Казбек

Пишет Sergejmar1, 17.05.2011 21:46

О том, как мы на Казбек не взошли




Идею восхождения на Казбек мы вынашивали давно, но воплотить в жизнь попытались только с 20.10.10

Основные задачи мероприятия:

1. Совершить восхождение на гору Казбек со стороны Грузии по классическому пути, именуемому путем Симоне Джапаридзе через «Метеостанцию»
2. Удачно спустившись, совершить увлекательное путешествие по военно-грузинской дороге до славного града Тифлис. Осмотреть местные достопримечательности по пути и в конечном пункте, увеселиться обильным распитием местных молодых виноградных шедевров.
3. Пересечь границу на переходе Казбеги - Верхний Ларс, по возможности, на авто доехать через ущелье реки Саргон и поселок Старая Саниба до разрушенного моста ведущего в поселок Кармадон и продолжить поход в сторону Казбека с Севера по Геналдонскому ущелью. Вдоволь попариться в верхних горячих ваннах, насладившись видами на близлежащие хребты и ледники, оценить возможности подъема на вершину по скально-осыпному хребту через пик ОЖД.
4. Проверить адекватность троп в картах генштаба
5. Вернуться домой живыми, целыми и счастливыми
6. Доказать приятелям о существовании альтернативной возможности попадания в Грузию воздушным средствам транспорта

Описание похода:

19.10.10.
Отбытие с города Днепропетровск поездом Киев – Кисловодск до станции Кавказская. Пересадка на оной на поезд Москва – Владикавказ с целью достижения конечного пункта.
Преимущества: пересадку делаешь ни в привычных Минводах ночью, а в непривычной «Кавказской» в вечерне-позднее время суток с тем, чтобы нормально выспаться.
Недостатки: в поезде Киев – Кисловодск, прибывая в увеселенном состоянии, можно соблазниться на покупку различных безделушек как я, например: зная, что нам недостает одного термоса, купил у проходящего спекулянта термос по его утверждению харьковского производства с подтверждающей надписью «НЕРЖ» на торце. Результат: отрезвивши да присмотревшись к надписи, понимаешь, что вместо буквы Ж выбита звездочка английского алфавита. Снимаю шляпу перед китайцами. Но должно признать, термос грел на полную мощность—вода в нем почти не замерзала и временами была тепленькой.

20.10.10
Приезд в г. Владикавказ. Нас встречает водитель по имени Тамаз, имеющий двойное гражданство и без визы могущий ехать до начального пункта нашего маршрута—поселка «Казбеги» именуемый ныне как «Степанцминда». Заехав в погрануправление в районе «Хольцман» (Владикавказ) и нанеся визит на проспект Коста в МЧС утвердив там наши «фантазии», мы наконец-то получили долгожданное разрешение на пребывание в погранзоне геналдонского ущелья.
Автомобильная дорога до границы—живопись и красота. Здание КПП выглядит очень современно, в нем есть туалет, кран с горячей водой и, возможно, мыло. Весь груз заставляют выгружать из машины и проводить через рентген. Должно признать, выносить громадные рюкзаки, продуктовые сумки под заброску и лыжи (они тоже были с нами) не очень то удобно, кстати, двери в помещение с рентгеновским аппаратом для таких грузов совсем не обучены—не имеют функции автоматического открывания и закрывания. Прошли российскую границу довольно быстро: потеряли не более часа, а вот на грузинской пришлось подышать свежим воздухом часа два с половиной. Там выгружать вещи из машины не пришлось, зато устроили встречу с местным КГБ-шником, который справился о цели нашего визита. После границы больше не один человек не поинтересовался нашими документами…
Прибыли в Казбеги вечером, примерно в 17-30. Остановились в поселке Гергети, это верхняя часть Казбеги, у Ризо за 30 лари с чел. В стоимость входил ужин и завтрак, который виртуозно готовила его мама. Выпили местного пива и наслаждались величественным видам Казбека возвышающимся над горными хребтами.
Дом Ризо

