Здесь не был освещён этот раздел.
Поэтому, дабы не испытывать укоризну,
и очистить свою совесть хотя бы в отношении «хлеба насущного»,
выкладываю.
Что нужно знать о теории? -
О теории питания в горном походе:
Не слишком в неё углубляться.
Попытки буквально вычислить калорийность рациона
и согласовать с расходом энергии на маршруте – обречены,
т.к. точность методик и констант расхода энергии на те, либо иные операции сильно различаются в зависимости от многих факторов.
Калорийность и усваиваемость продуктов тоже имеют большие отклонения от указанных.
НО
Нужно иметь представление и контролировать:
Этого события ждали долго. Распался Союз, прошли таджикские мятежные годы, а территория и строения альплагеря Варзоб уцелели. Крепко потрёпанные боевиками, все сооружения стоят. Новый директор и его заместитель сумели выстоять и к нашему приезду навести порядок. Широко известный в прошлом на всю страну альплагерь, по количеству восхождений 5-6 категории сложности, был одним из самых спортивных. Команда инструкторов успешно участвовала на Чемпионатах СССР и Средней Азии по альпинизму. Бессменный директор Э.С.Абдулаев вложил всю душу и силы в развитие альплагеря. Учебно-методическую и спортивную жизнь организовывали удивительные люди - начальники учебной части Э.Г.Согрина, О.Капитанов, В.Глушко, В.Мартюшева, А.Харитонов. Но помнят старожилы-инструктора и самое ценное в Варзобе – тот неповторимый инструкторский климат, создаваемый Олегом Капитановым и Алексеем Русяевым на веранде. Не остывающая память о тех дружески-тёплых вечерах с чаем, дыней и арбузом, с приближением первой смены заставляла всё бросать и ехать инструкторами в Варзоб, на Родину новых альпинистов – студентов из Ленинграда, Магнитогорска и других городов Союза.
Прогрессивная связь для активных людей.
Какой связью мы пользуемся, занимаясь активными видами спорта и отдыха?

