45 лет назад, в 1968г было совершено массовое десантирование на пик Ленина.
Канал Россия сделал об этом фильм.
Рейнхольд Месснер. Многие уверенны в том, что знают о нем все досконально. Пожалуй ни один спортсмен (в общем понимании этого термина, а не только в альпинистском) не написал о себе такого невероятного количества книг. Не удивительно, что для большинства почитателей он и сам, простите за тавтологию, как открытая книга. Всем известны его успехи; 14 восьмитысячника без дополнительного кислорода, пересечение величайших пустынь и полюсов на Земле, его замки. Всем известны его скандальные судебные разбирательства с, почти всеми, руководителями его ранних экспедиций. Всем известны не менее скандальные разбирательства со своими партнерами, начиная с Хабелера, заканчивая Казаротто и Каммерландером. Он известен, просто известен. А музеи, замки и прочее — нормальная такая монетизация имени.
Сегодня исполнилось 79 лет Валентину Божукову - старейшему альпинисту России. В этом году он уже традиционно съездил в Гималаи. Перечислять все регалии не буду, но вкратце напомню основные вехи. В 51 -ом поступил в МАИ. В 53-ем занялся альпинизмом. В 60-ом МС, в 66-ом "Снежный барс № 3",в 71-ом МСМК. В конце 70-ых очень активно занимался подготовкой первой советской экспедиции на Эверест, но благодаря нашей партии, правительству и злопыхателям, он в неё не попал. Как же он нас тогда гонял по Покровско-Глебовскому парку - до финиша в лучшем случае добегала десятая часть от стартовавших. А в середине 80-ых нас судьба свела вместе. Сначала он учил летать на параплане на горе Клементьева, а потом два интересных маршрута: траверс Коммунизма в 88-ом и Победа в 89-ом. Вот тогда он и показал нам "молокососам" (в шутку он так называет тех, кто родился после 58-го года, когда он первый раз сходил на Победу), что такое настоящий горовосходитель. То, что мы шли три дня от МАЛа (седловина между Хохлова и Коммунизма), он прошёл за один день, не дойдя буквально 200 метров до нашей палатки и прикорнув на ночь по каким-то камушком. А на Победе он был 13 дней выше 7000 м., из которых 6 дней в одиночку. Несколько кадров из тех маршрутов.
Ну и наверное многие знают, как он без воды и еды в 93-ем (празднуя своё 60-ти летие) провёл 5 дней под пиком Коммунизма, завернувшись в параплан, и не имея возможности спуститься из-за сломанной кошки. Его упорство, наверное, сломило даже природу - на пятые сутки он стартанул и спокойно приземлился в МАЛе на Москвина. Но наверное мало кто знает, как он делал подлёты под Эверестом и случайно попал в ущелье, которое потом превратилось в каньон. Ширины каньона не хватало для разворота параплана и ему оставалось только уповать на свою судьбу. Его ангел-хранитель и в этот раз не покинул его. Внизу показалась узкая полоска песка, на которую он и спикировал. Через 4-дня, сильно ободранный, он вернулся на базу, где уже мало надеялись на его возвращение.Загаданные в 75-ом желания на Центральном Тянь-Шане решил обязательно выполнить на следующий год: сходить на Северный Тянь-Шань и искупаться в Иссык-Куле. Район показался самым подходящим: для четвёрок слабоват, но для троек вполне, а мне как раз нужна была тройка руководства.
17 августа исполнится 30 лет со дня гибели Миши Вьюнова, а саднит и сейчас – как-будто это произошло только вчера.
Пик «ПОБЕДА» 1949 г - 60 лет
Отчаянный штурм!
Памяти первых Казахстанских ВЫСОТНИКОВ – АЛЬПИНИСТОВ, живых и ушедших.
Шестьдесят лет много это или мало. Для человека целая жизнь! Для истории мгновение. Это воспоминание о тех, кто закладывал фундамент и создавал высотный альпинизм. Они первыми шли в неведомое. Неизученный район, плохая погода и самое главное отсутствие знаний и опыта восхождений на больших высотах. Они были первыми. Это было третье в истории Казахстана и первое после тяжелой, изнурительной войны, пусть и неудачное, но высотное восхождение. Первые два восхождения были совершены в тридцатые годы. Это были пики Хан-Тенгри (рук. Е. Колокольников) и пик Кассиора (Чапаева), (рук И. Тютюнников).
Рассказ об этих восхождения это отдельная глава. Некоторые участники первых восхождений прошли войну, кто-то остался на фронтах, а вернувшиеся, больные, израненные, тем не менее, не оставили альпинизм. Любовь к горам, как первая любовь на всю жизнь и она неистребима. Они пошли на суровую, дикую гору не зная ее коварного нрава. И эта гора не пустила альпинистов, она как бы предупредила – "Я неприступна". Извечно желание человека к покорению неизведанного. Все еще было впереди.