21.10.10.
После продолжительных сборов мы наконец-то выбрались на маршрут в 9-15, оставив заброску у Ризо.
Через 3 часа, пройдя нижний родник и березовую рощу мы подошли к церкви «Святой Троицы».
Осматривали достопримечательности не менее 1,5 часа и по нижней тропе направились на перевал Саберце.
Для подъема нижняя тропа, на мой взгляд, более логична, так как не имеет резких наборов высоты. Для выхода на нее нужно от развилки, которая следует сразу за лесом, резко набрать высоту поднявшись «в лоб» на верхнюю террасу или не выходя из леса повернуть направо на хорошо натоптанную тропу так же выводящую на нее. Верхняя тропа – видовая, идет над обрывом реки Чхери, но подниматься по ней с тяжелым грузом не самый лучший выбор. Ее в основном используют для подъема груза на лошадях. На развилке за лесом есть наезженная дорога уходящая направо, если смотреть на церковь, по ней идти не нужно, так как она выводит сначала к селению, а потом в никуда. (Оттуда мы и вышли на нижнюю тропу).
К перевалу Саберце пришли к 18-00. Общее время от Гергети до Саберце составило 8-30 с учетом большого привала возле церкви. Погода была теплой и мелкий противный дождик приятно охлаждал наши разгоряченные лбы. На перевале воды нет!!!
Если группа имеет запас по времени, нужно спуститься с перевала к реке, там, есть хорошие ночевки, это займет около 1 часа в зависимости от состояния группы и веса рюкзаков. В нашем случае рюкзаки были далеко за 40 и состояние людей достаточно вымотанное, так что нам пришлось ночевать на перевале.


22.10.10
Переждали дождь, и вышли не рано, примерно в 11. Шли в тумане и мелком дожде по хорошо набитой тропе. К 16-30 подошли к леднику Орцвери (Гергети) и связались, хотя это не обязательно, но береженного…
В 17-30 вышли на ледник. По картам генштаба мы должны были подниматься по правобережной морене, пересечь ледник и продолжать подъем по левому берегу ледника, но, фактически подъемная тропа все время идет по леднику и выходит на морену только возле «Метеостанции». Подъем по леднику занял 2 часа. В полном тумане и темноте мы разглядели ориентир в виде флага, который обозначает место выхода на марену. До «Метеостанции» мы подниматься не стали, а остановились недалеко от флага на плохо подготовленной палаточной площадке. Здесь надо сказать спасибо нашим самонадувным коврикам. Общее время перехода- 8ч 30мин.

23.10.10
День непогоды. Сидим в палатке, чиним Анрюхины кошки, подсчитываем количество оставшегося газа и определяем, что его хватит не более чем на 2 дня, ну в лучшем случае на 3, сказалась снежная ночевка на перевале, которая привела к повышенному расходу.

В этот день мы планировали акклиматизационный выход на перевал «Казбекский» под пик «Спартак». После такого выхода нужен хотя бы один день отдыха, иначе в нем нет никакого смысла. Решили следующее: если к вечеру или ночью погода наладится идти на вершину или куда дойдем. Выходить решили в 2 часа ночи. Вечером было не до сна и не до спирта, каждый час высовывались из палатки и пытались разглядеть закрытые плотным туманом звезды, успокаивая себя мыслью, что уже, якобы, проясняется. В полночь все еще продолжал идти снег, и стоял плотный туман, ледник просматривался метров на 100. Целый день постоянно хотелось пить, так как на чел в день получалось не более литра жидкости, вместо положенных трех.

24.10.10
В 2 часа ночи распогодилось и мы начали собираться к выходу. Топка снега для пищи и чая отняла уйму времени. Вышли в 4-50.
Так как мы стояли в нескольких метрах от ледника, решили сразу одеть кошки и идти по нему, несмотря на то, что классическая тропа начинается от «метеостанции». Возможно, путь по леднику более интересный, чем по тропе от «Метео». Проходишь мимо гигантских разлом, ледопадов, правда в некоторых местах нужно было комбинировать движение по леднику и маренной насыпи, чтобы обойти встречающиеся на пути глубокие трещины.
Для движения по леднику нужно придерживаться левой (географически) стороны ледника не уходя далеко от марены. Ледопад, который находится справа по пути подъема нужно обходить слева (по пути подъема). Далее мы вышли на тропу, которая идет от «Метео». Наш путь длиннее, чем классика примерно на 1 час, но компенсируется экономией времени на одевание кошек и организацию страховки (связки).

