Я уже писал о выборе лыж и прочего снаряжения для лыжного туризма, в этой статье я хочу поделиться своими мыслями об использовании волокуш в зимнем походе.
О выборе волокуш для зимнего похода (зима, зимний туризм, лыжный туризм, снаряжение)

В поход я готовлю сушеную курицу.

Сушеная курица своими руками (Альпинизм, сушилка, мясо, сублиматы)

Мне давно хотелось побывать на Арарате. Не потому, что интересно само по себе восхождение (после Кавказа и Монблана это не представляет технических трудностей, не является новой задачей). Арарат – гора, овеянная библейскими легендами, гора Ноева Ковчега, сердце Древнего Армянского царства. Поэтому кроме восхождения я планировала самую подробную экскурсионную программу по окрестностям. Но наши экстремальные турагентства предлагают недельный тур в среднем за 1 500 евро на человека и примерно половину экскурсий от желаемого. Плюс авиабилеты где-то 500 евро. Муж заявил, что за 2 000 евро он в Турцию не поедет. И вообще нам нужен только пермит, гид (без них не пускают) и газ. Я выудила в интернете координаты некоего местного Мустафы и, прочитав о нем хорошие отзывы, написала, ему. Он ответил, что пермит на восхождение на Арарат у него стоит 35 евро, оформляется за 2 недели, на мой запрос о восхождении и об экскурсиях предложил 9-дневную поездку по системе «все включено» с самым полным пакетом экскурсий всего за 500 евро на человека. Причем никакой предоплаты, все расчеты на месте.

Сказ о том, как мы мочили новичков в районе Фишта на майские праздники. (Горный туризм, новый афон, мамдзышха, марьино, псезуапсе, перевал грачевский, перевал майкопский, пшехо-су, плато лаганаки, гуамка)

Мы - это я с супругой. А новичками были студенты МАИ: Валера, Макс и Матвей, и еще был почти новичок - Кирилл с походом 2 к.с. в районе Архыза, а у первых трех - ни одного многодневного похода, и вообще, в горах они были в первый раз.

А получилось весьма спортивно: за 8 дней мы прошли по горам Западного Кавказа 131 км, в среднем по 16,5 км в день. Утром 30 апреля 2014 г. мы вышли из поселка Гуамка, а к вечеру 7 мая финишировали на автобусной остановке в Марьино - есть такое местечко в горах выше Лазаревского.

Вот так выглядит наш маршрут на карте.

Маленькая, но удаленькая! Обзор горелки Optimus Vega (Горный туризм, газовая горелка, тестирование, снаряжение)

Давно хотел универсальную горелку, которая была бы максимально легкой, компактной и объединяла в себе все (или почти все) плюсы газовых и жидкотопливных собратьев. И вот в один чудесный день шведы из Optimus выпустили революционную газовую горелку Optimus Vega, которая может стабильно работать на жидком газе при температуре до -20°C! Результаты многолетнего труда превзошли все ожидания, о чем и пойдёт речь в этой статье.

Путешествие по Алаю. (Горный туризм, коксу, тегермач, абшир, пум, исфайрамсай, сюрметаш, алай, кичик-алай)

В большую экспедицию я уже почти собрался, поэтому появилось времечко рассказать о только что состоявшейся прогулке по Алаю. В этом году мы соединили своим маршрутом западные отроги Кичик-Алая и юго-восточную окраину Дугобы. Вот, как это выглядит на карте:

Сборы в горы по Интернету. Типовые таблички. (Альпинизм, снаряжение, планирование, питание)

На прошлой неделе я за пару дней обсчитал две экспедиции - двухнедельный поход 2 к.с. в горах Алая и 40-дневную экспедицию в высокие горы. Получилось быстро и непринужденно, благодаря старым наработкам - типовым табличкам продуктов питания и снаряжения.

Вот этими табличками, а также последовательностью своего расчета я и хочу поделиться с читателями. Итогом такого расчета являются три документа, которые я вывешиваю в Интернет и по которым собирается выезжающая в горы группа:

1. Сводная таблица закупок продуктов питания.
2. Таблица поручений по закупке продуктов питания.
3. Таблица распределения общественного снаряжения по рюкзакам.

А теперь опишу всю последовательность расчета.

К 60-летию первовосхождения на Эверест. 1. Рассказ Джона Ханта. (Альпинизм, альпинизм)
Одна из первых публикаций самих участников британской экспедиции 1953 г. на Эверест появилась в июльском номере журнала “The National Geographic Magazine” за 1954 г. (ныне – всемирно известный “National Geographic”). Являясь счастливым обладателем этой раритетной книжки журнала, я перевел статью Дж. Ханта и Э. Хиллари в надежде, что этот материал будет интересен читателям «Риска».

