Трагедия на Памире - Кто станет стрелочником?

Пишет Avestiec, 23.08.2010 13:07

Трагедия на Памире - Кто станет стрелочником? (Альпинизм)
Украинские альпинисты утверждают, что они столкнулись в организации горного туризма в Таджикистане с дилетантством и непрофессиональным подходом. В конце июля на Памире погиб мастер спорта Украины по горному туризму 49-летний инструктор Олег Монсар. Его тело было найдено только 15 августа. Рассказывает корреспондент «АП».



ПО опыту знаю, как тяжело делиться подробностями о трагедии, если несколько часов назад нес на себе тело погибшего друга, затем присутствовал на процессе судебно-медицинской экспертизы. Но ребята из Украины набрались мужества, и пришли на встречу с журналистом.

- Мы решились рассказать о подробностях потому, что об этом в первую очередь должны знать сами таджикистанцы, ваше правительство, - говорит Егор Цветков, зять Олега Монсара. – На форуме альпинистов уже считают, что этот случай стал черным пиаром для развития туризма в вашей стране, тем более, что всю подноготную такого подхода к судьбам людей своими глазами увидели европейские туристы, находившиеся рядом с нами…

…Так что же случилось на Памире?

11 дней молчания…

- О ТРАГЕДИИ на перевале Южный Девлохан, где 31 июля со снежного ледового склона сорвался мой папа, мне сообщили 7 августа, - рассказывает Люба, дочь Олега Монсара. - С ним были еще двое альпинистов - Алексей Ващенко и Алексей Никоненко. Но из-за того, что спутниковый телефон был в рюкзаке отца, связаться с базой они не смогли. Я сама мастер спорта по горному туризму, и не раз совершала восхождения в таких условиях, и понимала, что самостоятельно им с поиском не справиться. Они спустились в ущелье Девлохан. Им очень повезло: навстречу шла другая группа альпинистов, которые и помогли связаться по спутниковому телефону с Международным альпинистским лагерем (МАЛ), а также с Душанбе и со мной.

- У нас, сейчас не помню кто, спросили: «сколько дней сможете продержаться?» Ответил, что питания хватит всего на 4 дня, - рассказывает Алексей Ващенко, находившийся в этот день в столичной больнице. - И обещали в течение 4 дней прислать вертолет из Душанбе, посоветовав подняться к вертолетной площадке. Но, увы, мы безнадежно прождали четверо суток. У нас заканчивались запасы еды и горючего, и мы, отчаявшись, решили спуститься вниз по ущелью, к людям…

…С 9 августа Любовь Монсар «без конца связывалась из Киева с послом Украины в Узбекистане и Таджикистане, с Министерством обороны Таджикистана». А в лагере уже готов был к выходу поисково-спасательный отряд из киевских альпинистов и группы из Московского турклуба «Вестра».

Л. Монсар утверждает, что «Давлат Хабибов, начальник управления по развитию туризма Госкомитета по делам молодежи, спорта и туризма РТ (ГКМСТ) сообщил ей, что единственный вертолет, который может сейчас полететь - вертолет Минобороны Таджикистана, сегодня на правительственном задании, и что вылетит завтра, 10 августа, в 6 утра.

Из дневника Л. Монсар

«Я вставала в 4.00 по нашему времени каждое утро и начинала звонить по всем телефонам. Я не понимала причину, почему вертолет не вылетает, и мне никто не озвучивал эту причину. Через час я узнаю, что украинский дипломат в Таджикистане вышел на связь с Министерством обороны Таджикистана. Полковники МЧС Таджикистана (Сайфулло Миров и Олег Пилькевич – «АП») пытаются что-то сделать. К делу подключились Федерация туризма Украины, МИД Украины, Алексей Ярошевский – председатель Горной комиссии Федерации туризма России. Украинская страховая компания CORIS выслала гарантированное письмо по оплате расходов по эвакуации застрявших в горах туристов… 11 августа поступает сообщение, что посла Украины заверил первый заместитель министра обороны Таджикистана - вертолет уже в воздухе! Но это было вовсе не так, потому что я связывалась со спасателями, находящимися второй день на летном поле Душанбинского аэропорта, которые сказали, что «никто никуда не улетал». И все это время меня заверяли, что вот-вот вертолет вылетит. И лишь 12 августа полковник МЧС сообщил мне - вертолет в воздухе!»

Как заявил корреспонденту «АП» консул республики Украины в Узбекистане и РТ Геннадий Зайцев, «действительно, в руководстве Минобороны сообщили, что вертолет передан в ведение КЧС Таджикистана и 11 августа вылетел на Памир». Затем я пытался целый день связаться с Давлатом Хабибовым, и лишь вечером он ответил: «Пилот вернулся уставший с полета, и потому вылет назначен на завтра утром - 12 августа».

