Kandersteg – столица ледолазания в Европе.

Пишет Annna, 17.03.2010 14:51

Кандерштэг - деревня в Швейцарии, расположенная на северном выезде из туннеля Lotschberg, на одной из главных транспортных артерий страны. Уступая по популярности другим горнолыжным курортам, Кандерштэг предлагает большой выбор ледолазных маршрутов. Несомненно, это лучший ледолазный район в Швейцарии. Здесь 9 секторов с маршртами различного стиля лазания, расположенных не очень далеко друг от друга. Здесь каждый найдет маршрут для себя: легкие маршруты для начинающих, и длинные 350-метровые линии, популярные и легкодоступные скалы, суперсерьезные и маршруты с непростыми подходами. Появление драйтулинга открыло новые возможности для лазания с инструментами – в одном таком секторе пробито почти 40 маршрутов. А те, кто устал от коротких спортивных трасс могут попробовать свои силы на 10-веревочных маршрутах.

Kandersteg – столица ледолазания в Европе. (Альпинизм, ледолазание)

Множество известных ледолазов оставили следы от своих инструментов в Кандерштэге. Не корите меня за то, что перечисленные ниже имена покажутся вам элитными, ведь присутствие здесь настоящих ледолазных звезд поможет неплохо охарактеризовать район. И это является плюсом для многочисленных неизвестных ледолазов, которые повторяли здешние маршруты. Начнем с Питера Гобета и Хавьера Бонгарда, которые проложили удивительный маршрут на Staubbach, 200-метровый каскад, первая половина которого нависающая. Они назвали свой маршрут Rubezahl, в честь духа гор Riesengebirge или Giant Mountains, которые находятся на границе Польши и Чехии. Маршрут так же проходится по скалам, даже с использованием не очень современного снаряжения. Для закручивания буров надо будет крепко держать рукояти ледовых инструментов. Xavier освободил духа Rubezahl в 1993. В том же году он пролез легендарный Crack Baby, 350 метров совершенства, расположенный в самом сердце Breitwangfluh, в Oberland. Это 2 лучших маршрута в Швейцарии. Немец Роберт Яспер со своей женой Даниэлой тоже лазали в том районе. Они ответственные за Reiseins Reich der Eiszwerg, первый маршрут седьмой категории в стране, в Oeschinenwald. Это впечатляющее 4 веревочное путешествие в ледяное королевство гномов, включающее в себя скальные участки и лазание по вертикальному льду, перед выходом на заключительную ледовую колонну. В последних гайдбуках района категория маршрута занижена – III/6+/M6 – но тем не менее маршрут не стал менее привлекательным.

Спустя 2 года в 1998, пара вернулась, чтобы пролезть Betаblock super - это старый проект Хавьера слева от Crack Baby. Девятиверевочная линия включает в себя тонкую 40-метровую колонну в середине маршрута. Эта трасса обозначила новый уровень в ледолазании, хотя и не являлась самой сложной в районе. Категория сложности линии - 7. Ключ можно облезть вариантом М8. Зарегистрировано несколько повторов. Считается, что маршрут безумно опасен. Однако Роберт Яспер не стоял на месте и накалил страсти своим новым маршрутом Flying Circus, первым М10 в мире. Суровый маршрутец длиной в 4 веревки, проходит по потолку огромного грота через свисающие ледяные блоки, напоминающие лианы из фильма про тарзана. С тех пор местные ледолазы пробивают все более впечатляющие маршруты по всему району, например Damokles Alptraum, Mach 3, Findcrlolin and Gastroman. Все эти маршруты были проложены усилиями таких парней, как Ueli Steck, Stephan Siegrist, Ralph Weber, Bernd Rathmayr и вечноактивным Markus Stofer.
Основной район the Oeschinenwald по выходным полон ледолазов. Хорошо если получится занять какой-нибудь классический 200-метровый маршрут, например Grimm - Groll (III/4) combo, Arbonium (III/5-), Rattctipissoir (III/5+) и Pingu (III/5+). Однажды я решил пролезть Pingu при свете налобного фонарика, чтобы посмотреть на район, заполненный ледолазами на рассвете. Наше ранее пробуждение было оправдано. Большую опасность представляют не ледолазы, лезущие перед тобой, а лед. Reise ins Reich der Biszwerge - это прекрасная микстовая трасса, которая начинается по скале и затем переходит на ледовый сталактит. Узнав об этом маршруте Reise integral (IV/6), я приехал туда, как только смог. Мой энтузиазм быстро иссяк, когда я достиг подножия маршрута. На улице было -12, сосулька иногда потрескивала и местами была очень тонкая. Чуть позже, когда я сидел в маленьком ресторане Vieux Chalet, размышляя над своей неудачей, местный гид Ueli Kampf подошел подбодрить меня. Он рассказал мне о неудачной попытке прохождения этого же маршрута Reise integral несколькими днями ранее. Во время прохождения маршрута от слишком сильных ударов ногами, половина сосульки отвалилась. Было стремно и вспомнив несколько раз маму, ледолаз в конце концов сдюльферял с маршрута, оставив там свой бур. Мне конечно же полегчало. Кроме всего этого нужно быть внимательным по поводу снега, который может скапливаться в полостях льда на маршруте. Я столкнулся с этим, когда лез Rubezahl. Молотки по идее тогда должны были держать мертво, но они лишь прорезали корку льда и чиркали по скале при каждом ударе. Это как раз те моменты из жизни восходителя, когда задумываешься, какого черта я делаю здесь, а не сплю дома в теплой кроватке. В другой же раз мы буквально взлетели по Rubezahl, настолько лед был мягкий! Шел дождик, но нас это мало беспокоило. Просто порой надо знать, когда стоит лезть, а когда нет!

