Опасности в походе выходного дня.

Пишет Никита Степанов, 25.10.2011 15:09

Исходный слайд
В ноябре 1979 года мы решили сделать поход выходного дня с элементами шестёрки: в праздники пройти перевал Цей – Караугом (3Б, 4254 м.).
Опасности в походе выходного дня. (Горный туризм, караугом., маи)
Для морально-психологической поддержки с нами вместе на маршрут вышла группа из семи «маёвских» горных туристок. Они решили сделать серьёзную межсезонную единичку с перевалом 2А, а мы не хотели напрягаться и решили ограничиться одним перевалом.
К сожалению, наши пути разошлись после первой же ночёвки: им по Бартую, а нам, как нормальным мужикам, налево. Пройдя вверх по ущелью, наконец-то увидели Караугомский ледопад. Ай да красавец, ничего не скажешь! Нас восемь, то есть четыре связки, но основные действующие лица этого очерка только трое: Коля, Лёша и Миша.
Для меня ледопад – это почти как шахматы, ну, в крайнем случае, преферанс. Везде приходится думать на несколько ходов вперёд. Но и остальные представляли, что такое 64-клеточная доска, а уж, тем более, что такое мизер. Поэтому все четыре связки как «свободные охотники» разбрелись по ледопаду, и каждая пыталась первой провести своего ферзевого гамбита. Но в ледопаде как на московских улицах: сколько не погоняй, а на третьем светофоре всё равно будешь стоять «бок о бок» с тем, кто не торопился. Так и случилось: к началу сумерек все оказались вдруг в одном месте и поставили лагерь в середине ледопада. Вечер прошёл на ура – по многолетней традиции в обеих палатках расписывали пули. Поэтому дежурство не обременяло - готовили те, кто на прикупе. А смена происходила каждые три-четыре минуты и только ловленные мизера нарушали порядок. На следующее утро мы отказались от тактики «свободной охоты». Снегу в верхней части ледопада было гораздо больше и приходилось помногу тропить и искать проходы между сераками и трещинами.
Слева направо:Дима Захаров, Марик Рифкин, Никита Степанов. Пропетляв так весь день по ледопаду, мы только к вечеру выбрались на верхнее плато. Погода испортилась: пошёл снег и задул ветер. Мы сразу поставили палатки и снежную стенку. Ночью погода ухудшилась. Пришлось несколько раз вылезать и откапывать палатки.
Саша Перфильев.
Нам с Колей это порядком надоело, и мы решили вырыть пещеру: лучше один раз покопаться, чем постоянно откапываться. Не имея навыков рытья пещер, а лишь примерное представление и энтузиазм, мы с рвением приступили к делу. Результатом многочасовых усилий стала некая плоская «нора», в которой нельзя было встать в полный рост, и полати на двух человек, куда забираться можно было только ползком. Свод был плоский, но это нас не смущало. Мы были довольны этим леденящим плодом своего труда и с радостью отправились в палатку дописывать пулю. Ближе к ночи заползли на полати и мирно уснули на спине, потому что на боку лежать не давал свод пещеры.
Небольшое отступление. В 1975 году я пошёл в свою первую четвёрку по Центральному Тянь-Шаню. Руководителя звали Наталья. Волею судьбы всей группе пришлось заночевать на небольшой скальной полке при спуске с перевала Айлама. Набили скальных крючьев, прицепились к ним самостраховками, надели каски и кое-как заползли в спальники. А поскольку я лежал на краю, Наталья мой репшнур пристегнула к себе. Послушав на сон грядущий про «чёрного» альпиниста, мы быстро выключились. Всю ночь меня мучили кошмары: то меня душил чёрный альпинист, то я оказывался в объятиях бурого мишки. Разгадка пришла утром. Наталье снилось, что я падаю с полки, и она изо всей силы намотала на руку мой реп и временами за него дёргала, чтобы удостовериться, что я на месте.
Вернёмся в 1979 год. Ночь была ужасной. Сверху постоянно капала вода и не давала заснуть, а к утру опять начались кошмары. И на этот раз, не какие-нибудь медведи, с которыми к тому времени я уже пару раз встречался нос к носу в горах, и не «чёрные» альпинисты. Всё было гораздо хуже: мне снилась Наталья, которая уже намотала репшнур на руку, а теперь ещё вцепилась железной хваткой в мою грудную обвязку. В холодном поту я проснулся, но сразу засомневался, что это не сон. Голова вроде бы соображает, а ни рукой, ни ногой шевельнуть не могу. Пару минут прошли в раздумьях, но услышав сбоку голос Коли, понял, что всё-таки не сплю. Обсудив ощущения, мы поняли, что осевший свод придавил нас к полатям. Перспектива быть погребёнными заживо в этой снежной могиле нас не вдохновляла. Сильно вздохнув, а затем так же сильно выдохнув, мы, как два червячка, начали выползать из своих спальников. Это ещё - то удовольствие: выползать спиной вниз, когда до пола метр. В итоге мы сделали почти фляк - я даже в художественную гимнастику хотел потом податься. Но эта ночь запомнилась навсегда и надолго отбила у меня желание спать в пещерах.
Утром погода нас обрадовала: искрится снег, ослепительно сияет солнце и ни ветерка. Пока собирали рюкзаки, Лёша пытался тропить вверх налегке. Его попытку мы оценили как тщетную: снег местами доходил до пояса. Единственный вариант – ждать завтрашнего дня, надеясь, что за день солнце подогреет снег, а завтра он смёрзнется. А если смёрзнется только сверху, то будет наст и это похуже свежевыпавшего снега. Да и сам перевал лавиноопасный. Был и третий стимул не идти: это группа поддержки, которая возможно уже была на «Райской» поляне. Положив эти три «против» на одну чашу весов, а на другую одно «за» - мужские амбиции: пройти хорошую 3Б в ноябре, мы решили спускаться. Но и это оказалось непросто. Спускаться было не намного легче – только вектор силы гравитации нам помогал.
Никита Степанов.

