Приключения БОМЖа в Альпах.

Пишет Rusnborg, 21.10.2013 10:38

«…что хорошего в тепле, если холод не подчеркнет всей его прелести?»
Джон Эрнст Стейнбек

Приключения БОМЖа в Альпах. (Альпинизм, альпы, alps, монблан, mont blanc, маттерхорн, matterhorn, шамони, курмайор, бриоль, червинья)

Вступление.
Октябрь 2013 года подарил мне осеннее свидание с французскими и итальянскими Альпами. Если в 2011 в австро-германских Альпах я продвигался с присущей коренным народам этих стран педантичностью и дотошностью, то в этом году я взял чуточку французской авантюрности и, разбавив ее итальянской расхлябанностью, получил своеобразную горно-хипповую акуна-матата. По-русски говоря, я на недельку стал альпийским БОМЖом.

Пролог.
Осень. Среднеазиатский, высокогорный восходительский сезон закончен, птицы полетели на юг, а меня потянуло на запад. Засвербело и пришлось сильно чесать место выше шеи. Теребя буйну голову, решил не изобретать велосипед и третий год подряд осенью поехать в Альпы, только в этот раз не в северную, а в южную их часть. Технические вопросы добычи виз, авиабилетов, трансферов, выбора объектов восхождения, маршрутов и пр. были решены достаточно просто и примитивно. Если кому интересно - задавайте вопросы, отпишусь в комментариях.

Часть I. Монблан
05.10.2013г.
Перелет завершился, и мои ноги ступили на землю столицы провинции бывшей римской империи - город Милан. Италия встретила погожим деньком, пятнадцатиградусным теплом, большим количеством граффити на стенах и практически полным отсутствием солнечных панелей на крышах, что для южной страны необычно. Удивило так же почти полное отсутствие велосипедистов и велопарковок, к которым я уже успел привыкнуть в Германии и Австрии. Пешеходов так же немного, видимо итальянцы предпочитают передвигаться исключительно на автомобилях. Достопримечательности и музеи не посещал, т.к. торопился на автовокзал и в горы.
Достаточно комфортный автобус привез меня из Милана за 3,5 часа (к 20.45), в городок / лыжный курорт Курмайор, стоящий прямо на границе с Францией.

Его и мировую столицу альпинизма - французский Шамони - разделяет гора Монблан, а соединяет туннель длиной более 10 км, проходящий прямо сквозь гору. Вынужден заночевать в Курмайоре, т.к. автобус до Шамони ходит только два раза в день и следующий будет лишь завтра. Ночной городок заставляет вспомнить стихи:
«Ночь, улица, фонарь, аптека
Бессмысленный и тусклый свет ….»
А.Блок.
Окраина Курмайора, ночь, осень, улица, тусклый свет, подвыпившая молодежь, скудно знакомые с английским языком местные жители. Из экономии и некоторого осеннего «настроения хиппи», в эту поездку я решил немного побомжевать (обойтись без проживания в отелях), посмотреть, как это получится в Европе. Вышел на окраину Курмайора, забрел в лесок, поставил палатку в укромном месте, рядом с ручейком, поужинал и вырубился, под шелест шин авто, проезжающих по недалекой автодороге.

06.10.2013г.
С утра, собрав палатку, позавтракал и, двигаясь по Курмайору, увидел, что «настроения хиппи» имеют интернациональную окраску. Прямо на футбольном поле стояла машина с французскими номерами, а рядом с воротами стояла палатка, возле которой хлопотала с завтраком молодая парочка. Ну и нафиг мне надо было по лесам партизанить?!
К 10.15, переехал на автобусе во Францию и не задерживаясь в «населенке» стартовал из деревеньки Лез Уш (Les Houches) по маркированной тропе в сторону «французской классики» на Монблан.