Kandersteg – столица ледолазания в Европе. (Альпинизм, ледолазание)

Не стоит забывать так же и о том, что наша любимая "песочница" часто бывает где-то далеко в горах, засыпанных снегом. Как то раз Denis Burdet и я решили пролезть Black nova - пятиверевочный маршрут (IV/5+) (автор Xavier Bongard), запрятанный где то далеко в Gasterntal в глубине кулуара. Black nova достаточно редко замерзает осенью. Нам не хотелось упустить такой редкий шанс пролезть его, и мы чудом увернулись от двух лавин во время восхождения. Первая сошла в километре выше нас, пока мы были на подходах. Облако снежной пыли практически сбило нас с ног. Вторая лавина сошла когда мы лезли и находились на второй станции. Денис в это время лез третью веревку и лавина его всего лишь слегка потрепала, тогда как я очутившись прямо на ее пути, почувствовал себя жучком в дуле винтовки в момент выстрела! Но, тем не менее, все обошлось. Black nova все еще вспоминается с содроганием, несмотря на то что это был удачный денек. Еще один случай приходит мне на память! Произошел он со мной и Денисом несколько лет назад на 350-ти метровой Crack Baby (IV/6). Мы мечтали пролезть самую выдающуюся ледовую линию Швейцарии, но были не достаточно в себе уверены. А сможем ли?! Нас слегка пугала статья Xavier Bongard-а, опубликованная в журнале Swiss Alpine Club в 1993 году. Для того чтобы добраться до Breitwnagfluh и до сосульки, нужно воспользоваться небольшим 4-х местным вагончиком, который надо было бронировать заранее. Мы совсем не удивились, когда нашими соседями по вагончику оказались Kaspar Ochsner со своей женой Ruth, известные клаймеры городка Wendenstocke. Окрыленные таким соседством, мы пропустили их на Crack Baby, потому как были уверены что найдем в окрестностях что нибудь интересное и для себя. Нашей главной задачей было - развеять мифы об этом месте. Всю следующую неделю мы просидели в своих офисах, не в силах браться за какие либо дела, и грезили о нашей Crack Baby. К нашему разочарованию, на выходные по прогнозу была непогода, и это перечеркнуло все наши планы. Тем не менее, мы решили стартануть в пятницу и попытаться успеть до снегопадов пролезть маршрут. Мы только не приняли во внимание работника канатки, который отказался ехать наверх, сказав, что остальные пассажиры, Роберт Яспер и еще кто-то, отложили свой выезд наверх из-за приближающейся непогоды. Мы пытались объяснить ему, что именно по этой причине мы и хотим сегодня подняться наверх, но ничто не смогло сломить его упрямое нет! Ну не отступать же, и мы поперлись наверх пешком по ночи, прямо с низа долины. Мы дошли до нашей мега-линии часа через три. Уже поднялся ветер. Остаток дня мы провели в каком-то трудно объяснимом оцепенении. Мы смаковали все десять питчей крутого льда, штурмуя его сквозь снежную метель. Уже вновь начинало темнеть, когда мы наконец таки спустились. А тем временем снега насыпало все больше и больше и мы понеслись вниз сквозь лес, прочь из этого негостеприимного мира!