Связавшись попарно, дошли по плато до ледопада. Первый же улёт в трещину заставил изменить тактику. Связались в две тройки и двойку и первым запускали «живца» из тройки. Когда он падал в трещину, вторая тройка с «живцом» уходила вперёд, а остальные вытаскивали слегка деморализованного участника, меняли его на свежего «живца», и догоняли впереди идущих. Это позволило значительно ускорить темп и уже к обеду мы дошли до середины ледопада, где снега было значительно меньше, а местами даже открытый лёд – видно встречный ветер потрудился.
Перевязались в двойки, и тут я совершил непростительную ошибку, пустив вперёд связку: Лёша – ведущий (120 кг.), а Миша – ведомый (85 кг.). Я совершенно забыл про маниакальное тяготение Лёши к трещинам. Результат не заставил себя ждать. Минут через пятнадцать все увидели картину Репина «Приплыли»: Лёша вдруг исчез, а Миша на каблуках вибрамов несся вперёд со страшной скоростью, держа обеими руками верёвку и слегка откинувшись телом назад. Создалось впечатление, что он на водных лыжах едет за катером, только вместо водяных струй из-под его ног вырывались снежно-ледовые буруны. Как потом выяснилось, в эти мгновения у них были прямо противоположные мысли: Миша надеялся, что глубина трещины будет меньше длины верёвки, а Лёша хотел бы наоборот. Если бы они были телепатами и успели бы в эти мгновения заключить пари, то с явным преимуществом выиграл бы Миша. Когда он остановился, мы на мгновение остолбенели.
Дима Захаров.
Андрей Иткин. Потом все хором бросились спасать Лёху. Даже не утруждая себя полиспастом, семь здоровых мужиков, по команде: «эй, ухнем», только успевали перебирать верёвку. Когда он вылетел из трещины, как пробка из шампанского, то прикинули по верёвке – метров восемь. На вопрос: «когда нырял, дна достал?», он только утвердительно махнул головой, жадно затягиваясь беломориной, потому что уже год как не курил. Потом он покрутил шеей и профессионально ощупал себя на предмет переломов позвоночника и конечностей и обнаружил, что не хватает наручных часов. Этот удар был сильнее, чем падение: часы ему подарила жена незадолго до похода. Выкурив ещё одну, он поднял руку над головой, резко махнул ею вниз и произнёс эпохальную фразу, которую много позже повторил Александр Збруев в фильме «Всё будет хорошо»: «ну и х-р с ними!». И часы, как по волшебству, образовались на запястье. Оказалось, что при ударе Лёхи о дно трещины металлический браслет расстегнулся, и они улетели подмышку. Дальше мы без приключений, если не считать ловлю руками радужной форели в обмелевших истоках Караугома, добежали до «Райской» поляны. Группу поддержки мы там не застали, но всё равно было чертовски приятно, что хоть и не со щитом, но и не на щите!

