Вторая Ступень Эвереста. Скандал в благородном семействе.

Пишет codelancer, 03.07.2007 01:32

Вторая Ступень Эвереста. Скандал в благородном семействе. (Альпинизм, тотмянин, кадьяк, анкер, фритше, хоули)

«Китайская лестница (на Второй Ступени Эвереста) и перила возле нее, действительно использовались Кадьяком и членами его команды в 1985 году – я говорила с одним из них, Шамбу Тамангом, и он подтвердил это»,- заявила Элизабет Хоули, легендарная статист-хроникер гималайских восхождений («если Хоули решит, что вы не были на вершине – значит вы не были на вершине») в интервью для ExplorersWeb. Она никогда не проверяла достоверность этих утверждений у Кадьяка.

Конрад Анкер говорит, что он присутствовал на встрече Лиз с Шамбу, который был вместе с Кадьяком на Эвересте в 1985 году. В отличии от мисс Хоули, Анкер также знаком с Оскаром уже несколько лет.

Оскар Кадьяк

Грязная игра.

ExlorersWeb направил вопросы Анкеру и членам его команды в прошлое воскресенье. Неделю спустя Анкер прислал ответ: «Не принижаю ничьи достижения, но пока я вижу только фотографии альпинистов, свободно идущих в районе 28 300 футов и я немного подозрителен, поскольку лестница и веревки находятся очень близко и на том же самом месте, что я видел в 1999 году.»

Конрад Анкер, в завершении своего ответа для ExplorersWeb, отмечает, что ему «весьма забавно наблюдать все это». Оскару Кадьяку со своей стороны, становится все трудней видеть такие шутки. «Это становится грязной игрой», сказал он ExWeb после ознакомления с утверждением мисс Хоули.

«Как я уже говорил, после покорения Эвереста, я срочно отправился домой с надеждой увидеть рождение моего первого ребенка. Я «бежал» быстрее остальных членов моей команды: от Базового Лагеря до Лхасы, через Ченгду, Пекин, Париж и, наконец, Барселону. У меня никогда не было шанса отчитаться перед мисс Хоули или AAJ. Фактически, это же не было нашей приоритетной задачей! Мы были каталонской экспедицией, единственной целью которой было покорение Эвереста!"

Элизабет Хоули

Целью была вершина, а не как пройти Вторую Ступень.

“Прошли мы Вторую Ступень свободным лазаньем или нет – это не было важно, раз мы были на вершине. Никто не спрашивал у меня деталей восхождения и годы спустя, когда альпинистское сообщество внезапно заинтересовалось высотным свободным лазаньем.
Вся информация, которой обладают AAJ и Хоули – не моя. Я никогда не говорил с ними о Второй Ступени, они никогда не спрашивали».

В 1985 году на Северной стороне Эвереста была другая история. Каталонское восхождение было только четвертым по северо-восточному ребру. Маршрут был замерзшим и пустынным; никто не поднимался на Эверест по этому ребу уже пять лет, после Ясуо Като в 1980. И до Ясуто, только две китайские команды прошли «Путь Мэллори» … давно в семидесятых.

Более того, все предыдущие экспедиции по этому ребру, проходили в весенний сезон. Каталонцы же сделали это в разгар муссона и по гигантскому количеству снега. До них было только одно восхождение в муссон с Северной стороны: Рейнхольда Месснера в 1980, но и он шел несколько другим путем (по Северной Стене).

«Не может быть, чтобы Шамбу сказал будто я использовал лестницу»

Другие, очень сильные экспедиции потерпели неудачу, там где преуспела каталонская команда. Они сделали это несмотря ни на что: маленькая команда, в трудных условиях, не используя никакого дополнительного кислорода во время восхождения. Они сообщили, что воспользовались одним баллоном О2, с низкой подачей, однажды ночью в лагере 4 и поэтому их восхождение не засчитано как безкислородное.

«Верхние склоны северо-восточного ребра Эвереста были неизвестной территорией для альпинистов 1985 года», - говорит Оскар. Не было никакой информации, никаких подсказок о том, что мы могли там встретить. То что он, поднимаясь вместе с Шамбу Тамангом, впереди остальной команды, нашел – было лестницей, погребенной под снегом.
«Шамбу не мог сказать, что я использовал лестницу для подьема, потому что это было абсурдно – она вела в никуда! Только две ступеньки были чистыми и они были слишком далеко от самого безопасного места, которое я нашел – трещины в скале."

"Мы были в контакте после восхождения и Шамбу никогда не обсуждал эту деталь со мной "

"Что я сделал, (и возможно это – как раз то в чем Шамбу ошибается) – я закрепил карабин и организовал точку страховки на одной из едва видных ступеньках лестницы. После этого я поднялся наверх Второй Ступени, вкопал две палки и закрепил веревку на снежном карнизе. Таким образом, остальная часть команды (включая Шамбу) могла использовать жумары и пройти Ступень. Очевидно, когда Шамбу поднимался вверх по веревке, он должен был пройти очень близко возле лестницы и увидеть точку страховки.

В дополнение – когда я пролазил Вторую Ступень, Шамбу страховал меня из пещеры внизу и не мог видеть меня, только если бы вышел и посмотрел вверх. Так или иначе, мы контактировали с тех пор и он никогда не обсуждал такие детали со мной, и я не могу поверить, что он имеет столь короткую память.»

После того как Оскар умчался домой, начались разногласия между лидером экспедиции и шерпами, которые вероятно получили не столь великодушные чаевые, как ожидали.
Оскар говорит, что узнал об этом только спустя годы.

