули решит, что вы не были на вершине – значит вы не были на вершине») в интервью для ExplorersWeb. Она никогда не проверяла достоверность этих утверждений у Кадьяка.

Конрад Анкер говорит, что он присутствовал на встрече Лиз с Шамбу, который был вместе с Кадьяком на Эвересте в 1985 году. В отличии от мисс Хоули, Анкер также знаком с Оскаром уже несколько лет.