Спасибо Никита! Очень задорно.
Жду продолжения. Слайдов у тебя много :))

Примерно в километре-двух от этого места у нас девушка так же ехала за лидером. Но на нее успел прыгнуть сверху человек из другой связки, когда она мимо проезжала :-). Через минуту сверху прыгнула еще одна связка. Какая куча мала была! :-)
Кстати, отец рассказывал, что они как-то тоже пытались пройти там в межсезонье. Их накрыло непогодой прямо посередь ледопада. При спуске потом очень энергично уворачивались от лавин. Гнилая все-таки погода в Караугоме.

Ну что, идём следующим летом 6 к.с. в том районе Осетии, а? Я хоть щаз участником в группу записываюсь! :))) А-то что-то за последние годы от вашего (нашего) т/к там (на Кавказе) ни одной 6 к.с. не было ;) Не одному же МАИ в "шестёрки" ходить?! ;)))

Там видно будет. Пока я этот район не планировал. Во-первых, уже ходил. Во-вторых, ИМХО, логичная 6-ка должна захватывать район Сугана-Лабоды и Цей. А там с погодой теперь полная угадайка. А цена ошибки велика.

Отец рассказывал, что в Цее в 60х двойка спускалась, и первый (который был куда тяжелее второго) свистнулся в берг и дернул второго так, что тот вниз по склону перелетел через берг, там зарубился, первый вылез и связка продолжила движение сэкономив неск часов на обходе этого самого берга.

кажется, это не единичный подобный случай :)

Отличный рассказ, душевный. Спасибо! Меня тоже манит стиль "н/к с элем. 6 к.с." :))) И Караугомский ледопад пройти очень тянет, так же как и пер. Цей-караугом.
Очень поучительно написали про опыт с пещерой и про связки "двойки", "тройки" :)
И фотки одежды и снаряги тех лет очень кстати выложили. Ходили ведь 3Б и в таком и с таким!

На одном дыхании!!!
Даже не успел возмутиться, что очерк совсем не соответствует названию и первой фотке - интересный приём.

замечательно сходили ! :)

Великолепные фотографии! Рассматривать их - это как прикоснуться к истории! Уважаю пленочные снимки. В них есть что-то более широкое, пространственное и объемное, чем плоские напомаженные фотошопные современники. Спасибо!

Класс :)

Это он в межсезонье 3Б?
Я ходил ледопад на подъем дважды - в 86-м в связке именно с Цей-Караугомом и в 90-х далее на Уилпатинский. Первый раз было заявлено на 3А+3А, во второй - как один 3Б. Не было там 3Б летом, даже с связке. во втором походе после Уилпатинского мы шли Мамисон Западный (или как его там - с Цейского ледника на юг западнее одноименной вершины) - вот это была 3Б без вопросов.

И за что минус, за вопрос?

Прошу прощения. Случайно нажал не туда. Я еще с компом на Вы.

