Посты пользователя entv

Тут началась работа над очередным разделом классификатора перевалов. На этот раз это - Рушанский хребет (Юго-Западный Памир). Отчетов по району пока доступно немного. 5 московских (Романов, Директор, Цветков, Ляпин, Агеев), 1 томский (сквозь этот хребет проходил Транспамир Соколенко 77 года), 1 самарский (Свиязов) и два душанбинских (Дунаевский). Ну, и была еще наша московская школа 91 года, которая не писала отчета. И несколько групп прошли по тропам по границе Рушанского и Северо-Аличурского хребтов.

Юность горного туризма (Горный туризм)
Тут небезызвестный председатель нашей городской МКК дядя Коля Рязанский недавно в чьем-то архиве нашел любопытные описания перевалов. По тексту и фотографиям - вроде бы рядовые старенькие описания. Обычная терминология, обычные фотографии. Но вот если обратить

Нужно привезти оттуда в Москву одну вещь меньше килограмма весом. Если есть возможность - пишите мне в личку.

В процессе разработки новой редакции Перечня перевалов по хребту Музкол (Восточный Памир) выяснились некоторые подробности по пер. Одесский. Первое известное его прохождение сделала группа Золотайкина из Питера в 79 году. Однако в их отчете написано, что у них была информация от Харченко о том, что этот перевал, ВОЗМОЖНО, ходили некие одесские альпинисты в 57 году. Подтверждения они не нашли. В классификаторе вершин ФАР никаких альпмаршрутов в этом районе, пройденных раньше 86 года, нет. По имеющейся неподтвержденной информации в 40-50-х в районе бывали альпинисты САВО в процессе топосъемки. Про одесситов ничего найти не удалось.

Клуб - один старейших среди ныне действующих клубов! Он основан в 1957 году и вырастил десятки тысяч туристов. В его библиотеке - не одна тысяча отчетов. К сожалению, практически все они в бумажном виде, поэтому доступ к имеющейся в них информации затруднен.

Сейчас я начинаю заниматься новой редакцией классификатора перевалов хребта Музкол на Восточном Памире. Отчетов по этому району очень мало. И в них иногда встречаются упоминания о записках оставленных одной или несколькими группами из города Валмиера предположительно в 80-х годах. Да и вообще в Средней Азии в те времена часто встречались группы из Латвии. А ни одного отчета латвийских групп по Музколу пока найти не удалось.

Можно сказать, профессиональный праздник! :-)

По предложению А. Джулия выкладываю здесь свой список перевалов Северо-Аличурского (Базардаринского) хребта. Вот ссылка на файл с таблицей
Этот список является черновиком новой редакции «Перечня классифицированных перевалов…» по этому району. В ныне действующей редакции «Перечня…» по нему есть только 9 перевалов. При этом два из них (Усойский и Жарног-Джашт-таг) были внесены ошибочно и относятся к соседнему Рушанскому хребту, стыкующемуся с западным краем Северо-Аличурского. Для новой редакции предлагается 51 перевал. Кроме того, есть 40 перевалов, о которых нет достоверной информации (см. файл здесь). Поэтому в новую редакцию "Перечня ..." они пока не попадут
Может быть, эта информация привлечет к этому району внимание туристов и там вновь начнут проводить походы.

Сезон, можно считать, уже закончен. Многие ходили в горные походы. И некоторым удалось сделать первопрохождения. А многие другие прошли ранее известные перевалы, сложность и характер которых в последнее время изменились.

Я тут подготовил очередной подраздел новой редакции "Перечня перевалов..." по Северо-Аличурскому (Базардаринскому) хребту (см. http://www.risk.ru/blog/206990) и передал его А. Джулию для включения в новую редакцию раздела Памир. Как обычно, часть препятствий не вошла в классификатор по причине отсутствия надежной информации или по формальным признакам. Как обычно, я выложил их в интернет в виде отдельного неофициального файла.

Поскольку GPS стал практически стандартным элементом списка снаряжения - рекомендую снимать точки на перевалах, бродах и других важных точечных объектах. Потом их координаты желательно включить в отчет. Треки тоже полезны, если есть возможность их писать.

На днях на сайте ФСТР выложили "Перечень классифицированных перевалов..." (http://www.tssr.ru/www/phportal/docs/mountain/pereval/). Там новая редакция разделов по Центральному Тянь-Шаню, Матче и Такали. Работали мы над ним почти 5 лет и за это время к нам в руки попало много материалов. К сожалению, иногда мы не могли внести эти материалы в "Перечень...". Это происходило, если:

Ура! Мы все-таки успели до начала сезона! Пользуйтесь на здоровье!
Вчера на сайте Федерации Спортивного Туризма России (http://www.tssr.ru/www/phportal/docs/mountain/pereval) выложили классификатор перевалов с обновленными главами по Центральному Тянь-Шаню, Матчинскому горному узлу и узлу Такали.

Кто готовил походы на Кичик-Алай или на Памир с заездом из Оша, наверное, обращал внимание, что Алайский хребет отнюдь не заканчивается на восточной границе Кичик-Алая - долине Ак-Бууры. Дальше идет небольшой его кусок до Памирского тракта, потом тракт. А потом - бааальшущий участок Алайского хребта и его отрогов на восток до китайской границы и вдоль нее на северо-восток до стыка с Ферганским хребтом!

В процессе подготовки очередного раздела новой редакции "Перечня перевалов..." выяснилось, что по обширному району Алайского хребта и его отрогов от Памирского тракта и до китайской границы нашлось всего 2 отчета - Келина 2008 года и Деменева 2013. Если кто-то еще там ходил - прошу отозваться. Лет 15 назад на M.ru мне попадался чей-то небольшой отчет об этом районе (ходили двое, кажется), но сейчас он там куда-то исчез.

В процессе сбора материалов для классификатора перевалов нашлись фотографии из архива Анатолия Вязкова (Фергана, сейчас Крым). К сожалению, большинство фотографий не подписано.

Группы из этого клуба в 80-х годах активно исследовали район Кичик-Алая. Для обновления классификатора перевалов на этот район нужны отчеты, описания, любая информация о походах этих групп. Ищу контакты людей из этого клуба.

Сейчас продолжается работа над новой редакцией "Перечня высокогорных перевалов". Выпущен раздел по Центральному Тянь-Шаню (сейчас должны выйти правки к нему). Готовы и, надеюсь, на днях выйдут разделы по горным узлам Матча и Такали. Идет работа над Кичик-Алаем. В процессе работы регулярно встречаются упоминания о походах групп из турклубов городов Ферганской долины. Ферганский клуб, Андижанский, "Кадомжаец" и т.д. Как я понимаю, в 70-80х это были сильные клубы, активно осваивавшие ближайшие горные районы - Памир, Памиро-Алай и Западный Тянь-Шань. Но отчетов этих групп найти не удается. Понятно, что после 90-х не могло остаться много материалов. Но вдруг хоть что-то найдется?

Когда мы в 89 ходили по Музколу – постоянно смотрели на юг, на восточную часть Северо-Аличурского хребта. Информации у нас по нему тогда не было. Вообще.

В процессе работы над новым классификатором перевалов Терскея при обработке старых отчетов в одном отчете 70-х годов попалось пара перевальных записок групп с турбазы "Тихая бухта". Необычно, что это были группы самодеятельных, а не плановых туристов (одна - так вообще 5 кс!). Судя по всему, турбаза находилась где-то на южном берегу Иссык-Куля. В записках указаны инструктора турбазы Асанбеков Ишим, Кульбаев А.К., Рахматуллин Ф.Х.