Снова и снова, из-за ошибок страховки, в альпинизме и скалолазании происходят тяжелые аварии. Чтобы противодействовать ошибкам «человеческого фактора», были разработаны полуавтоматические страховочные устройства, часто называемые «автоблокирующими», но они, в свою очередь, вызвали новые проблемы. Немецкая комиссия по безопасности информирует о произошедших авариях и обсуждает достоинства и недостатки страховочных устройств разного типа.
Эта техника, представленная в актуальном учебнике альпинизма "DAV ALPIN-LEHRPLAN 3", позволяет быстро и с применением минимума средств выбраться наружу из трещины на леднике или, в случае срыва на нависания на скалах, подняться наверх к самой верхней страховой точке перед срывом. Возвращаясь к технике выбирания из ледниковой трещины стоит заметить, что как минимум лидер связки, пересекающей разорванный или закрытый ледник, должен безупречно владеть этой техникой.
К походу на Эльбрус мы подготовились основательно, для нас это было скорее не покорение вершины, а приключение, эксперимент, подготовка к которому была не менее интересной :)
Этим самым объясняется то, что мы решили жить бивуачной жизнью (вместо гостиниц, бочек и вагончиков), в первоначальных планах чуть ли не вплоть до скал Пастухова, и на 9 дней для троих человек накупили 11 кг. американской сублимированной еды и 7 кг. изотоников :) Смешно, да :)))
Но пост не об этом, а о результатах эксперимента.
Готовил к публикации статью о современных способах организации страховочных станций, собрал уже достаточно много интересного материала и вот уперся в эту публикацию. Оригинал на итальянском языке, в котором я не бельмеса. Поэтому многие моменты для меня остались неясны. Например – что такое “ложный возврат” (falso rinvio). На другом форуме из контекста показалось, что это ситуация самопроизвольного выстегивания веревки из карабина. В этой статье создается впечатление, что это какое-то страховочное устройство или прием. Так же непонятен “мертвый круг” и некоторые словесные конструкции. В общем – буду искать конечно. Но, если есть возможность, помогите с более точным переводом или с корректировкой понятий. Буду очень благодарен!!! Текст переведенной статьи решил запостить:
Что-то перо запылилось.
Как радиолюбителю, мне больно смотреть, как некоторые обращаются с радиостанциями, что творят в эфире. Ну, и да: девчонки вон царапают крымские шестерки - дай и я че-нить напишу %)
Часть II. Специальные системы и устройства для страховки двух человек.
I. Система страховки «Тандем Прусик». Рис. 1.
1. В конце 1980х – начале 90хгодов только один способ страховки успешно прошел многочисленные испытания и показал наиболее близкое соответствие параметрам, разработанным для СУ, предназначенных для страховки двух человек (см. п. 1.12., Часть I):
Этот способ называется страховка «Тандем Прусик» (Tandem Prusik Belay).
В начале 1990х в Канаде и США, а несколько позже и в Новой Зеландии, система «Тандем Прусик» была принята на вооружение спасателями в качестве основного рекомендованного способа страховки при спуске/подъеме двух и трех человек.
Система «Тандем Прусик» состоит из двух компонентов:
● Двух схватывающих узлов, сделанных из петель 8мм репшнура разной длины, через которые выдается или выбирается страховочная веревка.
● «Плавающего» узла «Радиум» (см. рис. 4), который служит для крепления петель к станции.
● В качестве схватывающих узлов применяются только классические узлы прусика в три оборота (см. рис. 1,2).
Рис. 1
Способы и средства страховки при спуске и подъеме двух человек на сложном горном рельефе. Опыт зарубежных спасателей. Часть I. Ф. Фарберов 2010г.
На Риске уже есть целый ряд статей посвященных «западному» взгляду на организацию станций страховки. Например, монументальный обзор Варианты организации станции страховки © или Сравнительный анализ приемов динамической страховки от технической комиссии итальянского альпийского клуба CCMT
Настоящая же статья является переводом статьи эксперта по безопасности немецкого альпийского союза DAV Криса Земмеля (Chris Semmel) доступной в оригинале тут . Этот источник, кстати, тоже недавно где-то упоминался.
UPD: чтобы прочесть вторую часть статьи кликай сюда
UPD2: полная pdf версия обеих частей доступна для скачивания

Опечаленный недавними проверенными минами, задумал подставить свою голову под удары экспертов const, vgr, fedor и др.

Вчера я прочитал лекцию в Горной школе МАИ. Надеюсь, она будет полезна альпинистам и горным туристам, да и вообще всем любителям гор.
Лекция, которая будет прочитана в школе Горного клуба МГУ во вторник 26.05.2009,
посвящена, в основном, стратегическому планированию и состоит из разделов:
1. Топологические типы маршрутов и ограничения на вес рюкзаков.
2. Верификация продолжительности участков маршрута.
3. Распределение сложностей по нитке маршрута.
4. Распределение высоты по нитке маршрута.
5. Стратегия и тактика, адаптивное планирование.
6. Подневный и календарный планы.
7. Планирование запасных дней.
8. Планирование ресурсов.
9. Результаты планирования маршрута.
Во время проведения спасработ подручными средствами силами малой группы (2-4 человека) ресурсы спасателей ограничены.
В таких случаях далеко не всегда возможно организовать спуск пострадавшего по наиболее безопасной схеме, так как это описано в первой части
(см. http://www.risk.ru/users/fedor/6788/).
Одна из типичных ситуаций при работе малой группы с ограниченным набором снаряжения - это невозможность организовать две надежных независимых станции для страховки и спуска.
Что делать, если имеющееся снаряжение и рельеф позволяют организовать только одну станцию?
Часть 1 -там
Часть 2 – здесь
Часть 3 - тут

«И эти люди запрещают мне ковырять в носу…»
(из анекдота)
«Подводные камни» и «грабли» на станциях.

Сегодня один человек попросил дать рекомендацию по аптечке для путешествия в горы, чтобы информация не пропадала, решил выложить её сюда. Пусть вопрос достаточно изученный, но все же!










