Пик Победы-2014. Маршрут В. Абалакова. Команда "Камчатка".

Пишет Vitaly Kam, 18.03.2015 18:32

2014 год
Пик Победы, м-т В. Абалакова. Памяти Аграновского Г.Л.
Группа "Камчатка":
Бакленев Владимир, Петропавловск-Камчатский.
Лазо Виталий, Петропавловск-Камчатский, р-ль.
Achim Rinortner, Германия.
Tiberiu-Nicolae Pintilie, Румыния.
05.08.-16.08.2014г.

Два года вынашивал идею пройти Абалакова на Победе, но так случилось, что в 2013 мой друг и напарник Владимир не смог выбраться в горы и мне пришлось в одиночку ехать на Южный Иныльчек. Год назад сходил Хан Тенгри соло, а вот на пике Победы, оценив риски, пришлось отказаться от Абалакова и идти классику, взаимодействуя с другими группами. Уж очень хотелось вернуться домой!
В прошлом году гору никто не сходил и я, совершив две попытки, дошел максимум до 6800м, не хотела Победа никого принимать.

В начале 2014 принимаем решение не просто пройти Абалакова, но и спуститься по нему на лыжах. Формируем команду, две двойки, мы и румын Николае с поляком Вуйтеком. С обоими ходили семитысячники, люди проверенные. Но во время акклиматизации на Ленина Вуйтек, как он выразился, сделал глупость. "И зачем я только включил сотовый!?" повалились СМСки, на работе неприятности. Пришлось ему свернуть программу и возвратиться на родину решать возникшие проблемы.
Позже его место займет Ахим.
Вообще я противник скоропостижного формирования команды. Это не правильно.
Но принимая во внимание, что Николае остался без напарника, а Ахима я знал, пересекался на Коммунизма и в прошлом году на Победе. Мы согласились на его просьбу взять в команду.
Состоялся некоторый предварительный разговор. Предупреждение о рисках и условие идти автономно, своя палатка, горелка и проч. Это давало определенную свободу в передвижении, в установке лагерей.
Акклиматизация.
Проходили ее в комфортных условиях. Пик Ленина. Две недели.
Мы с Владимиром провели две ночи на Раздельной и выходили на 6600м. Выше не стали подниматься из-за сильного ветра. Идти можно было, но задачи сходить гору не ставили. И мы решили не воевать с природой и с самими собой. Спустились на лыжах с 6600м.
Николае сходил на вершину и переночевал на 6700.
У Ахима были две ночевки на 6400 на Хан Тенгри.
Большую роль сыграл полноценный отдых в Оше, одна неделя. Сами понимаете... Шашлык, манты, лагман!
1 лагерь.
На следующий день после прилета в базовый лагерь решили сделать разведку пути в сторону 1 лагеря, осмотреться, сделать заброску. Рабочий день получился 8ми часовым.
Пик Победы-2014. Маршрут В. Абалакова. Команда "Камчатка". (Альпинизм)
Прописали трек по Звездочке. Всем рекомендую это делать. В прошлом году по GPS ходил и наверх и обратно. В этом году с горы убегали тоже по прибору.
Заброску сделали в 300 метрах от Л1 по классике. Просмотрели Пьедестал, наметили предварительно, с какой стороны на него заходить. Сразу было ясно, что нахрапом его не пройти, надо будет поработать. Очень много трещин. Заранее всех предупредил, если будет высокая лавиноопасность, разворачиваемся на классику.
На следующий день, 05.08. вышли на гору. Продукты и газ на 10 дней. Прогноз был хороший на неделю вперед, поэтому спешили воспользоваться таким окном.
06.08. Устанавливаем Л1 перед Пьедесталом на леднике,
Пик Победы-2014. Маршрут В. Абалакова. Команда "Камчатка". (Альпинизм)
место недосягаемое для лавин, и налегке выходим на разведку. Основная задача разведки: проверить состояние снега, затем найти путь. Проходили пьедестал по центру, петляя вправо, влево. Состояние склона безопасное. Половину пути прошли вообще без проблем, а потом наткнулись на берг, широкий и длинный.
С Л1 его не было видно. Пришлось "погулять", но хитро заплетённый переход нашли, и вниз. Получил большое удовольствие от спуска на лыжах. Шикарный снег!
В нижней части спуска, где снег отпустило, чувствовал не добрые взгляды своих товарищей, тонущих по колено. Вот оно, преимущество лыж :)
Но на следующий день ты опять крепишь их на рюкзак, и картина меняется.
07.08. Выходим с Л1. По тропе проходим 2/3 Пьедестала, далее 100м тропежки и, опять берг.
Ухожу на лыжах, налегке, в разведку по разлому влево, вверх.
Проход найден! Но очень сомнительный. Т.е. по нему можно подняться, но только предварительно спустившись. Звучит странно, знаю. Это очень крутой снежный склон с трещиной. Вверх никак, но если сверху спуститься, "обработать" трещину, то вполне.
Все очень просто, при подъеме наверх всегда думаешь о спуске, что бы он не просто был, а был безопасным и простым. В непогоду, скажем, петлять по трещинам совсем не хочется.
Поэтому. Беру лопату и рою в 100 метрах в стороне по склону траншею вверх, иначе не подняться, выхожу на полку, а там, пара трещин, серак... И вот я сверху прохода. Спускаюсь, делаю "дорогу". Путь открыт. И через час мы на Пьедестале. Весь подъем мало того, что прописан, мы его отмаркировали вешками, спасибо Дмитрию Грекову за них.
Л2-Л3.
На Пьедестале.
Пик Победы-2014. Маршрут В. Абалакова. Команда "Камчатка". (Альпинизм)
С Л2 выходим 08.08. В 6 утра. На "треугольник" поднимаемся по правому гребню, оригинальный маршрут В.Абалакова. Перед выходом на гребень снежный склон оценили как лавиноопасный, поэтому, проходим по перилам. А на самом гребне нас ждали две веревки льда, около 60 градусов, не меньше.
Только к вечеру вышли на "треугольник", под "нож". Под камнем нашли безопасное место для лагеря (Л3).
Л3-Л4.
09.08.