К сожалению, большинство ледовых маршрутов в Кандерштэге находятся на небольшой высоте (около 1000-1500м). Вершина Breitwangfluh высотой 2200м, и то это не всегда гарантирует подходящие для лазания условия. Из-за прогнозируемых изменения климата ледолазание в нижней части долины может полностью исчезнуть. К счастью существует хорошая альтернатива этому – драйтулинг. Но если совсем нет льда, стоит ли заниматься драйтулингом? Я полагаю, что на этот вопрос должны ответить поклонники драйтулинга. Некоторые спортивные маршруты в Ueschenen можно пролезть и в июле, т.к. они полностью проходят по скале. Почему бы и нет? Такие удручающие изменения климата могут убедить даже ярых противников драйтулинга попробовать лазание по скалам с инструментами. Надо сказать, что мы не лазаем с инструментами и в кошках по скалолазным маршрутам. Но это не относиться к длинным маршрутам, где порой скалы с удобными зацепками для рук залиты льдом, и нет никакого желания магнезиться. Распространение коротких драйтулинговых маршрутов уже вызвало недовольство, связанное с порчей зацеп, пригодных для лазания руками. Больше всего страдает сама природа, а конкретно в этом случае – скалы.

Полистав гайдбуки по району, понимаешь, что не хватит и целой жизни, чтобы облазить тут все, особенно если учесть короткий сезон и тот факт, что маршруты не всегда в хорошем состоянии. Любой себе найдет маршрут по душе: классические маршруты Oeschinenwald, спортивные трассы в Ueschenen и длинные Breitwangfluh.

Как добраться: из Берна на север по автобану через Thun и Spiez в Kandersteg. С юга – ехать через Rhone valley в Gampel. Оттуда двигаться в направлении Goppenstein и Lotschberg tunnel. Поезд, который перевозит автомобили через туннель, стоит 25 франков. Kandersteg на другой стороне этого туннеля. Туда можно легко добраться и без машины – на поезде.

Проживание:
Kandersteg International Scout Centre – самое дешевое место для проживания. Для гостей есть кухня со всем необходимым для приготовления еды.
www.kisc.ch

Gemmi Lodge,
www.gemmi-lodge.com

Подробнее

Питание: В центре девревни есть небольшой супермаркет Coop, в котором можно купить все необходимое. Ресторан Rendez-vouz.

Гайдбуки: Для чисто ледовых маршрутов вам понадобится гайдбук Hot ice (Mountain consulting, 2005), автор Urs Odermatt. Для микстового лазания - Hot ice. cold rocks(2004), автор и издательство те же. В нем описаны длинные маршруты на Breitwangfluh, и короткие маршруты в Ueschenen.
Скачать гайдбук по пробитым микстовым маршрутам (их около 30, до М12+)

Состояние маршрутов: информацию о состоянии маршрутов можно узнать в Бюро гидов (тел: +41 33 675 01 01 begin_of_the_skype_highlighting              +41 33 675 01 01      end_of_the_skype_highlighting begin_of_the_skype_highlighting              +41 33 675 01 01      end_of_the_skype_highlighting)

