Размышления за эти дни и некоторые вопросы в Контакте, подтолкнули меня найти время и написать все-таки, что лично я порекомендовала бы тем, кто не хочет быть идиотом и хочет по возможности выжить во время своих экстремальных увлечений.

Для тех, кто не хочет быть "идиотом" (Альпинизм, эльбрус, безопасность, нс)

Предлагается к обсуждению сводная схема вариантов названий вершин Софийского хребта (Архыз, Западный Кавказ).

Вершины Софийского хребта (Альпинизм, архыз, альпинизм)

С разрешения М.С. Стальбовской, перед майской Альпиниадой, в преддверии дня рождения Ильяса (10 мая ему исполнилось бы 56 лет), выкладываю для ознакомления читателями "Риска" ее старое интервью с ним.

М. С. Стальбовская. Старое интервью с Ильясом Тухватуллиным. (Альпинизм, м.с. стальбовская, тухватуллин ильяс)

У каждого туриста случается, что напарники бросили и пойти в горы не с кем. Кто-то даже пытается найти компанию, бросив клич в интернете. Попав в такую ситуацию летом прошлого года, я решил осуществить сразу ДВЕ ДАВНИХ МЕЧТЫ - сходить многодневный соло поход, да еще и посмотреть Швейцарские Альпы.

Хайкинг по Швейцарии "дикарем" (Горный туризм, альпы, швейцария, треккинг)

Когда мы получили коробку с THULE Cross cantry kit я сразу подумала что посиделок с отверткой и инструкцией не избежать, уж очень компактно выглядел набор для беговых лыж. На радость все оказалось просто, полозья уже собраны и легко встегиваются в гнезда, где до этого стояли колеса, пояс, в который впрягается родитель, состоит из двух частей, что позволяет отрегулировать расстояние до коляски. За 5 минут мы собрали коляску и усадив Аллу поехали в глубь леса.

Вариант тренировки молодых родителей фанатично любящих беговые лыжи (thule, chariot, детская коляска)

Всё чаще многие продуктовые раскладки, помимо дегидратированной и стерилизованной еды, включают в себя и сублимированную (freeze-dried). Все уже слышали о ней, а кто-то даже пробовал блюда нескольких производителей. Основными потребителями сублиматов являются туристы, альпинисты, лыжники в автономных экспедициях, военные и .. выживальщики (гы-гы).

Просто добавь воды! Обзор производителей походной еды + опрос. (Горный туризм, сублиматы, еда, экспедиция, туризм)

ОСТАЛСЯ НА ВТОРОЙ ГОД…

Как всё началось; небольшая предыстория:

Июнь 2012 года, команда скалолазов из Москвы, воспитанники Венеры и Олега Черешневых отправляются в очередное турне по Европе на двух автомобилях.
В качестве водителя второго экипажа и папы одной из спортсменок отправляюсь и я.
Цель поездки: тренировки и соревнования у детей, покорение Монблана у меня и Олега.

«…что хорошего в тепле, если холод не подчеркнет всей его прелести?»
Джон Эрнст Стейнбек

Приключения БОМЖа в Альпах. (Альпинизм, альпы, alps, монблан, mont blanc, маттерхорн, matterhorn, шамони, курмайор, бриоль, червинья)

Световой день становится короче, ночи длиннее. Самое время поговорить о фонарях.
Это второй по важности (после ножа) элемент снаряжения. Что такое хороший фонарь лучше всех знают спелеологи, ночные ориентировщики и военные. Спросите у них.
Стандарт ANSI FL1-2009 описывает методы измерения основных характеристик ручных фонарей, налобных фонарей и прожекторов, дающих направленный свет.
Выделим главные характеристики фонарей:
1. Тип и количество источников света, их мощность. Компактные лампочки накаливания и светодиоды, дающие белый, синий, красный свет. LED уже прочно вошли в каталоги всех производителей.
2. Тип и количество элементов питания. От 1 до 4 щелочных/литиевых батарей или аккумуляторы. Встроенные иили стандартных типоразмеров (CR2032, AAA, AA, CR123A и др).
3. Степень защиты по IP (защита корпуса от пыли и влаги) и ударопрочность. Важным показателем является защита от воды. Например, IPX4 - защита от брызг в любом направлении, а IPX8 - защита при погружении более 1 метра до 4 часов.
4. Вес. Для налобного фонаря вес имеет большое значение. Часто производитель убирает батарейный отсек на затылок или на пояс. Средний вес компактных фонарей от 50 до 150 гр.
5. Назначение. Для ночного ориентирования и бега, на каждый день (EDC), для подводной и обычной охоты, для велосипеда, тактические и прочее.
6. Конструкция и материал корпуса. Популярная конструкция - налобный фонарь с корпусом из пластика с эластичной резинкой. Ручные фонари делают из сплавов алюминия, нержавеющей стали и ABS-пластика.
Современные фонарики несут на борту целый миникомпьютер с программой, не снижают яркость по мере разряда батарей, умеют работать на нескольких уровнях мощности. Часто фонари имеют специальные сигналы для тактического или аварийного применения – например, стробоскоп, аварийный маячок, сигнал SOS.

Сравнение света разных фонарей в интерактивном режиме, а также 880 обзоров фонарей на русском языке!

Обзор производителей фонарей (Бэккантри/Фрирайд, сумерки, фонарь, petzl, альпинизм, туризм)

На фото: "шахтерский" фонарь, Navigator, MagLite, Petzl, Fenix, BearGrylls, Ecliptic, Silva.
Какие же фонари предлагают нам производители в 2013 году?:

Кольцо Аннапурны (Альпинизм, аннапурна, трек)
Альпинистский мир в декабре прошлого года облетела печальная новость: на 94-м году жизни скончался прославленный французский альпинист Морис Эрцог — первый в мире человек, покоривший восьмитысячник. И не только поднявшийся на его вершину, но и описавший это героическое восхождение в замечательной книге «Аннапурна. Первый восьмитысячник» — одной из лучших книг по альпинизму, которая среди изданий о восхождениях является абсолютным рекордсменом по суммарному тиражу.

