Юность горного туризма

Пишет entv, 10.11.2016 22:34

Юность горного туризма (Горный туризм)
Тут небезызвестный председатель нашей городской МКК дядя Коля Рязанский недавно в чьем-то архиве нашел любопытные описания перевалов. По тексту и фотографиям - вроде бы рядовые старенькие описания. Обычная терминология, обычные фотографии. Но вот если обратить

внимание на нижний край лицевых сторон обложек... "ТЭУ 1938-39г." Самая юность туризма. И сразу становится ясно, почему такой неровный шрифт и серая бумага.
А теперь давайте посмотрим, кто же составил эти описания.
"Старший инструктор Сасоров" - http://www.alpklubspb.ru/ass/a426.htm - Сасоров Василий Павлович (1908-2003), Ленинград, затем Москва. ЗМС по альпинизму, затем турист-горник!
"Инструктор Л.Богородский" - Лев Иванович Богородский, Москва, МС по альпинизму, начуч а\л "Красная Звезда"!
Ведь в те времена альпинизм и горный туризм еще не разделились.
Вот такие исторические документы иногда всплывают. Любуйтесь, кому интересно!
Вот перевал Гарваш. Сейчас его не ходят - граница с Грузией. А когда-то он был весьма популярен.

А вот еще более известный и тоже сейчас пограничный перевал Джантуган.

По-видимому, это одни из самых старых из известных туристских описаний. На tlib.ru есть всего 6 отчетов до 39 года включительно. Из них только 2 горных (38 год), 2 - альпинистских, 1 - пеший, 1 - водный.

Перевал Гарваш считался 2Б, ходили в четверках. Здесь (в 39м) -1Б(2). Рассказывали, что сваны перегоняли коров через него, привязывая длинный кол вдоль тела коров, чтобы не провалились в трещины.

Да, считался. И Джантуган - тоже, в 70-80-х. А под конец - даже 3А. Какой категории они были до войны и как считали тогда категорию - лично я не знаю. Но доверяю документам. Я слышал, что на южной стороне Гарваша был некий путь по скальным полкам. Назывался "сванская тропа". И по нему было проще.

Спасибо. Интересно увидеть старые фото, многое там изменилось.
POXOD 2016 NO 1 300 copy
На моём фото (июнь 2016) видно как подтаял Лекзыр. Красным отмечен путь на Гарваш (по полкам и через два седла, а не вниз/в лоб как в описании). Сегодня все это едва проходимо и сыпет там постоянно.

Дааа... Я не ходил южный склон Джантугана после 92-го. А тогда все было совсем по-другому! Год был малоснежный. Мы спускались туда с Гумачи и повесили 11 веревок. Но ниже знаменитого "зеркала" уже были нормальные морены. На "кресте" услышали чьи-то голоса и на всякий случай тут же убежали на западную ветвь.

Hа этом фото виден перевал Джантуган и плато (с юга конечно). До установления границы ходили по правой стороне.
p1040474 copy

перед выходом на Лекзыр крутые лбы
12 copy

А можете мне прислать архивчик, я выложу к себе?

ага, пришлю сегодня

Есть ещё один достаточно интересный сборник - "ПЕРЕВАЛЫ ЦЕНТРАЛЬНОГО КАВКАЗА", составитель Э.С. Левин, выпущенный в 1938 г. издательством ОГИЗ - ФИЗКУЛЬТУРА И ТУРИЗМ.
Его экземпляр из личной библиотеки известного ставропольского краеведа В.Г. Гниловского попал в библиотеку Ставропольского краеведческого музея имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве. В нем описания 36 перевалов и 38 черно-белых фото. Приложения в виде карт к нему, к сожалению не оказалось.
В конце 90-х годов прошлого века мне посчастливилось стать обладателем ксерокопии этого сборника. Около трети описанных в нём перевалов довелось проходить как участником, так и руководителем. Было очень интересно сравнивать описания того времени с нынешними условиями. Они действительно потерпели изменения.

А у меня, кстати, есть эта книга. И тоже без карт. Но книга - это одно, а вот такие описания "ручной работы" - совсем другое.

Гарваш этим летом

Наверно название скальной гряды-Скалы Аристова и "ложный перевал" ввели намного позже.