Первым делом провесили "нож", одна веревка.
Пик Победы-2014. Маршрут В. Абалакова. Команда "Камчатка". (Альпинизм)
Еще внизу заметил разницу между прошлогодним его состоянием и нынешним. Он стал намного круче и справой стороны обрывался ледовой стенкой. С левой стороны он представляет собой огромный карниз, свисающий в сторону Чон Тарен. Справа - ледовая стена. Очень красивое и пугающее место на маршруте.
Погода после выхода на нож испортилась и через пару часов ходьбы мы разбили Л4. Прямо перед следующими ножами. С вечера их провесили, подготовив «низкий старт» на завтра.
Л4-Л5

Л4.
10.08.
На ножах фирн, идти приятно. Все ножи проходили со страховкой.

Вообще отмечу, что на подъеме и спуске старались обеспечить наибольшую безопасность.
Требовалась максимальная концентрация, чтоб эффективно отработать 11 дней. Где пройти? Как возвращаться? В случае непогоды, где ставить лагерь? Торопиться, но не спешить! Вопросы, задачи на фоне отработанных до автоматизма движений. Это только может показаться, что когда идешь монотонно не о чем не думаешь, мозг у альпиниста должен работать постоянно. Не будешь головой работать - конец один!

Примерно на 6400, на скальном гребне нашли две пустые консервные банки, 1989г и 1991г.
Пик Победы-2014. Маршрут В. Абалакова. Команда "Камчатка". (Альпинизм)
Они, и еще две петли, на 6300 и 5500 это все, что мы видели на маршруте от пребывания человека.
5-ый лагерь установили в районе ледопада, под сераком, укрывшись от возможного схода лавин.
Практически каждый день, вечером подсыпал снег, горы накрывало тяжелыми облаками. Но по утру ледяные вершины Тянь-Шаня сверкали, радовали нас своей красотой.
Ночь в пятом лагере не была исключением.
Л5-Л6
11.08.

