Уважаемые читатели "Риска"! По просьбе автора выкладываю здесь статью, написанную Назаровым Икрамом Усмановичем, замечательным узбекским альпинистом, географом, гляциологом (г.Ташкент). Свой путь в альпинизме он начал в 1952 году в а/к"Буревестник". Ему посчастливилось общаться со многими выдающимися альпинистами, о чём он и рассказал в своей книге "Дервиш в горах". Эта же статья посвящена памяти восьми женщин, погибших на пике Ленина в 1974 году. Икрам Усманович очень хотел поделиться своими личными воспоминаниями об этом событии, чтобы люди помянули добрым словом погибших 40 лет назад. Итак, передаю слово автору.

Памир МАЛ - 40 лет назад

Дорогие друзья, прошло ровно 40 лет, как эта трагедия потрясла весь спортивный мир. До сих пор не могу забыть эти тревожные дни, потому что хорошо знал и видел лица этих женщин, когда они собирались совершить свой бессмертный подвиг ради жизни, ради спорта. Видать, в этом, и кроется кристальная чистота души человека и любовь горам.
Памир МАЛ - 40 лет назад. (Альпинизм, 1974, женщины, траверс, шатаева, трагедия, пик ленина)

Начал переводить некоторые полезные статьи на тематику альпинизма, вашему вниманию одна из них.

By Shannon Davis and Julie Ellison

Спаси себя сам! Основные навыки самоспасения. (основы самоспасения, узел пруссика, узел uiaa, узел мунтера, альпинизм)

Вы страхуете своего партнера, который лидирует 6й участок на маршруте, и остается только 2 простых веревки до вершины. Это замечательный день, Вы чувствуете силу, а Ваше возбуждение льется через край. Единственный неприятный момент – это сгущающиеся облачка над вершиной. И в этот момент Вы определенно слышите душераздирающий крик. Момент полной тишины перед тем, как Ваше тело рванет к станции. «Ты в порядке?!» – кричите Вы своему партнеру так сильно, как только можете, но в ответ не слышите ничего, кроме свистящего ветра. Только сейчас Вы начинаете подмечать громовые тучи, подкатывающие к Вам издалека.

Так… и что теперь?

Федерация альпинизма и скалолазания провела сегодня в ущ. Булоксу Ташкентской области Чемпионат Узбекистана по драйтулингу, посвященный светлой памяти Андрея Байназарова, погибшего и оставшегося на Победе.

Чемпионат Узбекистана по драйтулингу памяти Андрея Байназарова (Альпинизм)

С учетом всяческих природных катаклизмов в виде снегопадов и холодов в России, думаю, самое время выложить отчет с нашего небольшого летнего похода по горам западной части Пскемского хребта, р-н Испая.

Испайское ущелье, Пскемский хребет. (Альпинизм, дувалисурх, койтау, пиазак, замок, ущелье испай)

Гималаи (Непал, трек вокруг Аннапурны), отчёт апреля 2011 (Горный туризм, annapurna, namung la, mimdu-danda, mount, himalaya, горы, мимду-данда, аннапурна)

Гималаи (Himalaya) - высочайшая горная система Земли. Гималаи расположены между Тибетским нагорьем (на севере) и Индо-Гангской равниной (на юге); резко выраженный климатический и природный рубеж между горными пустынями Центральной Азии и тропическими ландшафтами Южной Азии.

Вот и разменял август вторую декаду. Подходит в концу очередной горный сезон. Читаю Риск. Грустно, оттого что застрял в Москве. Мои знакомые ребята в эти дни должны подниматься на пик Ленина. Хорошей им погоды!
Пик Ленина! Неожиданно вспомнинаю, что несколько дней назад в истории нашего альпинизма была печальная дата. В ночь с 7 на 8 августа, 35 лет назад, над пиком Ленина бушевал ураган, погубивший первую высотную женскую команду Эльвиры Шатаевой.

Часть 1 -там
Часть 2 – здесь
Часть 3 - тут

Варианты организации станции страховки ©. Часть 4. (Окончание). (Альпинизм, безопасность, альпинизм, технические советы)

«И эти люди запрещают мне ковырять в носу…»
(из анекдота)

«Подводные камни» и «грабли» на станциях.