Фотогалерея или репортаж. Памирский марафон 2009. Часть 2. Траверс Революции

Пишет Leb, 25.03.2010 22:25

Фотогалерея или репортаж. Памирский марафон 2009. Часть 2. Траверс Революции (Альпинизм, пик ленина, пик революции, пик коммунизма, маи)

Продолжим наш репортаж.

После двух недель позитивной, во всех отношениях, разминки мы начали подъем на пик Революции (6940). Это было первым восхождением на вершину из долины Хабарвивхац. Команда А.Зайдлера в 1979 г. базировалась в соседнем ущелье Язгулемдара и перевалила сюда через перевал Шипка, оказавшись, в результате, между первой и второй ступенями ледопада Хабарвивхац. И вот теперь, через 30 лет, нам предстояло совершить второе прохождение их маршрута. Однако, в отличие от первопроходцев, мы начали свое восхождение с самого низа ущелья Хабарвивхац - от реки, от травы. И задача перед нами стояла посложнее - не просто взойти на вершину, а перевалить через неё на другую сторону, на ледник Грумм-Гржимайло.

Шутки кончились, и появился страх. Люди чего боятся? - Неопределенности. Как нас примет гора? Что будет с нами через 5 дней?

Прощание с травой состоялось в кармане правобережной морены ледника Хабарвивхац. Здесь, на высоте 3677 мы обнаружили великолепное озеро

Как жаль, что оно не подпало под место нашей ночевки

А впереди из-за скального отрога уже выглядывает головка южной вершины (6910) пика Революции

Спустившись с морены на ледник, мы увидели вот такую ошеломляющую перспективу - "Боже мой!" Казалось, что весь ледник выше первой ступени - сплошной ледопад, сплошные навороты льда до самого подножия южной вершины пика Революции.

Вот её маковка

Немножко успокаивало то, что ведь люди прошли до нас. По кусочкам, в разные годы разными командами, но каждый километр пути был уже пройден - значит и мы пройдем

А это уже выше первой ступени ледопада. Подходим ко второй

Сейчас войдем во вторую ступень и пообедаем!

Уф, жарко! Теней то совсем нет!

Надо посидеть, чуток

А после обеда полезли на стенку

Потом еще поковырялись в ледопаде - и на бивак

в палаточку отдыхать

Утром опять ледопад долбить...

А до пика Революции еще далеко. Вон он из горлышка выглядывает...

Какие то дырки стремные пошли

Мостики хлибкие

Разломы противные

Ну вот и прошли вторую ступень

Можно отдохнуть, пообедать

Слава Богу, последняя 3-я ступень легко проходится по краю

А утром следующего дня мы увидели маршрут

Пока поднимались к лагерю 6302, день и закончился. Кстати, пасмурно было, снежок сыпал... Только к вечеру разгулялось

Вон оттуда в тумане пришли

Красивый вечер!

А утром в бой. Надо на гребень, на 6646 успеть залезть

Команда Зайдлера вон тут по скальным грядкам и камням шла. В отчете отметили, что много опасных живых камней. Нам лишних опасностей не надо, и кошки неохота тупить, поэтому мы отстранились от их линии метров на 30 вправо

И шуровали по чистому от камней снежно-ледовому склону

пока не вылезли на гребень, на 6646

Кстати, закаты вечером были красивые. Это вид налево, на юг

А это вд направо, на север. Пик Фиккера (6718) сфоткан

Ночь на гребне 6646 прошла беспокойно. Ночевки на перевале Снежный (5650) с радиалкой на 6050 едва хватало для акклиматизации. Я часто просыпался и успевал подумать, как трудно будет идти после такой беспокойной ночи. Однако идти надо...

Вот он, ледник Грумм-Гржимайло, ишь, как тянется далеко-далеко и уходит вниз...