Поначалу тропа шла по смешанному лесу, вполне типичному для средней полосы России. Было тепло и мне пришлось раздеться до термобелья и идти, буквально умываясь потом, но выше 2400 м зелень исчезла, погода «наладилась» - похолодало, село облако, посыпалась снежная крупа – мне стало реально легче. Я, наконец, почувствовал себя дома, в горах. Так и не найдя в сильном тумане хижину Орлиное гнездо (Nidd Aigle – 2 400 м), побежал подальше и повыше – к запасному варианту ночевки. В 16.45 я начал обустраиваться на ночевку в домике Рогнес (Rognes – 2768 м). Здесь есть деревянные нары с тонкими шерстяными одеялами и записка с одним словом «mouse». Одеялами пользоваться не стал, здесь что снаружи, что внутри - постоянный минус. Вода только в виде снега и льда, решил ночевать в спальнике.

А спальник у меня отличный: Alexika Delta, испытан на весеннем Казбеке и августовском Хан-Тенгри, весит всего 2,3 кг, греет в любом, даже сыром виде, и если снаружи он мокрый от конденсата, то внутри - как в памперсе – тепло и сухо. Ну а братьям Микки Мауса меня отсюда точно не выдавить и продукты, заранее подвешенные под потолок, не сожрать.

07.10.2013г.
Подъем в 6.30, вышел в 7.55. До хижины Тет Рус (Tete Rouse – 3200 м) дошел за час, пробежал легендарный камнепадоопасный кулуар (Grand Couloir) и по легким скалкам, засыпанным снегом, при отсутствии тропы к 11.40 доскакал до хижины Готе (du Gouter hut – 3835 м) В хижине застал четверых французов, заброшенных сюда сегодня вертолетом с кучей продуктов. Они очищают наружное убранство хижины от снега и производят ремонт в летнем помещении хижины. Из восходителей тут я пока один-одинешенек, пробитой тропы наверх нет, склоны присыпаны свежим пухлым снегом.

Общаюсь с французами, изучаем друг друга, присматриваемся, как-то сразу видно наше взаимное расположение друг к другу, несмотря на языковой барьер (они практически не говорят по-английски).
К моей радости, после обеда, в хижину подошли двое немецких альпинистов с планами совершения восхождения на Монблан по классике с дальнейшим траверсом до Эгюий дю Миди и спуском уже оттуда по канатке. Баварцы хорошо знают маршрут до вершины, т.к. ходили туда за неделю до сего дня.

Мы быстро договариваемся идти на вершину вместе, и мои новые напарники успокаивают меня своей убежденностью в наличие отличного фирна ранним утром. Меня терзают смутные сомнения, но я держу их при себе.
Весь оставшийся день на террасе хижины развлекаюсь с выданными мне спонсорами горелкой Fire Maple: FMS-118 Volcano и котелком c теплообменником от той же Fire Maple: FMC XK6. Вещи поражают своей надежностью, простотой, легкостью, доступностью и КПД. Горелка легкая (146 гр.), простая, со шлангом, предварительным подогревом газа и надежная как стальной уголок. Котелок с теплообменником превращает снег в воду и кипятит оную процентов на 30 быстрее, чем обычный! Давно такой хотел.

Немцы с интересом и любопытством следят за моими манипуляциями, объявляют эту систему (горелка + котелок с теплообменником) Hi Tech технологиями, а я в ответ на их комплимент разрешаю им попользоваться для приготовления пищи вышеупомянутой продукцией от Fire Maple :)

08.10.2013г.
Подъем в 04.00. На завтрак «давился» гречкой, запивая горячим шоколадом. Вышли в 5.00. Наста нет, немцы «деликатно уступили» всю тропежку мне, и вперед не выходили вообще :) Снег паршивый – сверху тонкий наст, а под ним крошево. К 8.00 рассвело, допыхтели до вершины Дом де Гуте (Dome du Gouter – 4200 м) – холодно, на вершине Монблана сидит облако.