В любом случае, Шамбу Таманг, Анг Карма и Нарайян Шрестха вернулись домой в Непал героями – как первые непальские граждане, поднявшиеся на Эверест из Китая. Шамбу стал первым непальским шерпом поднявшимся на Эверест с разных сторон. Первый раз он побывал там в 1973 году и стал самым молодым покорителем Эвереста, в возрасте 17 лет.

Виновен, пока не доказана невиновность?

За его почти 30 лет гималайских экспедиций и 7 восьмитысячников (включая Эверест дважды и новые маршруты на Чо Ойу и Broad Peak) никто никогда не сомневался в достижениях Оскара. Он честно сообщил о пользовании кислородом в 1985 году. Он сообщил, что не дошел 40 метров до вершины Кангченжанги, несмотря на то, что Непальское правительство выдало ему свидетельство об успешном восхождении.

В таком случае, кажется несправедливым судить альпиниста, виновного от одного свидетельства, сделанного в запале противоречия.

Что касается "фотографий альпинистов, свободно идуших на 28 300" каталонская команда 1985 года имеет фотографии с восхождения, но Оскар говорит, что у него нет полностью задокументированного собственного подьема – он был очень занят в момент восхождения ,и Шамбу тоже был занят, осуществляя страховку. С большим количеством шерпов и большой сьемочной группой, было бы гораздо легче получить фотографии, устраивающие Конрада Анкера.

Конрад Анкер знал о восхождении Оскара.

Последняя, но не последняя по значимости, маленькая деталь. Перед восхождением, экспедиция Анкера Altitude Everest заявляла, что это будет первое прохождение свободным лазаньем Второй Ступени. Пока все еще остается необьяснимым, почему они не считали китайцев (как-то попавших ведь на вершину в 1960-м?), но теперь Анкер не может сослаться на незнание предыдущих восхождений, совершенным Оскаром Кадьяком, Тео Фритше и Николаем Тотмяниным.

В конце концов его команда стала первой, кто устроил большую шумиху вокруг прохождения Второй Ступени. Все другие, поднимавшиеся без кислорода, хотели только добраться до вершины, как можно быстрей и безопасней. Однако, Конрад слышал об одном таком свободном прохождении раньше – именно от самого Кадьяка.

“Я был представлен Конраду Анкеру в павильоне «North Face» на Мюнхенской выставке ISPO 6 или 7 лет назад", - рассказал Оскар ExplorersWeb. “Мы говорили об Эвересте и Второй Ступени. Я подтвердил, что я был первым представителем Запада, который прошел Ступень (не считаем Мэллори и Ирвина). Я сказал ему, что я не использовал лестницу и вместо этого поднялся по трещине слева от нее. Я не знаю как хорошо он слушал или помнит ли он все еще нашу встречу.”

Та самая трещина?

Фритше.

В 2001 году, малоизвестный швейцарский альпинист Theo Fritsche также прошел свободным лазаньем скальный участок и тоже сделал это без кислорода.

Йохан Хеммлеб писал в 2006 для American Alpine Journal, что Фритше был в состоянии забраться на огромный headwall Второй Ступени свободным соло и полностью он-сайт. Фритше сказал Хеммлебу, что он хотел подняться на Эверест в максимально возможной степени без помощи исскуственных приспособлений. Это означало – не использовать лестницу и кислород. Он спокойно преуспел в этом, без фанфар и широкой огласки.

Фритше написал Хеммлебу, что он разглядывал ступень снизу и ему показалось, что продольная трещина слева от китайской лестницы, может быть пройдена. Он спрятал свой ледоруб в рюкзак, снял верхонки и начал подниматься. Он успешно поднялся до нависающего скального блока. Там Фритше сместился налево и успешно обогнул его. Это было «очень напряженно», однако он оценил этот участок в 4+ или 5- (5.6-5.7).

Впрочем у мисс Хоули и на этот счет есть свое мнение. Думаю, что оно понятно и без перевода – «I assume Fritsche and everyone else till last week used them too.»

Вердикт?

Были ли Конрад Анкер и Лео Хоулдинг «первыми людьми, прошедшими свободным лазаньем знаменитое северо-восточное ребро Эвереста?». Нет, утверждается из интервью экспертов данных ExWeb в последние дни.

Даже до того, как Анкер и Ко поднялись на вершину, множество сообщений указывало на других альпинистов, прошедших Вторую Ступень Эвереста ранее – Оскара Кадьяка в 1985 и Тео Фритше в 2001. В прошлую пятницу RussianClimb сообщил, что Николай Тотмянин также прошел свободным лазаньем Вторую Ступень в 2003 – пытаясь обойти пробку, образовавшуюся на веревках. Николай также совершал восхождение без кислорода.

Тотмянин.

"Наш альпинист Николай Тотмянин поднялся на Эверест весной 2003 года. Это был год большого юбилея и рано утром множество восходителей стояли в очереди на веревках под Второй Ступенью (более 20 человек на каждой веревке!!!). Они все были с кислородными баллонами и был риск простоять там несколько часов, ожидая их ходов по веревкам и лестнице".

«Николай поднимался без кислорода – и он не мог ждать или получил бы обморожения (между прочим, более сотни восходителей были серьезно обморожены в тот день). Николай, который стоял под Второй Ступенью, решил обойти эту пробку и подняться без веревок и лестницы. Был только один путь достичь вершины без обморожений. Он действительно прошел Ступень без дополнительных приспособлений – и много людей видело это.» - сообщение RussianClimb.