Мы вернулись! С самой суровой Горы мира! С К2!

Пишет Una, 28.11.2007 18:22

Гора. 8611 метров над уровнем моря. Вторая вершина планеты. На вершине стояло всего 280 человек в мире за всю историю освоения.
Андрей Пучинин
Мы вернулись! С самой суровой Горы мира! С К2! (Альпинизм, пучинин, редфокс, экспедиция)

Гора не издевалась - она была выше этого,ей просто надоело предупреждать нас, и она молча делала свое дело.
И. Душарин

Эпиграф из пены (письмо другу из Кашгарского отеля после Горы):

Вот я и снова в Кашгаре. Та же гостиница, тот же бесплатный интернет в номере. Одна лишь разница - едем домой, после, почти трёх месяцев экспедиции! Гора оказалась сильнее нас, банальная фраза, кроме того, что это априори. Верхняя часть японского маршрута (82) - висячий ледник с наклоном от 35 до 45 градусов был непроходим из-за лавинной опасности - много снега, и, поэтому мы полезли новый маршрут по скалам, и это выше четвёртого лагеря ( 8000 метров). Нас осталось четверо - вторая четвёрка сломалась по-очереди – лёгкие обморожения, усталость последних выходов и прочее. Нас с Сергеем Богомоловым хватило до 8300. Представляешь - вылазим на полку, высота 8200, или 8300, целый день лезли с рюкзаками 17-20 кг (весь бутор - Вася лез налегке первым - скалы 3-4 к.т. для такой высоты достаточно круто), часа полтора строим полку для ночёвки и тут Георгич говорит, мол бросьте меня вниз я стойки от палатки потерял! Палатка редфокса "SOLO". Суперпалатка для одного, максимум двух челов, а нас четверо! Стоек нет… Попытались её на себя без стоек натянуть – трое еле влезли! Солнце мёртвых вокруг краснеет - полчаса и темень - полный пинцет! Бросили снарягу и валить по перилам в четвёртый лагерь - по темноте добрались - в принципе, всего за полтора часа дюльфернули. В палатке чувствую ухудшение состояния - вторая ночёвка на восьми. Чувствую, что психологически, после удара судьбы со стойками что-то внутри меня начинает ломаться. Решил - лучше сто раз вернуться, чем один остаться ( это Месснер сказал). Сергей Георгиевич тоже не выдержал. Пацанов одних оставили - Вася кремень - ещё четыре дня пытался верхние скалы лезть, до 8450 долез с Максом и всё - конец экспедиции. Сил у них просто не осталось - вниз спускались еле-еле - мы то, уже с Сергеем два дня только кипяток пили, а у них пару дней и кипятка не было! На 5300 Урубко дал нам с Георгичем по шесть ирисок и пинцет! Вот Вася с Максом до сих пор из рук еду не отпускают - жуют постоянно (я даже за стенкой соседнего номера хруст слышу - Вася с брекфеста со шведским столом печеньки в номер скомуниздел - его швейцары ловили - не догнали).

Резюме. Восемь выходов на Гору, из них пять по 8-12 дней. Каждый выход - два дня подхода плюс день отхода - до Горы от ВС - 20 км по сыпухам на высотах 4-5 км. Перетащили в ввосьмером около тонны груза (это должны были сделать местные носильщики-кыргызы - отказались), обработано и провешено 5 (!) км. верья. Вася около трёх, я километр, Софрыгин метров восемьсот и Бродский со Скопиным по двести. Моя высота 8200, высота Васи и Макса 8450. Бродский, Скопин и Софрыгин 8000. Попытка пройти новый маршрут выше восьми. Всё! Устали! В пампасы! Блин!

Это всё пена - не обращай внимание! Работали и вправду очень много, но только сильнее стали - а что гора не дала, так это дело житейское - главное живы и здоровы! Пусть Денис теперь по нашим перилам хоть залезет - на Стену-то он вряд-ли дёрнется - там полный ... :) Удачи ему!
Кашгар.16.09.07. 9ч.38м.