Немцы заявили, что до вершины по такому снегу они не пойдут. Маршрут очевиден, но в одиночку топча снег, идти по незнакомому мне маршруту пока не хочется, да и подвымотался я с утра на тропежке.
Вместе начинаем спуск вниз и через 30 минут встречаю легенду мирового альпинизма Валерия Бабанова в компании с еще одной известной личностью – Исрафилом Ашурлы из Айзербаджана. Быстренько поболтали, двойка поблагодарила за тропу и пошла дальше наверх. Позвали меня с собой, но мне, только что спустившемуся, категорически не хотелось лезть вновь наверх. Я уже про себя решил, что повторю попытку на следующий день, и лишь пожелал парням удачи.
Спустился в хижину к 09.00 утра, немцы засели в домике и пытаются отогреть ноги. Интересуются у меня: правда ли то, что русские при обморожениях растираются водкой и принимают ее вовнутрь? Я отвечаю, что способ действительно существует, но водки у меня нет, предлагаю взамен трентал и объясняю его действие. На что следует уже ожидаемый и привычный от европейца ответ: я не могу пить те лекарства, которые мне не прописал мой врач. Что ж, конечности ваши и вам решать, как с ними обращаться. Немцы сваливают вниз и домой.
Днем погода немного наладилась, хотя снизу все укрыто белым одеялом облаков, из которого торчат скальные пики, а наверху то ясно, то повисает какая-то белая взвесь.
Сушусь после утреннего променада, попутно выясняю, что у одного ботинка практически отклеилась подошва. Успокаиваю себя тем, что если одеть «мягкие» кошки, тогда их крепление не даст подошве отвалиться :) Ну а потом подошву можно и скотчем примотать :)
К 14.30, практически одновременно, в хижину поднялись четверо киевлян (2 парня и 2 девушки) и спустилась двойка В.Бабанов – И.Ашурлы. Киевляне порадовали желанием завтра попробовать сходить на вершину, договорились, что пойдем вместе, а В.Бабанов порадовал пробитой тропой до 4600 м. С его слов: на гребне очень много снега и чем выше, тем его больше, гребень становится уже, а мест для страховки на снегу не много. Поблагодарил за тропу до 4600 м, а про себя думаю: если уж два таких «зубра» с кучей восьмитысячников за плечами не взошли по таким условиям - это о многом говорит. Может они потому и живы со своим опытом, что знают, когда остановиться.
К вечеру в хижину подошли парень и девушка из Кёльна. Собираются выйти на штурмовой выход в час ночи. Я даже спорить не стал, с такой убежденностью парень обосновывал свое решение.

09.10.2013г.
Подъем в 5.00, выход в 06.30. Стартую вместе с киевлянами, но как-то быстро ухожу в отрыв. Пробитая вчера мною тропа утоптана и это сильно облегчает жизнь, а идущая с большим опережением двойка немцев добавляет азарта. Придя в хижину Валлот (Vallot – 4632 м) заглянул внутрь и с огромным удивлением увидел вышеупомянутую немецкую парочку. Зимнее помещение этой хижины как пустой металлический гараж, в ней нет абсолютно ничего. Спросил немцев: чего они тут сидят, ни наверх не идут, ни в хижину Готэ не спускаются. Ответили, что греются и не теряют шансов на вершину. Но они вышли в 01.30 ночи!
Махнул на них рукой, да и украинцы отстали, в итоге пошел один. До 4600 м, по пробитой вчера В.Бабановым и И.Ашурлы тропе, доскакал легко, а дальше - снежный гребень все уже, снежная целина все глубже и при срыве есть хорошие варианты для километрового полета. По уму нужна связка – тройка, двое страхуют, а один пробивает тропу. Оглянулся назад и удивился - внизу украинцы зачем-то тоже заперлись в хижину Валлот. А кто со мной тропить обещал!? Кто обещал в связке пойти?! Выматерился и пошел дальше. Слушая плеер, напевая как мантру слова из сериала Fire Fly «я словно лист на ветру, смотрите, как я танцую, смотрите, как я парю, смотрите, как это красиво…», танцуя внутри себя, прошел весь этот захватывающий дух снежный гребень, на котором негде и не за что страховаться. Мне повезло, что были места, на которых уже успел образоваться фирн, но были и места, где снежного плена было по развилку.
Уже в 20 метрах от вершины встретил двух чехов, поднявшихся на вершину со стороны Эгюий дю Миди. Буквально еле-еле уговорил их сфоткать меня на фоне вершины.