В 79 он однозначно котировался как 3Б, как он оценивается сейчас, я не знаю. Может и 3А. Но если бы мы пошли его, то подниматься и спускаться в той лавинной обстановке пришлось бы по скалам. А по тем временам - это верная 3Б. Туристы страсть как скал не любили. Я не сторонник завышать категории перевалов: сам в 80-м на Северо-Восточном Памире раздел перевал Горбунова с 3А до 2А, а перевал Татьяна оценил в 3А (первопрохождение), хотя ходившие после считали это за 3Б. Но в посте речь не о категориях, а о том как мы хорошо отдохнули в ноябрьские праздники.

Вот я и спросил. Я тоже не знаю истории его категорийности. Но про 3Б не никогда не слышал. В середине августа 1986 с плато над ледопадом это была скорее 2Б. Классификатор же говорил 3А. Реальная категория (так меня учили) определяется по сложности на момент проходжения.

И не понял про скалы, снег и времена. За семь лет врядли оценки подходы сильно изменились. Не было проблем с дюльферами по скалам, усли это казалось быстрее и безопаснее. Скорее голый лед повысил бы категорию. Нет на нем реальной лавинной опасности. Слишком короткий взлет (мы вообще ничего не вешали) и нас спуск всего две-три веревки - живец снимет доску за 5 минут.
Я пост хороший, слов нет, просто 3Б резануло.

Название перевала вспомнил - не Мамисон он, а Цей-Чанчахи (между вершинами Мамисон и Чанчахи) - честная 3Б, без дураков.

Честно, очень здорово, завидую... Отличные фотки, слайд кадры накручивают ностальгию по пленке. Воистину романтика и покруче будя любителей разных пиар компаний "на понтах"...

Никита! А кто на второй снизу фотографии?

Леня, это тот, кто в розовой куртке на переднем плане на четвертой сверху фотографии. :)

Вьюнов, значит? - прямо двойник Воронкова...

Это Димка Захаров - он был же на слете в этом году и играл на гитаре у нашего костра.

Очень интересно.

А слайд дает такое странное ощущение "живых" снимков...

Мужики, чтобы вы не занимались угадайкой, я сейчас подпишу фотографии, но только наши. У девушек я еще не спросил разрешения.

Смотри ка Никита, излишняя зелень легко убирается автоматом. Наверно, эта кнопка в фотошопе называется "автоуровни", а у меня в Gimp "автоматический баланс белого".

Андрей, спасибо огромное! Приглашаю тебя на рюмку чая, заодно и научишь.

Я немножко поправлю. Уровни в фш, они же Levels, за счет трех ползунков делают снимок светлее/темнее и правят полутона (убирают засвет-пересвет), для правки бб есть Curves - но он довольно сложный, поэтому большинство сначала делают Levels'aми, а затем идут в Hue/Saturation и там убирают ползунок зеленого в минус. Но кстати можно еще как-то править бб, Colour Balance в фш, я думаю, он попроще) Гимп - прога линуксовая, убунтовская и тд, чаще пользуются фотошопом, лайтрумом или ACDSee, которая проще и тоже неплохо справляется с выравниванием цветов/теней/красных глаз/шумов.

А чьей фирмы ботиночки у человека на шестой фотографии? Там где он палатку откапывает? )))) Думаю себе такие же прикупить.

Ты думаешь валенки? Это, наверно, бахилы.

Эти "ботиночки" очень дорого стоят. Это настоящий "Русский валяный кофлак". Зимними вечерами я их сам валяю из угла в угол. Но у меня эксклюзивные цены. Если хотите, можете встать в очередь: Зайцева, Юдашкина и Зверева я уже на фик послал, Вы можете стать четвертым. А если нужно срочно, даю "на водку". Выйдя из Павелецкого вокзала, поворачиваете направо и еще раз направо, а там у любого таджика спросите: "А где здесь музей русских валенок?". И он с удовольствием за 100 рублей Вас проводит.

