В прошлом году я уже был там в "тройке", и куда пойти в этому году - было для меня очевидно.
Сванетия - это сказка, и я приглашаю читателей окунуться в нее...
(по мотивам книги «Лавины. Практический учебник» Руди Майр и Патрик Найрц)
Эта статья – основные тезисы книги, в которой проведен анализ основных причин возникновения лавиноопасных ситуаций, на примере конкретных несчастных случаев произошедших в горах Тироля (Альпы) за последние 20 лет. Для более детального понимания процессов я добавил свои комментарии и разъяснения из дополнительной литературы и личного опыта. Думаю, будет интересно многим кто не знаком с этой книгой или еще не успел её прочитать!
Каждый, кто прогуливался зимой на лыжах, хоть раз в жизни задумывался о снегоступах. Как мы зимой 2007-2008 на Сахалине. До этого момента всегда ходили на широких охотничьих лыжах. Но здесь они показали себя не с лучшей стороны. Подниматься и спускаться по холмам приходилось долго и небезопасно. А вот если бы купили снегоступы..
Снегоступы (snowshoes) - самое древнее приспособление для передвижения по снегу. Чем больше площадь поверхности, тем меньше давление на снег, и, соответственно, человек меньше проваливается при передвижении по снежной целине. Идея проста - лыжи укоротить, добавить им ширину и сменить технику передвижения.
На прошлой неделе я за пару дней обсчитал две экспедиции - двухнедельный поход 2 к.с. в горах Алая и 40-дневную экспедицию в высокие горы. Получилось быстро и непринужденно, благодаря старым наработкам - типовым табличкам продуктов питания и снаряжения.
Вот этими табличками, а также последовательностью своего расчета я и хочу поделиться с читателями. Итогом такого расчета являются три документа, которые я вывешиваю в Интернет и по которым собирается выезжающая в горы группа:
1. Сводная таблица закупок продуктов питания.
2. Таблица поручений по закупке продуктов питания.
3. Таблица распределения общественного снаряжения по рюкзакам.
А теперь опишу всю последовательность расчета.
Человечеству известно несколько тысяч различных узлов, десятки из них применяются в альпинизме, но история их появления, как правило, остается в тени. Одним из изобретателей «альпинистских» узлов, причем, наверное, самым плодовитым в этой области является Франц Бахман (Franz Bachmann) инженер-машиностроитель, альпинист и горный спасатель. Об истории изобретения карабинного схватывающего узла, получившего его имя, и о других изобретенных Бахманом схватывающих узлах, практически неизвестных у нас в России, рассказывается в этой статье.
Предлагаю Вашему вниманию видео с лекции о всяких неприятных штуках в горах
На днях совершенно неожиданно приобщился к спутниковой связи. В процессе приобщения были сделаны приятные открытия, которыми хочу поделиться.
Спутниковая связь до сих пор считается дорогим удовольствием, и мысли о ее использовании у большинства так и остаются мыслями. Но оказывается, теперь можно позволить себе иметь связь с миром в самых отдаленных местах, и не влезать для этого в долги. Нам это обошлось всего в 6000 рублей (на троих), включая покупку телефона и 10 (20-30) дней практически безлимитной спутниковой связи. Интересно?:)
Зима – такое время, когда в призрачных идеях, мечтах и проектах начинают проявляться черты будущих экспедиций, восхождений, походов. Имею достаточный стаж в таких мероприятиях и хочу поделиться мыслями, опытом и конкретными рекомендациями в подготовке к новому сезону. Все мои умозаключения – результат долгих, сорокалетних проб и ошибок – не претендуют на абсолютность, законченную истину, но что-то, наверное, вы сможете использовать для себя и своих друзей.
В настоящее время широкое распространение получили универсальные страховочные устройства, позволяющие кроме основных функций динамической нижней страховки и спуска по одинарной или сдвоенной веревке, работать в режиме автоблокировки. О таких устройствах, часто называемых «гид-платами», «пластинами гида» или «магическими платами» и пойдет речь в этой статье.
Продолжим наш репортаж.
После двух недель позитивной, во всех отношениях, разминки мы начали подъем на пик Революции (6940). Это было первым восхождением на вершину из долины Хабарвивхац. Команда А.Зайдлера в 1979 г. базировалась в соседнем ущелье Язгулемдара и перевалила сюда через перевал Шипка, оказавшись, в результате, между первой и второй ступенями ледопада Хабарвивхац. И вот теперь, через 30 лет, нам предстояло совершить второе прохождение их маршрута. Однако, в отличие от первопроходцев, мы начали свое восхождение с самого низа ущелья Хабарвивхац - от реки, от травы. И задача перед нами стояла посложнее - не просто взойти на вершину, а перевалить через неё на другую сторону, на ледник Грумм-Гржимайло.
Шутки кончились, и появился страх. Люди чего боятся? - Неопределенности. Как нас примет гора? Что будет с нами через 5 дней?
Давненько не было больших фотоочерков про большие горы. А ведь фотки Памира так возбуждают в преддверии лета. И немножко сглаживают этот душевный раздрай от различных страшных известий и азартных споров про лавины и безопасность. К тому же на сайте Риск мы не показывали сколько-нибудь подробную коллекцию наших фоток.
В последнее время в инете активно обсуждаются покупки товаров за бугром, где можно почерпнуть много полезного. Но у туристическо-альпинистской снаряги есть свои нюансы. Поэтому решил поделиться собственным опытом. Лениво перечислять, сколько всего и почём накупил, но даже с учётом пересылки EMS-ом (государтственная экспресс-почта) вся снаряга обошлась ровно в 2 раза дешевле, чем покупать здесь, рыская по магазинам и выклянчивая скидки.
По просьбам трудящихся - красивая картинка :)
Image © John Lund/CORBIS
pro.corbis.com
Вчера я прочитал лекцию в Горной школе МАИ. Надеюсь, она будет полезна альпинистам и горным туристам, да и вообще всем любителям гор.
Лекция, которая будет прочитана в школе Горного клуба МГУ во вторник 26.05.2009,
посвящена, в основном, стратегическому планированию и состоит из разделов:
1. Топологические типы маршрутов и ограничения на вес рюкзаков.
2. Верификация продолжительности участков маршрута.
3. Распределение сложностей по нитке маршрута.
4. Распределение высоты по нитке маршрута.
5. Стратегия и тактика, адаптивное планирование.
6. Подневный и календарный планы.
7. Планирование запасных дней.
8. Планирование ресурсов.
9. Результаты планирования маршрута.
I. Последовательность действий при спуске пострадавшего с наращиванием
веревок с использованием двух тормозных устройств. Рис. 1-5.
● Способ, приведенный ниже, позволяет производить наращивание веревок силами одного спасателя.
● Данная схема работает при использовании любых тормозных устройств, а также при спуске на одинарной и двойной веревках.
● При наращивании двойной веревки, рекомендуется связывать каждую пару веревок отдельным узлом. В этом случае меньше вероятность заклинивания связочных узлов в трещине, чем при связывании веревок одним большим общим узлом.
Связывающие узлы необходимо разнести по длине веревки.
I. При спуске по веревке всегда существует вероятность потери контроля над спусковым устройством. Даже выпустив из рук веревку на мгновение, потом очень трудно, а чаще всего, практически невозможно снова восстановить контроль над спуском.
Понятно, что это может привести к весьма печальным последствиям.
Причины потери контроля могут быть самыми разными: это может быть удар камнем или куском льда, внезапное ухудшение самочувствия и т.д. Перечислять можно долго, но суть не в этом.
Суть в том, как мы можем обезопасить себя в подобных случаях?