На днях совершенно неожиданно приобщился к спутниковой связи. В процессе приобщения были сделаны приятные открытия, которыми хочу поделиться.
Спутниковая связь до сих пор считается дорогим удовольствием, и мысли о ее использовании у большинства так и остаются мыслями. Но оказывается, теперь можно позволить себе иметь связь с миром в самых отдаленных местах, и не влезать для этого в долги. Нам это обошлось всего в 6000 рублей (на троих), включая покупку телефона и 10 (20-30) дней практически безлимитной спутниковой связи. Интересно?:)
На западном плече пика Ленина. Высота 6450. Фото Андрея Жарова, 2009.
Преодолевая мучительную внутреннюю борьбу и предчувствуя вполне обоснованное возмущение, я все же осмелился опубликовать прилагаемый список. Да простят меня читатели, я вовсе не собираюсь вас дразнить. И чтобы не оскорблять (до глубины души) самых обидчивых, я попытаюсь найти мягкую формулировку, а именно, вот по такому списку общественного снаряжения я бы собрал (в Центральную Азию) группу из 8 человек, если бы все экспедиционные деньги ушли на билеты и другие важные расходы. Считайте это перечнем объектов на моей антресоли. :)
Но как же его оптимизировать? Надеюсь, что это удастся, как и прежде, в результате совместного обсуждения.
Пару дней назад получила письмо от Мишеля Волошановского, чей товарищ Тарас Пона сорвался на Кантовской "Семерке" на 20 метров... Итог - ЗЧМТ средней тяжести (про момент срыва и как оказался на полке не помнит) и - попечальнее - расхождение костей таза. Спускали его к подножью Канта напарник и лезшая неподалеку связка.
С Тарасом будет все в порядке, хотя полежать в больничке придется.
Но в целом вопрос о спасении, ввиду уже как-то оглашенных на Риске перемен в спасслужбе Крыма, мне показался актуальным. И я связалась с Юрием Кругловым, дабы узнать, как таки обстоит ситуация, куда звонить, как действовать группе в случае ЧП и откуда придет помощь?
В настоящее время широкое распространение получили универсальные страховочные устройства, позволяющие кроме основных функций динамической нижней страховки и спуска по одинарной или сдвоенной веревке, работать в режиме автоблокировки. О таких устройствах, часто называемых «гид-платами», «пластинами гида» или «магическими платами» и пойдет речь в этой статье.
Поскольку рассмотрение аварий в альпинизме неизменно вызывает острый интерес, для ознакомления с зарубежной практикой разбора, представляю вашему вниманию перевод двух статей признанного эксперта в этой области Пита Шуберта, несколько десятилетий возглавлявшего комиссию по безопасности УИАА и получившего неофициальный титул «папа римский альпинистской безопасности».
Желающим быть «святее папы римского» посвящается….
Продолжая паразитировать на обширной теме страховочных устройств, начатую обзором полуавтоматов и рассказом о немецких испытаниях динамических страховочных устройств, RISK`ну познакомить читателей с исследованием работы страховочных устройств, сделанным Джимом Титтом. Хотя эта довольно занудная статья в большой мере относится к малохудожественному жанру «наука и альпинизм» (те, кто знаком со старыми сборниками «Побежденные вершины», наверняка помнят такой раздел), сделанные выводы представляют практический интерес, дополняя результаты испытаний комиссии по безопасности DAV.
Продолжая тему страховочных устройств, начатой рассмотрением полуавтоматов, попытаюсь более подробно остановиться на работе традиционных динамических устройств и проблемах их использования.
В настоящее время, благодаря совершенствованию технологий, на рынке появляются все более тонкие страховочные веревки, имеющие достаточные для сертификации по соответствующим стандартам прочность и надежность. На полках магазинов можно видеть одинарные веревки тоньше 9мм и «половинки» диаметром менее 8 мм. Таскать такие веревки и работать с ними гораздо легче и приятнее, но насколько надежна остается страховка при использовании тонких веревок? Другая актуальная проблема – насколько чувствительны динамические устройства к физическим возможностям страхующих. Найти ответ на эти вопросы попыталась немецкая комиссия по безопасности.
Дух правит телом. Воля, осознание и понимание – все эти качества становятся лучше посредством последовательных и надлежащих психологических тренировок. И хотя альпинизм – это скорее психологический, чем физический вызов, в нем нет четкого разделения: весь альпинизм - занятие и для головы и для тела.