Скалы «Хмаура» прошли без приключений, ничего не падало и не сыпало, хотя нависающие прямо над головой чемоданы вызывали легкий мандраж. Подходя к нижнему плато (4100-4200м) увидели большую трещину, которую первоначально пытались обойти слева (по ходу движения). Как выяснилось позже, далеко удаляться от склонов Казбека не стоит, так как попадаешь на закрытый ледник, покрытый множеством трещин. Пришлось вернуться и обойти трещину справа, такой путь более безопасный и экономит массу времени, но пользоваться им можно в ранние часы, когда не сыпятся камни.
При выходе на перевальный взлет четко просматривается нижняя большая трещина и верхний участок сераков (больших трещин).
Согласно сто раз перечитанному описанию, мы начали движение в лоб на перевал, обходя трещины слева. Во все стороны открывалась потрясающая панорама на близлежащие отроги. Время движения от нижнего плато до перевала составило примерно 1,5 часа. В верхней части перевального взлета много мелких закрытых трещин! Вышли на перевал (его так же называют верхнее плато) в 11-00 (4500м).
Отсюда предстоял траверс на перемычку, а оттуда на вершину с общим набором высоты более 500метров. Погода начала портиться и предстоящий путь затянуло туманом. Мы подождали около получаса, не распогодилось и учитывая нашу общую усталость после 6 часового подъема решили спускаться. На оставшийся путь ушло бы не менее трех часов при нашей скорости движения. К тому же, могли возникнуть проблемы с ориентированием в условиях плохой видимости траверсируя 40-45градусный склон, без тропы по свежевыпавшему снегу.
Я встал на лыжи и покатил вниз по пути подъема, а группа пошла пешком. Должно признать, возможности для катания грандиозные: «шероченные» склоны с закрытыми трещинами уже неопасными для лыж, широкий выкат нижнего плато. Спустившись к трещине, которую мы обходили справа, я подождал группу, при этом открылась вершина «малого» Казбека. Сразу стало обидно, что решили преждевременно спускаться…Спуск на лыжах с вершины «малого» Казбека в сторону нижнего плато я считаю вполне возможным. Он представляет собой длинный 40-45-градусный фирновый склон в верхней части, внизу он выполаживается, переходя в нижнее плато. При срыве в верхней части или середине склона по пути падения не встречается скал и камней, что уменьшает вероятность получения серьезных травм. Для лыжников-райдеров возможно организовать лагерь на нижнем плато, но для подъема на верхние склоны нужно либо использовать страховку, либо подниматься на ски-туровских лыжах, чтобы не угодить в трещину
Перед трещиной мне пришлось снова одеть кошки и «Хмауру» проходить на охранении с группой. Так как в день восхождения было достаточно тепло, оттаявшие камни летели не переставая, а крупные экземпляры очень часто перелетали тропу. Каска обязательна!!!
Возможно, в зимнее время можно ехать на лыжах не снимая их прямо до метеостанции, но в нашем случае весь путь вдоль «Хмаура» был завален мелкими и крупными камнями. Одеть лыжи еще раз представилась возможность только при спуске с ледника на подходе к лагерю пройдя нижний ледопад. Удалось сбросить по высоте не более 100метров. Вернулись в лагерь в 15-15.
Общее время спуска с перевала (верхнего плато) составило меньше 4 часов. Накипятили чай и с жадностью выпили по две кружечки каждый, далее был спирт закуска в виде домашней тушенки и супа, отмечание непокоренной горы и т.д. К вечеру поднялся туман с ущелья и накрыл ледник, через какое то время мы услышали голоса, а потом увидели людей. Шла группа грузинских инструкторов сопровождавших слепого альпиниста, который планировал подъем на вершину. Познакомились с Давидом (он вместе с Джонни ) ответственный за «Метеостанцию». Давид сказал нам, что мы выбрали не самый рациональный путь подъема. Пройдя нижнее плато нужно было от первой трещины траверсировать склон вправо и обходить верхние сераки также справа (по ходу движения), а не слева как это делали мы. Так же Давид сказал, что в марте и апреле можно спуститься на лыжах прямо до поселка, так как все камни и скалы покрыты плотным снегом. Общий перепад высот составляет около 2000м и протяженность маршрута с набором высоты на пер. «Саберце» порядка 12-15 км. Кроме этого он рассказал о том, как пару лет назад австрийские экстремалы поднялись на Казбек главный от метеостанции « в лоб» по 3-Б и спустились вниз по пути подъема на лыжах, также эти ребята поднялись и спустились на лыжах с пика «Бетлеми» по 3-Б. Серьезные были ребята…