Пролог

30.06.07.
Несколько странно, пытаюсь начать дневник похода на К2. Сознательно обхожусь без эпитетов окружающих это короткое название. Пожалуй, итак достаточно. К2.
Почему странно? Просто не могу оторваться от всего, что знаю об этой Горе, и это влияет на мои мысли выливающиеся на экране. Вот и сейчас, например, только закончил читать дневники Ивана Душарина и Андрея Волкова, касающиеся этой части путешествия. Вообще, всё начало экспедиции у меня, как-то чересчур навязчиво проходит под эгидой сравнения этих двух экспедиций. Сборная российская команда в 1996 году и наша сборная Казахстана в 2007.

Налобный фонарик отражается на экране ноутбука. Торопливый гомон китайцев на улице – поздняя установка базового лагеря. Тени от полной Луны – хорошее дело начинать восхождение в полнолуние.
Луна, освещающая горы и нашу долину и, висящая на другом конце небосвода Венера.

Автопробег Алматы – Иилик завершён. Первый этап. Для нас просто отдых. Для тех кто за рулём работа. Лагерь окружён периметром из девяти Тойот Ланд Крузер. Восьми наших и одной китайской – машины принимающей нас фирмы. Четыре дня мы провели в дороге. Наши спонсоры, компания «Астана Моторс», кроме джипов, на которых мы ехали, командировала с нами несколько профессиональных водителей. Нам оставалось только отдыхать на удобных сидениях и взирать на проносящийся вокруг нас окружающий Мир.
Мир, как обычно был прекрасен.

Караван.

Выходя из первого лагеря (имеется в виду первый лагерь нашего треккинга – пешего перехода от китайской погранзаставы Иилик до базового лагеря), буквально сделав первые шаги к Горе, по привычке посмотрел на альтиметр – 3600. В голове пронеслась мысль – 3600 – 8611. Пять километров! Пять километров перепада предстоит преодолеть. Пока размышлял, подошёл Ерванд Тихонович Ильинский. Я поделился наблюдением и расчётами.

- Ну, ты бы ещё с высоты Алматы бы посчитал! – сказал Шеф.
- Но я ведь считаю те метры, что нам ногами нужно пройти, а я ни разу не ходил на гору, начиная на пять километров ниже!
- Ну, если только то, что ногами! Тогда дело!

Караван наш состоит из руководителя и тренера нашей команды Ерванда Тихоновича Ильинского, восьми спортсменов, офицера связи, переводчика, повара, десяти китайских кыргызов и всё это на сорока двух верблюдах. По сухому идём ногами, а через бурную горную реку Шынсган только на верблюдах.

Две вещи меня приятно удивляют. Во-первых это верблюды. Честно говоря, я не сталкивался раньше с этими чудо- животными настолько близко. Тактика их движения поражает. Ночной отдых, кормёжка, не слишком ранний выход и 6-10 часов работы абсолютно без перерыва «на обед» - и это, по-моему не предел. Не говоря уже о том, что во время передвижения они не пьют воды. Я, конечно, читал про это всякие книжки, смотрел «В мире животных», но реальность ближе и интереснее. Несёт такой корабль пустыни, по моим подсчётам больше половины своего веса – 80-100 кг. Экспедиционного барахла плюс, зачастую погонщика (ещё 80). А некоторые верблюды весят вряд-ли больше 350-и кг! И останавливаются эти животные в основном тогда, когда устают люди! Их (верблюдов) ноги, это просто совершенные биомеханизмы для ходьбы! Я долго присматривался к тому как они работают и признаюсь ничего, более совершенного (кроме, конечно же, грации людских представительниц прекрасного пола) в живой природе не встречал!

Второй приятной неожиданностью стало отношение к нам проводников. Читая дневники Душарина и Волкова, настраивался на переходы через реку Шысган своими силами – у них там много бродов страшных описано, и всё ногами! А тут, спокойно, при первой же серьёзной водной преграде (а их у нас впереди оказалось не один десяток) проводники закинули нас на горбы своих биомашин-верблюдов и всё стало на свои места! Наверное, за десять лет что-то изменилось в лучшую сторону! Несколько необычные ощущения!