Тело украинского альпиниста нашли 15 августа.

Когда был дорог каждый час

ПОЧЕМУ военные не торопились? Почему представители ГКМСТ кормили обещаниями Любовь Монсар и посла Украины? И откуда пошла информация в СМИ, что еще утром 11 августа вертолет вылетел на Памир?

Признаюсь, было стыдно «за своих». В приемной первого заместителя министра обороны, когда я попросил прокомментировать ситуацию, мне посоветовали обратиться в КЧС и ГО. То же самое мне ответили в пресс-службе этого ведомства.

А что возьмешь с наших спасателей? Неделей раньше этой трагедии мы публиковали статью о ситуации с безопасностью туризма в Таджикистане: «В КЧС обращаются в последнем трагическом варианте – когда спасать надо человека или выносить его тело…. У КЧС для спасения людей «вертушки» своей нет. Да и денег свободных практически ноль. А Минобороны разрешило использовать вертолеты в коммерческих целях, и стоит час полета немалые деньги. Оно же занимается переброской туристов в труднодоступные места».

Ну, как в воду глядели! Но в данном случае гарантия страховки из Украины есть, в чем же дело?

- В КЧС у вас золотые ребята, надо было изначально общаться только с ними, - говорит она, искренне выражая благодарность офицерам КЧС, а также Алексею Ярошевскому. - А вот о других такого не скажу. Давлат Хабибов начальник вашего департамента развития туризма (ГКМСТ – АП), регулярно обманывал всех, включая посла Украины и наш МИД, что вертолет взлетит утром, что он уже взлетел. Наши чиновники не перепроверяют его информацию: ведь он - официальное лицо.

Пока чиновники тянули с вылетом вертолета, в горах его ждали с огромной надеждой.

- Все наши мысли тогда были о друзьях, оставшихся в беде, чьи надежды угасали с каждым часом. Им грозили истощение, холод, - рассказывает Егор Цветков. - А еще боялись, что они могли уйти в другую сторону. Поверьте, задержись вертолет еще часа на два, мы и их бы не нашли. Они собрались в другую сторону, вниз по ущелью, так как на перевал к МАЛу не хватало сил.

- 12 августа с утра позвонил другой полковник и сообщил, что вертолет вылетел и высадил ребят из вашего «Центроспаса», трех наших и двух московских альпинистов на плато, - говорит Любовь Монсар. - Больного Алексея Ващенко забрали вертолетом в Джиргаталь, а Никоненко остался, чтобы показать спасателям место срыва.

- Из вертолета вышел человек в темных очках, белой сорочке и черных туфлях, представившийся представителем фирмы «Альп-Машков» (компания, на которую ГКМСТ возложил прием и обслуживание участников международной экспедиции, - прим. ред.), - рассказывает Егор Цветков. - Торопливо, голосом, не терпящим возражения, сказал, чтобы в салон, где уже находились четверо из Центроспаса, сели еще четверо наших, хотя для эффективного поиска Олега мы намеревались пойти вдесятером: к нам решились присоединиться московские альпинисты, отказавшиеся ради спасательных работ от восхождения на пик Корженевской, и профессиональный спасатель из Испании Артур. Мы до хрипоты доказывали, что нам нужно больше людей, после чего пилот вертолета Нур Батыров, кстати, поклон ему за мастерство, понял ситуацию, и вновь посадил вертолет. Забрали еще двоих вместо шестерых, оставив добрую половину снаряжения, в том числе щупы и лопаты.

По словам альпинистов, при подлете к леднику Девлохан вертолет сделал всего лишь несколько кругов, и оставил их у озера. И в тот же день, вместе с тяжелобольным А. Ващенко увез группу других альпинистов.

- Вот тут у нас вкрались сомнения, - говорит Е. Цветков. – Позже узнали, что был совершен еще один рейс в Джиргаталь с другой группой альпинистов. Напрашиваются вопросы, которые волне могут заинтересовать прокуратуру вашей страны: почему вертолет, оплаченный украинской страховой компанией CORIS, не довез нашего больного сразу до столицы? Почему облет территории трагедии был так краток? Почему санитарным рейсом вывезли обычных альпинистов, которые ждали своего рейса, тоже уже оплаченного?

К разговору присоединяется другой украинский альпинист:

- Один из спасателей на условиях анонимности рассказал, что ради этих двух «коммерческих рейсов» в Джиргатале слили часть топлива, чтобы забрать побольше людей. Да я и сам видел, как этот человек в белой сорочке записывал чешских туристов для посадки.

После таких обвинений мы попытались связаться с Д. Хабибовым. С пятницы – 13 августа, корреспондент «АП» звонил ему каждый день, но уделить время для встречи Д. Хабибов так и не смог.