25.10.10
Встали не рано. Собрались и начали спуск в Гергети. От лагеря до окончания ледника я поехал на лыжах. Спуск проходил по длинному и пологому склону ледника. Трещин не встречал, а от тех что видел, держался подальше. Подождал группу внизу, и мы все вместе отправились в поселок. Шли вниз с привалами часов 6, так как вес наших рюкзаков существенно легче не стал. В сумерках за церковью я перепутал дорогу и вместо короткого спуска в поселок мы наслаждались часовым переходом по лесному пологому серпантину, окруженному громадными соснами, за что меня все группа несколько дней «хвалила». В темноте, мы вышли в Гергети и с трудом нашли дом Ризо. Он нас радужно встретил, свозил в ночной магазин за вином, и мы весело отпраздновали спуск. По нашему плану на следующий день мы планировали поездку с ночевкой в Тбилиси. Договорились с Ризо за 140 лари в две стороны, чтобы он нас отвез и на следующий день забрал.

26. 10.10
Утром встали около 7 утра, а я после вчерашнего чувствовал себе довольно скверно, Собираться и куда-то ехать совсем не хотелось, но пришлось себя заставить. Выехали в 9-15. Дорога постепенно набирала высоту, вокруг нас плыли потрясающие виды гор в утреннем солнце. Уже начинаешь мечтать о велопоходе в этих местах. Остановились возле нарзанного источника, он окончательно привел меня в чувство и мы поехали дальше. Следующая остановка была на смотровой площадке пер. «Крестовый».
Место очень видовое и выполнено в виде арки, на верху которой написаны стихи Шато Руставели. Особенно красивые виды можно наблюдать, когда низ долины покрыт облаками. Далее остановились возле очень красивого храма 12 века, сфотографировались и поехали дальше.
По пути мы заехали в Мцхету. Там совсем тепло: «апельсыны», «мандарыны» и т.д. место красивое и историческое. Старая часть города выполнена в одном стиле: все двери, ворота, оконные рамы—деревянные. Говорят, что ремонт выполнялся за счет бюджета страны. Когда мы пришли к кафедральному патриаршему храму грузинской православной церкви нам предложили заказать короткую русскоязычную экскурсию за 10 лари.
Мы согласились и начали внимательно слушать, однако, через какое-то время к нашему экскурсоводу подбежала какая-то женщина и прервав ее рассказ пыталась начать свое повествование, мы объяснили ей, что уже договорись и будем слушать экскурсию дальше. Началась острая словесная перепалка на грузинском, закончившаяся настоящей потасовкой между двумя женщинами. Нам даже пришлось их разнимать…После чего речь об экскурсии уже идти не могла и сделав пару кругов вокруг собора мы побрели к машине.
По приезду в Тбилиси первое (дорога заняла 4 часа +2часа просмотр достопримечательностей), что бросилось нам в глаза, кроме красоты городского пейзажа—это суетность, вызванная плотным потоком постоянно сигналящих машин. Остановились в частной гостинице прямо в центре не далеко от здания министерства обороны за 25лари с чел. Хозяйка гостиницы—очень приветливая женщина практически без акцента говорила по-русски. Через какое-то время к нам пришел гость Миша, который просил передать для своих друзей в Днепропетровске какие-то подарки. Оставил нам кулек, в котором находились 5 полутора-литровых бутылок «Кахетинского». К сожалению, мы не смогли привести на родину ни одной, мало того, не одна не дожила до следующего вечера. Перед массовой прогулкой наши девочки пошли в магазин, где их угостили полутора-литровой бутылкой «Рислинга». Вечер в Тбилиси обещал быть удачным… Выйдя из гостиницы, первым делом, мы решили сходить на набережную Куры, так как она на наш взгляд являлась одной из достопримечательностей города, но ошиблись. Для того чтоб попасть на набережную предстояло перейти очень оживленную трассу, не имеющую ни одного подземного и наземного перехода. Пройдя достаточно долго вперед и назад, мы наконец-то набрели на «зебру» При первой попытке перейти улицу машины нас не просто проигнорировали, а злобно «обсигналили». При переходе улицы, я получил больший экстрим, чем при проваливании в трещину на Казбеке. Попав наконец-то на набережную, мы были не удивлены не встретив там ни одного человека, туда просто никто не может попасть… Выпив практически все вино, решили закрепить эффект, попробовав местную кухню и пива в каком-нибудь кафе. Но тут, возникла снова проблема, как попасть на «большую землю» Ведь мы продолжаем идти по набережной и не встретили ни одного перехода. Наши коммуникабельные девочки заметили полицейского, который регулировал движение и попросили его перевести нас через дорогу. Он помог, сказав нам «Бистро, бистро» по нему было видно, что он тоже боится. Также он сказал, что переходить можно только там, где есть подземный переход. «Но ведь его здесь нет»--возражали мы, на что он, помолчав, ответил: «Это ваша жизнь!» Мы для себя сделали следующий вывод: в тех местах, где нет людей, возможно, очень красиво, но проблема в том что туда трудно попасть. Одна девушка в кафе сказала нам, что если Вам надо перейти улицу, где нет перехода, лучше вызвать такси и тогда Вас перевезут. Это наверно специфический тбилисский юмор… Наконец то мы зашли в кафе попробовать местную кухню. Оно оказалось очень стильным и там вполне возможно собираются музыканты, поэты, писатели, одним словом культурные слои общества. Взяли по пиву…
Аня сразу заметила в углу одного художника писавшего что-то маслом и подсела к нему. Мы не слышали о чем они говорили и заказали еще по бокалу, потом что-то ели, ну тут я уже не отчетливо помню…Через какое-то время меня попросили сыграть на пианино. Художник оказавшейся хозяином заведения и сказал, что пианино немного расстроено, что я тоже не смотря на затуманенное сознание заметил. Попели, покричали «Белую птицу», поаплодировали. Не помню, успели мы взять еще по бокалу или нет, как появились полицейские и забрали «художника»…Ходили слухи, что накануне в заведении подрались две девушки, это в Грузии, наверное, общепринято, хозяина вызвали на дознание, только почему полицейские пришли ночью, как в былые времена сотрудники ЧК не понятно. После кафе надо было как следует покушать, что мы с успехом и сделали дома.