Отчет написал в ноябре 2012г., но сомневался, стоит ли публиковать. Маршрут не прошел, хвастаться нечем(( Однако решил опубликовать, пусть мой опыт послужит для кого-то предостережением (а кому-то, возможно, поможет лучше подготовиться, убережет от ошибок). Тем более, в рамках ведущейся дискуссии об уместности разборов НС на Риске, есть возможность проверить на практике что из этого получится.

Предисловие переводчика

Ниже представлен перевод статьи Шеннона Дэвиса и Джулии Эллисон, которую они назвали «Берегите себя! Инструкция по самоспасению». Особенность статьи: подробные пошаговые дествия с учётом мелочей, в которых, как известно, кроется дьявол.
Начинается инструкция с пошагового описания вязания узлов и заканчивается приёмом переноса верёвки из своего страховочного устройства в жёстко закреплённое состояние на станции. Инструкцию по вязанию любимых узлов читателей Риска можно было бы не публиковать, но из песни, то есть из статьи, слов не выкинешь.

Берегите себя! Инструкция по самоспасению

Вы страхуете напарника, лидирующего на шестой верёвке маршрута категории 5.8 в Каскадных горах, до конца которого осталось две простые верёвки. Это ваш удачный день, силы и психической энергии у вас выше крыши. Вас больше всего беспокоит, сохранится ли холодным напиток в рюкзаке до момента празднования на вершине, как вдруг вы слышите пронзительный крик. После мгновения неподвижности вас рвануло в направлении станции. «Ты в порядке», – что есть силы кричите вверх своему напарнику, но в ответ ничего не слышите кроме порывов ветра. Только сейчас вы заметили приближающийся грозовой фронт.

Итак, что теперь?

Базовые навыки самоспасения с пошаговой инструкцией (Альпинизм, самоспасение в двойке, подъём по верёвке, перенос страховки, пропускание узла)

Дюльфер по-австрийски. (Альпинизм, спуск по веревке, страховка, тактика)
Продолжая «чёс» австрийского альпинистского журнала «bergundsteigen», представляю перевод статьи Петера Платнера и Вальтера Вюртля из третьего номера за этот год, посвященной организации спусков при альпинистских восхождениях. Хотя некоторые предлагаемые авторами приемы могут кому-то показаться на первый взгляд и не вполне рациональными, опыт столь матерых гидов-инструкторов, «съевших на восхождениях не одну собаку», весьма интересен для ознакомления.

Обратная сторона Монблана (Альпинизм, валь даоста, цска им демченко, хижина гонелла, анна соден, монте бьянко, италия, фар)

Восхождения на высшую точку Западной Европы Монблан (4808 м) в летний сезон достаточно многочисленны и популярны. В основном альпинисты идут со стороны Франции. Маршруты известны и нахожены. А вот со стороны Валле Д'Аосты (Италия) пути на Монблан не так известны и популярны. Разведать, почему так, сходить на вершину и сделать описания взялся альпинисткий клуб ЦСКА им Демченко (Москва), учебно-тренировочные сборы которого проходили на территории Италии. Первая часть сборов проходила в районе Гран Парадизо и закончилась успешно, далее пришел черёд Монте Бьянко (Монблан).

Стариков Геннадий, Степанов Сергей, Москва.
Восхождения русского топографа Андрея Васильевича Пастухова (1860-1899) на Казбек и Эльбрус описаны им в журнале “НИВА” в 1897 году (литературные приложения, № 7, июль, стр. 449-671).

На Риске уже есть целый ряд статей посвященных «западному» взгляду на организацию станций страховки. Например, монументальный обзор Варианты организации станции страховки © или Сравнительный анализ приемов динамической страховки от технической комиссии итальянского альпийского клуба CCMT
Настоящая же статья является переводом статьи эксперта по безопасности немецкого альпийского союза DAV Криса Земмеля (Chris Semmel) доступной в оригинале тут . Этот источник, кстати, тоже недавно где-то упоминался.

UPD: чтобы прочесть вторую часть статьи кликай сюда
UPD2: полная pdf версия обеих частей доступна для скачивания

«Организация станций страховки» согласно рекомендациям нем. альп. союза DAV (часть 1, Альпинизм, станция страховки, технические советы, безопасность, альпинизм)