Навык, который всегда выручит!
В период подготовки одиночного лыжного путешествия от озера Ханка до Хабаровска
я на практике изучал приёмы строительства жилища эскимосов - иглу.
В дальнейшем, при совершении лыжных путешествий в разных районах СССР, спасаясь
от непогоды, мне пришлось несколько раз применить полученные навыки.
Самая опасная ситуация была под перевалом Кар-Кар в районе горы Народной на
Приполярном Урале в 1971 году - при скорости ветра свыше 12 метров в секунду
и температуре воздуха -42 градуса по Цельсию.
Работая в условиях предвещающих эту ужасную пургу, иглу была построена одним
человеком за 35-40 минут. Это хороший результат, если знать, что первую
хижину эскимосов я сооружал более 3 часов!
В специальной литературе есть описания приёма возведения иглы. И мои записи не
могут быть в чём-то оригинальными. Но, возможно, кто-то этих книг не читал,
а кто-то знаком с материалом беглым обзором. Для них, глядишь, что-то из ныне
сказанного пригодится, как пригодилось и очень помогло мне.
На фирновом снегу толщиной не менее 20 см делаем круг на полметра больше Вашего
роста. Обычно применяют бечёвку. Но в непогоду, при сильной позёмке я применял
длину шага - вытаптывал центр будущей иглы ногами и делал от этого центра один
большой шаг в разные стороны. Потом быстро протаптывал окружность по касательной
радиальных шагов. Получалась круговая траншея, внешний край которой служил
внутренним контуром стен иглу. Совет: не делайте диаметр иглу больше, чем ваш
рост + 0,5м, если надо переждать непогоду. Это сохранит Ваши силы и уменьшит
трудозатраты. В такой снежной полусфере в полусидячем состоянии могут разместинься
2-3 человека. Желаете комфорта - на каджое дополнительное место добавьте ещё 0,3м
внутреннего диаметра или кругу в основании придайте форму овального элепса.
С подветренной стороны от намеченного места строительства иглы, лыжей, длинным ножом,
лавинной лопатой или просто ногами заготовьте снежные блоки размером около 0,6х0,4х0,2(м),
которые выкладываем по кругу.
Первый ряд стены из снежных блоков срезается по спирали.
Совет: с навыками, Вы научитесь первый ряд делать из блоков разной высоты
и будете только подравнивать их под спираль. Это значительно снизит трудозатраты.
Далее - снежные блоки укладываем сверху спиральной плоскости первого ряда,
с наклоном в центр,
закручивая виток стены в полусферу.
При укладке снежных блоков необходимо находиться внутри строения. Напарник
обеспечивают подачу строительного материала извне поверх возводимой стены.
Последний камень проталкивается изнутри в отверстие в потолке вертикальным образом
и укладывается горизонтально.
С подветренной стороны делаем траншею и прорезаем лаз во внутрь.
Совет: если иглу строит один человек, проход в неё надо делать после второго ряда,
принести готовые блоки во внутрь и, только тогда, ложить третий ряд.
Дело в том, что в одиночку трудно и долго таскать снежные блоки поштучно через лаз.
К тому же, при такой транспортировке снежный блок легко разрушается.
Стыки блоков снаружи засыпаются снегом, который уплотняется прихлопыванием рук,
лыж или лопаты. Высота строения может не превышать 1,7м.
Внутренний объём иглы можно значительно увеличить за счёт углубления снежного пола.
Вход в иглу затыкается заготовленной заранее снежной плитой или рюкзаком изнутри.
Теперь безопасная ночёвка вам обеспечена.
А если имеется свеча или примус - то и комфортное тепло тоже!:))
Но не забудьте оставить с подветренной сторона отверстие, размером с кулак,
под вентиляцию.
Самый последний совет: обязательно, в качестве игры, соревнования или серьёзного
подхода, но сделайте хотя бы одну иглу, пока есть снег.
Полученный навык не пропадёт и может ой, как выручить!!!
191
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Интересное задание на зимний слет, установка на скорость иглу...
А вот что еще посоветуете на такой слет в качве задания ??
Я только не понял, как заготавливать снежные блоки ногами?
Еще замечание: место под карьер нужно рассчитывать побольше: часть кирпичей может сломаться, а начинать новый карьер, когда устал очень неприятно. Здель же: для строительства стенок и иглу мы используем обыкновенную ножовку по металлу- если снег будет достаточно твердым , лопатой или ножом - захекаетесь. В этом году в крыму(!!!) при строительстве стенки в два ряда я согнул об снег снежный лист из двухмиллиметрового алюминия (листом я вырубал кирпичи сверху) и исполосовал зазубринами титановую (!) штыковую лопату. (о совковых, (в плане формы а не происхождения:-)) лавинных вообще речи не идет на твердом снегу вы ничего ей вообще не сделаете)
экстримальных ситуациях: в походе или во время лыжной прогулки, когда ножовки может не оказаться.
Поэтому, как человек дотошный, лично проверил все возможные варианты именно в этих условиях.
И даже такой, когда человек - без подручных средств. Скажем - путник, застигнутый в поле.