Затерянный Рай.

Спокойное и тихое журчание реки, щебет целой кучи птиц-малюток, ровное жужжание газовой плиты в соседней палатке-кухне и Солнце, моментально прогревающее внутреннее пространство моей маленькой палатки – это обычное Доброе Утро в нашем небольшом и уютном лагере, лагере под Горой гор. Хотя, если быть точным, то до Горы гор, ещё, нужно преодолеть небольшой перевал, что бы попасть в долину, ведущую к Её подножью, да и по долине до Горы, ещё, около двенадцати часов ходу. Но наш лагерь, в этом зелёном уголке, разбит с одной, единственной целью – взобраться по склонам этой большой горы на самый верх, на Крышу Мира.

Почему-то никакое другое название для этого местечка, кроме как «Затерянный Рай», в голову не приходит. Началось всё с того, что после пяти дней похода по пустынным горам, караваном, состоящим из сорока одного верблюда, двадцати шести человек и летящих за ними трёх больших птиц, за очередным поворотом каменистого русла бешено мчащейся реки, вдруг открылся вид на зелёное урочище, ярким, цветным пятном, выделяющимся на фоне бело-серо-коричневой реальности. В голове мгновенно пронеслось – Затерянный Мир! Но это словосочетание назойливо подбрасывало в сознание динозавров, Кинг Конга и огромных, вредных комаров, а так как, вокруг, кроме маленького табуна, бросившихся вверх по склону куланов и рассыпавшихся по кустам жирненьких зайцев ничего не предвещало парк юрского периода, то яркий мир Конан Дойля, перемешанный с голивудскими чудищами, растворился в плеске текущего в двух шагах от тропы хрустального ручья. Второй мыслью зацепившейся за сознание стал «потерянный рай» вместе с какой-то популярной мелодией. Но какой же он потерянный, если мы его нашли? Оставался коллаж – Затерянный Рай! Впоследствии, каждый раз возвращаясь из передового базового лагеря (среди альпинистов называющийся Эй Би Си – АВС) я всегда останавливался, когда с перевала открывался вид на наш Затерянный Рай. Стоял и смотрел, как и в первый раз на оазис среди горной пустыни с пульсирующей в нём жизнью.

А жизнь здесь, действительно била ключом. Вроде бы высота в, почти 4000 метров, должна бы ограничивать разнообразие животного мира, но это место, видимо и в правду являлось местным оазисом. Во-первых, куланы. Может, где-нибудь в горных степях Монголии я и готов был к встрече с ними, но не здесь. Аборигены, кыргызы сопровождающие наш караван, только пожимали плечами – мол, нормально – эти дикие горные лошади всегда тут жили, паслись и, сейчас вот пасутся. Ничего особенного Птицы. Рай для орнитолога. Кулики на четырёх тысячах! Вида три-четыре. Напрягая память бывшего студента томского биофака, сумел определить лишь малого зуйка и ходулочника, остальных записал как неизвестных. Птенцы путались под ногами. Хищников было мало. Один раз прилетел бородач – видимо покушать мёртвого кулана, да пара пустельг появилась вблизи лагеря через неделю нашего там пребывания. Тибетский чёрный ворон, альпийская галка, клушица – полный набор. Конечно же, горные курицы – кеклики и улары.

Первые уроки: пурга и отступление.

Заключительные километры перед Горой представляют собой сказочно-необычный рельеф – центральная морена ледника, узко зажатая стройными рядами белоснежных, практически равносторонних шпилей-сераков высотой 10-15 метров. Как стражи, охраняют они этот узкий коридор, вымощенный каменной шелухой, веками осыпавшейся с Горы. Прямо в этом коридоре, немногочисленные экспедиции и устанавливали свои базовые лагеря. Наш же базовый лагерь «Затерянный Рай» находится километрах в двадцати ниже этого места, среди травы, эфедры, тамариска и ивняка, а на каменистых площадках окружённых огромными сераками установлен АВС – передовой базовый лагерь, состоящий всего из трёх палаток: двух жилых и одной складской, где мы временно оставляем снаряжение и продукты, которые необходимы для работы на Горе.