27.10.10

Выход в 8-30 в магазин за хинкали. Окончательный выход с гостиницы в 9-30. Пошли вверх в сторону телевизионной вышки. Попутно посетили исторические места, такие как могила Грибоедова, матери Сталина и т.д. В парке возле телевышки прокатились на колесе обозрения. Городская панорама очень впечатлила, а с кабинки был виден даже Казбек.
В 15-30 выехали назад в Гергети. От Тбилиси получили массу приятных впечатлений. Ночевали снова у Ризо

28.10.10.
Выезд в 9-00. За нами приехал водитель Тамаз. Границу пересекли очень быстро, на все про все ушло не более 1,5 часа. Правда российский пограничник сразу поинтересовался нашим пропуском в погранзону, узнав, что мы туда собираемся, а когда увидел внизу нашего документа подпись генерал-майора, изменился в лице и пожелал удачи.
По дороге нам встретились сотрудников ГАИ, которые снова приобрели привычные для глаза округлые формы, по сравнению с грузинскими, те, больше похожи на инструкторов аэробики.
Тамаз нас повез в Кармадон через село «горная Саниба» На пути встречались признаки пограничных застав, но нас никто не останавливал. Доехать до Кармадона сейчас невозможно, так как снесен мост через реку Геналдон после обвала ледника Колка.
Но, нас довезли практически до моста. Пришли в поселок, заглянули в единственный магазин, где взяли пива хлеба и еще что-то. Там же повстречали главу администрации, который совершенно бесплатно поставил нам штамп в миграционной карточке.
Продавщица за 300рублей любезно предложила оставить у нее заброску. Договорившись об обратной дороге (во Владикавказ) с местным жителем Муратом на 31.10.10 и направились к погранзаставе.
Там у нас проверили документы, сказали, что нужно еще сделать отметку на КПП. Первую ночевку мы планировали провести на нижних ваннах и поэтому пошли по нижней дороге (левый берег Геналдона). Примерно через 1,5 часа мы таки добрели до ванн, кстати, там дорога и заканчивается. На сколько я понимаю, на нижние ванны пропуск не нужен и туда может приехать любой. Там мы встретили местных, которые пили ели и парились. Поздно вечером они уехали и мы заняли их место. Ванны действительно очень теплые, однако оборудованы, как говориться, «своими силами». В большой крытой железной будке стоят три железные рыжие ванны, одна из которых перевернута вверх дном, видимо не рабочая. На полу лежит толстая резина и шланг с постоянно бегущей горячей водой. Перед купанием нужно закрыть отверстие для стока воды деревянным чепиком и можно начинать процедуру. Для неподготовленный, парится рекомендуют не более пятнадцати минут. Вода бегущая из трубы на вкус достаточно противная, хотя, говорят, и очень полезная для внутреннего применения.

