О том, как мы на Казбек не взошли
Идею восхождения на Казбек мы вынашивали давно, но воплотить в жизнь попытались только с 20.10.10
Продолжая тему страховочных устройств, начатой рассмотрением полуавтоматов, попытаюсь более подробно остановиться на работе традиционных динамических устройств и проблемах их использования.
В настоящее время, благодаря совершенствованию технологий, на рынке появляются все более тонкие страховочные веревки, имеющие достаточные для сертификации по соответствующим стандартам прочность и надежность. На полках магазинов можно видеть одинарные веревки тоньше 9мм и «половинки» диаметром менее 8 мм. Таскать такие веревки и работать с ними гораздо легче и приятнее, но насколько надежна остается страховка при использовании тонких веревок? Другая актуальная проблема – насколько чувствительны динамические устройства к физическим возможностям страхующих. Найти ответ на эти вопросы попыталась немецкая комиссия по безопасности.
Мини-путеводитель по Грузии
(Сборник полезной информации)
Внимание! Все приведённые цены и контактные телефоны могут меняться!
Снова и снова, из-за ошибок страховки, в альпинизме и скалолазании происходят тяжелые аварии. Чтобы противодействовать ошибкам «человеческого фактора», были разработаны полуавтоматические страховочные устройства, часто называемые «автоблокирующими», но они, в свою очередь, вызвали новые проблемы. Немецкая комиссия по безопасности информирует о произошедших авариях и обсуждает достоинства и недостатки страховочных устройств разного типа.
Вводная:
Тройка совершает восхождение. Три веревки. Первый идет на двойной веревке(веревка 1 и 2), второй подыматся по перилам(веревка 1) с верхней страховкой (веревка 2) и тянет за собой веревку 3.
Далее второй должен страховать первого веревкой 2 и 3, и одновременно веревкой 3 организовывать страховку третьему участнику, который подымается по перильной веревке 1.
Меня неоднократно спрашивают, как экипироваться на Эльбрус – нужна ли пуховка, и какая, и насколько толстая? И что вообще лучше одеть.
Фото Натальи Лапиной
Хан-Тенгри, Победа…
Эти великие горы дают возможность за относительно небольшие деньги испытать себя, получить то, что более обеспеченные альпинисты находят в Каракоруме, Гималаях.
Многочисленные очерки, заметки, серии фотографий о прекрасно проведённом сезоне ещё больше увеличивают популярность региона.
Виталий Горелик и Глеб Соколов, Победа.
-----------------------------
P.S Все мои пожелания, рекомендации основаны на личном опыте и конкретных случаях за последние 20 лет. Что-то я наверняка пропустил, о чём-то упомянул вскользь, поэтому считайте эту статью не догмой, а руководством к действию.
И будет вам счастье!
Статья опубликована в журнале "РИСК онсайт" N35, за 2008 год. В данном варианте материал доработан автором, расширен и углублен. Используйте на здоровье!
Вчера я прочитал лекцию в Горной школе МАИ. Надеюсь, она будет полезна альпинистам и горным туристам, да и вообще всем любителям гор.
Спуск пострадавшего с сопровождающим по сложному горному рельефу подручными средствами. Ф. Фарберов. 2009г.
Часть III. Спуск спасателя с пострадавшим по закрепленной веревке.
Во время спасательных работ силами малой группы (1-2 спасателя) не всегда возможно организовать спуск пострадавшего с сопровождающим по наиболее безопасной схеме, так как это описано в I и II части (см. http://www.risk.ru/users/fedor/6788/ и http://www.risk.ru/users/fedor/6883/).
В первую очередь это относится к ситуациям самоспасения в двойке, когда состояние травмированного альпиниста требует спуска с сопровождением. В этом случае необходима организация одновременного спуска спасателя с пострадавшим по закрепленной веревке.
Основной способ организации такого спуска показан в этой главе.
Рис.1
В журнале "РИСК" №37 этот рассказ был опубликован. Но, вставить отобранные иллюстрации из-за ограничения по объему, не удалось, а хочется показать все фотки. Ну, и не все имеют возможность приобрести "РИСК", я, например, не имею:-((
Часть 1 -там
Часть 2 – здесь
Часть 3 - тут
«И эти люди запрещают мне ковырять в носу…»
(из анекдота)
«Подводные камни» и «грабли» на станциях.
Продолжение, начало – здесь.
Anchor, еще anchor...
I. Последовательность действий при спуске пострадавшего с наращиванием
веревок с использованием двух тормозных устройств. Рис. 1-5.
● Способ, приведенный ниже, позволяет производить наращивание веревок силами одного спасателя.
● Данная схема работает при использовании любых тормозных устройств, а также при спуске на одинарной и двойной веревках.