И мы потянулись, но только вверх

Страшноватый карниз, но прочный, ледяной

Вдали два горба пиков Шверника (6134) и Хавраз (6124). Между ними седло перевала Снежного (5650). На нем мы ночевали неделю назад

Вон оттуда справа мы поднялись на гребень. К счастью, гребень стал уже шире

Зато на нем появились такие взлеты. Очень неприятные взлеты с рыхлым сыпучим снегом. В нем просто утопаешь по пояс, по грудь...

Как Жаров, утопая в снегу, пролез этот взлет - я просто не представляю. Какой то чудовищный взрыв энергии. Остальным проще - и траншея пробита, и веревка провешана

Но вот последний взлет, вон те карнизы - это уже на вершине!

На южной вершине (6910) мы отдохнули на теплых мелких камушках. А впереди купол главной вершины (6940) и своеобразный "кратер" перед нею

Спускаемся в кратер. Это пик 26-ти Бакинских Комиссаров (6848), он ниже нас

А это мы подходим к главной вершине (6940), а южная (6910) сзади нас

Вот он сейчас руками помашет и ухнет в трещину. Срыв в трещину был очень опасным. Трещина шла вдоль гребня, вдоль нашего пути, и веревка сильно прорезала снег

Со снежного купола, с высшей точки надо приспуститься вниз. Там на скальном выступе над ледником Федченко сложен тур

Фото у тура

Ну всё, пора вниз. Начало спуска на северо-восток с седловины 6867 между центральной и главной вершинами пика Революции

Моя главная задача в день восхождения состояла в том, чтобы спустить группу на плато 6309 на другой, северо-восточной стороне горы. При той акклиматизации, которая у нас была получена на перевале Снежном (5650) и в радиалке на пик Хавраз (до 6050), ночевка в районе вершины на 6800-6900 выглядела как то стремно. Утром мы продолжили спуск

А это спуск с плато 6309 на плато перевала Вертикаль (6040)

И, наконец, последний спуск уже с плато 6040 на ледник Грумм-Гржимайло (5729)

Вот так выглядит этот двухэтапный спуск с плато на плато, если отойти подальше. Всего 10 веревок перил...

Вечером на леднике Грумм-Гржимайло. Пики Шверника (6134) и Хавраз (6124)

Хоть и помучились мы на пике Революции, но расслабляться нельзя, впереди 5 веревок перил на перевал Юбилейный (6050)

На перевале обернулись назад и сфоткали пик Грина (6502)

А с ледника Витковского сфоткали пик Фиккера (6718), но это уже его северная сторона

Красивый вечер был на леднике Витковского. Пока еще высоко - 5532 метров

Утром погода испортилась, пошел снег. И только к обеду чуток растянуло. А мы к этому времени уже подошли к устью ледника Витковского, к месту его впадения в ледник Федченко. Вон тот ледопад на леднике Витковского мы проходили как раз в снегопад

Кстати, вот какой был снегопад. Видимость почти нулевая

А вот такую засаду мы никак не ожидали!

После снегопада - красавица радуга

Бескрайние просторы Федченко

А это остатки парашютного десанта очень старинных годов

В этот день мы еще держались, спустились с 5532 на леднике Витковского на ледник Федченко 4664, протопав около 20 км

Зато на следующий день на нас навалилась чудовищная усталость. С утра вроде все хорошо, вон даже фотографы красивую фотку сняли

А когда завернули на Танымас к верхнему озеру

То начали усаживаться на привал каждые 20 минут. За целый день прошли на спуск только 11 км.
Вот так рождается река Танымас

Еще немножко осталось. Вон там за поворотом перед ледником Танымас Третий лежит наша заброска

Ну вот и пришли

Заброску раскопали, а там подарок мне на день рождения

Высота здесь 4333

Цветочки растут

Потом полтора дня балдели, разбирались с продуктами, стирали одежду, играли в шахматы и просто спали

Впереди нас ожидал пик Коммунизма...
Но это уже будет в 3-й серии...