Сектора
Короткие ледовые и микстовые маршруты
Stock: 12 одноверевочных маршрутов сложностью 2-5 и трасса М7+. Добраться туда можно на фуникулере Sunnbuel. Ледовые каскады расположены вдоль лыжной трассы, ведущей по направлению обратно к Кандерштегу.
Ueschenen: не путайте с одноименным скалолазным районом, находящимся напротив. Ueschenen – один из лучших драйтулинговых районов Европы. Здесь пробито более 40 маршрутов категорий М4-М11, и большиство из них маршруты высокого класса. Как добраться: идти по указателям в направлении Ueschenen от нижней станции фуникулера Sunnbiiel. Пока нет снега можно доехать на машине за 10 минут, зимой же – идти пешком 1- 1.5часа.
Отдаленные неочень сложные каскады:
Gasterntal: Здесь есть 4 или 5 маршрутов справа от Black nova длиной 100м, которые не описаны в Hot ice. Black nova легко увидеть в в глубоком кулуаре, спускающемся с Balmhorn. Но будьте внимательны – сверху может сойти лавина, сераки или камни! Кроме того, здесь есть еще несколько неописанных маршрутов, вы также их можете попробовать. Чтобы до них добраться нужно идти от нижней станции фуникулера Sunnbiiel по направлению Gasterntal (по указателям). Пройдя через узкое ущелье, вы достигнете красивой долины. По этой долине нужно пройти до маршрутов около 2 км, они будут видны справа (около 1,5ч).
Almenalpfalle: Это те самые каскады, возвышающиеся над городом, и на которые по утрам светит солнце. Правда они не всегда в отличных условиях. Фуникулер с одноименным названием проезжает над ними и его можно использовать разве что на спуске, и то, когда он работает. Там три 200метровых ледовых маршрута 4-5 категории сложности и 1 прекрасный микстовый маршрут Almendudler (M9+/10-), авторами которого являются Jasper и Stofer. Из Кандерштага нужно идти к нижней станции канатки Almenalp. Оттуда эти маршруты хорошо видны. Нужно пройти через поле, затем подняться по крутом склону – это займет от 45 минут до 1 часа.
Oeschinensee: Туда легко добраться на маленьком кресельном подъемнике. У этого красивого озера есть настоящий альпийский дух, такой же как у многих ледовых маршрутов здесь. В связи с труднодоступностью и особенностями лазания такие маршруты, как NIN (VI/M9-), Traumfanger (IV/5+) и Stratosphere (IV/6+), рекомендованы только для опытных ледолазов. Кроме них есть еще 6 более простых и легкодоступных маршрутов (категории сложности 4-5), которые находятся на берегу озера.
Blausee: два красивейших маршрута возвышаются над «синим озером» в Mitholz (ниже Кандерштэга) на высоте 1000м. Эти маршруты, протяженностью 300 метров, образуются из 2 параллельных горных ручьев, протекающих сквозь деревья. Они требуют хорошей подготовки: категория трудности левого маршрута 6-, правого – 5+. На километр южнее есть еще несколько маршрутов полегче, которые не описаны в Hot ice. Как добраться: от парковки Blausee подняться по дороге 200м. На первой развилке идти правее и затем пройти по этой тропе до моста через Kander 600-800м (около 45минут). Оттуда будут видны ледовые каскады.

Kandersteg – столица ледолазания в Европе. (Альпинизм, ледолазание)

Вот районы, которые действительно стоит посетить.
Район Oeschinenwald – мечта для ледолаза. Короткие безопасные подходы, 25 маршрутов различной категории сложности – от 4 до М8, причем некоторые из них в высоту достигают 200м отметки. Этот район очень популярен и маловероятно, что вы окажетесь там в одиночку. Подход занимает около 30минут от станции. От озера Oeschinen нужно подняться на креселке вверх.
Staubbach – продолжение предыдущего района, маршруты тут посерьезнее. Две классические линии здесь – это Blue magic (IV/5+),200м и Rubezahl (IV/6), 220м. Здесь множество комбинированных маршрутов и различных вариантов, таких как Finderlohn (IV/M7+) и Lochroute (IV/M5). Добираться туда также, как и в Oeschinenwald, но вместо того, чтобы идти вверх к ледовым маршрутам, нужно идти по тропе в направлении лыжной трассы до моста через Blue magic, который видно из деревни. Идти около 1 часа.
Breitwangfluh – это впечатляющая стена с динамичными маршрутами, которые хорошо видны с дороги, ведущей в Кандерштэг. Нужно подняться на фуникулере из Mitholz (место в вагончике нужно забронировать заранее). Подход очевиден (30-50минут). Здесь 18 маршрутов протяженностью до 350м. Самые известные из них: Crack baby (IV/6), Betablock super (V/7), Flying Circus (IV/M10) и Mach 3(IV/M9).