Последние метры чуть ли не пробежал. На вершину пришел в 10.20.

Поудивлялся разнице в погоде между Францией и Италией. Если первая укрыта сплошной пеленой облаков, то во второй гуляет солнышко. Позвонил супруге и родителям, нафотографировался, поснимал видео, замерз и побежал вниз. В 2-3 часах от вершины встретил украинцев, чуть ниже - немцев.

Поведал о том, что их ждет наверху, и предупредил, что в хижине Готэ задерживаться не буду, сразу пойду вниз. В хижину пришел в 12.45. Французы, ремонтирующие хижину, опять обедают на террасе. Узнав, что я сходил на вершину и увидев, с какой жадностью я пью изотоник, угостили меня бутылкой пива. Пиво, сигарета, приятная компания французов на террасе – вот это настоящий альпинизм, а все остальное – только подходы!

Далее спускался лазанием по присыпанным снегом скалкам до хижины Тет Рус ооочень аккуратно, а кулуар вообще преодолел бегом. Пофоткал хижину, и продолжил спуск.

Возле домика Рогнес забрал не использовавшуюся на высоте однослойную палатку Alexika SuperLight 2, т.к. установка палаток возле хижины Готэ категорически запрещена местным законодательством. В 17.00 пришел в хижину Орлиное гнездо (Nidd Aigle – 2400 м), которую наконец-то нашел, после описания ее местонахождения украинцами.

В мокрых ботинках с наполовину оторванной подошвой, уставший и голодный я весь вечер и ночь наслаждался всеми прелестями европейского благоустроенного альпинизма. Хижина пуста, поэтому все спальное помещение и столовая в моем полном распоряжении. На улице сыро, я в облаке, но теперь это не важно.

10.10.2013г.
Подъем в 7.00. Ночь провел в спальнике, шерстяные одеяла не сберегают тепло, а в моем Alexika Delta сырость и холод становятся нипочем. Установленная в столовой палатка за ночь немного подсохла. Бумага, набитая в ботинки, вытянула из них часть влаги и они потеряли в весе пару килограммов. Вышел в 9.20 и по знакомой тропе к 13.30 пришел в Лез Уш.

Далее переезд на автобусе в Шамони, самостоятельная экскурсия по городу,

проливной дождь, вечерний автобус до Курмайора, палатка в уже знакомом лесочке в пригороде, ночной снегопад – палатка вновь изнутри сухая, хотя снаружи очень влажная и просушить ее нет никакой возможности.

Часть II. Маттерхорн
11.10.2013г.
Подъем в 7.00. Переезд на автобусах до Аосты, далее Шатильон и Бриоль Червинья.

Если в внизу в Аосте и Шатильоне светило солнце, по которому я уже успел соскучиться, то в Червинье все как-то неоднозначно. Здесь я впервые попал в классическую итальянскую засаду, называемую сиестой. В Червинью я приехал в 12.30 и в этот же самый момент на сиесту до 14.30 закрылись все магазины и бюро туристической информации.

На два часа все замерло, невозможно получить информацию о прогнозе погоды, консультации по хижинам и маршрутам, невозможно докупить газ для горелки. Абзац! Вместо того, чтобы двигаться вверх, тупо брожу по этому микрогородку. Дело в том, что если при восхождении на Монблан я был во всеоружии, обладал всей полнотой информации, то с Маттерхорном у меня было много неясностей. Нужен напарник, для того чтобы лезть по заснеженным скалам этой самой «раскрученной» горы в мире, а напарника у меня (увы!) не было. Было два варианта: либо найти напарника на месте, либо просто разведать все трансферы, отели и подходы.
В бюро информации доброжелательная женщина поведала мне о том, что на горе я буду совсем одинок, что местные не ходят в такую погоду на такую гору из-за слишком высокой опасности, что в хижине Абруцци (Abruzzi Hut – 2810 м) есть небольшое зимнее помещение на четверых человек и в ближайшие дни ожидаются обильные снегопады. «Будем посмотреть» - решил я про себя и бодрым маршем в 15.30 стартовал к хижине. К хижине вела автодорога в большинстве своем асфальтовая! А уже в 17.30 я носился вокруг хижины как угорелый в поисках зимнего помещения и поминал «добрыми» словами работницу бюро информации.