20 километров. На этом участке основную работу должны были делать нанятые горные носильщики, но по непонятным причинам они отказались, запросив явно немыслимую цену за эту работу. И наша команда ввосьмером взялась за работу. Одновременно с работой по заброске грузов мы начали поочерёдно обрабатывать нижнюю часть нашего маршрута.

Маршрут, по которому предполагалось совершить восхождение, пролегал по северо-западному ребру и, был впервые пройден японцами в 1982 году. По шкале трудности маршрутов, он был оценен высшей категорией трудности: «шестёрка». Если на многих «классических» маршрутах на восьмитысячники, довольно много участков, где можно просто передвигаться с ледорубом, или телескопическими палочками в руках, то японская линия, представляет из себя ребро, имеющее среднюю крутизну 43-45 градусов. Это значит, что все участки на Горе нужно проходить со страховкой, либо по закреплённым перилам. Провешивание же перил и установка промежуточных лагерей являются основными составляющими, так называемой «гималайской» тактики высотных восхождений. В отличие от «альпийской» тактики, предполагающей движение по маршруту без предварительной его обработки и без акклиматизации на этом маршруте, гималайская тактика обеспечивает альпинистам бОльшую безопасность, но она гораздо более трудоёмка. Нужно занести на гору уйму снаряжения и продуктов, палатки для промежуточных лагерей и пр.

Продолжая сравнивать нашу экспу и экспу Ивана Душарина 96-ого года не мог не обратить внимание на тот факт, что количество работающих на Горе альпинистов в 96-ом было более чем в три раза больше – 16 российских и восемь иностранных альпинистов международной экспедиции под руководством Кшиштоффа Велицки. Кроме того, в доставке груза на 5000 метров иностранцам, всё-таки помогали высотные носильщики. Итого работало 24 альпиниста плюс поддержка по заброске груза. Мы же решили справиться со всем ввосьмером. Но один из участников отказался на самом первом этапе, так что на Горе работали всемером! Статистика была явно не в нашу пользу!

Тем не менее работа началась. Правда погода не всегда позволяла выполнять планы даже на 50 процентов, но мы не унывали и продолжали таскать грузы и, по очереди работать вверх на северо-западном гребне.

Распределились двумя группами. Первая группа: Василий Пивцов, Максут Жумаев, Александр Софрыгин и Аггей Скопин. Вторая группа состояла всего из трёх человек: Сергей Боомолов, Сергей Бродский и я (Андрей Пучинин).
Пока одна группа работает, вторая либо находится на отдыхе в Базовом лагере, либо, несёт груз в АВС – передовой лагерь. Так прошло полтора месяца! Ниточка жизни - провешенные верёвки и установленные высотные лагеря – дотянулась до высоты 8000 метров, до места штурмового лагеря Душаринской экспедиции. Там, на полке валялось куча самого разнообразного снаряжения и российская высотная палатка, естественно, давно не пригодная для проживания. Но была полка!

С этого, стратегически важного места, наш маршрут пролегал по снежно ледовому кулуару, но сильная заснеженность создала лавинную опасность и наша команда приняла решение продолжить путь на верх, по никем, до сих пор не пройденным скалам. Команда начала прокладывать новый маршрут на высоте выше 8000 метров! По сложным скалам! Это было уже сверх нашего командного тактического плана. В результате, мы ощутили сильную нехватку ресурсов – и снаряжения не хватало, и высотных продуктов! Да и силы были на пределе. Пределе возможностей. И нам, надо было этот предел отодвинуть. Перешагнуть.

И мы попробовали! Правда, из всей команды нас осталось четверо. Василий Пивцов, Максут Жумаев, Сергей Богомолов и я. У остальных участников, у кого были лёгкие обморожения, у кого наступил силовой и психологический предел. Мы вышли из базового лагеря в сильную непогоду, рассчитывая, что когда достигнем высоты 8000 метров, то, возможно, погода подарит нам хоть крошечное окошко для восхождения на вершину, для работы на новом Казахстанском маршруте.

Штурм.

