И еще один "новый" горный район. На этот раз - на Памиро-Алае.

Пишет entv, 25.05.2016 18:48

Кто готовил походы на Кичик-Алай или на Памир с заездом из Оша, наверное, обращал внимание, что Алайский хребет отнюдь не заканчивается на восточной границе Кичик-Алая - долине Ак-Бууры. Дальше идет небольшой его кусок до Памирского тракта, потом тракт. А потом - бааальшущий участок Алайского хребта и его отрогов на восток до китайской границы и вдоль нее на северо-восток до стыка с Ферганским хребтом!

Меня давно интересовало, неужели туда никто не ходил. Промелькнул как-то лет 15 назад на М.ру отчет о каком-то небольшом походике двух человек туда и пропал. И все, похоже.
А сейчас, начав заниматься новым классификатором перевалов Кичик-Алая, я вновь задался этим вопросом. Как выяснилось, ситуация с информацией по этим районам улучшилась, но не глобально. Появился замечательный сайт И.Гончарова pamir-alay.com, на котором есть кое-какая информация по несложным перевалам на участке между Ходжакеленом и трактом.
Еще в том же узле в 2015 году сделала несколько первопрохождений более сложных перевалов группа С.Моренко из Харькова, но, к сожалению, их отчет еще не готов.
В интернете также обнаружился отчет о походе А.Л.Келина (Киев, "Глобус") 2008 года (http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=3658), в котором аклемное кольцо делалось в юго-восточной части района - в долинах Сарыкучук и Икизяк. Пройдено 2 простых перевала и хорошее восхождение на в. Сарыкучук.
И появился отчет группы из Перми и Тулы под руководством Н.П.Деменева 2013 года (http://tlib.ru/doc.aspx?id=40144&page=1), которой пройден интересный маршрут восточнее Памирского тракта. Правда, он пешеходный, но на сложность и высоту это никак не повлияло:-). В этом районе группа прошла 17 препятствий, которые раньше туристами, видимо, не проходились.
И все. Пока больше ничего существенного обнаружить не удалось. Я написал здесь постинг с вопросом, кто что еще знает об этом районе. Но ответов пока нет и мне дали совет коротко описать его. Если кто-то еще там бывал - может, заметит и напишет мне. А остальным просто может пригодиться новый интересный и доступный район.
Ведь этот район, в отличие от ранее описанного другого малохоженого района - Аличура (http://www.risk.ru/blog/206990), действительно, легкодоступен. С севера его ограничивают населенная долина Тара и Ферганская долина, куда легко попасть из Оша. С запада - долина Ак-Бууры, по которой тоже есть хорошая дорога из Оша. С юга - Алайская долина с отличным шоссе на всем протяжении от границы с Таджикистаном до границы с Китаем. И, наконец, знаменитый Памирский тракт. Он пересекает район с севера на юг по долине Гульчи. Так что заезд в район из Оша - не более нескольких часов.
Если взглянуть на топокарты, обнаружится, что в районе полным-полно простых перевалов, через которые ведут тропы. А если потом поелозить по Google Earth, то окажется, что там еще и полным-полно перспективных мест, где можно пройти и намного более сложные перевалы. Так что, как минимум, походы 1-5 категорий там проводить можно.
Правда, район не дотягивает по высоте до 5000. А это многим не понравится. Но все же высшая точка, находящаяся в хребте Ойбала - 4948 м! Кстати, этот небольшой хребет некоторые (http://www.adventuretravel.ru/eng/pamiralai/oibala) описывают как отличный бигвольный район. По фотографиям - прямо-таки небольшой Каравшин!
Так что, кто любит первопрохождения - хватайте новенький, с пылу-с жару район, пока не остыл! Удачи! Сезон почти начался.

Картинку бы прицепить с картой...

Работал там геологом несколько лет в 2000-х. Площадное опробование. В общем прошел пешком, проехал на лошадях и машинах почти все ущелья от Тара (в верховьях Ойтал) до Гульчи (Памирский тракт), с юга ограничился Алайской долиной. Прошли десяток основных конных перевалов, знаю все автомобильные подъезды (на то время). Есть интересные скальные районы, альпинистские нехоженые маршруты. Есть какие-то фото. Места действительно интересные и не хоженые. Сам думаю о проведении новых трекинговых коммерческих программ в этом районе.
Если есть вопросы - спрашивайте. Я как не турист на сложные перевалы внимания не обращаю.

А нас интересуют не только сложные перевалы! Район легкодоступный, поэтому там можно проводить и самые простые походы, начиная с некатегорийных. Так что конные перевалы тоже интересуют! На топокарте их много отмечено, но непонятно, на каких из них, действительно, есть тропа. Так что пока я их не вносил в в таблицы. Не могли бы Вы прислать краткую информацию о пройденных перевалах? Название, какие долины соединяет, есть ли тропа.
Также была бы полезна информация об автодорогах, тропах по долинам, мостах, кошах. Тут уже здорово было бы написать краткий обзор транспортных возможностей района. Я готов в этом Вам помочь.

Вот тут хорошие люди внесли этот район в каталог перевалов Вестры и теперь вбивают туда перевалы. http://westra.ru/passes/Places/456