Первый раз я прочитал её ещё в школе. Книга произвела на меня огромное впечатление. Это настоящий гимн человеческому духу, силе воли, преодолению себя, возможности сделать невозможное. Как иначе оценить невероятно тяжёлый спуск с вершины, холодную ночёвку, балансирование на грани смерти, обморожения, вызвавшие гангрену и ампутацию почти всех пальцев в полевых условиях… Печальная новость опять напомнила об этой замечательной книге, захотелось самому побывать в тех местах и своими глазами увидеть Аннапурну.

Кто про что, а я про... (Альпинизм)

Мы – настоящая экспедиция. Мы каждый год ездим в Альпы и каждый год куда-нибудь залезаем или не залезаем - все как у настоящих альпинистов. Мы всё и всегда делали сами, без всякой поддержки извне, однако в этом году наш старший тренер Буль решил, что поддержка нам все-таки нужна, и не моральная или материальная, как подумает любой нормальный человек, а почему-то юридическая. И раз мы едем в итальянский Курмайор, то поддержка должна быть из сибирского Новосибирска. Это было настолько очевидно, что возражать никто не стал. Так у нас в компании появились симпатичные новосибирские юристы Ира и Света.

Перевод статьи о высотных заболеваниях. Клиника, диагностика и лечение в достаточно кратком и в целом ясном изложении. Иногда встречаются слишком ненужные подробности (например, про генетику болезни), но из песни слов не выкинешь. Иногда сложность формулировок вынуждала оставлять текст, далёкий от "стильного" русского. Для спорных терминов в скобках приведён оригинал. Много букв, и не всегда сливаются в понятные слова! Возможны опечатки. Но в целом, вроде читабельно. Будьте здоровы в горах!

Острая высотная болезнь: обзор по "горняшке" (Альпинизм, высотный отёк лёгких, высотный отёк мозга, острая горная болезнь, акклиматизация, медицина)

Разгильдяйским велопробегом по асфальтам Италии (Путешествия, италия, сицилия)

Нынешней зимой я посмотрел на Риске велотуристическое видео о походе по Крыму и подумал: «А может велотуризм – это действительно интересно? Не все же только в горы ходить…»

Самый распространенный вопрос потребителя относительно солнцезащитных очков – «какова у них защита от ультрафиолета»? Популярность этого требования вызвана разными причинами – как общей опасностью УФ, так и историями про ухудшение зрения при пользовании некачественными солнцезащитными очками (автор читал в начале 90-х годов в «Аргументах и фактах» байку про сочинских таксистов, которые массово обращались к офтальмологам). И именно это свойство очков в свое время мы решили проверить, благо имелось подходящее оборудование.

Поначалу планировалось протестировать две пары солнцезащитных альпинистских очков, которые наша группа брала в собой на Кавказ в 2009 г. (Ушба), и третьи, велосипедные (Alpina Sibiria, Cebe SPOT 1500 MC и BBB BSG-21 Cruiser). Но потом к сравнению добавились несколько других очков разного назначения.

К сожалению, дело было отложено в долгий ящик, поэтому обсуждаемых моделей в продаже вы не найдете, но общие выводы останутся справедливыми.

Лекции по медицине - дело привычное. Я периодически хожу на лекции дипломированных специалистов, которых ежегодно приглашают в Турклуб и Альпклуб МАИ просветить молодежь. Но вот до списка аптечки дело никогда не доходило. Про реанимацию - пожалуйста. Как шины накладывать - пожалуйста. Но чтоб до конкретного списка дошли - такого пока не было.

Я не врач, и курсов не кончал, но неоднократно успешно лечил в горах. Просто так, по жизненному опыту, применяя интуицию и эрудицию. Сейчас на 20 дней в поход по Алаю собираюсь. Потом будет большая экспедиция в большие горы. Вот такую аптечку я сегодня собрал.

Исправить в ней что-либо будет уже трудно, но если коллективный интернетный разум даст интересные рекомендации, то в будущем я смогу эту аптечку улучшить. :)

Сборы в горы по Интернету. Типовые таблички. (Альпинизм, снаряжение, планирование, питание)

На прошлой неделе я за пару дней обсчитал две экспедиции - двухнедельный поход 2 к.с. в горах Алая и 40-дневную экспедицию в высокие горы. Получилось быстро и непринужденно, благодаря старым наработкам - типовым табличкам продуктов питания и снаряжения.

Вот этими табличками, а также последовательностью своего расчета я и хочу поделиться с читателями. Итогом такого расчета являются три документа, которые я вывешиваю в Интернет и по которым собирается выезжающая в горы группа:

1. Сводная таблица закупок продуктов питания.
2. Таблица поручений по закупке продуктов питания.
3. Таблица распределения общественного снаряжения по рюкзакам.

А теперь опишу всю последовательность расчета.

Центральный Кавказ в фотографиях Вилема Хекеля (Альпинизм, шхельда, эльбрус, сванети)

Не могу не поделиться этими чудесными фотографиями. Эту книгу можно смотреть бесконечно и она НИКОГДА не надоедает.
Фотографии Западного Кавказа здесь: http://www.risk.ru/users/misha73/198572/

Домбайские вершины в фотографиях Вилема Хекеля (Альпинизм, софруджу, сулахат, аманауз, алибек, западный кавказ)

Книги чешского фотографа Вилема Хекеля (он погиб на Уаскаране во время землeтресения 1970 года) встречаются сегодня очень редко.