29.10.10
Вышли в 11-00. В связи с тем, что нам нужно было сделать отметку в пропуске нам пришлось не плавно набирать высоту до верхней дороги поднимаясь по берегу реки, а резко набрать высоту «в лоб», чтобы попасть к КПП, этот подъем мне девушки на долго запомнят. От будки КПП до верхних источников дошли за 6 часов. Тропа хорошо маркирована и набита. На стоянках мы встретили местных охотников. Поставили лагерь поближе к ваннам и начали париться. После трагедии 2003г. ванны снесло ледником и они были заново отстроены любителями-интузиастами. Их сейчас 5. Отличаются по размеру и температуре воды. Мы парились в самых горячих и больших. Нужно признать, что ощущение непередаваемое. Паришься в ваннах, глядя на горы под открытым небом. Правда сказать, погода существенно испортилась, едва ли просматривался ледник Майли, не говоря уже о пике ОЖД. Вечером ужинали супом, пивом, спиртом и чаем с консервами. Спали хорошо.

30.10. 10
Дневка! Никто никуда не идет.
Идет только снег, видимость стремиться к нулю. Весь день паримся едим, пьем. Нужно заметить, что вода все-таки необычная, даже после незначительного распаривания при выходе из ванны ощущаешь легкое головокружение.

31.10.10
Выход в 10-00. За 5 часов доходим до поселка, сделав соответствующие отметки на погранзаставе, где нам разрешили позвонить в МЧС Владикавказа, чтобы сообщить об окончании похода.
Встретили Мурата, и он, как договаривались, за 3000руб. отвез нас на УАЗике во Владикавказ. Мы планировали остановиться в гостинице Кавказ, она достаточно бюджетная, но, как выяснилось, сейчас не работает, и мы поехали в гостиницу «Владикавказ». Там все работает, но самый дешевый номер стоил порядка 2500руб. Мы позвонили нашему водителю Тамазу, который нас возил в Грузию, и он предложил нам более подходящие условия—частную гостиницу по 300рублей с чел Приехал с товарищем, погрузил нас с вещами, привез в гостиницу, угостил пивом и не копейки не взял. Вот такие бывают хорошие люди! Тамаз, так же нашел нам машину для отъезда в Минводы за 2500руб. Пока мы все вместе сидели, к нам в комнату постучали и зашли минты, проверили документы и ушли.

01.11.11
Отьезд в 8-30. Водитель по имени Зантемр оказался разговорчивый, провел нам экскурсию по городу и окрестностям, в 12-30 уже были ж/д вокзале в Минводах. По дороге нас почти нигде не останавливали, хотя за Пятигорском полно минтов., В здании ж/д также никто не подходил со словами «пройдемте». Одним словом – повезло. В поезд взяли очень много пива, так, на всякий случай…На российской таможне нам сказали, что если бы мы в миграционном талоне выбрали пункт «частная поездка» нам не требовалась бы регистрация до 90 дней.

02.11.11
Прибытие и на работу.

Заключение:
1. Ехать через в Грузию через Верхний Ларс можно и нужно. Пересечение границ занимает не так много времени от 1,5 до 5 часов, чтобы пройти ее быстрее, нужно к Российской границе приехать по возможности как можно раньше. Днем там начинается пересменка и можно застрять надолго. Поездка становится достаточно бюджетная по сравнению с аналогичной включающей авиаперелет, к тому же нет необходимости оплачивать перевес, а у нас его было предостаточно, наверное еще бы на один авиабилет хватило. Затраты на всю поездку составили примерно 3500грн. на человека включая пиво в поезде.
2. Посетить горячие ванны Кармадона очень невредно, но приезжать надо в малолюдное время года, так как летом, судя по слухам, там людей как на балкарских Джилы-Су.
3. При движении по нижней части ледника Гергети, тропа указанная на картах генштаба и в старых описаниях, существенно отличается от реальной. Настоящая тропа все время поднимается по центру ледника и выходит на морену только под самой «Метеостанцией».
4. При подъеме на казбекское плато верхние сераки нужно обходить справа, а не слева как это сделали мы, тот путь, говорят, короче, но круче.
5. Летом на «Метео» бежит ручей и о воде можно не беспокоиться, а для тех, кто планирует поездку в более холодное время года, нужно позаботиться о достаточном количестве газа, чтобы топить снег или лед.
6. Днем со скал «Хмаура» сильно летят камни, поэтому наличие каски обязательно. Некоторые группы уходят на значительное расстояние от скал, но это удлиняет путь и вызывает дополнительные сложности при движении по закрытому и достаточно «разорванному» леднику.
7. При въезде в Грузию, желательно, при себе иметь хоть немного лари, так как в Казбеги обменять их по «нормальному» курсу затруднительно. Хозяева берут и доллары, но по «своему» курсу. В крупных городах, поменять деньги в банке - не проблема.

Всем спасибо! Если будут вопросы охотно отвечу : Senya@kontakt.dp.ua. Сергей

75


Комментарии:
1
Молодцы, земляки.
Жаль только, до вершины не долезли.

0
++Доехать до Кармадона сейчас невозможно++
По этой дороге невозможно. А так каждый день ходит маршрутка из Владикавказа, и такси - всегда пожалуйста. Можно и дальше заехать.

0
С удовольствием прочитал.Спасибо.Сомнение вызвал вес рюкзаков-40 кг.Это чего можно набрать?С пузом(как у всех любителей пива) такой рюкзак не потащишь.

0
Здравствуйте, alvd. Действительно, из Владикавказа в Кармадон ходит маршрутка, но она делает большой крюк, если я не ошибаюсь в 40 км, через соседнее ущелье и крупное село Даргавс . Кротчайшим путем попасть в Кармадон сейчас невозможно, так как сошедший ледник смыл дорогу и мосты. Если вы захотите от Верхнего Ларса (ущ. реки Терек) попасть в Кармадон не заезжая во Владикавказ (это самый короткий путь), Вам нужно ехать через село Горная Саниба и ущелье реки Саргон. Дорога приведет Вас к разрушенному мосту, который можно пройти пешком, кстати, его фото есть в описании. С уважением, Сергей

0
Я в курсе, был там прошлым летом. :) Но у Вас можно понять, что вообще невозможно, поэтому уточнил.

0
Кстати, а наоборот можете проконсультировать? Из Владикавказа в Кармадон через Санибу? Я этим летом еще раз думаю попробовать (в прошлом не смог, как и Вы - см. рассказ на Скитальце "Северная Осетия - Казбек-лайт").
Сколько времени идти от Санибы до Кармадона? Можно ли выиграть, поехав не на маршрутке в Кармадон (она в 8 вечера приходит), а пораньше до Санибы? А частник в Санибу за сколько везет, как договорились?

0
Здравствуйте, irik. Мне бы самому очень хотелось, чтобы рюкзаки были легче...Лыжи с ботинками-12 кг.+ Палатка 4,5кг. Еда 5кг.+Газ 2кг+веревка, система, +железо 6кг+одежда 4 кг+ коврики 1кг+ спальник 2,5 кг+ кастрюля и прочее 1 кг+ сам рюкзак 4 кг+ девочек разгружали. Я бы, с удовольствием, вместо этого всего, взял бы пива...

0
Железо-6кг?Вроде маршрут пеший.И рюкзак ,похоже, 120 литров.Молодцы,завидую.

0
++Железо-6кг?++
Наверно все-таки Железо + веревка +система 6кг. Рюкзак конечно крутовато, мой на 120л - 1.4, но некоторые любят навороченные. :)

0
Прочитал с удовольствием, спасибо!

0
Здравствуйте alvd, село "Саниба"- достаточно вытянутое и как в длину, так и по высоте (дома расположены как наверху так и внизу ущелья), если прикинуть расстояние от нижней условной границе Санибы до Кармадона, то это совсем рядом, нужно перейти через мост и еще пройти около 1 км до и после моста. За 1,5 часа можно дойти не напрягаясь. Где именно находится автостанция в Санибе я, к сожалению, не знаю. Но, от верхней части села до Кармадона, учитывая серпантин дороги, не меньше 6-8 км, нужно рассчитывать часа на 3, чтоб с запасом. Частник за легковушку до Санибы возьмет не меньше 2,5-3 тыс, так как эту дорогу мало кто знает и маршрут не очень наезженный, к тому же там встречаются признаки погранзастав и у вас могут потребовать пропуск, местных пускают без проблем, а вот с «новенькими» возникают вопросы. Если захотите ехать маршруткой, прозвоните автовокзалы Владикавказа (их там 2) и спросите, есть ли рейс на Санибу, если маршрутка приезжает туда в районе 12 - можно попробовать. Однако, 2-3 тыс. Вам обойдется частник, который довезет Вас напрямую в Кармадон через Даргавс. Этим маршрутом пользуются все, и, я думаю, он более оптимален. И еще, с Владикавказа на Даргавс маршрутка ходит чаще, чем на Кармадон, Вы можете доехать до Даргавса по цене автобуса, а там взять частника на Кармадон.

0
Здравствуйте, Сергей! Спасибо за подробный ответ, но кое-что нужно уточнить.Вы забыли ответить, сколько времени ехать до Владикавказа. И как именно ехать? По дороге на север, вдоль Геналдона, или она тоже разрушена и надо объезжать через трассу на Ларс?
Чтобы автобус вставал за 6-8 км от другого края села - это вряд ли, наверняка проезжает и по селу. Впрочем, это я уточню.
++Этим маршрутом пользуются все, и, я думаю, он более оптимален. ++
Если заказывать машину, то да. Если общественным транспортом - то не факт.
++И еще, с Владикавказа на Даргавс маршрутка ходит чаще, чем на Кармадон, Вы можете доехать до Даргавса по цене автобуса, а там взять частника на Кармадон.++
Тут я немножко больше в курсе. :) На Даргавс ходит еще автобус(один), тоже вечером.
Такой вариант я тоже рассматриваю. Только зачем тогда в Кармадон? Из Даргавса можно прямо к Казбеку, через Тменикау. Но утренний рейс до Санибы мне может оказаться более удобным.
p.s. Если хотите, можно и по имени, оно в моем профиле указано - Александр.

0
Саша! Если Вы решили ехать через Санибу, то от Владикавказа нужно ехать по дороге, которая идет на Верхний Ларс вдоль Терека, далее, нужно выше поселка Чми повернуть направо в ущелье Саргом, эта дорога приведет Вас в Санибу. До поселка Чми ехать меньше чем пол часа, а вдоль Саргома идет грунтовка, по которой не меньше 40мин. С запасом от Владикавказа до Санибы 2 часа. Вдоль реки Геналдон дороги больше нет, так как ее снесло ледником, местные говорят, что она осталась неповрежденная только в нижней части ущелья. Может в этом году ее начали восстанавливать? Так или иначе, от Санибы до Кармадона через реку Геналдон на легковой машине не проедешь. Классическая дорога на Санибу была одна и та же, что и на Кармадон, вдоль реки Геналдон, для попадания в Санибу, нужно было в Верхнем Кармадоне повернуть налево и пересечь реку по мосту . Но так как она разрушена, этим путем не пользуются.

0
На моей карте иначе показано.Есть дорога от Санибы на север, которая соединяется с кармадонской ниже Нижнего Кани. Там могло бы быть и не разрушено. Впрочем, неважно, два часа тоже приемлемо. Как ехать, я еще не решил, уточним на месте, будет время зайти на автовокзал, посмотреть расписание и подумать. В любом случае, знать, что есть и еще вариант, полезно.

0
На моей карте эта дорога тоже есть, однако местные нам сказали что все мосты снесло. Тот мост, который мы переходили, поврежден, но пешком там пройти можно, а по той дороге, что уходит на Север о состоянии моста мне не известно, но если бы он был, то нам посоветовали бы по нему ехать. Судя по масштабам катастрофы, вряд ли бы он уцелел, так как находился не на много ниже того моста, что мы переходили. По карте видно, что дорога вдоль Геналдона все время переходит с правого берега на левый и наоборот. Если хотя бы один мост поврежден, то транспортное сообщение будет полностью нарушено. Так же мы видели (осенью) дорожные машины, которые пытались восстанавливать дорогу. Может мост на Кармадон как-то наладили? Можно позвонить на автовокзал.

0
Дороги по Геналдонскому ущелью снизу нет. И не скоро будет.
Заезд в Кармадон возможен через Фиагдон-Даргавс (два перевала).
Или через Чми (один перевал). От Горной Санибы на машине повышенной проходимости (Джип, Уазик) можно попасть в Тменикау.

0
++От Горной Санибы на машине повышенной проходимости (Джип, Уазик) можно попасть в Тменикау.++
А через что, через разломанный мост? Или есть другой вариант?

0
Прямо по пойме Геналдона, где река разливается

0
карты в студию)

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru