Посты пользователя clyde
В истории русского географического изучения Центральной Азии видное место принадлежит Брониславу Людвиговичу Громбчевскому (1855-1926). В течение пяти лет им были совершены три путешествия по Центральной Азии – в Южную Кашгарию (1885), на Памир и в Хунзу (1888), в Дарваз, на Памир, Раскем, Южную Кашгарию и Сарыкол (1889-1890).
Летом 1891 г. на обширной территории Средней Азии от Тянь-Шаня до Гиндукуша развернулись события, которые вошли в историю международных отношений как «памирский кризис» или борьба за Памиры. После заключения Петербургского соглашения 1873 г. между Россией и Великобританией о демаркации условной границы Афганистана по реке Аму-Дарье и ее притоку р. Пяндж, по которому Афганистану отходили часть Бадахшана и Вахан, огромная территория Памиров к востоку от оз. Зоркуль (Виктория) до китайских владений в Кашгарии оставалась как-бы «бесхозной». Обострение русско-британских отношений в середине 70-х гг. XIX в. вокруг государства Якуб-бека в Восточном Туркестане впервые обозначило геополитическую ценность Памиров и положило начало борьбы за обладание этим стратегически важным районом. Политическая борьба между Россией и Великобританией сопровождалась активным географическим изучением Памиров. Точне будет сказать, что именно географическое изучение Памиров дало в руки политиков те необходимые исходные данные, которые затем легли в основу политической борьбы.
Генерал-губернатор Туркестанского края барон Вревский и чины его штаба в Фергане на пути к китайской границе
В конце января в эфире телеканала "Россия 2" появится телепрограмма экс-главы администрации президента России Сергея Ястржембского, сообщается в пресс-релизе ВГТРК, распространенном в среду, 19 января.
Как говорится в сообщении, это будет программа о путешествиях под названием "Магия приключений". В каждом выпуске программы Ястржембский будет брать интервью у знаменитых исследователей и путешественников.
Когда в 1983 г. перед Месснером встал вопрос о собственном доме, то сомнений не было - дом должен быть непременно в горах, чтобы связь с ними не утрачивалась даже в домашней обстановке. Месснер искал место, где он мог бы собраться с мыслями, растить детей, возделывать виноград и печь домашний хлеб. Свой выбор он остановил на средневековом замке-крепости Юваль в Южном Тироле.
Вид на замок Юваль
Сегодня на сайте появилась заметка участника форума balabanoff "Техника альпинизма ОПТЭ в картинках". Издание, действительно, оказалось очень редким, можно сказать, unicum. Как старого книжника, меня заинтересовал вопрос, почему этого издания нет в библиотеках России. После небольшого поиска причину удалось установить. Работа была составлена коллективом авторов, в котором принял участие Н. Ф. Тизенгаузен. Почему книга исчезла из советских книжных фондов - история ниже.
Популярный британский публицист Питер Хопкирк в своей работе «Большая игра» приводит рассказ о нескольких днях совместного пребывания Громбчевского и Янгхазбанда в Каинды-Аузы. Основываясь на воспоминаниях Янгхазбанда, Хопкирк писал, что «подвыпивший» Громбчевский открыто высказывался о русских планах вторжения в Индию и что он передал Янгхазбанду чуть ли не секретную русскую карту Памиров и близлежащих территорий, основанную на данных последних русских рекогносцировок и съемок.
11 октября 1889 г. в урочище Каинды-Аузы на Тагдумбаш Памире произошла встреча капитана Б. Л. Громбчевского с британской экспедицией капитана Ф. Янгхазбанда. «Капитан Younghusband, - сообщал Громбчевский, шел из Индии в Канджут. Это молодой человек, составивший себе имя смелым путешествием из Пекина через весь Китай в Кашмир. Его сопровождал небольшой конвой бенгальских солдат, пундиты и многочисленная прислуга. Мы встретились вполне дружелюбно и так как экспедиция моя стала на ночлег раньше, чем подоспел капитан Younghusband, то он был нашим гостем в течение почти трех суток. Обе экспедиции представляли интересное смешение 20 народностей».[1] Прощаясь, Громбчевский сказал, что ему «будет приятно встретиться с Янгхазбандом вновь либо в мирной обстановке в Петербурге, либо в бою на индийской границе, и что в любом случае Янгхазбанду будет обеспечен теплый прием».
Идея похода русских войск на Индию восходит к эпохе правления Императора Павла I, когда в 1801 г. был разработан план совместного похода франко-русского экспедиционного корпуса за Инд. При этом следует обратить внимание на то, что все последующие русские идеи о возможной борьбе с Великобританией в Средней Азии подразумевали именно поход, т. е. военную операцию по демонтажу британского господства, но не завоевание Индии, как то настойчиво пыталась представить британская сторона.
Дорога вдоль Пянджа, проложенная русскими солдатами на месте оврингов. 1912 г.
В 1906 – 1908 гг по «Высочайшему» повелению полковник К. Г. Э. Маннергейм командировался в Китай с военно-научной целью. Маршрут экспедиции пролегал через Туркестанский край в Восточной Туркестан (Синьцзян) и далее через провинции Ганьсу, Шэньси и Шаньси в Пекин.
Полковник Маннергейм среди чиновников китайской администрации Аксу
Целью поездки был сбор военно-статистических сведений по пройденным территориям, особенно в пределах Западного Китая, ознакомление с реформами в китайской армии. По поручению Фино-Угорского научного общества Маннергейму предлагалось собрать этнографические и антропологические коллекции. Перед поездкой в Китай Маннергейм прошел в Петербурге ускоренные курсы фотографии и топографии. Во время путешествия ему удалось встретиться с Далай-ламой и узнать много интересного о политическом положении Тибета, который по англо-русскому соглашению 1907 г. был признан китайской территорией и объявлен вне сферы интересов двух великих держав. В пути Маннергейм вел подробный дневник, в котором записывал впечатления от поездки, вносил сведения о китайских войсках, их организации, вооружении, боевой подготовке и пр. Военные сведения, собранные в ходе поездки, представил в «Предварительном отчете о поездке» (1909).
Во время работы Международной геодезической конференции, состоявшейся в 1909 г . в Лондоне, было признано желательным и своевременным для развития картографии связать европейскую триангуляцию[1] с Британской Индией через Россию. К 1910 г. Русский Туркестан уже был прочно связан первоклассной триангуляционной сетью с Европейской Россией. Русская триангуляционная сеть в Туркестане доходила до г. Оша в Ферганской области. В Британской Индии триангуляцией к указанному времени была покрыта практически вся территория, за исключением небольших участков на Северо-Западном пограничном пространстве. К 1910 г. геодезические сети России и Британской Индии отделяло друг от друга только пространство Памира и припамирских княжеств – Хунзы и Читрала. Решению общей задачи способствовали и политические условия, сложившиеся после заключения англо-русского соглашения 1907 г. о разделе сфер влияния в Центральной Азии. После 1907 г. Россия и Великобритания не рассматривали друг друга (по крайней мере официально) как потенциальных противников. Обращение руководителей конференции к правительствам России и Великобритании получило положительную реакцию, и военно-топографическим ведомствам двух стран была поставлена задача соеденить триангуляционные сети в Средней Азии. Проект получил официальное название - «Заключительные работы по соединению триангуляционных сетей Индии и России».