А сегодня, 18 августа, на пресс-конференции, состоявшейся в Союзе журналистов, Давлат Хабибов объяснил причину этой ситуации личной инициативой летчика, который, по его словам, «несет ответственность за безопасность полета и лучше знает, сколько человек брать на борт».

Официальная версия

А ТЕПЕРЬ вернемся в столицу и послушаем другую сторону.

- За последние годы наш комитет впервые принимал участие в организации восхождения международных экспедиций на наши многотысячники, - рассказывает зампредседателя Комитета по делам молодежи, спорта и туризма Лочин Файзуллаев. – До этого фирмы, заинтересованные в организации горного спорта и альпинизма, не проявляли желания сотрудничать с нами. Следует отметить непрозрачность в их деятельности, недостатки в обеспечении безопасности туристов, не соблюдение договоренностей с клиентами. В этом еще раз убеждаешься после происшедшей трагедии. В данном случае фирма «Альп-Навруз», которой руководит Рано Собирова, организовала восхождение двух групп без маршрутного листа, не проверив маршрут на безопасность, не согласовав с КЧС, не обеспечив местным гидом, не зная особенностей географии, не имея опыта по такому виду экстрим-тура. А анализ ситуации выявил в данном случае грубые нарушения стандартов безопасности в этой фирме. Получается, что она пригласила альпинистов, оприходовала финансовые средства и отпустила их в маршрут. А ведь руководитель знала, что действие лицензии ее фирмы приостановлено еще 14 июня нашей комиссией из-за несоблюдения отраслевого законодательства, отсутствия сертификации продуктов и деятельности.

По словам Л. Файзуллаева, Р. Собирова не явилась на комиссию, а 21 июня ее пригласили еще раз с требованием срочно устранить недостатки.

- Ей ничего не стоило устранить их, пройти сертификацию в Госстандарте в течение 2-3 дней и продолжать свою деятельность, - говорит он. – Несмотря на решение комиссии о приостановлении деятельности таких туроператоров на три месяца, ООО «Альп-Навруз» 23 июня выходит с официальным письмом на Главное управление погранвойск ГКНБ с просьбой о выдаче разрешения на прохождение пограничной зоны 11 иностранными туристами.

Л. Файзуллаев считает Р. Собирову непосредственной виновницей в случившемся.

- По счастливой случайности наш штаб по проведению Международной экспедиции по восхождению на пики Сомони, Озоди и другие узнал о трагедии и сообщил спасательной службе в Душанбе, - говорит он. - На базе МАЛа была оперативно создана спасательная группа, которая активно помогала специалистам Центроспаса, несмотря на спускавшиеся лавины. На пятый день после поступления сообщения они нашли тело украинского альпиниста.

Когда я ознакомил своих украинских собеседников со словами Л. Файзуллаева, они, мягко говоря, были удивлены. По их словам, гид им не был нужен.

- Маршрут и состав группы был утвержден МКК (маршрутно-квалификационной комиссией) у нас, в Украине, - возмущается Л. Монсар. - Каждый участник группы был готов пройти этот поход и обладал достаточной квалификацией. То, что случилось с отцом, - это стечение обстоятельств, подвела страховка, такое бывает и с мастерами.

- Если специалист по организации горного туризма говорит о том, что на спортивном восхождении группу должен сопровождать местный гид или проводник, то это не совсем верное мнение, - заявил Александр Фомин, мастер спорта горного туризма. – Всеми признано, что группы таких профессионалов-альпинистов, как наша, а таких – тысячи на просторах СНГ, действуют в автономном режиме. Часть работников официальных структур не имеют представления о наших терминах, что говорит о непрофессионализме.

А. Фомин склонен считать, что именно недоговоренность по поводу оплаты вертолета, а именно - кому, какой фирме поступит страховка, и привела к задержке вылета с вертолетом.

…Олега Монсара нашли, когда опытный спасатель испанец Артур предложил расширить зону поиска. И он же вышел на документ и ледоруб погибшего коллеги.

Груз-200 перевозили в полном молчании. Молчали даже, когда представитель «Альп-Машков» посадил в вертолет МИ-8 МТВ, оплаченный украинской страховой компанией, 25 человек с рюкзаками. В вертолете стало так тесно, что ребятам пришлось, стиснув зубы от горя и безнадеги, склониться вплотную к телу погибшего друга.

- Коммерческая жилка фирмы сказалась и в Джиргатале: там смогли втиснуть в салон вертушки еще троих местных, - возмущаются ребята.

