«Спасение утопающих – дело рук самих утопающих.»

Недавний случай с туристами в Таджикистане, описанный и обсуждаемый здесь - http://asiaplus.tj/articles/96/5200.html и здесь http://www.risk.ru/users/avestiec/12542/#c97340 когда к поисково-спасательной операции не могли приступить в течении двух недель и когда сделано это было лишь под давлением общественности, обнажил как слабость и неспособность туристской инфраструктуры Таджикистана обеспечить спасение туристов, так и «пофигизм» самих туристов, отправившихся на сложный и опасный маршрут без проработки и подготовки схем спасения. По аналогии немало нелестных слов прозвучало в адрес ситуации со спасением в горах и в Кыргызстане. В связи с чем считаю необходимым прояснить эту ситуацию еще раз (информация по этому вопросу, которая требует уточнения и дополнений имеется здесь http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=1785 ) и дать несколько советов, которые в случае наступления экстремальной ситуации в горах Кыргызстана, помогут если не избежать ее, то выйти с минимальными потерями.

Трагедия на Памире - Кто станет стрелочником? (Альпинизм)
Украинские альпинисты утверждают, что они столкнулись в организации горного туризма в Таджикистане с дилетантством и непрофессиональным подходом. В конце июля на Памире погиб мастер спорта Украины по горному туризму 49-летний инструктор Олег Монсар. Его тело было найдено только 15 августа. Рассказывает корреспондент «АП».

http://asiaplus.tj/articles/96/5200.html - статья в одной из главных таджикских газет.

Хочу сообщить, что похороны состоятся в субботу (21 августа), в 12:00 собираемся возле нашего дома на ул. Петра Панча 4 (Минский массив) и едем на кладбище в Вышгород. Если хочется прийти - обязательно приходите, только если вы без машины - сообщите мне по телефону или же по почте, чтобы я рассчитывала места в автобусе.
Спасибо всем за помощь и участие!

(16:44) В четверг планируют отправить груз 200. Ребята вылетят тоже в четверг прямым рейсом Киев - Душанбе.
Состояние снега было таким, что станция не выдержала, Олег сорвался, полетел вниз головой - переломы везде, судмедэксперт сказал, что он умер моментально.
Похороны планируем на субботу.
Вечная память..

(16 августа 11:10) Потихоньку начинают всплывать подробности задержки вертолета. Хочу придать их гласности. Я постоянно держу связь с отличным человеком, горником и полковником МЧС Таджикистана - Пилькевичем Олегом Владимировичем. Он говорит, что надо, чтобы проблема была услышана президентом Таджикистана, иначе со следующей группой будет то же самое.
Главное действующее лицо: Хабибов Довлат Абдулаевич - руководитель департамента по развитию туризма Таджикистана, если кратко его должность - ответственный за халатность и беспредел. С субботы обещал мне вертолет в разрезе: "Переведите мне 15000 у.е. наличными и вертолет завтра будет в воздухе". Когда я поняла, что лично у Довлата нет никакого вертолета, а только у МИН Обороны - позвонила оперативному дежурному МЧС. Они оказывается ничего не знали о случае. И что хуже всего - у МЧС Таджикистана связаны руки, у них нет собственного вертолета, нет поддержки от государства. Правдами и неправдами смогли передать в среду (!) дело в руководство МЧС.
В данный момент в газетах появляется интервью Довлата о проделанной работе и с наговорами на людей, которые сделали все, чтобы вертолет взлетел. Он пытается очернить МЧС и Рано Умаровну, которые сделали для меня больше, чем все наше правительство вместе взятое. Я просто не могу молчать! Пока такие люди у власти сложно будет обеспечить безопасность в горах. Если у вас есть связи в российской или таджикской прессе - надо восстановить реальную картину.

Надо не допустить, чтобы такая ситуация повторилась с другой группой - это в наших силах!

(20:05) Завтра всю группу заберет вертолет. Он не мучился, а я не опоздала с вертолетом. Отец при падении разбил голову об камни.

(15 августа 6:57) Вот и все. Нашли тело в лавинном выносе. Вечная память. Олег был лучшим отцом, мужем, другом и спортсменом.

Спасибо всем, кто верил и помогал. Спасибо туристам и альпинистам во всех странах, всем, кто знал Олега и не знал. Всем, кто были и всем, кто стали моими друзьями. Спасибо Алексею Ярошевскому и Рано Умаровне, увы, у них это не первая утрата и они разделяют мое горе.
Не спрашивайте держусь ли я. Я - дочь ТАКОГО человека и это дает мне силы.

Спасибо за собранные средства, их должно хватить, чтобы перевезти Олега и сопровождающих ребят домой из Душанбе и организовать похороны.

(14 августа 10:05) Погода плохая, очень тепло, на 4200 снег, лавиноопасно. Тем не менее связка решила двигаться вверх. Они уверены, что внизу Олега нет. Потому как вчера сошла небольшая лавина и растащила шмотки ребят по всему склону - они говорят, что если бы Олег летел до низу - вещи тоже были бы по всему склону. Берг они проверили еще вчера - там точно ничего нет. Ждем новостей. Верим.

Перевал на фото - из отчета Рыкалова. Алексей Эдуардович сказал, что этот перевал ходят двумя путями: так как показано на картине и на две седловины левее - там где поменьше скал и побольше льда. Выяснилось, со слов Ващенко, что они спускались с левой седловины перевала - там где нет скальных выходов. Также известно, что бергшрунд (или это ранклюфт), он очень глубокий и широкий. Сейчас он во многих местах плотно забит снегом.

(13 августа 9:00) Ребята начали работать еще ночью, но утром, часов в 9:00 начался снегопад. Сошла небольшая лавина. Пришлось временно прервать поиски. Все, что успели раскопать, засыпал снег.
Злости не хватает - 6 дней хорошей погоды ребята просидели в МАЛе и ждали вылета. 6 дней, которые для меня были как 6 лет. И что главное - за это никто не ответит. Никто не возьмет на себя ответственность за жизнь моего отца. МИД комментируют, что они поздно узнали. Везде одно вранье, а отец, кто мне его вернет..

(19:00) Связалась с Лешей Ващенко, он в больнице в Душанбе. Его жизни ничего не угрожает, но когда я с ним разговаривала он постоянно кашлял. Врачи говорят,что снимок еще не очень хороший, но они сказали, что подлечат.

(16:00) SMS от Егора: 5 часов шли под перевал. Завтра начинаем поисковые работы.

Несчастный случай на Памире. (Альпинизм)

м-т  "Мачомбо" (6А, А3, 335м) пройден свободным лазанием! (Альпинизм, братья нефедовы, free climbing, свободное лазание, морчека, крым)

Крым, вершина Морчека.

24 апреля маршрут был пройден связкой Сергей Нефедов - Андрей Нефедов.
Максимальная сложность 7с+

Среди прочих задач перед выездом в горы, решал, как всегда, проблему страховки.
Этот вопрос неоднократно обсуждался на страницах РИСКа и М.ру.
Перуанцы предложили мне застраховать нас в приличной фирме, но мне, впервые, удалось найти на Украине страховую компанию с интересными условиями.

Кстати, о страховке... (Путешествия)

Кандерштэг - деревня в Швейцарии, расположенная на северном выезде из туннеля Lotschberg, на одной из главных транспортных артерий страны. Уступая по популярности другим горнолыжным курортам, Кандерштэг предлагает большой выбор ледолазных маршрутов. Несомненно, это лучший ледолазный район в Швейцарии. Здесь 9 секторов с маршртами различного стиля лазания, расположенных не очень далеко друг от друга. Здесь каждый найдет маршрут для себя: легкие маршруты для начинающих, и длинные 350-метровые линии, популярные и легкодоступные скалы, суперсерьезные и маршруты с непростыми подходами. Появление драйтулинга открыло новые возможности для лазания с инструментами – в одном таком секторе пробито почти 40 маршрутов. А те, кто устал от коротких спортивных трасс могут попробовать свои силы на 10-веревочных маршрутах.

Kandersteg – столица ледолазания в Европе. (Альпинизм, ледолазание)

В последнее время в инете активно обсуждаются покупки товаров за бугром, где можно почерпнуть много полезного. Но у туристическо-альпинистской снаряги есть свои нюансы. Поэтому решил поделиться собственным опытом. Лениво перечислять, сколько всего и почём накупил, но даже с учётом пересылки EMS-ом (государтственная экспресс-почта) вся снаряга обошлась ровно в 2 раза дешевле, чем покупать здесь, рыская по магазинам и выклянчивая скидки.

По просьбам трудящихся - красивая картинка :)

The best topic ever! (шоппинг за бугром, Бэккантри/Фрирайд, снаряжение, покупки)

Image © John Lund/CORBIS
pro.corbis.com

Два джедая и Верблюд... Виталий Горелик (Альпинизм, победа западная, глеб соколов, первопроход, победа, экспедиции, горы)
Верблюд. Фото предоставил Виталий Горелик

Этот потрясающий рассказ мы опубликовали в "РИСК онсайт" № 41. В нашем декабрьском предновогоднем номере.
Надеюсь вы получите удовольствие, перечитывая текст и следя за перипетиями восхождения Глеба и Виталия. Тем же, кто еще не читал этот материал, предстоят чудеснейшие минуты - рекомендую! :)))))

Описание маршрута можно почитать ЗДЕСЬ - в номинации Виталия Горелика и Глеба Соколова на "Хрустальный пик" от Риск.ру.

Два джедая и Верблюд

Виталий Горелик

Вместо введения

Пишу в журналы я нечасто, в основном по работе или по принуждению. Что по большому счету одно и то же. Поэтому почитал Интернет, прежде чем писать этот опус. Очень уж не хочется впадать в стиль «Ридер Дайджест» и вышибать слезу из добросердечных домохозяек. Перечитал Валеру Шамало, про Шабалинско-Тухватуллинские похождения на Северной стене Хана, про москвичей на Южной стене Коммунизма и прочих восходителей на большие холодные стены. Удивительно! Люди очень разные, а ощущения на стене крайне схожи. Ну и Володе Стеценко – отдельный респект! Мало кому удается так удачно постебаться над своими подвигами. Очень я это дело люблю и уважаю. И поэтому буду часто цитировать. Дневников мы с Глеб-соном не вели – сильно уставали за день. Поэтому это повествование, скорее всего, будет одной большой эмоцией.

И чему теперь верить?... (Альпинизм, альпинизм, якоря, безопасность, снаряжение)

Интересно мнение людей, лазающих альпинистские маршруты 5Б и сложнее по поводу фотографии выше… (с карабином BD все ок, он на фотке для понимания размера якоря :))
Это – результат рабочего ИТО-шного срыва. Этот якорь (размер L, красноярский) был забит в вертикальную щель ПОЛНОСТЬЮ, то есть до верхней дырки в головке крюка, в него была прощелкнута страховочная веревка. Я встал на нем в верхние кольца крюконог, поставил выше фифу, опробовал – все ок, нагрузил всем телом – фифа вылетела. Момент в общем-то типичный, такое рано или поздно случается при ИТО. Именно поэтому срыв и рабочий.

Номинанты "Хрустального пика-2009": пик Верный по центру Северо-Западной стены (Альпинизм, risk.ru, события, горы, риск.ру, кызыл-аскер, хрустальный пик, кафедральный собор, головченко, бандалет, киргизия)
Маршрут на пик Верный, он же Кафедральный собор. Все фото из архива экспедиции.

Итак, представляю Вам следующего номинанта - команду восходителей на пик Верный (он же Кафедральный собор)! Поскольку Николай Бандалет еще не вернулся из экспедиции на Ама-Даблам, кстати, пользуясь случаем, поздравляю с горой:))) - я обратилась за информацией к Дмитрию Головченко.

Участники восхождения: Николай Бандалет, Дмитрий Головченко, Александр Малаховский, Сергей Михайлов и Сергей Нилов.

Не буду тянуть кота за хвост! Вся информация, описание маршрута и хроника восхождения - за "дальшебольше"...

Action Brothers как и обещали, выкладывают фильм «Ажиотаж» во всемирную сеть Интернет совершенно бесплатно, и более того, IT-специалист Макс Дуюнов сделал для Action Brothers собственный торрент-трекер.

"Ажиотаж" в Интернете (Горные лыжи/Сноуборд, экстрим, фильмы, спорт, ski, extreme)

На написание этого поста меня подвигла информация из книги «Тысячелетняя история туалетов», которую я недавно верстала для питерского издательства «Алетейя. Историческая книга»
Сразу хочу предупредить, что данная тема, поднимаемая мной, не является очередной шуткой юмора. Меня интересуют только конструктив. И не только меня.
Так как она имеет напрямую отношение непосредственно к здоровью. А здоровье, наверно, это не тема для юмора. Даже если при этом затрагиваются щекотливые вопросы.

Нужна информация.  Новый оутдор-девайс специально для женщин. (Альпинизм, зимний альпинизм)

Рисунок из книги С. Матиссон "Тысячелетняя история туалетов"

Бельгийцы в Арктике. "Asgard Jamming" видео. (Альпинизм, альпинизм, канада, бельгия, фаврезе, баффин айленд, чистый стиль)

Бельгийская команда, про которую уже писали в сети, не только провели великолепную экспедицию в канадском Национальном парке "Аuyuittuq" на Баффиновых островах. Но и умудрились снять великолепное видео. Внутри поста можно посмотреть видео-анонс.

Звонит мне на днях девушка Света, которая всё лето строила хижину на Эльбрусе и решила под конец сезона погреться в Крыму. Спрашивает, куда бы ей приехать и где поселиться, чтобы там жило побольше альпинистского и скалолазного народа - едет одна и хочет найти напарников на месте. Я призадумалась.

Почему-то всюду, куда ездишь лазить или ходить – в Краби, в Геикбайри, в Арко, в Эль Шалтен, на Цель ам Зее – всегда есть какая-нибудь хютте или guesthouse или refugio, где живут и тусуются братья и сёстры по оружию. А когда приезжаешь в Крым, то людей встречаешь или на скалах – или уже в «Ежах» в Симеизе. Альпинистского/скалолазного приюта до недавнего времени не было.

Ура! Теперь есть!

Кирпич по Ромбу. Мои впечатления :, Альпинизм, узункол)

Сегодня мы идем в Мырды. Весь день не было погоды, и как говорится, ничто не предвещает, но нам скучно сидеть в лагере и мы идем… на душе как-то очень спокойно, ущелье классное, а горы вдали выглядят… кхе… весьма необычно… Пирамида, например очень похожа на Маттерхорн, ну а Кирпич (как-бы наша цель) вообще никак не выглядит – снег на него идет и не видно его по-этому…

Карта Приэльбрусья для загрузки в навигаторы Garmin (Горный туризм, приэльбрусье, gps)

Готовясь к своему первому руководству походом, я решил нарисовать карту района для своего GPS навигатора. После похода привел карту в порядок и решил не скрывать ее от общественности...

Установлено, что дети - это тоже люди, только маленькие. Иногда - очень маленькие. Что нужно детям? Детям нужна любовь взрослых и игрушки. Снаряжение для стенных восхождений порой бывает самой лучшей игрушкой, которую можно придумать из ряда альтернативных вариантов. Это хорошо понимают отцы детей, но как же это плохо понимают женщины! Женщины снаряжение для bigwall не понимают и не любят. Оно им крайне неприятно.

Снаряжение для bigwall. Применение в мирных целях.  Дети.

Уже несколько лет я использую в горных походах самодельные снегоступы с поперечным каркасом из металлических трубок. Последняя пара пережила два похода 6 к.с. и два майских несложных, но очень многоснежных похода, поэтому я могу сказать, что, похоже, научился делать надежную конструкцию.