Спасибо Андрюха! Я вставил фотку, которую ты почистил.

Верните пожалуйста обратно ту, что была! Это же не дефект, это же благородная патина эпохи!

Верну, но завтра. Сегодня уже нет сил.

Никита! Спасибо! С удовольствием посмотрел! Насчет, как летал через берг на Памире, не буду. Но рад тебя читать! Что-то ты пропал из горклуба совсем и давно... Может, появишься, как и здесь??...

А какие чУдные на девченках трикони...

Фотки впечатляют. Это все в выходные так гуляете или еще будние дни прихватываете?

Спасибо! Интересно. А у нас на Райской поляне пропала колбаса из заброски :(

Финская салями? Не, мы не трогали.

Интересно...)) А почему обвязались связками только после того как кто-то полетел?) Это как-то слишком фаталистичненько мне кажется...

Вы невнимательно читаете: по плато мы шли в связках двойках, в ледопаде 3+3+2, а в нижней части ледопада опять перевязались в двойки и так до конца ледника. В посте прямо сказано, что мы везде шли в связках и не обвязались связками, а связались в связки.

А... просто читал пост в два захода пару дней, забыл вероятно. Так понятнее. Спасибо за рассказ, пишите ещё) не забывайте про фото. С такими - приятно читать.

Забыл спросить... А сколько ставили за вист?

Тогда ставили по копеечке, студенты все-таки. А позже я меньше, чем по рублю не играл. Неинтересно. А как-то ставка дошла до 15-ти. Вот это была игра!

А мы как то играли 10 вистов - круг вокруг палатки на четвереньках...

Неужели по рублю!?...

Точно по рублю. Я даже как-то норковую ушанку выиграл.

Эх, давненько, блин, не писал. В смысле, в горах... Там, не редко, ставки в самом деле приобретают несколько иное содержание. С радостью узнал бы как, обстоят дела сейчас. А ещё есть соблазн написать специальный пост по этой очень отдельной теме. Но хотелось бы хоть немного приоткрыть прикуп... В смысле заручиться заинтересованной поддержкой идеи. :)))

aviatoru18t, моя группа играла очень азартно, начиная с 76-го. Создавалось впечатление, что на маршруте мы эти 50 минутные переходы делали только для того, чтобы за 10 минут перекура сыграть пару партий. Один из нас тогда очень глубоко ёкнулся в трещину, даже подозрения на шейные позвонки были (которые потом и подтвердились), но играть он не прекратил. А за висты такие ставки придумывались - уму непостижимо! А ещё хорошо в шахматы. Как-то возвращались из Азии на поезде голодные и без копейки денег. Так мой зам. обнаружил у проводника шахматы, а он тогда здорово поднаторел в блицы. Так дальше было как в фильме "Джентльмены удачи". Очередь к нему на "пятиминутку" стояла аж от дальнего туалета. Он играл на провиант в натуральном виде. Ох и отъелись мы за это время - как сыр в масле катались.

А мы на отсидке на гребне играли в дурака (переводного). Проигравший рассказывал стихотворение... Но выигрывал не самый умный, а самый акклиматизированный;-)

Да,да, да! Как это я забыл о непереоценимой роли преферанса в процессе высотной акклиматизации. Вот тоже тема!
(Ничего не имею против "дурака", просто играем в преферанс)

Спасибо, от души посмеялся, когда представил очередь от туалета. Очень киногеничный сюжет. И это же не в "напёрсток", а в шахматы блиц, да ещё поезд из Азии. Вот он, абсолютный показатель интеллектуального уровня нации, не важно какой.
А идея 10 вистов = 1 шлямбур, к сожалению не моя. Родилась она где-то в середине 80-х у спелеологов из группы Владимира Мальцева (МГУ), к слову наилучший преферансист которого мне довелось наблюдать.

Никита, а Сергей Легизо с вами ходил?

Нет, в этом маршруте его не было.