Номинанты "Хрустального пика-2009": пик Верный по центру Северо-Западной стены

Пишет robinsya, 04.11.2009 12:30

Номинанты "Хрустального пика-2009": пик Верный по центру Северо-Западной стены (Альпинизм, risk.ru, события, горы, риск.ру, кызыл-аскер, хрустальный пик, кафедральный собор, головченко, бандалет, киргизия)
Маршрут на пик Верный, он же Кафедральный собор. Все фото из архива экспедиции.

Итак, представляю Вам следующего номинанта - команду восходителей на пик Верный (он же Кафедральный собор)! Поскольку Николай Бандалет еще не вернулся из экспедиции на Ама-Даблам, кстати, пользуясь случаем, поздравляю с горой:))) - я обратилась за информацией к Дмитрию Головченко.

Участники восхождения: Николай Бандалет, Дмитрий Головченко, Александр Малаховский, Сергей Михайлов и Сергей Нилов.

Не буду тянуть кота за хвост! Вся информация, описание маршрута и хроника восхождения - за "дальшебольше"...

Пик Верный по центру Северо-Западной стены, 6-я категория трудности.

• Общая протяженность маршрута 1000 м
• Протяженность стенной части 700 м
• Средняя крутизна маршрута 67°
• Средняя крутизна стенной части маршрута 82°
• Маршрут абсолютно безопасный, рельеф надежный, сверху ничего не летит

маршрут команды

Описание маршрута

R0 По снежнику прямо вверх, проходя два бергшрунда, подойти под начало внутреннего угла. Центральный контрфорс должен остаться слева. Страховка через ледоруб. Станция справа от трещины под нависанием.

R1 Со снежника, обходя нависание слева, вверх по внутреннему углу, на удобную снежную полку.

R2 В левой части полки начинается трещина. По ней прямо вверх на большую снежную полку, в правой части которой забит шлямбур.

R3 Между нависанием слева и плитой справа по щели прямо вверх. Щель в верхней части забита снегом и льдом.

R4 Со станции прямо вверх по внутреннему углу, залитому натечным льдом. Выход на большую снежную полку. В трех метрах от выхода забит шлямбур. Ночевка.

R5 С правой части наклонной полки начинается камин. По гладкому заледенелому камину вверх вправо 20 м. Станция на маленькой полочке. Есть шлямбур.

R6 Вверх по внутреннему углу. На выходе из внутреннего угла на системе полок удобная станция.

R7 От станции прямо вверх по проходимым свободным лазанием скалам на полутораметровую снежную полку. С нее маятник вправо на систему снежных полок в основание большой трещины. На полках ночевка.

R8 Со снежной полки по трещине прямо вверх на небольшую полочку. На станции забит шлямбур.

R9 От полочки вверх по трещине, часто забитой снегом и льдом, до небольшой снежной полки.

R10 От станции чуть вправо. Попадаем в небольшой внутренний угол, по которому двигаться вверх в основание карниза. Шлямбур.

R11 От станции, обходя карниз слева, попадаем в вертикальную трещину. По трещине вверх. Натечный лед. Станция в небольшом внутреннем угле.

R12 Вверх по трещине, уходящей влево и приводящее в большой камин. По камину вверх. Порода в камине ненадежная. В конце веревки шлямбур.
R13 От шлямбура движение вверх по камину. Дырочные скайхуки, якоря. Порода отслаивается, страховка ненадежная. В верхней части натечный лед. Выход из камина на небольшую полочку влево.

R14 Вверх по внутреннему углу, выводящему на большие снежные полки. Ночевка.

R15 С левой части снежной полки (склона) по трещине вверх 15 м. Далее по правой части грота вылезаем через потолок на небольшую полку.

R16 От станции прямо вверх по крупноблочным скалам средней трудности к большому камню.

R17 От камня влево вверх по льду в основание камина. По камину вверх (якоря, френды). Лазание сложное.

R18 Выход на гребень, обходя большой рыжий жандарм справа. Движение по снежному гребню до вершины. Вершина.

* Альпийский стиль – НЕТ
* Капсульный стиль – ДА
* Перила – ДА
* Шлямбура на станциях – ДА
* Шлямбура на «прохождение» - НЕТ
* Дырки под скайхуки – ДА, 8-10 штук (только в камине, в первой половине (R11 – R12), там вообще рельефа нет, а дальше помог натечный лед, куда Нилов умудрился крутить буры (только для «прохождения», толщина льда была минимальной).