- Я сама альпинистка, и постоянно покоряла вершины с отцом, - признается Л. Монсар. – Лишь на этот раз не смогла пойти с ним из-за здоровья. А отец так мечтал попасть на Памир, покорить очередную вершину в своей жизни, и так был рад поездке в Таджикистан. Жаль, меня не было рядом, может, уберегла бы…

…В день выхода газеты состоялась пресс-конференция, организованная КЧС и ГО при правительстве РТ, Союзом журналистов Таджикистана с участием украинских альпинистов и московских спасателей. Разговор был не из легких. Но об этом в ближайшем номере «АП», где мы намерены отразить мнение всех заинтересованных сторон.
Автор: Хулькар ЮСУПОВ, Asia-Plus

160


Комментарии:
13
Как всегда, начинается перевод стрелок. А виной всему эта самая "коммерческая жилка" - вертолёт скорее всего просто зарабатывал деньги. Отсюда и враньё чиновника. Жаль Олега. Соболезнования родным и близким.

-1
Когда мы все (в независимости от гражданства) перестаним ездить в "дикие" страны - они может быть зачешутся. Бабло рулит, уж в Азии то - точно. Голосуйте рублем (долларом, гривной, евром) и ногами.

Глубокие соболезнования родным.......

7
Как Вы думаете, сколько человек в "диком" Таджикистане "зачешутся", если в следующем году на поляну Москвина никто не захочет прилететь?
Далее все мое ИМХО... человек 10 сотрудников фирм, персонал лагеря и все связанные с ним (еще 20), ну, в гостиницах еще несколько, десяток таксистов, экипаж вертолета, человек 5, оформляющих пропуска и регистрации. И все! Всему остальному Таджикистану мы абсолютно(!) фиолетовы. И наше голосование рублем никто не заметит. А в Минобороны, КНБ и МЧС многие вздохнут с облегчением.
Ну, не рулит там бабло! И никогда не рулило. Ну, менталитет там такой.
Полезнее, пожалуй, было бы скоординированно давить на правительство РТ на тему закупки второго вертолета. А кого бы ни объявили виновным в случившемся сейчас, проблемы это не решит.

3
ну ни 10 и не 20 человек.... Да, согласен, мы там непонятны и фиолетовы. А в Пакистане, например, нефиолетовы..... Жаль.....

8
> Рано Собирова, организовала восхождение двух групп без маршрутного листа, не проверив маршрут на безопасность

Это просто аллес... Не хватало еще, чтобы представители "принимающей" стороны (реально они лишь получают деньги за оформление всяких разрешений) ходили с группами. Бред и редкостная наглость, плюс ПОЛНОЕ непонимание специфики горных видов спорта.

7
Офигеть... Теперь еще стрелки на Рано переведут...

2
Уже перевели, мы стараемся сейчас помочь как можем.

0
Интересны комменты по оригинальной ссылке - вроде туристы не пишут; а местные открытом текстом говорят, что туда ехать не стоит, поскольку итак в стране сложные условия. Может комменты от туристов и повлияют если не на вертолет, то на понимание другой стороной хотя бы

-11
Показать комментарий

1
Ну, вот. А после вот таких заявлений мы еще удивляемся: "почему же нас нигде не встречают с распростертыми объятиями? Даже в Европе.И наше бабло не помогает." :-(

1
Нормально нас встречают. В Европе. Вы, имярек, там бывали? Мы - бывали. Всё ровно.
А там, в азиопии, такого не будет. Потому, как философия местечковая, подразумевает: взять максимум- отдать минимум.
Вот если бы, ......


2
Миш,
это же они "дорвались" после того, как Боря Ельцин в Беловежье им этой независимости напихал в каждый карман, да еще сзади вслед бежал и уговаривал: "Возьмите, возьмите... мне Рассеи хватит"

2
Так что Боря напихал - yже почти закончилось,а отсюда и ответ на поставленный автором поста вопрос-кто бyдет крайний? Крайний в этих местах тот,кого можно обезжирить.


9
прочитал статью по диагонали. странная статья.
нищий Таджикистан это не Швейцария. так что хорошо, что вертолет вообще прилетел. в нищих регионах вся надежда только на себя.

и кстати, а что за группа проходила, которая позвонить дала? и у них не просили еды оставить или ожидавшие вертолета были так наивны, веря, что за ними прилетят со дня на день?

5
Только что с "москвина" там полная непонятка с вертаком, три дня ждали вылет на большую землю, график вылета лажа! обслуга набрана случайная из местного молодняка, телефоны и прочее электро не зарядить, да и опасно оставлять у моего друга стибрили "айфон" у краснояров тоже!!! Про прием: с аэропорта привезли в какой-то гадюшник, а по приезду в джиргиталь в 4 утра предложили покемарить на полу в коридочике!!! и тд.!!!

3
Эмоционально,конечно,изложено(М.Яриным),но - действительности соответствyет...Хотя и раньше,бывало,на ишаке быстрее можно было все дела сделать,чем вертолета ждать.В нищих странах летают золотые вертолеты,со всеми вытекающими...

2
Кого интересуют туристы\альпинисты в Таджикистане?
Там даже овцы в большем почете... Отсюда - все последствия...