Вот здесь и можно применить метод заготовки блоков ногами. Он состоит в следующем: будущий блок
по периметру вытаптывают подошвой ботинок след в след, потом этот участок фирна подбивают
ударом носком ботинка снизу и, как можно поглубже. Метод самый непроизводительный, много брака, но
за жизнь надо бороться! Главное - вовремя уловить состояние погоды и, не уповая на авось, начать
строительство иглы при ещё приемлемых условиях и с запасом собственных сил. Однако: начав
сооружение иглы, надо её обязательно закончить и укрыться так как, Вы сильно промокните и, незавершённая работа, только усугубит ситуацию!!!
С первого раза тож ушло много времени часа 2. Дело было весной и фирн был очень хороший - качественный так сказать. На следующий день смерзлось так что ходили по ней и она не ломалась!
Жаль фотика не было нечем подкрепить написанное.
Все иглы строил используя материал из под ног, автоматически пол опускался вниз, увеличивая площадь.
Все-таки, в палатке более комфортная жизнь. Это надо понимать. Для спасения, игла - вариант.
надо удалённые от центра стороны наклонять значительнее боковых и кирпичи ложить туда тоже более высокие. Тогда купол, в итоге, получиться почти правильной формы. Законы сопромата на конструкцию полусферы будут соблюдены. Только начать кладку на опережение надо не познее границы 1/2 задуманной высоты.
Толькео все эти конструкторские тонкости - пофик, когда идёт гонка на выживание!
И под карьер для иглу нужно предварительно снег утоптать -сначала ногами, а потом лыжами.
Пожалуйста, ответьте!!!
1. Намного проще построить две маленьких иглу и соединить их вместе, чем одну большую. Чем больше диаметр иглу тем больше придется закруглять свод, тем сложнее ее строить.
2. Чем выше иглу - тем в ней холоднее, потому что теплый воздух поднимается вверх.
3. Для спанья в хижине следует устроить лежанку на уровне выше колена. Т.к. у пола воздух холодный, а чем выше - тем теплее.
4. Одно вентиляционное отверстие делают под блоком, закрывающим вход, на уровне пола - через него свежий холодный воздух будет попадать в хижину. Другое - в крыше с подветренной стороны - через него теплый возхух будет уходить и создавать вентиляцию.
4. Днем в иглу очень светло, т.к. снег хорошо пропускает свет.
5. Если нет твердого снега, то можно с вечера утоптать площадку, за ночь она подмерзнет и сутра из нее можно будет вырезать очень прочные блоки. Чем холоднее ночь тем прочнее будт блоки. Можно утоптать площадку сутра и строить через нексколько часов, но тогда блоки будут не столь прочными.
6. Для отопления иглу можно использовать газовую горелку или свечи. Причем температуру внутри можно поднять сильно в плюс. Мне удавалось нагреть иглу до +15. Чем холоднее снаружи тем сильнее можно прогреть иглу изнутри.
7. Чтобы иглу меньше таяла от нагревательных приборов, изнутри под потолком можно натянуть карпоновый полог.
8. Этой зимой я провел эксперимент по отоплению иглу костром. Вплотную к хижине пристраивается труба из снега. Из хижины в трубу прорезается дыра - получается камин. Трубу делал высотой 1,8 метра, тяга была отменная. Следует предусмотреть для камина заслонку, чтобы после догорания костра теплый воздух не уходил через трубу.
9. Этой зимой несколько моих ребят ночевали в иглу, отапливаемой несколькими свечами. Температура за бортом была -30. Внутри держалась чуть ниже нуля.
10. Иглу обеспечивает превосходную защиту от метели и урагана. Внутри их просто не замечаешь.
11. Несмотря на обилие снега, в иглу довольно сухо, т.к. вся влага впитывается в стены.
12. Иглу превосходно подходит дял организации базовых и промежуточных лагерей, долговременных складов. Иглу, построенная в начале зимы простоит до весны.
13. Временные затраты на строительство иглу больше, чем на установку палатки, но для долговременного пребывания они себя оправдывают.
В завершение - хорошая книжка про хижины иглу.
Кузнецов М.А. "Снежные хижины иглу"
http://skitalets.ru/books/iglu_kuznetsov/
Конечно же глава из книги Бермана "Юный турист" с сайта т.к. Вестра
Методичка по строительству иглу с сайта т.к. Берендеи
Методичка
Спасибо.
По поводу отопления иглу. Согласно личному опыту, повышение температуры внутри иглу до положительных значений провоцирует осадку сооружения в целом, т.к. снег -- вещество аморфное, а мокрый снег обладает заметной пластичностью.
В дневной период эксплуатации иглу стараюсь поддерживать температуру в иглу не более +4С, в ночной период, когда все спят, стараюсь поддерживать не более -2...-4С путём открывания занавески входа при температуре снаружи -20...-25С. Это обеспечивает и требуемую интенсивность вентиляции "спального помещения". Как известно, человек норовит вдохнуть кислород, а выдохнуть углекислый газ с интенсивностью 15...20 л/мин., что тоже обязательно надо учитывать. Вечером для отапливания иглу на 6...7 человек использую 3...4 свечки, размещаемых в непосредственной близости (около метра) от входного тоннеля. Заметное отклонение пламени свечи от вертикального положения (при стабильном устойчивом горении) свидетельствует о наличии вентиляции достаточной интенсивности.