Снова и снова, из-за ошибок страховки, в альпинизме и скалолазании происходят тяжелые аварии. Чтобы противодействовать ошибкам «человеческого фактора», были разработаны полуавтоматические страховочные устройства, часто называемые «автоблокирующими», но они, в свою очередь, вызвали новые проблемы. Немецкая комиссия по безопасности информирует о произошедших авариях и обсуждает достоинства и недостатки страховочных устройств разного типа.
Хан-Тенгри, Победа…
Эти великие горы дают возможность за относительно небольшие деньги испытать себя, получить то, что более обеспеченные альпинисты находят в Каракоруме, Гималаях.
Многочисленные очерки, заметки, серии фотографий о прекрасно проведённом сезоне ещё больше увеличивают популярность региона.
Виталий Горелик и Глеб Соколов, Победа.
-----------------------------
P.S Все мои пожелания, рекомендации основаны на личном опыте и конкретных случаях за последние 20 лет. Что-то я наверняка пропустил, о чём-то упомянул вскользь, поэтому считайте эту статью не догмой, а руководством к действию.
И будет вам счастье!
Статья опубликована в журнале "РИСК онсайт" N35, за 2008 год. В данном варианте материал доработан автором, расширен и углублен. Используйте на здоровье!
Способы и средства страховки при спуске и подъеме двух человек на сложном горном рельефе. Часть III.
Способы и средства страховки при спуске и подъеме двух человек на сложном горном рельефе. Опыт зарубежных спасателей.
Ф. Фарберов 2010г.
Часть III. Вопросы тактики и техники страховки в различных случаях.
Способы и средства страховки при спуске и подъеме двух человек на сложном горном рельефе. Опыт зарубежных спасателей. Часть I. Ф. Фарберов 2010г.
На Риске уже есть целый ряд статей посвященных «западному» взгляду на организацию станций страховки. Например, монументальный обзор Варианты организации станции страховки © или Сравнительный анализ приемов динамической страховки от технической комиссии итальянского альпийского клуба CCMT
Настоящая же статья является переводом статьи эксперта по безопасности немецкого альпийского союза DAV Криса Земмеля (Chris Semmel) доступной в оригинале тут . Этот источник, кстати, тоже недавно где-то упоминался.
UPD: чтобы прочесть вторую часть статьи кликай сюда
UPD2: полная pdf версия обеих частей доступна для скачивания
Сравнение систем блокировки станций страховки на трех точках.
Результаты испытаний фирмы СМС Rescue.
Тема организации станций страховки для спасательных работ уже затрагивалась в статье «Спуск пострадавшего с сопровождающим по сложному горному рельефу подручными средствами». Представленная ниже статья –перевод упомянутых там материалов испытаний, проведенных в 2007 году фирмой СМС Rescue. Доклад "A Look at Load-Distributing and Load-Sharing Anchor Systems" был опубликован в материалах международного симпозиума по технически сложным спасательным работам (ITRS), проходившем в 2007 году в США. Электронную версию оригинала статьи на английском языке мы выложили в открытый доступ. Скачать ее можно по любой из следующих ссылок:
Onlinedisk
Depositfiles
Rapidshare
Хотя данные испытания имитировали условия проведения спасательных работ по стандартам профессиональных спасателей США, полученные результаты могут представлять интерес для всех альпинистов.
Хочется выразить большую благодарность Федору Фарберову за предоставленные материалы и помощь при работе над переводом. Фактически, статья – результат совместной работы в одной альпинистско-литературной «связке».
Перевод и комментарии – fedor, vgr.
Вчера я прочитал лекцию в Горной школе МАИ. Надеюсь, она будет полезна альпинистам и горным туристам, да и вообще всем любителям гор.
Во время проведения спасработ подручными средствами силами малой группы (2-4 человека) ресурсы спасателей ограничены.
В таких случаях далеко не всегда возможно организовать спуск пострадавшего по наиболее безопасной схеме, так как это описано в первой части
(см. http://www.risk.ru/users/fedor/6788/).
Одна из типичных ситуаций при работе малой группы с ограниченным набором снаряжения - это невозможность организовать две надежных независимых станции для страховки и спуска.
Что делать, если имеющееся снаряжение и рельеф позволяют организовать только одну станцию?