Через 30 минут поняв бесполезность своих попыток, рванул выше, в надежде добежать до наступления темноты до следующей хижины. На крайний случай у меня была с собой палатка, но она была сыровата после ночи в Курмайоре. В 19.00 начался сильный снегопад, темнело, провести ночь в палатке, в пургу, на гребне Маттерхорна с неясными перспективами на следующие несколько дней не хотелось. К 21.00 спустился ниже хижины Абруцци и нашел укромное место под прикрытием скальника, где и установил свой штурмовой домик – палатку Alexika SuperLight 2. В эту ночь палатка сдала свой экзамен на готовность к суровым восхождениям.

По причине жесткой непогоды готовил внутри и, вообще, старался как можно меньше высовываться наружу. Палаточка оказалась суперская: однослойная, весом 1,45 кг, с кучей вентиляционных отверстий, для одиночки или для двойки – идеальный вариант. Пошита качественно, крой продуман, материалы самые современные. Немного необычно вставляются стойки, но, потренировавшись пару раз, к этому привыкаешь.

12.10.2013г.
К утру выпало около 40-50 сантиметров снега, изрядно похолодало. Окружающие меня Альпы за одну ночь переоделись в зимнюю шубку. Сосульки со скальника за ночь дотянулись до палатки, став дополнительным ледовым креплением к скале :) Снега навалило столько, что мне пришлось отказаться от идеи прогуляться в Швейцарию.

Спустившись в Червинью, застал там работающую снегоуборочную спецтехнику и, не смотря на разгар дня, неработающие 99 процентов магазинов.

На дверях некоторых была табличка с указанием телефонного номера продавца, но звонить, разумеется, не стал. Беспокоить людей ради того, чтобы просто побродить по лавкам и магазинчикам, как это было в Катманду или Берхтесгадене, не позволяла совесть. В бюро туристической информации знакомой мне по вчерашнему дню сотрудницы не оказалось и, проглотив свои претензии, просто поблагодарил сменившего ее мужчину. Днем на автобусе, на колеса которого были надеты цепи, покинул это снежное царство.

В 20.35, ошалевший от пересадок, переездов и смены климатических поясов вышел на автовокзале Милана в пятнадцатиградусную «жару». От меня воняло так, что я старался сидеть подальше от остальных пассажиров, а мои носки нужно бы уничтожить под контролем международной комиссии по нераспространению химического оружия. БОМЖевание подошло к концу. Неподалеку нашел студенческий хостел и после недельной прогулки по горам я наконец-то принял душ!

13.10.2013г.
Автобус. Аэропорт. Самолет. Родина.

Часть III. БОМЖом ты можешь и не быть, но путешествовать как БОМЖ возможно.
Выезд состоялся, планы выполнены на 90 процентов. Восхождение на Маттерхорн изначально было под большим вопросом из-за отсутствия надежного напарника.
Главный итог – это обретенный опыт путешествия по южным Альпам при минимальном соприкосновении с цивилизацией. Не могу сказать, что этот способ путешествия подойдет всем, т.к. ночевать в отелях, находясь в альпийских долинах, безусловно, комфортнее, но мне понравилось то, что я сделал. Я находился вдалеке от дома, от людей моей культуры и языка, многие вечера и участки маршрута проводил в одиночестве, и тем не менее, я не чувствовал себя одиноким. Практически 90 процентов времени я был в горах, а там я ощущал себя в родной стихии и множество границ стирались передо мной.
В очередной раз, прикоснувшись к Альпам, я вновь ощутил радость от общения с ними! Это было замечательное путешествие!