0
Там сейчас Рогун в почете. "Надо понимать всю глубину наших глубин!"

7
Тело Олега предали земле. Пусть земля будет пухом. Соболезную родным и близким.
По организации спасработ комментарии излишни. Только один, но очень важный вопрос:Что за группа была рядом и не пошла на спасработы?
Раньше это было незыблемое правило. После спасработ участвующей группе даже засчитывали поход.
А также по организации самого похода:
1. Почему в горном походе 6 к.с. их было только трое?
2. Как вырвалась станция, которая должна быть супер надежна?

2
про группу действительно не понятно. Пришли, дали позвонить. Сказали, ну вы сидите тут вертак ждите, а мы дальше пошли... Видимо, мы просто чего-то не знаем.

4
Супернадежная станция на снегу? Лично я не знаю, как такую сделать. Ни якоря любой конструкции, ни пикеты не дают такой возможности.

17
Есть страны, где вызов вертолета не является проблемой. Я не говорю об Альпийских странах, где вертолет используют даже просто для того, чтобы приколоться с Месснера.

Непал. Вертолет (при наличии погоды) прилетает на следующий день. Непал сейчас получил новые спасательные вертолеты, которые могут снять пострадавшего с высоты под 7000 м. (Аннапурна -6900м.) Вызывал вертолеты в Непале 2 раза, не подводили.

Пакистан. Дела сложнее. Спасают военные вертолеты. Заставить их полететь может только руководство, на которое могут оказать влияние соттветствующие чины из наших стран, либо оплата наличными без всяких справок.
Использовали вертолет в Пакистане 1 раз. с Конкордии. Удалось.
Пакистанские летчики классно подготовлены, вспомните снятие Хумара с Рупальской стены. ( В Инете есть видео.)

А есть страны, где нет спасательных вертолетов, а армия даже слышать ничего не желает о каких-то туристах-альпинистах.
Пример - Перу и Мьянма. Мне четко ответили, что вертолета не будет ни в каком случае.
Следовательно, в подобных странах надо рассчитывать только на свои силы. Группа должна иметь возможность оказать помощь своему товарищу (как группа Лебедева, например).
Или своими силами, или силами местных гидов и портеров.

Военные вертолеты НЕ ОБЯЗАНЫ спасать гражданских путешественников.

Я вообще был удивлен, что вертолет все-таки прилетел. Сыграла роль настойчивость Л. Монсар, помощь многих людей и, все -таки добрая воля (и безденежье) таджикских военных.
Вспомните "Трагедию на Монблане", когда вл Франции еще не было спасательных вертолетов и армия отказывалась давать машину на спасработы. И чем это закончилось...

То есть, если группа уходит далеко в горы, надо в плане похода продумывать возможность спасения из самой отдаленной точки. И иметь в виду, что в Таджикистане, Киргизии или Бутане вертолет за группой не прилетит.
И стрелочников здесь нет. Уже.

3
Могу дополнить.

Аргентина, Аконкагуа. Вертолеты поднимаются до Nido de Condores (5300). Просто вывозят мусор и баки с отходами. В случае необходимости могут вывезти пострадавшего в этот же день! У моего товарища отек легких случился, утром начало булькать в легких. После обеда он уже был в госпитале в Мендозе, и обошлось это в 400 уе. за полчаса перелета.

3
Именно поэтому туда хочется ехать, а в нашу Азиопу - не очень. К сожалению. Ничего личного. Просто я лично не готов тратить свой отпуск и деньги в местах, где большинство рассматривает меня как досадный раздражитель, а другая - исключительно как редкий источник дохода....
Будьте цивилизованней и добрее и люди к вам потянутся ;)

0
Некорректное сравнение. прикиньте "Плотность" альпинистского населения и его экономическую значимость.
Тоже самое с Шамонями кстати.

-1
А вот скажите, если не секрет, по страховке этот вертолет там летает? Или оплачивать рейс надо все равно? И если по страховке тоже можно, то годится ли страховка, оформленная здесь? Или обязательна местная?


1
Судя по отзывам и личному опыту этого года, в Киргизии все (было?) намного лучше с поддержкой туристов/альпинистов, чем в Таджикистане и Казахстане.

С 2004 по 2009 мне достоверно известно о 5 вертолетных эвакуациях в Киргизии, в т.ч. 4 -- по страховке. На все согласования как правило хватало суток, в одном случае 2 или 3, не помню, но там было не критично.

Причем все эвакуации были не из стандартных точек типа МАЛов Ленина-Хана-Победы.

Но про "продумывать возможность спасения", да согласен, надо.