Выходили на прохождение ледопада в 06:00, втроем.
На подходе к Л5
Пик Победы-2014. Маршрут В. Абалакова. Команда "Камчатка". (Альпинизм)
Я, Николае и Ахим. Владимир остался в лагере. Разведка.
Ледопад по сравнению с прошлым годом тоже изменился (по фото). Однако снизу, при рассмотрении его, заметен был S образный проход, по нему и пошли. В верхней части уперлись в бергшрунд.
Опять прогулки вправо, влево. И мост найден. Возвращаемся в лагерь спустя 6 часов. Пакуемся и уходим в Л6, штурмовой.
Установили его на 6800 в бергшрунде, под нависающей стеной, безопасное место.
Пик Победы-2014. Маршрут В. Абалакова. Команда "Камчатка". (Альпинизм)
Сверху, со склона, постоянно текут струйки снега. Вроде и ветра нет и солнечно, а снег все сыпет и сыпет. Со снежного поля над трещиной, небольшими ручейками стекается со стены льда, да такой мелкий, словно пыль, проникает всюду.
11.08.
Штурм.

С утра не заладилось. И высота и усталость делали свое дело, Владимира долго ждали на выходе, вышли поздно, в седьмом часу. Обогнув бергшрунд, подошли к скальному гребню. Перед выходом на него лед, 30 метров. Вешаем перила. Обдумываю спуск, точнее точку для дюльфера. "Буду закапывать якорь".
Продолжали движение вдоль скальной змейки, выше нее. Заструги, фирн, глубокий снег, лед, все подряд. Практически все многообразие состояний снега на одном склоне. Причем не один за другим, а вперемешку. Далее на 7200, вдоль скального бастиона по заснеженным скалам, выйдя с крутого участка, приняли влево, под предвершинный скальный бастион левой вершины. Время было около 17. Снег местами выше колен, причем с коркой. Владимир не успевает за нами, отстает также Николаэ. Пробивая тропу, удалился от них на пару веревок. Понимаю, что впереди сложный участок и в таком состоянии, как у них продолжать подъем очень опасно. Опасно будет спускаться. Кричу обоим, чтоб разворачивались и шли вниз, вдвоем. Продолжаю подъем, за мной Ахим. Около четырех веревок свободного лазания по заснеженным, обледенелым скалам и, вершина! Новичку может показаться странным, но на верху никаких эмоций, просто не позволяешь их.
Пик Победы-2014. Маршрут В. Абалакова. Команда "Камчатка". (Альпинизм)
Сам себе говоришь, что радоваться будешь только после спуска, впереди самое важное: самая сложная и ответственная работа-спуск! Делаю пару снимков и, приступаю к выполнению определенной задачи...

Аграновский.
Многим альпинистам, особенно советской школы, известна фамилия Аграновский. Герман Леонидович, МСМК, тренер, высотник, руководитель многих экспедиций и один из основоположников альпинизма на Камчатке, его супруга, Аграновская Людмила Семеновна. Первая женщина "Снежный Барс" (1970), МСМК, первая женщина восходитель на пик Коммунизма.
Герман Леонидович делал несколько попыток восхождения на пик Победы и все безуспешные, до "Снежного Барса" ему только ее и не хватило.
Герман завещал, чтобы его прах похоронили на Победе, но в те годы, а скончался он в 1984г., сделать было это сложно и его захоронили на поляне Сулоева, под пиком Коммунизма.
Узнав об этой истории, к нам с Владимиром пришла идея установить мемориальную табличку на пике. И не только табличку, но и что либо, из личного снаряжения Германа. Людмила Семеновна подарила два скальных крюка, с которыми Аграновский ходил. Один из них и подошел для этой цели. Табличку в прошлом году изготовили, установить ее и крюк удалось лишь на 6400, на камне, в Л4.
Пик Победы-2014. Маршрут В. Абалакова. Команда "Камчатка". (Альпинизм)
Но остался второй крюк. Его то и решили занести на сам пик.

