"Итальянская" компенсационная петля
Готовил к публикации статью о современных способах организации страховочных станций, собрал уже достаточно много интересного материала и вот уперся в эту публикацию. Оригинал на итальянском языке, в котором я не бельмеса. Поэтому многие моменты для меня остались неясны. Например – что такое “ложный возврат” (falso rinvio). На другом форуме из контекста показалось, что это ситуация самопроизвольного выстегивания веревки из карабина. В этой статье создается впечатление, что это какое-то страховочное устройство или прием. Так же непонятен “мертвый круг” и некоторые словесные конструкции. В общем – буду искать конечно. Но, если есть возможность, помогите с более точным переводом или с корректировкой понятий. Буду очень благодарен!!! Текст переведенной статьи решил запостить:
“Ввязанная” петля
Vellis Baù (CIMT VFG)
Аннотация: Организация связи между станционными крючьями и страховочным устройством (или с человеком на самостраховке) производится согласно стандартной процедуре репшнуром как показано на рис. 1.
Рис. 1
Система допускает скольжение карабина (на который подвешено тормозное или другое устройство) от одного станционного крюка до другого, следуя направлению рывка, вызванного падением напарника. Но может случиться так, что узел будет мешать расправлению петли, соответственно препятствуя правильному распределению нагрузки между станционными крючьями. Система организации станционной петли, предлагаемая здесь, устраняет это неудобство: соединительный узел включает петлю (которую поэтому предлагаем назвать «ввязанной»), к которой можно прикреплять карабин, как показано на рис. 2 и 3. Узел передвигается вместе с карабином, не создавая помех. О других преимуществах мы расскажем далее.
Рис. 2
Рис. 3
Организация петли
Мы можем видеть, что ввязанная петля организуется, используя для соединения встречный узел, обычный для ленточных строп. Процедура показана на рис. 4 и 5:
1. На одном из двух концов веревка складывается вдвое
2. Оба конца сворачиваются петлей
3. Проводятся во внутреннюю часть вышеупомянутой петли, огибая основную
Рис. 4
Рис. 5
Таким образом, получается узел, который сходен в некотором смысле с плавающим узлом, но представляет собой три петли веревки, связанные вместе с выведенной закрытой петлей. Очень важно обращать внимание на вязание узла: два свободных конца должны выступать из узла на длину, равную 10-ти диаметрам используемой веревки (например: для репшнура диаметром 7 мм – концы должны выйти из узла на 7 см). Кроме того, петля должна быть маленькой, достаточной для встегивания 2-х, максимум – 3-х карабинов. Следует заметить, что, в отличие от других соединений, в данном случае нет необходимости сильно затягивать узел. Это, потому что есть две ветви, которые работают в противоположных направлениях, и, как следствие, узел стремится к самозатягиванию. Чтобы завершить организацию станции, нужно опустить ту часть веревки, которая находится между двумя станционными крючьями, и позиционировать ее на высоте В.П. (ввязанной петли), где будет навешен страховочный карабин. Здесь для ясности показано связывание петли после того, как она проведена через два станционных карабина, но, очевидно, заранее связанная узлом петля будет проще в применении за счет элементарного встегивания в два карабина. Петля не будет ощутимо неудобнее при переноске, чем связанная стандартным образом, поскольку узел с петлей немногим более объемный, чем другие подобные ему.
Преимущества в использовании ввязанной петли
В отличие от предусмотренных узлов и использующихся двойного контрастного (или двойной английский) и ленточного узла, этот тип соединения представляет следующие преимущества:
1. СОЕДИНИТЕЛЬНЫЙ УЗЕЛ ВСЕГДА ОСТАЕТСЯ РЯДОМ С КАРАБИНОМ – также в случае опрокидывания станции благодаря этому пропадает проблема блокирования станционной петли. Вышеназванное опрокидывание станции (не только вверх, но также и в стороны) может произойти, какие бы приемы страховки не были использованы, в результате срыва лидера, если перед началом работы веревка была прикреплена к станции. В этом случае гарантировано скольжение петли, которое могло бы заблокироваться из-за столкновения соединительного узла со станционными карабинами. Это может привести к тому, что вся нагрузка рывка приложится только к одному из станционных крючьев. С В.П. подобное случиться не может. Соединительный узел представляет собой одно целое с петлей, в которой расположен страховочный карабин и, как следствие, всегда перемещается вместе с ней вдоль петли.
2. НАЛИЧИЕ ЗАКРЫТОЙ ПЕТЛИ – позволяет создание безопасной точки, куда можно встегивать независимо два или более карабинов с целью:
a) самостраховки и установки тормозного устройства, если Вы используете страховочную беседку;
б) самостраховки и навески «ложного возврата», если Вы используете комбинированную страховочную систему;
в) самостраховки, если проушины станционных крючьев слишком малы для установки пригодных карабинов.
Преимущество значительно, прежде всего, в случаях «а» и «б». Действительно вышеописаннная петля позволяет контролировать карабинный тормоз или «ложный возврат», не рискуя тем, что то же самое (выстегивание веревки) будет вызвано быстрым протягиванием достаточно длинного участка веревки, в случае срыва (с протравливанием) лидера. Чтобы избежать этой проблемы до сих пор подвешивались вместе два карабина (самостраховочный и страховочный) или брала внутри в сцеплении также область шнура. Все это может вынести, в некоторых случаях, к опасным поперечным нагрузкам в страховочном карабине.
3. БЫСТРОТА ОРГАНИЗАЦИИ – по сравнению с другими узел, связывающий В.П., в реализации является менее трудоемким, и поэтому, конечно, отнимает меньше времени при подготовке станций.
Чтобы доказать обоснованность организации станции с В.П. были проведены испытания лаборатории на факультете естественных наук и строительной техники, Университет Падуи. Тесты имели своей целью проверку прочности (псевдостатическая нагрузка) 3 типов петель с В.П., связанных из веревок, обычно использующихся в подготовке альпинистских станций: репшнур (нейлон) Ø 7 мм – репшнур (кевлар) Ø 5,5 мм – двойная веревка (double) Ø 9 мм (см пример теста на рис. 6).
Рис. 6
нейлоновый репшнур диаметром 7 мм
тест предельная нагрузка место разрушения
1 3059 карабин
2 3448 карабин
3 3126 карабин
кевларовый репшнур диаметром 5,5 мм
тест предельная нагрузка место разрушения
1 3342 узел ввязанной петли
2 3334 узел ввязанной петли
3 3302 узел ввязанной петли
нейлоновая веревка диаметром 9мм
тест предельная нагрузка место разрушения
1 3451 карабин
2 3842 узел ввязанной петли
3 3958 узел ввязанной петли
Как можно видеть во всех тестах прочность всегда превышает 3000 кг – значение весьма безопасное, т.к. по нормам EN максимальным значением является 2200 кг; уточняется, что в испытаниях были использованы не обычные карабины (с предельной нагрузкой 2200 кг), а специальные рым-болты и разрушение проушины происходило на рым-болте, в который была продета ввязанная петля. Применение В.П. допускает, кроме того, осуществление других типов динамической или жесткой остановки:
Ввязывание в 3 станционные карабина – Реализовывается по классической схеме – на станции из трех крючьев; в нашем случае замкнутая петля заменяет прямой участок веревки, в то время как другие петли переворачиваются (как показано на рис. 7).
Рис. 7
Двойная петля – этом случае мы будем иметь постоянное соединение, образованное двумя петлями: первая – ввязанная петля и вторая – обычная петля связываются вместе (как показано на рис. 8).
Рис. 8
Станция на одной точке – В.П. также может быть использована для того, чтобы организовать станцию на единственной точке опоры, например – дереве. В этом случае, необходимо предпринять организацию “мертвого круга” из петли, чтобы избежать скатывания ее наверх в случае отказа станции (как показано на рис. 9).
Рис. 9
Vellis Baù Comm.ne Interregionale Materiali e Tecniche V.F.G
Благодарность
Мы выражаем благодарность коллегам из Commissione Centrale Materiali e Tecniche – особенно Giuliano Bressan, Claudio Melchiorri и Carlo Zanantoni – за полезные советы и ценные предложения по подготовке этой статьи.
Статья опубликована в “Журнале итальянского альпийского клуба”, сентябрь-октябрь 2003
Источник:
www.caimateriali.org
29
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
А достаточно ли именно такого узла (в пол оборота), или же надежнее сделать полный оборот (как в обычной восьмерке)?
И второй вопрос: не очень понятно по фото, как организуется эта петля на трех точках. Жалко, что нет более крупного фото.
Сказки какие то волшебные. Интересно почему никто не заметил?