Непогода длилась дольше, чем мы предполагали. Один день пришлось просто отсиживаться во втором лагере, на высоте 6500 метро, постоянно откапывая палатку.

Продолжающаяся метель убивала последнюю нашу надежду на прохождение японского кулуара – его лавиноопасность во много раз возросла! Когда мы, продвигаясь вверх в непогоду по засыпанным снегом скалам, достигли штурмового лагеря на высоте 8000 метров, мы в этом убедились окончательно!

Путь был один. Мы начали работу на скалах. Первым лез, провешивая верёвки, Вася, а мы тащили весь груз бивачного и штурмового снаряжения. За один день выше восьми тысяч мы повесили около 400-от метров перил и достигли осыпной полки, где можно было развязаться и постоять ногами на наклонной поверхности – весь остальной пройденный путь был возможен только с помощью верёвки – Гора не давала поблажек, сохраняя постоянную сложность маршрута. Здесь мы начали строительство полки для установки пятого лагеря – штурмовать вершину из четвёртого лагеря по новому, сложному маршруту было невозможно. Когда полка была готова, оказалось, что палатка, которую нёс один из нас, доехала не вся. Не было стоек. Это был жёсткий удар. Что поделать – высота выше восьми делает некоторые наши поступки неадекватными. Только так можно объяснить такую «забывчивость» у альпиниста, за плечами которого 12 восьмитысячников! Что бы не «схватить» холодную ночёвку на высоте 8300 метров – а это гарантированные обморожения и огромный риск для жизни – и мы, скрипя зубами начали спуск. Здесь для меня всё закончилось. Ночной спуск, да и сложная психологическая ситуация вымотали оставшиеся силы, оставляя их только на дальнейший спуск в базовый лагерь. Я был уверен, что спускаться могу быстро и вполне адекватно и в одиночку, но вверх – это огромный риск.

Риск, превышающий допустимый в альпинизме. Вася и Максут шагнули дальше, они пошли за предел, а мы с Сергеем Богомоловым (он почувствовал утром, что вверх идти так же не может) пошли вниз. Еды у нас с собой не было – я был уверен, что смогу спуститься за один день до ожидающих нас внизу, в лагере «мидл» ребят, и когда ситуация изменилась и Сергей ушёл за мной вниз, я, уже ничего не мог поделать – надо было его ждать. Он же, в свою очередь, отдал весь высотный паёк оставшейся на Горе двойке. Спускался он намного медленнее и нам, пришлось пережить ещё одну голодную ночь во втором лагере. Но у нас, хоть был газ и мы могли пить горячее, а ситуация у ребят наверху оказалась гораздо хуже – горелка не работала и один день они просто ничего не пили. Всё это сказывалось на их трудоспособности – двигались они очень медленно, а скалы были довольно сложными.

А потом был базовый лагерь, встречающий нас Шеф и много мяса. И непрерывное ожидание хриплого Максовского голоса. Это было хуже всего – помочь мы им ничем не могли, и если ситуация стала бы развиваться критически, рассчитывать они могли только на находившуюся в трёх-четырёх дневных переходах от них, внизу четвёрку поддержки.
Но высотного опыта и мастерства им всё же хватило и они смогли остаться адекватными в оценке ситуации и дойдя до 8450 метров, повернуть назад. Что они чувствовали я не знаю. Это тяжело. Через два дня обе группы объединились, а ещё через полторы суток мы все собрались в базовом лагере.

Три дня ожидания каравана, четыре дня пути до первого оплота цивилизации – погранзаставы китайцев и мы сели в наши джипы. А ещё через несколько недель двойка, входящая в состав нашей сборной – Денис Урубко и Сергей Самойлов, пройдя по навешанным нами перилам достигла высоты 8000 метров и проявив всё своё высотное и техническое мастерство, всё же прошла японский кулуар достигнув высоты 8611 метров над уровнем моря – вершины К2 – Чогори.
Спасибо тебе Гора, что пустила к себе хотя бы одну двойку, и за то, что отпустила всех десятерых!

Cтатья публикуется по материаам журнала "Ветер странствий"