В 10 метрах от вершины, на выходе со скал, с левой стороны и забил я крюк Германа.
Теперь, пусть частично, но можно считать, что завещание исполнено.

Крюк вбит, фотографии сделаны. Впереди сложный, долгий спуск.
Пик Победы-2014. Маршрут В. Абалакова. Команда "Камчатка". (Альпинизм)

Для тех, кто только начал ходить в горы, приобщается к альпинизму, тем более высотному. Очень важно понимать, что основная трудность в горовосхождении - это спуск. Т.е. понятное дело, что физически спуститься проще, но так уж случается, что многие тратят всю свою энергию, весь свой потенциал на достижение одной цели: подняться. Не думая о том, какой будет спуск. И, как следствие, многие трагедии случаются именно на пути вниз.

Спуск.
Дождавшись Ахима на вершине, обнявшись, но, не поздравив друг друга, начинаем спускаться. Сбросив около двух веревок, слышу какой то шорох, дыхание. Николаэ! Ругаюсь по-страшному, кричу на него, он не послушался, решил идти за нами, на верх. И вот, буквально в 100 метрах от вершины, на обледенелых скалах, в затуманенном сознании заявляет: «У меня все ОК, не переживай! У меня пуховые штаны, пуховка! Я здесь переночую и утром схожу на вершину, а вы мне веревку принесете с штурмового лагеря!». Приплыли!!! Парень превратился в «зомби», я так называю это состояние, когда вследствие кислородного голодания и физического истощения притупляется сознание, человек не в состоянии рационально мыслить, принимать решения, может только выполнять приказы, да-да, приказы, указания, кто-то в виде просьб, а кто-то именно в виде жестких приказов. Общение на скальном бастионе продолжалось мин 20. Сначала были уговоры, а потом Ахим резко и грубо отрезал: «….никаких разговоров! Вниз…!» Дошло…
Через час встречаем Владимира в условленном месте, там, где они с Николаэ должны были нас ждать. Делимся на две двойки и идем в Л6. Мы с Владимиром двигались быстрее, расстояние между нашими двойками было около 150 метров. Погода была хорошая, безветренная и безоблачная и было очень морозно. Постоянно мерзли, периодически останавливались и обнимали друг друга, хоть малость обогреть. В жизни так сильно не мерз. Замечаю, что один фонарик у наших товарищей не работает, силуэты вижу, а фонарика нет. Подумал, что экономят батареи, позже выяснилось, что Николаэ упал, задержался, но фонарик слетел с него и укатился вниз, ну ооочень далеко.
Периодически обменивались проблесковым сигналом, указывали направление движения.
Главной задачей было найти место для спуска к бергшрунду, где установлен Л6, через ледовый пояс, с провешиванием перил. Не без помощи GPS нашли. Первый по перилам уходит Владимир, затем, указав друзьям точку якоря (лопата, ледоруб), ухожу вниз я. Через минут 40 мы с Владимиром были уже в палатке. Товарищи наши, где то наверху, не слышно и не видно их. Понимаю, что надо идти к ним, но состояние такое, что без горячего чая и минимального перекуса идти рискованно. Через час, полтора слышу Ахима и выхожу к нему навстречу. Очередной «зомби»! Начинает меня Мишей звать и на немецком разговаривать со мной. Хотя прекрасно знает, что я по-немецки никак! В конце концов, немного передохнув, рассказывает: «Николаэ на перилах, он там застрял и не может спуститься. И еще, он говорит, что умрет!»

Самое интересное, что при «зомби» состоянии человек может выполнять физическую работу, не как трактор конечно, но, тем не менее, двигаться может. А вот мыслить – никак.
Собираюсь и иду к Николаэ. Через час возле него, он в полной темноте, фонарик то потерян! Парень уже два часа висит на перилах и … ничего не делает. Снизу спрашиваю, есть ли веревка? Отвечает, что есть. Доставай! Достал. Крепи за выступ! Крепит. Садись на восьмерку! Садится. Спускайся ко мне! Спускается. 10 минут, и он рядом со мной! И это не смешно.
В лагере были с ним к 4 утра. Отдохнули, условно конечно, на 7000 как то особо не отдыхается, и в обед пошли вниз, в лагерь 5.
Еще на подъеме, как только вышли на скальный гребень в районе 6400, пришло странное ощущение, будто попал в другое измерение, вещи и происходящее с нами стало по-другому восприниматься, более обостренно скорее. При этом постоянное напряжение усиливалось. В голове постоянные мысли о маршруте, о работе на нем и только украдкой восхищаешься красотами. Чон тарен! Пирамида Хан Тенгри! Вот и сейчас 6400 словно какой то рубеж. Есть до, и есть после. Ниже, уже вроде как дома, на земле, но это только иллюзия.
Обнаружили могилу украинского восходителя 80-х годов, о ней я знал из рассказа Алексея Косякова, который совершил соло в 2009 году. Она аккуратно обложена камнями, в заметном месте.
Лагеря на спуске ставили в месте Л4 и между Л3 и Л2. Спускались довольно медленно, но главное безопасно. Поймал себя на мысли, что очень хочется жить. Никогда такого не было, точнее такого сильного желания не было. И конечно хотелось всех спустить целыми. Эмоциональная нагрузка была очень сильной, мало того, что сам не расслабишься, еще и думать надо и за себя и за «того» парня.

Снега за дни восхождения прибавилось, на Пьедестале разошлись трещины, поэтому на участке между Л2 и Л1 изрядно пришлось поработать.
С 5800 м спускался до Л1 на лыжах, если думаете, что на высоте это просто, ошибаетесь. Останавливаться приходиться каждые 50-100 метров, чтобы отдышаться. Пульс просто бесится!
Но вот и Л1!
Пик Победы-2014. Маршрут В. Абалакова. Команда "Камчатка". (Альпинизм)
Безопасное место, где наконец то можно немного расслабиться, поздравить друг друга и с горой и с возвращением живыми и целыми. А на ужин... представьте, после 10-ти дней работы, Владимир достает баночку красной икры! С галетами! Красота…такой вкусной икры ни один из нас еще не ел!
На 11-ый день мы пришли в Базовый Лагерь и, как выяснилось нас уже и не ждали. Потеряли из виду еще в Л5 на подъеме. Похоронили, одним словом.
А мы живые, в полном составе и в полном здравии.
Как приятно возвращаться! Поймет только тот, кто приходил в базлаг с подобных восхождений.
Не забуду слова Сергея Богомолова: «Мужики, вы сделали то, чем можно всю жизнь гордиться и дети ваши гордиться этим будут!». Надеюсь не последняя гора.
Пик Победы-2014. Маршрут В. Абалакова. Команда "Камчатка". (Альпинизм)
По возвращении домой дал обещание супруге, год на высоту не ходить. Причем искренне дал. Догадываетесь к чему я?
Ну не могу я долго здесь, на равнине! Полгода прошло, а уже ломает.
Не успели улететь с Южного, как родилась идея, заноза! Засела, не выдерешь! На 2016 год. То же Победа, только с юга. Имя ей TOMUR.

Что касается самого маршрута Абалакова, очень красивый, с прекрасными видами, интересный, и скалы и лед и снег, но опасный. Прежде чем собраться на него, тысячу раз подумайте. И, лучше не ходите!

Хочу поблагодарить всех близких, брата, маму, друзей, всех кто помогал и держал за нас кулаки, друга Александра Казеева и первого моего инструктора по альпинизму Федора Фарберова, и конечно Аграновскую Людмилу Семеновну, здоровья вам!
Алексею Косякову спасибо за консультацию и фотоматериал!
Команда «Камчатка», Лазо В.
Спасибо алма-атинским друзьям за видео: