Техничная работа и продуманная тактика восхождения – ключ к превращению крымской (йосемитской) пятерки-шестерки из «осады» в обычное 12-часовое лазание.
Гора. 8611 метров над уровнем моря. Вторая вершина планеты. На вершине стояло всего 280 человек в мире за всю историю освоения.
Андрей Пучинин
I. При спуске по веревке всегда существует вероятность потери контроля над спусковым устройством. Даже выпустив из рук веревку на мгновение, потом очень трудно, а чаще всего, практически невозможно снова восстановить контроль над спуском.
Понятно, что это может привести к весьма печальным последствиям.
Причины потери контроля могут быть самыми разными: это может быть удар камнем или куском льда, внезапное ухудшение самочувствия и т.д. Перечислять можно долго, но суть не в этом.
Суть в том, как мы можем обезопасить себя в подобных случаях?
Продолжаю тему технических аспектов спасательных работ начатую в статье о полиспастах.
К сожалению, сейчас нет времени для написания столь «глобальных» материалов.
Но есть некоторый багаж знаний и умений в этой области, а также желание поделиться этими знаниями. Потому планирую сделать серию небольших заметок, посвященных различным техническим приемам.
Прежде всего, хочу рассказать о тех приемах, которые у нас мало известны и не упоминаются в нашей методической литературе.
Ничто не дает столько адреналина и так не напрягает мозг, как лазание с ИТО по ненадежным зацепам, особенно когда срыв может обернуться ужасающе глубоким падением или может повлечь за собой травмы. Несмотря на слухи о том, что мастера ИТО на короткой ноге со старухой с косой, и поэтому спокойно относятся к лидированию на самых страшных маршрутах; опытные скалолазы используют несколько простых приемов, предпочитая не пересекаться с темными силами.
Научитесь ИТОшничать выше.
В ИТО каждый раз одно и то же: вы колеблетесь на последнем шагу, натянутый дэйзи чейн буквально держит вас в равновесии. Еще одно рискованное движение и все закончится. Но единственное место, куда можно хоть что-нибудь заложить, вне досягаемости...
Шаг вверх это страшно, но необходимо для того, чтобы забраться повыше (Дэйзи чейн и веревка не показаны для ясности).
Австрийский проводник – лучший узел для связывания двух перильных веревок
Вы только что вылезли первые четыре веревки на Tangerine Trip, популярном, неслабо нависающем А2+ маршруте на Эль Капитане. Остается лишь насладиться стометровым спуском с нависания. Если вам повезет, вы успеете в бар «Degnan’s Deli» до закрытия, на рассвете вернуться, зажумарить по своим перилам и поднять все снаряжение. Завтра вы уходите в отрыв!
Вы связываете перильные веревки обычной восьмеркой и спускаетесь вниз. С каждым метром спуска вы все сильнее ощущаете вкус пива… Но за 50 метров до земли, когда вы должны пройти узел (вероятно, самый хитрый прием с веревкой), вы понимаете, что создали монстра!
Рисунок 1. Комбинация австрийского проводника и восьмерки
Связывание методом мягких узлов.
Пока я шел по леднику под гребень горы Foraker’s Talkeetna, у меня было достаточно времени обдумать все – от расстановки жизненных приоритетов до бесконечного проигрывания в голове старой песни Eagles. В конце концов, я сфокусировал свое внимание на передвижении по леднику и понял, что для передвижения в связке есть более гибкий и техничный метод, особенно для альпинистов, работающих в двойке, которые желают свести количество снаряжения к минимуму.
Безопасная готовка на стене
До этого Джон ни разу не пользовался моей самодельной подвесной системой, сделанной из WhisperLite. Наверное, перед тем как разрешить ему использовать ее на его платформе, было бы неплохо продемонстрировать работу системы. Он хорошенько подкачал насос, открыл подачу топлива, но он явно переборщил и следующее, что я услышал, было громкое «Пуффф», затем последовали крики Джона. Его платформа была объята пламенем. К счастью, огонь потух до того, как платформа полностью сгорела, но все стропы серьезно оплавились.
Привет участникам восхождений !
К истории К2...
Невозможно написать даже короткую историю вершины К2 без упоминания имен двух ее героев, погибших летом 1986 года. Собственно повод для публикации - неточности написании их имен на русском языке.
В 2005 г., во время трека по леднику Балторо и пер. Гондогоро, часть группы, из-за нехватки времени не пошла через перевал, а договорилась с пакистанскими вертолетчиками, и те подбросили ребят в Гилгит.
Все уговоры совершить облет К-2 закончились безрезультатно, на китайскую сторону летчики лететь отказались.
Но идея-то осталась. Попробуем облететь К-2 по часовой стрелке с юга с помощью мысли, усиленной Интернетом.
№1
Фото В.Волкодав
К-2, Южная стена.