● При наращивании двойной веревки, рекомендуется связывать каждую пару веревок отдельным узлом. В этом случае меньше вероятность заклинивания связочных узлов в трещине, чем при связывании веревок одним большим общим узлом.
Связывающие узлы необходимо разнести по длине веревки.
Эверест (Джомолунгма). Зап. гребень - Юго-Западная стена - Южное седло - Лходзе.
Цель альпинистской экспедиции, организованной весной 1971- го года Норманом Диренфуртом, была грандиозной: покорить Джомолунгму (Эверест), поднявшись на вершину самым сложным путем — по Юго-Западной стене. Однако экспедиция, которую использовали для рекламы своих изделий крупные западные фирмы, изготовляющие альпинистское снаряжение, консервы, часы, шоколад, окончилась неудачей. Немаловажную роль в этом, как подчеркивают многие видные альпинисты международного класса, сыграл тот факт, что вместо чувства локтя, взаимовыручки, строжайшей внутренней дисциплины, без которых немыслим альпинизм, в группе царили конкуренция и недоверие, приведшие к гибели индийского альпиниста и фактическому распаду экспедиции. Австралийский журналист — участник неудавшегося восхождения рассказывает о событиях, разыгравшихся в Гималаях.
Применение амортизаторов в практике восхождений приобретает
все более широкий характер. Из наиболее распространенных,
можно упомянуть разрывные амортизаторы Petzl Nitro и Yates
Screamer, предназначенные для спортивных восхождений и
фрикционные – Kong KISA и Petzl Zyper, использующиеся на
маршрутах Via ferrata. Для промышленных работ широко
используют разрывные амортизаторы, сертифицированные по
стандарту EN355 (Petzl ABSORBICA и ASAP`SORBER, CAMP
(серия 10хх и 20хх), Yates Industrial Shock Absorber).
Один из способов применения амортизатора – установка его в
качестве оттяжки на слабую точку страховки для снижения
нагрузки при срыве. На Риске эта тема уже затрагивалась
([url=http://www.risk.ru/users/rockwarrior/3067/]Использование Nitro 1-2 -3 от Petzl
( амортизаторы рывка), Основы и "боевой опыт" приминения Nitro[/url]).
Всегда ли эффективно применение амортизаторов? Неожиданный
ответ на этот вопрос дали результаты итальянских испытаний
97/98 года.
В рамках открытого зимнего чемпионата Киргизии по альпинизму, мы запланировали сходить в Ала-Арче маршрут Балезина 6А кат. сложности на 5-ю башню пика Корона. Выехали из Алматы ночью, в 3-30. В 8 утра приехали в альп. лагерь Ала-Арча. Тактический план был такой: Света и Денис берут необходимое снаряжение для начала обработки и выдвигаются под маршрут, ставят лагерь, а на следующий день начинают работать. Гена и я делаем две грузовые ходки до хижины Рацека и ночуем там. На следующий день мы делаем ещё две грузовые ходки уже под маршрут, ночуем. Утром меняем двойку Урубко - Шарипова, и продолжаем работать на маршруте.
В период подготовки одиночного лыжного путешествия от озера Ханка до Хабаровска
я на практике изучал приёмы строительства жилища эскимосов - иглу.
В дальнейшем, при совершении лыжных путешествий в разных районах СССР, спасаясь
от непогоды, мне пришлось несколько раз применить полученные навыки.
Самая опасная ситуация была под перевалом Кар-Кар в районе горы Народной на
Приполярном Урале в 1971 году - при скорости ветра свыше 12 метров в секунду
и температуре воздуха -42 градуса по Цельсию.
Работая в условиях предвещающих эту ужасную пургу, иглу была построена одним
человеком за 35-40 минут. Это хороший результат, если знать, что первую
хижину эскимосов я сооружал более 3 часов!
I. При спуске по веревке всегда существует вероятность потери контроля над спусковым устройством. Даже выпустив из рук веревку на мгновение, потом очень трудно, а чаще всего, практически невозможно снова восстановить контроль над спуском.
Понятно, что это может привести к весьма печальным последствиям.
Причины потери контроля могут быть самыми разными: это может быть удар камнем или куском льда, внезапное ухудшение самочувствия и т.д. Перечислять можно долго, но суть не в этом.
Суть в том, как мы можем обезопасить себя в подобных случаях?
Продолжаю тему технических аспектов спасательных работ начатую в статье о полиспастах.
К сожалению, сейчас нет времени для написания столь «глобальных» материалов.
Но есть некоторый багаж знаний и умений в этой области, а также желание поделиться этими знаниями. Потому планирую сделать серию небольших заметок, посвященных различным техническим приемам.
Прежде всего, хочу рассказать о тех приемах, которые у нас мало известны и не упоминаются в нашей методической литературе.