Схема маршрута по центру Северо-Западной стены пика Верный

Митя Головченко. Выяснилось, что из этой экспедиции у него нет ни одного портрета, так что пришлось довольствоваться архивным :)

Блиц-интервью с Дмитрием Головченко.

Что могло не прозвучать в хронике....

- Как возникла идея такой совместной экспедиции?

Все просто. Мой папа с 1995 года ходит вместе с Бандалетом в горы. В 2007-м году они были в этом районе, и, конечно же, папа поделился впечатлениями, показал фотографии. Мне понравилось! А весной этого года папа написал, что белорусы опять собираются в Кокшаал-Тоо (и зовут его с собой). Мы попросились с ними, получилась совместная экспедиция.

- Почему выбрали для восхождения именно пик Верный?

Еще 2 года назад папа показал Северо-Западную стену Верного (Тянь-Шанской Пти-Дрю, как его тогда называли). Рассказал, что они с Бандалетом в двойке делали попытку ее пройти, но в силу разных причин не смогли. Оказалось, что не одни они. То была 4 попытка прохождения СЗ стены, но она так и осталась «нераспечатанной». Нам, конечно же, захотелось попробовать

- Какие особенности восхождений и организации экспедиций в этом районе можешь отметить?

Все-таки, несмотря на аншлаг в этом году, район действительно удаленный и труднодоступный. Всю тяжесть организации на себя взял Николай Бандалет, тут бы его и спросить, но он сейчас на Ама-Дабламе. Что касается восхождений, то было несколько неожиданно, что в районе, где абсолютная высота не так велика, все время так холодно. На восхождении все время как зимой на Кавказе (бывает и тепло, но оч-чень редко). Туфли скальные протаскали на обе горы абсолютно напрасно. А вот лазанье классное, все крепкое, рельеф разнообразный: от монолитных стен до каминов. Вообще район понравился, еще бы тепла побольше – вообще цены бы ему не было!

- Расскажи немного о команде.

Николай Бандалет – председатель альпинистского клуба Хан-Тенгри, г. Минск. Огромный опыт восхождений в различных горных системах Евразии, от высоких Татр, до Гималаев. Александр Малаховский – молодой, но очень перспективный альпинист а/к Хан-Тенгри, сильный скалолаз. Сергей Нилов – один из сильнейших альпинистов-технарей в России, мастер спорта. Сергей Михайлов – один из ведущих спортсменов клуба им. Демченко, мозг команды. С последними двумя ходим вместе с зимы 2002-2003, для меня это самая лучшая команда.

- Чем запомнилось восхождение на Верный?

Конечно, запомнился большой камин (о камине читайте чуть ниже, в хронике – прим. ред.) и то, как Нилов его проходил; запомнилось, как до 12 ночи рубили полки под палатки, а потом они оказывались маленькими и неровными, но было уже все равно; запомнились ночевки на стене, особенно вторая, когда мы вчетвером ночевали в половинке 2-местной палатки (вторая половина на полку не поместилась), была свалка настоящая, почти не спали, правда по легенде ночью кто-то даже храпел, хотя я этого не помню (может я???) А самое главное впечатление – понравилось: классная команда, отличный маршрут, неплохая погода!

Хроника экспедиции

Базовый лагерь. День первый.

В августе этого года нам случилось стать частью проводимой минским альпинистским клубом Хан-Тенгри экспедиции "Кызыл-Аскер-2009". Здесь я хотел бы коротко рассказать о том, что удалось и чего не получилось. 1 августа мы в полном составе собрались в Бишкеке. Всего участников экспедиции было 10, половина из Белоруссии, половина из России. В базовый лагерь на высоте 3750 м мы прибыли 6 августа, природа нас встретила снегопадом. Собственно всю оставшуюся часть экспедиции можно разбить на 2 части: восхождение на пик Верный и Кызыл-Аскер.

Верный

История с названием этой горы напоминает мне археологические раскопки. Достаточно сказать, что кроме вышеуказанного имени у горы есть и такие: Тянь-Шанская Пти-Дрю, Кафедральный Собор и пик Минск, причем каждое из них мы в разное время считали единственно правильным. Но, как выяснилось уже в Бишкеке, название данное первопроходцами в 1988 году пик Верный. Впервые вблизи посмотреть на гору удалось 7 августа, во время акклиматизационного выхода.

Лагерь под Верным

Были сделаны несколько фотографий и начал формироваться вариант маршрута. А 10-го числа двойка Нилов – Бандалет обработала первую веревку маршрута. На подходе к горе с Кызыл-Аскера обрушилась внушительная лавина, все порадовались, что не вышли рано утром.

Лавина

Тут, наверное, стоит назвать состав участников восхождения: Николай Бандалет, Дмитрий Головченко, Александр Малаховский, Сергей Михайлов и Сергей Нилов. Гора с самого начала дала понять, что легкой прогулки не будет. Как следствие, за 3 дня провешены лишь 4 веревки. В свободное от обработки время лазали боулдеринг.

Боулдеринг на 4000 м...

13 августа команда в полном составе вылезла на снежно-ледовую полку, где после приблизительно 7 часов подготовительной работы удалось вклинить 2 двухместных палаточки. На следующий день мы переехали на 2 веревки выше, собственно в этот день даже был небольшой, метров 20, участок свободного лазанья и столь же небольшой маятник. Ночевали вчетвером в двушке, а Бандалет вообще подвесил палатку без стоек и спал калачиком под таким тентом-бивакзаком.

Вторая ночевка

15 августа Нилов пролез ключевой участок маршрута, его изюминку, 100-метровый немного нависающий камин.

Камин

Ночевали но большой полке, только вот опять на то, чтобы выровнять место под палатки потратили порядка 5-ти часов.

Третья ночевка

Ночью этого дня погода немного испортилась, в результате, когда мы вылезли на вершину, видимости было не больше 20 метров, и мечты о спуске пришлось отложить еще на день. Вершина оказалась отличным местом, большой снежный купол, прямо вертолетная площадка. Утром следующего дня погода идеальная, виды потрясающие.

Лагерь на вершине

Кстати, GPS показал нам высоту 5250 м, вместо 4850 в классификаторе и на картах. Это первый случай в моей практике, когда разница в цифрах столь существенна. Спускались мы по северо-восточному гребню, где в 2007-м году двойка Бандалет – Головченко ст. повторила шотландский маршрут 2004-го года.

Нилов на спуске

Часов в 9 вечера команда в полном составе спустилась в базовый лагерь. На этом первая часть заканчивается...

Базовый лагерь 19 августа

Поскольку из песни слова не выкинешь, а еще одной целью команды было восхождение на Кызыл-Аскер....

Кызыл-Аскер

На Кызыл-Аскер вышли 20 августа в составе Нилов, Михайлов, Головченко. 21-го днем стояли под ЮВ стеной.

ABC Кызыл-Аскер

На следующий день двойки Нилов-Михайлов провесила 2.5 веревки. В основном лазанье по натечному льду.

23-го вылезли на снежно-ледовую и провесили одну веревку выше. На следующий день переехали на 4 веревки вверх, там опять обнаружилась довольно удобная полочка. Так как каждый раз много времени и сил уходило на организацию ночевки, на 25-е переезд не планировался, повесили все 3 веревки. А весь следующий день просидели в палатке из-за непогоды.

Вторая ночевка

27-го августа погода встала.

27 августа

Переехали и провесили выше еще 3 веревки. Это были, наверное, ключевые участки маршрута, пришлось преодолевать серию больших карнизов.

Карниз

Высота по GPS-у в верхней точке, достигнутой в этот день показала 5 600м. К сожалению эта точка так и осталась высшей, потому что вечером этого дня погода испортилась. Очень теплой ночью нашу палатку разбомбило оттаявшим льдом, хороши что кроме ушибов травм не было. Весь следующий день и ночь провели в непрерывном откапывании палатки. 29-го утром погода не улучшилась, а т.к. еще день отсидки резко снижал вероятность того, что мы все-таки успеем, было принято решение спускаться.

Спуск с Кызыл-Аскера

Уже в 18 часов мы пили приготовленный группой поддержки чай и ели гречневую кашу. А на следующий день ушли в базовый лагерь. Погода на Кызыл-Аскере так и не установилась до самого нашего отъезда 1-го сентября.

После горы

И в дополнение общие замечания: район суровый, за все время скальные туфли не надели ни разу, хотя везде таскали с собой. Погода, особенно на Кызыл-Аскере, очень нестабильна, меняется в любую сторону быстро и непредсказуемо. На обоих маршрутах было бы легче при наличии платформы, если, конечно, вас не 5 человек и трое одновременно могут заниматься организацией мест для ночевки, пока двое лезут дальше. В остальном все здорово, горы красивые, скалы надежные, маршруты безопасные.