12
По поводу высказываний в стиле "дорвались до независимости" - клянусь, будь вы в такой же ситуации, как ребята на Памире - я бы на спасработы пошел бы по любому. Потому что мне плевать на ваше "национальное самосознание". Мне как человеку, а не как таджику, в первую очередь важная человеческая сущность, а не то, где он живет...
Но хочу сказать - что в такой ситуации любой может оказаться. И меня, как-то, доблестная российская милиция, вместо того, чтобы вмешаться, когда на Ленинградке бонны пинали, стояли и снимали на мобильники, а потом еще и штрафанули за наршуение общественного порядка. Ну и что же мне теперь, всю страну дерьмом заляпать?! Да уж нет, больным уподобляться неохото...
Далее - дерьма в любой ситуации хватает. Соболезнования родным и близким, что вышло так все плохо, от лица Таджикистана хотел бы принести извинения за то, что вам дожилось пережить. Сам знаю. что такое везти домой друга, который уже не дышит, и при этом окружающим глубоко пофиг до этого...

-1
А вот у меня к Вам вопрос посторонний. Демаркацию Таджико-Китайской границы в Мургабском районе уже закончили? Или нет пока?

1
как ни крути и кого не спроси каждый кто бывал в России скажет, что люди в Таджикистане лучше и гостеприимнее, а что касается политиков, то в семье не без урода... Идиоты везде были есть и будут, а народ тут не причём, я сам по нации немец, родился в Таджикистане, знаю таджикский, русский, узбекский и не хочу говорить плохого ни об одном народе...

1
Уже закончили. В результате чего, Таджикистан с какого-то перепугу отдал Китаю 1 тысячу кв.км из 28 тыс. кв. км спорных территорий в районе Восточного Памира (Мургабский район). Ну правда в обмен на это китайцы нам сейчас дороги и фабрики строят.

-1
А не знаете, пропуска на этот кусок (хребет Сарыкол) и на район озера Зоркуль теперь начали выдавать? Или еще нет? И где можно посмотреть новую конфигурацию границы?

-6
Показать комментарий

6
несчастье есть несчастье, но все же не следует винить весь мир за то, что не спешит (как часто кажется) на помощь попавшим в беду. Вызов вертолета даже при наличии гарантии страховой компании - это не заказ такси, а всего-лишь шанс на спасение. В 90-е ходили, вообще не рассчитывая на вертолет. Соответственно и осторожничали, десять раз подумав, прежде чем лезть в задницу, из которой не будет выхода.

1
Извините, но этот перевал водился и ранее, а группа была высокой квалификации. Т.е. не было такого, что кто-то надеялся на вертолет. Мы же в городе ждем скорую помощь, хоть она и едет два часа..

4
Хотелось бы услышать ответ на вопрос, заданый trunkant 23/08/10:
1.Почему в горном походе 6 к.с. их было только трое?
Ведь согласно украинских Правил ФСТУ минимальное количество в группе 6 к.с. - 4 человека. Это при том, что все участники имеют опыт прохождения похода 6 к.с. И какая МКК выпустила их.

7
Спасибо народ. Порадовали. Да, мы таджики-токари, и все такое. Обосрать всю страну, только за то, что вы пару раз попали на дерьмо?! Или Россия так обмелела на реальных людей, или дерьма на Риске прибавилось, но благодарю за внимание, но общаться с подобным нацистким быдлом нет никакого настроения.

8
Извини, старина. Мне стыдно за многие коментарии, написанные здесь.
И, хотя, писал их не я, но мне стыдно, что не ответил в тех же выражениях, что и ты...
И ещё, постарайся не судить обо всех по отдельным уродам - иначе невозможно жить.

-5
Единственный резкий комментарий - мой. Следовательно, нацисткое быдло и отдельный урод - я. Ну так и скажите. А то, один страны своей стесняется, другой вокруг, да около ходит, третий выводы философские делает.
Чётче надо быть, конкретнее. В горах работаем. Точка страховки, местоположение лагеря, степень изношенности снаряжения не должны иметь двоякого толкования. Так же как и мнение.
А дерьма на "Риске" всегда было много. Как сортир в верхней хижине на Матерхорне. Со стороны двери - аккуратное такое сооружение, а заглянешь за заднюю стену - потоки на склоне.

-16
Показать комментарий

3
Михаил, а зачем заглядывал за заднюю стенку?
Я знаю, что ты любознательный, не горюй, ты не один Я с тобой.
Теперь по существу.
Я тоже был в это время на Москвина.
Что касается договора с местными, то этот сплошная филькина грамота, мне не хотелось подписывать такую бумажку, но двигаться надо.
Единственный акцент отдай бабки в размере либо 1000евро, либо 1800евро, но качество обслуживания особенно во время доставки на Москвина и обратно тебе никто не гарантирует.
Взялась кучка местных дельцов, а толком, по-видимому, не представляют как работать.
На Москвина класные проводники, гиды и спасатели.
Ребята знающие и умеющие.
Да и вообще весь народ, который там собрался мне понравился.
Получил много приятных моментов и познакомился с классными мальчишами.
Всем большой привет, особенно Красноярам во главе с А.И.
Как дела братцы у Вас?
ЕГОРЫЧ!

7
мои соболезнования близким. теперь по сушеству дела. что вы хотите от нишей а потому коррумпированной республики. это чудо что нашелся один вертолет на ходу. я думаю что и на украине их ненамного больше. к этому надо прибавить восточную привычку засовывать все десять пальцев в рот. наезд на альп-навруз это не дилетантизм а попытка задавить частную фирму [надо делится а то и все отдать].и еше у меня вопрос к мкк и выпускаюшему на украине [если там вообше есть мкк]-как можно выпускать на шестерку группу из 3х человек. даже при аварии одного участника-что могут двое.улетел руководитель-с ним телефон почти все снаряжение и наверно карты как я думаю. ведь с ледника девлохан за 3-4 дня можно через простой перевал пеший 1б выйти на сугран и через бель-кандоу к кпп девшар. а спуск по киргиз-обу без веревок проблематичен а в большую воду и невозможен и до жилья там топать и топать. к тому же и в лучшие времена раёон л. девлохан редко посешался не то что сугран где за день несколько групп встречалось. так что эта история отдает сильной авантюрой. слишком много вопросов. а сравнивать с зарубежьем просто глупо. там спасы работают от государства и страховых компаний.и верталеты у них легкие [4-6] местные с турбонаддувом [до 7000м] а не наши тяжелые и прожорливые михаси [отсюда и дороговизна]. в заключение-я согласен с вышеписавшем-нет надежных станций на снегу. безумству храбрых поем мы песню

1
Из-под Девлохана 1,5 дня на Сугран, через 2А, далее за 2 дня к Девшару выйти можно
http://www.turclubmai.ru/heading/papers/1041/index31.html

0
К сожалению все походы такого уровня авантюрны, когда мы были в Матчинском горном узле, то за 30 дней не встретили ни одну группу. Мы понимали какой это риск, но район того стоил, поверьте.
Чтобы пройти хороший спортивный поход, увы надо слишком много условий и сильная группа, и интересный район.

0
Простите, но вынужден Вас поправить. Авантюра - это когда поход может закончиться безаварийно только по счастливой случайности. Так никто не ходит ни в рядовые "шестерки", ни в супер-пупер походы типа лебедевских. Иначе смертность давно бы считалась десятками процентов, а за руководство "шестеркой" и за выпуск ее уже сажали бы.
Да, опасность есть в любом походе (и в городской жизни тоже!). Да, в "шестерке" она выше, чем в более низких категориях. Но не более того.
Мне сходу припоминается только одно известное мне за многие годы мероприятие уровня 6 кс в стиле авантюры. Незаявленное. Увы, закончившееся соответственно.
А пройти полностью все запланированное - да, в высших категориях удается далеко не всегда.


2
Я бы был рад, если стрелочником стал бы кто-нибудь вроде начальника смены таможенников в аэропорту Душанбе утром 18-го августа. Ему бы пошло на пользу.

1
мои соболезнования семье.Трагедия произошедшая с Олегом Монсаром это часть риска в альпинизме а по поводу вертушки это яркий пример того что происходит в республике и в тур бизнесе в целом комерсы ничего не боящиеся и в наглую рубящие бабло положившие на законы на гостепреимство на честь (люди)-без бога в голове!!!!!!!!!мне стыдно за них за державу -обидно

2
по моему ходить на памире сейчас можно и нужно но группой не меньше чем 6-8 человек с тшательной проработкой маршрута а лучше несколькими группами с подстраховкой.разумеется это не касается проффи типа лебедева. при создавшемся положении нужно рассчитывать только на свои силы а не на мифическую вертушку и маловских ребят.как показывает случившееся спутниковый телефон и навигатор еше не гарантируют экстренную помошь.

0
C тщательной проработкой маршрута ходить нужно всегда и везде, а не только на Памире! Численность 6-8 человек также оптимальна (хотя и не обязательна) для почти любого района. А вот обязательная подстраховка - это, увы, уже из области фантастики. Такие вещи хорошо делаются в школах и прочих туриадах. Но школы на Памир и раньше то ходили довольно редко, а теперь вообще перестали - сложно, далеко, дорого и т.д. А найти несколько обычных спортивных групп, чьи планы можно настолько совместить, причем в таком серьезном районе, очень тяжело. Да еще и наладить четкое взаимодействие... Хотя, если такая возможность есть, пользоваться ей надо!

1
Извините, что перехожу на личности, но очень хотелось бы узнать Ваш опыт хождения, чтобы я была уверена, что мы одинаково хорошо понимаем предметную область.
Тут все с никами - это бесспорно удобно, но когда возникают спорные вопросы, все же хочется знать с кем говоришь.. Тем более, когда сомневаются в профессионализме человека, который Вам напрямую ответить не может, но у которого горный стаж порядка 30 лет, и это не участие в единичках и не соревнования по ориентированию в городе.
Так что, prussik, - представьтесь пожалуйста.

0
Знаете, если вы считаете, что Монсар был не профи - почитайте наши отчеты о походах (и о шестерках в том числе) и поверьте моему опыту - Олег был руководителем каких мало сейчас в СНГ. И маршрут был проработан, и квалификация была достаточная. Неужели вы считаете, что мастера застрахованы от несчастных случаев?
О том, почему их было именно трое и что именно случилось со станцией скоро будет статья на риске, извините не могу отвечать на каждый комментарий отдельно.

0
undefined

0
Тут прозвучал вопрос почему было три человека.

Отвечаю:
Выпускалось четыре человека, я - четвёртый. В первый день я сошёл с маршрута из-за сильной боли в колене (что-то с мениском). Мы договорились встретиться в МАЛе и если у меня будет всё нормально, то я продолжу маршрут с группой. Решили не прерывать маршрут.

Далее я вернулся в Джиргаталь и улетел вертолётом в МАЛ. 7-го августа узнал о трагедии и стал собирать спасотряд в МАЛе. Впрочем, я сейчас в процессе написания статьи, в которой постараюсь прояснить все вопросы. Ждите.

Олег приходится мне тестем. Я с ним до этого 4 года отходил (две пятёрки и две шестёрки). Более осторожного и предусмотрительного руководителя я не встречал. Поэтому у меня не было сомнений, что ребята спокойно всё пройдут и мы встретимся в МАЛе.

Егор Цветков.

6
уважаемая Люба. я Двухбанный Владимир 1948 г.р бывший житель Ташкента. горный опыт-более 20 лет. начинал с альпинизма [2р],потом перешел в горный туризм. в 1989 г. выполнил норматив мастера спорта ссср, инструктор. учавствовал в чемпионатах ссср, узбекистана, дсо. 10 лет был председателем мкк спортклуба Старт Ташавиазавода [с правом выпуска до 5 к.сл]. если я Вас не устраиваю как оппонент, мы можем закончить дискуссию сейчас же. Ведь я же из 80 х. тогда закрыть мастера в 24 года было невозможно, может быть поэтому, я до сих пор жив. но я участвовал в спасах и хоронил друзей и поэтому искренне соболезную Вам. и если я считаю [и не я один], Лебедева профи, это не значит, что я обвинил Вашего отца в непроффесионализме. но считаю [в отличие от Вас], что горный туризм и авантюризм не совместимы. а Памир особенно его не прошяет-там климат иной,высоты другие, масштабы огромные,наконец снег другой!

в,двухбанный.






















л































Ташавиазавода

-1
Возможно, я вас не правильно поняла. Поймите и Вы меня, горный стаж моего отца был лет 30, он всегда тщательно продумывал маршруты, прорабатывал все материалы, конкретно к этому походу он готовился два года, стиль его вождения был взвешенный и продуманный, бывало приходилось принимать решения, отказываться от восхождения и он всегда руководствовался принципами безопасности группы. Мне просто показалось, что Вы считаете Олега каким-то дилетантом и авантюристом. Вот я и возмутилась, возможно не очень заслуженно.
Насчет количества.. если бы их было бы 6-8 человек ситуация была бы такая же, разве что они могли бы организовать более масштабные поиски.
Кстати, насчет мастера в 25 лет, я хожу в горы с 6 лет, так что я не считаю, что я выросла слишком быстро из единичек. Я просто раньше начала.

-1
Ну, вот, блин. Видимо, это разбился последний таджикский вертолет :-(

http://www.newsru.com/world/06oct2010/tajikistan.html

Теперь вопрос о том, через кого и как организовывать заброски и спасы, решился сам собой. Мда...
Может, все-таки купят что-то к лету...

0
Почему это "последний"? А что случилось с тем вертолетом "TAJIK AIR", которым мы забрасывались на Москвина 30 августа?

-1
Насколько я знаю, там был ВСЕГО ОДИН ВЕРТОЛЕТ на армию, президента, МЧС и альпинистов. Надеюсь, что я неправ...


1
Заброски,походы,прикyпят вертолет...Как бы там шкyбалово не началось по новой в полный рост.В вертолете,по слyхам,взвод народy накрылся,вылет боевой,типа войнyшка там yже идет,а вы все о своем,любимом...

-1
Вероятности независимых событий перемножаются.
Скажем вероятность безаварийного похода= 0,99
тогда вероятность 10 безаварийных походов = 0,9
50 - 0,6
100 - 0,36

как то так...

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru